|
О. А. Артюшиной «Проведение декады трудового обучения, как средство для развития профессиональной компетенции учителей трудового профессионального обучения». Пояснительная записка
Тема проекта по самообразованию на 2012-2015 у.г.
учителя трудового профессионального обучения
О.А. Артюшиной
«Проведение декады трудового обучения, как средство для развития профессиональной компетенции учителей трудового профессионального обучения».
Пояснительная записка.
Изменения, происходящие в современной системе образования, делают необходимостью повышение квалификации и профессионализма учителя, т.е. его профессиональной компетенции. Свободно мыслящий, прогнозирующий результаты своей деятельности и моделирующий образовательный процесс учитель является гарантом достижения поставленных целей. Пришли «иные времена»: введены новые стандарты. Настало время учить детей по новому, учитывая не накопленные знания, умения и навыки, а формировать универсальные учебные действия, которые будут способствовать успешной социализации обучающихся.
Профессиональная компетентность учителя опирается на профессиональную самооценку и включает в себя: сознание человеком норм, правил, моделей своей профессии как эталонов для осознания своих качеств; осознание этих качеств у других людей, сравнение себя с неким абстрактом или конкретным коллегой; учет оценки себя как профессионала со стороны коллег; понимание себя, своего профессионального поведения, а также эмоциональное отношение и оценивание себя.
Анкета «Выявление способности учителя к саморазвитию»*
Инструкция. Отвечая на вопросы анкеты, поставьте, пожалуйста, напротив каждого утверждения балл:
5 - если данное утверждение полностью соответствует вашему мнению;
4 - скорее соответствует, чем нет;
3 - и да, и нет;
2 - скорее не соответствует;
1 - не соответствует.
Утверждение
|
Баллы
|
Я стремлюсь изучить себя
|
|
Я оставляю время для развития, как бы ни был занят работой и домашними делами
|
|
Препятствия стимулируют мою активность
|
|
Я ищу обратную связь, т. к. это помогает мне узнать и оценить себя
|
|
Я рефлексирую свою деятельность, выделяю для этого время
|
|
Я анализирую свои чувства и опыт
|
|
Я много читаю
|
|
Я активно дискутирую по интересующим меня вопросам
|
|
Я верю в свои возможности
|
|
Я стремлюсь быть более открытым человеком
|
|
Я осознаю то влияние, которое оказывают на меня окружающие люди
|
|
Я управляю своим профессиональным развитием и получаю положительные результаты
|
|
Я получаю удовольствие от освоения нового
|
|
Возрастающая ответственность не пугает меня
|
|
Я положительно отнесся бы к продвижению по службе
|
|
Обработка результатов: Подсчитайте общую сумму баллов.
55 и более баллов – Вы активно реализуете свои потребности в саморазвитии.
36-54 балла – у Вас нет сложившейся системы саморазвития, ориентация на развитие сильно зависит от условий.
15-35 – Вы находитесь в стадии остановившегося развития.
*Методика В.И. Зверевой, Н.В. Немовой.
Актуальность проекта.
Декада трудового профессионального обучения проводится ежегодно методическим объединением с целью повышения профессиональной компетентности учителей в рамках планирования научно – методической и опытно – экспериментальной работы, а также для развития познавательной и творческой активности учащихся.
Задачи предметной декады:
- совершенствование профессионального мастерства учителя через подготовку, организацию и проведение открытых уроков, мастер классов, городских и внеклассных мероприятий;
- вовлечение учащихся в самостоятельную под руководством учителя творческую деятельность, повышение их интереса к изучаемым учебным предметам;
- выявление учащихся, которые обладают творческими способностями;
- формирование банка педагогических инструментарий для развития учащихся в области технологии и художественного прикладного искусства.
В процессе работы по данному проекту предполагается:
- провести диагностику уровня профессиональной самооценки (тестирование);
- выявить мотивации к достижению профессиональных успехов (обсуждение на методическом объединении);
- готовность к творческой самореализации в профессиональной сфере.
К числу рассмотрения наиболее важных задач профессиональной компетенции учителей трудового профессионального обучения, относится:
- осознание адекватной мотивации реализации себя в профессиональной области;
- способность качественно решать профессиональные задачи;
- способность творчески применять профессиональные знания и умения;
- способность прогнозировать результаты своих профессиональных воздействий;
- способность принимать ответственность за свои профессиональные действия;
- профессиональную рефлексию;
- способность получать удовольствие в процессе профессиональной деятельности;
- умение взаимодействовать в профессиональном сообществе;
- стремление к профессиональному росту и мастерству, потребность в профессиональном совершенствовании.
Ведущая идея проекта:
Компетентность учителя формируется в деятельности и всегда проявляется в органичном единстве с ценностями человека, так как только при условии ценностного отношения к деятельности, личностной заинтересованности достигается высокий профессиональный результат.
Инновация: синтез различных педагогических подходов, объединенных единой целевой установкой – найти свое «Я».
Новизна проекта:
Разработка творческого педагогического проекта – интеграции «Проведение декады трудового профессионального обучения, как средство для развития профессиональной компетенции учителей трудового обучения».
В основу проекта:
1. Гибкость и вариативность содержания проведения декады трудового профессионального обучения.
2. Системность.
3. Демократичность.
4. Индивидуальность.
Концептуальной основой проекта является профессиональная компетентность учителя трудового профессионального обучения, представляющая собой системное единство, интегрирующее личностные, предметные и инструментальные особенности и компоненты». Компетентность - это не просто обладание знаниями, а постоянное стремление к их обновлению и использованию в конкретных условиях, то есть владение оперативными и мобильными знаниями; это гибкость и критичность мышления, подразумевающая способность выбирать наиболее оптимальные и эффективные решения и отвергать ложные.
Проект рассчитан на три года и направлен:
- на повышение методической компетентности учителя трудового профессионального обучения в области способов формирования знаний, умений и навыков учащихся;
- выявления аутопсихологической компетентности в области достоинств и недостатков собственной педагогической деятельности и личности;
- на развитие профессиональной компетентности учителя;
План работы учителя трудового профессионального обучения
О.А. Артюшиной над темой самообразования:
Этапы
|
Содержание работы
|
Форма представления результатов
|
Первый год работы над проектом (2012 – 2013 у.г.)
|
I. Диагностический
|
1. Анализ затруднений.
2. Постановка проблемы.
3. Изучение литературы по проблеме и имеющегося опыта.
|
Собеседование с методистом.
|
II. Прогностический
|
1. Определение цели и задач работы над темой.
2. Разработка системы мер, направленных на решение проблемы.
3. Прогнозирование результатов.
|
Выступление перед коллегами на методическом объединении учителей трудового профессионального обучения.
|
Второй год работы над темой (2013 – 2014 у.г.)
|
III. Практический
|
1. Внедрение передового практического опыта; системы мер, направленных на решение проблемы.
2. Формирование методического комплекса.
3. Отслеживание процесса, текущих и промежуточных результатов.
4. Корректировка работы.
|
Открытые уроки, интегрированные уроки, мастер – классы, выступления на городских, региональных, межрегиональных конкурсах и выставках, проведение мероприятий городского и школьного уровня т.д.
|
Третий год работы над темой (2014-2015 у.г.)
|
IV. Обобщающий
|
1. Подведение итогов.
2. Оформление результатов работы по теме.
3. Представление материалов.
|
Выступления на заседании методического совета, конференциях городского, регионального, международного уровней, размещение информации на личном сайте учителя, в средствах массовой информации.
|
В ходе дальнейшей педагогической деятельности
|
V. Внедренческий
|
1. Использование опыта самим учителем в процессе дальнейшей работы.
2. Распространение опыта.
|
Издание методической брошюры, разработка творческих сценариев, индивидуальных обучающих проектов и др.
|
Механизм реализации проекта.
- Интернет - ресурсы (поиск методических разработок);
- Изучение публикаций на интересующую тему в специальных педагогических журналах;
- Консультации специалистов методического центра г.о.Тольятти;
- Приобретение журналов, брошюр по проведению развлекательных мероприятий, методики проведения нетрадиционных уроков;
- Проведение открытых общешкольных и городских мероприятий, мастер – классов, участие в конкурсах, выставках городского, регионального, межрегионального и международного уровней;
- Учеба на курсах по повышению педагогической квалификации (дистанционно, организованные при содействии администрации школы);
- Консультации по разработке методики проведения интегрированных уроков (методисты в своём учреждении и специалисты Ресурсного центра г.о.Тольятти);
- Проведение мероприятий, нетрадиционных уроков (наработка компетенций и апробация методики проведения);
- Введение методики проведения нетрадиционных уроков обучения для детей с ОВЗ в учебный процесс на уроках трудового профессионального обучения.
План организации и порядка проведения предметной декады по трудовому профессиональному обучению:
1. Предметная декада проводится в соответствии с планом работы школы-интерната №3.
2. План подготовки и проведения предметной декады рассматривается на заседании МО, согласовывается с курирующим заместителем директора, утверждается директором школы – интерната №3 не позднее, чем за две недели до начала ее проведения.
3. Организатором предметной декады является методический центр.
4. Участниками предметной декады являются:
- все учителя, преподающие предмет или группу дисциплин образовательной области технологии, по которым проводится предметная неделя;
- ученики школы - интерната №3, изучающие предмет или образовательную область, по которым проводится предметная неделя.
5. В рамках предметной декады могут проводиться:
- нетрадиционные уроки по предмету;
- внеклассные мероприятия на параллели учебных классов и между параллелями;
- общешкольные мероприятия, городские, региональные, межрегиональные;
- организация и проведение мастер-классов;
- участие различного уровня в выставках, конкурсах, конференциях.
6. Каждый учитель предметник проводит не менее одного мероприятия.
7. Проведение предметной декады должно сопровождаться разнообразной наглядной информацией, которая располагается в различных помещениях школы.
8. По итогам предметной декады наиболее активные ее участники (как учителя, так и обучающиеся) награждаются грамотами.
9. По окончании предметной декады на заседании методического объединения проводится анализ мероприятий, организованных в ходе недели.
10. По итогам предметной декады заместителю директора школы по УВР, который курирует ее проведение, сдаются следующие документы:
- план предметной декады;
- планы уроков или сценарии открытых мероприятий;
- анализ итогов предметной декады (руководителем МО);
11. Размещение материала на сайте школы.
|
|
|