Главная страница

Изучение зависимости между интеллектуальным развитием и успеваемостью учащихся как средство повышения качества образования Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №3 г. Козьмодемьянска»


Скачать 93.2 Kb.
Название Изучение зависимости между интеллектуальным развитием и успеваемостью учащихся как средство повышения качества образования Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №3 г. Козьмодемьянска»
Дата 12.03.2016
Размер 93.2 Kb.
Тип Документы



Изучение зависимости между интеллектуальным развитием и успеваемостью учащихся как средство повышения качества образования

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №3 г. Козьмодемьянска» - инновационное образовательное учреждение. Основными направлениями работы с одаренными детьми в школе являются: их выявление, отслеживание результатов обученности, создание условий в образовательном процессе для развития личности одаренных детей и самореализации, содействие их профессиональному самоопределению.

Выявление одаренных детей осуществляется посредством психологического мониторинга интеллектуального развития, который представляет систему диагностических процедур, проводимых в различные возрастные периоды учащихся с целью обеспечения преемственности и управления качеством образования. Долгосрочные наблюдения и контроль за количественными и качественными характеристиками психического развития детей способствуют составлению прогноза возможных изменений в познавательной деятельности школьников. Работа по выявлению и развитию интеллектуальной одаренности детей в нашей школе включает и педагогический мониторинг. Отслеживается уровень обученности школьников по среднему баллу. Сравниваются результаты успеваемости с результаты диагностики интеллектуального развития. Целью таких сопоставлений является изучение связей между интеллектуальным развитием и школьной успеваемостью, выяснение того, какие именно интеллектуальные механизмы определяют успешность усвоения различных учебных дисциплин на разных этапах обучения в школе. Что в конечном итоге позволяет организовать учебный процесс так, чтобы не понизить интеллектуальный уровень школьников, сохранить их в своей интеллектуальной группе, создать максимально эффективные условия для его повышения. То есть изучение связей между интеллектом и успеваемостью позволяет эффективнее управлять качеством образования.

Для обработки результатов исследования используем корреляционный анализ, который позволяет определить, как связаны между собой интеллектуальные способности учащихся с их успеваемостью. Корреляция интеллектуальных способностей и школьной успеваемости по блокам учебных дисциплин в нашем исследовании находится в промежутке от 0.49 до 0.75 , а между типами мышления и успеваемостью по отдельным предметам учебного плана от 0,47 до 0,79.

Поскольку интеллектуальное развитие исследуемой группы учащихся описывается кривой нормального распределения, следовательно, большинство учащихся данной группы (около 50 % выборки учащихся) имеют средний уровень интеллекта. Возникает вопрос: от чего же зависит успеваемость учащихся данной группы?

По-видимому, различия в успешности обучения по разным учебным предметам учеников со средними способностями можно объяснить разными типами интеллекта.

Анализируя данные корреляции между интеллектуальным развитием и успеваемостью учащихся параллели седьмых классов нашей школы, можно сделать вывод о том, что наиболее тесно свя­зан с успеваемостью пространственный и гуманитарный тип интел­лекта. Между пространственным типом мышления и предметами физико-математического цикла коэффициент корреляции находится в промежутке от 0,71 до 0,79, то есть наблюдаются сильная корреляционная связь. Так же сильная корреляционная связь, хотя и с несколько меньшими значениями (0,57-0,71) между пространственным типом мышления предметами естественно - научного цикла. В то же время корреляция между предметами гуманитарного цикла и пространственным типом мышления слабее от 0,48 до 0,51, то есть умеренная. Корреляционная связь между аналитическим типом мышления и успеваемостью по предметам естественно - научного и гуманитарного циклов является умеренной, поскольку находится в промежутке от 0,45 до 0,54, тогда как между предметами физико-математического цикла и аналитическим типом мышления корреляционная связь значительно сильнее, то есть от 0,68 до 0,73, что соответствует сильной корреляционной связи. Таким образом, сопоставляя результаты корреляции типов мышления и обученности по отдельным учебным дисциплинам, можно установить, что значительный вклад в успешность обучения учащихся параллели седьмых классов по гуманитарным, естественнонаучным и физико-математическим дисциплинам вносят соответст­венно гуманитарный, прост­ранственный и аналитический типы интеллекта, причем последний определяет лишь успешность обучения по предметам физи­ко-математического блока. Пространственный интеллект влияет как на успешность изучения физики и математики, так и на успеваемость по естественнонаучным дисциплинам. А гуманитарный интеллект имеет большое значение для успешности в обучении любому предмету учебного плана.

Кроме этого по графику, приведенному ниже, можно сделать вывод о том, что аналитический тип интеллекта менее выражен, поскольку кривая соответствующая данному типу мышления смещена влево по отношению к кривой нормального распределения.

Поэтому в процессе обучения школьников, следует пер­воначально развивать пространст­венный и гуманитарный типы интеллекта и только потом – аналитический тип мышления. Это обстоятельство необходимо учитывать при выборе учебных программ, учебно-методических комплектов, составлении календарно - тематического планирования и поурочных планов учителей.

Рассмотрим таблицы 4 и 5 из которых видно, что коэффициент корреляции между типами интеллекта и успеваемостью учащихся достаточно высокий, но тем не мене во всех случаях меньше 1.

Таблица 4


Блок учебных дисциплин

А

П

Г

физико-математические

0,72

0,75

0,67

естественно-научные

0,57

0,63

0,68

гуманитарные

0,49

0,50

0,73






Таблица 5

Предметы учебного плана

А

П

Г

алгебра

0,73

0,78

0,65

геометрия

0,72

0,79

0,67

физика

0,68

0,71

0,70

история

0,53

0,65

0,68

биология

0,52

0,57

0,51

география

0,50

0,63

0,73

Русский язык

0,45

0,49

0,78

литература

0,54

0,51

0,75

Иностранный язык

0,47

0,48

0,69




( А – аналитический тип мышления, П – пространственный тип мышления,

Г – гуманитарный тип мышления).

Следовательно, абсолютной прямой связи между интеллектом и успеваемостью не наблюдается. Наличие значимой корреляционной связи между показателями интеллекта и успеваемости можно объяснить следующим образом. С одной стороны, педагоги интуитивно используют определенную интеллектуальную характеристику в качестве критерия отметки по предмету. С другой стороны, деятельность учителя в рамках своего предмета способствует развитию определенных интеллектуальных качеств. Кроме этого в нашем исследовании есть и умеренные корреляционные связи межу изучаемыми параметрами. Умеренную корреляцию между исследуемыми параметрами можно объяснить тем, что в процессе учебы отдельные школьники, имеющие хорошие данные в силу каких-то обстоятельств, например социальных, учатся не в меру своих способностей или же наоборот, учащиеся имеющие средние способности за счет своего упорства и трудолюбия достигли достаточно высоких результатов.

Для выяснения причин несоответствия интеллектуального развития и успеваемости необходимо, выделить из общего числа учащихся параллели, классы, в которых наблюдаются очень слабые, слабые или умеренные корреляционные связи. Деление интеллекта на составляющие (аналитический, пространственный и гуманитарный типы мышления) позволяет определить такие несоответствия по каждому типу мышления и сделать вывод о том, какой вклад в его развитие вносит конкретный предмет учебного плана. Более того это позволяет выйти на результативность в работе педагога по развитию преобладающего типа мышления у учащихся.

Затем в классах, имеющих такие несоответствия, необходимо изучить причины их возникновения психологом, классным руководителем, учителем-предметником, администрацией школы. И наконец, после детального изучения разработать рекомендации по корректировке несоответствия, если успеваемость, ниже уровня интеллекта. Если же успеваемость стала выше интеллектуального уровня развития, то опыт работы такого педагога следует предложить к распространению.

Таким образом, располагая результатами корреляционного анализа можно вести сравнение коэффициентов корреляции между параллелями, между классами в параллелях, между отдельными предметами. Сравнительный анализ результатов корреляции позволяет выявить факторы, влияющие на качество образования, принять адекватные решения по устранению недостатков в обучении и созданию условий для совершенствования образовательного процесса школы.

В качестве таких факторов могут быть: квалификация педагогов, учебный план, выбранные педагогические технологии, наличие или отсутствие методического обеспечения, материальная база и т.д.

В заключение можно отметить, что результаты данной работы в целом – это информация об ученике в данный момент, некоторый статистический срез данных. Этот срез является фиксацией состояния системы, отправной точкой для выстраивания дальнейших практических шагов. Но самое главное в результатах этой работы то, что на основе современных компьютерных программ проводится отслеживание изменений системы, показателей ученика, класса, учителя, школы от года к году. На основе этого происходит увеличение результативности педагогических действий, усиливается обратная связь между процессом становления личности и процессом получения знаний, умений, навыков, предусмотренных школьной программой. Результаты работы позволяют более конкретно увидеть наиболее успешные и неуспешные для данного ученика сферы учебной деятельности и дают возможность произвести их корректировку.

Таким образом, спектр применения результатов данной работы очень широк и позволяет производить корректировку учебного процесса и принимать управленческие решения, способствующие повышению качества образования.

Список литературы

Айзенк Г.Ю. Интеллект: новый взгляд // Вопросы психологии. 1995.

Бабаев Ю.Д. Психологический тренинг для выявления одаренности.- Молодая Гвардия,1998.

Бабаев Ю.Д. Психология одаренности детей и подростков. - М. Академия, 1996.

Дружинин В.Н. Психология общих способностей. 3-е изд. – СПб.: Питер, 2008.

Дерябко С.Д. О диагностике эффективности образовательной среды.- Молодая Гвардия,1997.

Корнилова Т.В. Введение в психологический эксперимент: Учебник. – 2-е изд. – М.: Изд-во МГУ; Изд-во ЧеРо, 2001.

Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2007.

Савянков А.И. Одаренный ребенок в массовой школе.- М. Сентябрь, 2001.

Хуторской А.В. Развитие одаренности школьников.- М. Владос, 2000.