Главная страница

Проек т «Читаем сами – читаем с мамой»


Скачать 212.31 Kb.
Название Проек т «Читаем сами – читаем с мамой»
Дата 11.02.2016
Размер 212.31 Kb.
Тип Анализ


П Р О Е К Т
«Читаем сами – читаем с мамой»
Школьная библиотека как центр возрождения традиций семейного чтения

Содержание



Паспорт проекта

Анализ ситуации и обоснование цели и задач проекта

Ожидаемые результаты

Механизм реализации проекта

Промежуточные результаты

Список используемой литературы

Приложения

3

5

10

11

14

18



  1. Паспорт проекта




Наименование проекта

«Читаем сами – читаем с мамой»

Школьная библиотека как центр возрождения традиций семейного чтения

Основные разработчики проекта

Спиридонова Людмила Ивановна – библиотекарь

МБОУ «Школа № 45»

Актуальность проекта

Возрождение традиций семейного чтения – это актуальная проблема сегодняшнего дня. И оно должно быть вдвойне актуальнее, ведь родители и дети перестали слушать и слышать друг друга. Только читая с мамой и папой, ребенок приобщается к семейным традициям. Проблемы чтения стоят в одном ряду с важнейшими государственными задачами защиты и обеспечения безопасности российской национальной культуры.







Цель и задачи проекта

Цель проекта: повышение роли библиотеки в формировании устойчивого интереса к чтению и возрождению традиций семейного чтения.

Задачи:

- создать информационно-педагогическую базу по развитию интереса к чтению у обучающихся;

- приобщить обучающихся к регулярному чтению детской литературы и посещению школьной библиотеки;

- привлечь родителей к регулярному посещению школьной библиотеки, повысить их компетентность в области детской литературы;

- оказать методическую помощь родителям в руководстве чтением детей,

- создать комфортную среду общения семьи в стенах библиотеки, способствующую укреплению и развитию семейных отношений.

Целевая группа

Обучающиеся 4-х классов, родители, педагоги.

Описание проекта по этапам

Подготовительный – сентябрь – декабрь 2009:

изучение и анализ литературы по проблеме.

Практический (экспериментальный) январь 2010 – декабрь 2011 гг.:

разработка и реализация совместных мероприятий с родителями, обучающимися, педагогами.

Итогово-диагностический январь 2011 – май 2012 гг.: создание методических разработок, печатной продукции, рекомендаций по возрождению традиций семейного чтения.

Прогнозируемые результаты реализации данного проекта

  1. Приобщение обучающихся к регулярному чтению детской литературы и посещению школьной библиотеки.

  2. Привлечение родителей к регулярному посещению школьной библиотеки, повышение их компетентности в области детской литературы.

  3. Создание информационно-педагогической базы для родителей по развитию интереса к чтению у детей, включающую в себя: программы родительских лекториев, методические материалы для родителей, рекомендательные библиографические списки, рекламную продукцию.

  4. Создание комфортной среды общения семьи в стенах библиотеки, способствующей укреплению и развитию семейных отношений, в том числе проведение семейных литературных праздников, конкурсов, викторин.

  5. Повышение востребованности школьной библиотеки как консультанта и информационного ресурса интеллектуального развития.




Исполнители проекта и основных мероприятий

Библиотекарь, педагоги, обучающиеся, родители

Основные ресурсы и источники их финансирования

Основой для реализации Проекта являются информационные, кадровые и материальные ресурсы школьной библиотеки, иные финансовые источники, не запрещенные законодательством.

Наличие необходимых ресурсов:
- информационный ресурс (постоянно обновляемый фонд библиотеки, наличие периодических изданий);
- методический ресурс (опыт организации детского чтения, наличие учебно-методических материалов);
- кадровый ресурс (соответствие профессиональной компетенции школьного библиотекаря и учителей целям проекта).



  1. Анализ ситуации, обоснование целей и задач проекта

В последнее время о традициях говорят много. Это и громкие слова о «возрождении традиций и повышении уровня самосознания нации», и удивительные истории об обычаях других стран, и реклама, где все всегда традиционно. Традиции – это розовощекие красавицы, поющие на сцене народные песни, и шумная Масленица с душистыми блинами, пушистая верба на Вербное воскресенье и демонстрация в День Победы. А еще традиции – это мама, каждый вечер рассказывающая детям сказку на ночь, это папа, который превращается в Деда Мороза тайком на лестнице, и миллион мелочей, которые есть только в вашей семье и которые остаются с вами сладкими воспоминаниями о детстве.

В России существовали прекрасные традиции семейных чтений, когда родители и дети вместе думали, переживали, сострадали. Как же сделать, чтобы семейное чтение в России было не уходящей традицией, а вечной ценностью? И каждый из вас скажет: «Нужно читать вместе с детьми. Просто брать книжку, садиться рядышком и читать вслух».

Семейное чтение - это лучший вид коллективного общения. Возродить забытую традицию – значит вернуть в дом культуру, взаимопонимание, тепло духовного общения.

А стоит ли возрождать традицию семейного чтения? И я заранее знаю ответ на этот вопрос, он будет утвердительным. Читая, вы передаете детям свои эмоции, обмениваетесь впечатлениями, другими словами, находитесь в постоянном взаимодействии. Нельзя забывать и о воспитательной функции такого чтения для ребенка, который воспринимает литературу с вашей подачи. Но и это не самое главное. Семейное чтение формирует семейный дух, общий настрой, да и просто создает добрую домашнюю атмосферу.

Когда – то Россия считалась самой читающей страной в мире. Но на рубеже веков ситуация поменялась. С приходом в общество новых информационных технологий книга как-то отошла на второй план. Снизился интерес к чтению. Страна подошла к критическому пределу пренебрежения чтением. И это общемировая тенденция. На такое положение с чтением обратило внимание и наше государство. Национальная программа поддержки и развития чтения – решение проблемы снижения интереса к чтению.

Семейному чтению отдают предпочтение и за рубежом. Я уверена, что именно семья, а не школа является наиболее важным образовательным учреждением, и самые важные наставники – родители. Но становление ребенка как читателя не может проходить без активного участия школьной библиотеки и родителей. Они должны играть роль стимулятора интереса к чтению.

Именно поэтому ЮНЕСКО считает, что фундаментом нового общества знаний должны стать библиотеки, в частности школьные. Ведь школьная библиотека – генератор, катализатор, создатель инновационной образовательной среды.

Возрождение традиций семейного чтения – это актуальная проблема сегодняшнего дня. И оно должно быть вдвойне актуальнее, ведь родители и дети перестали слушать и слышать друг друга. Только читая с мамой и попой, ребенок приобщается к семейным традициям. Важнейшая роль в воспитании личности принадлежит книге. И это неоспоримо. В.А. Сухомлинский писал: «Школа – это - прежде всего книга. Воспитание – прежде всего слово, книга и живое человеческое отношение».

Чтение и читательская грамотность сегодня высоко ценятся и осознаются мировым сообществом: не случайно 2003 – 2012 годы объявлены Организацией Объединенных Наций десятилетием грамотности.

«Если с детства у ребенка не воспитана любовь к книге, если чтение не стало его духовной потребностью на всю жизнь, в годы отрочества душа ребенка будет пустой» – к такому выводу пришел талантливый педагог ХХ века В. А. Сухомлинский.

Особую роль в воспитании любви к книге и чтению играет семья. Тем не менее, сегодня мы констатируем:

  • Традиции семейного чтения утеряны

  • Вторичная неграмотность – проблема не только детей, но и родителей

  • Понижение интереса к чтению негативно отражается на психо - эмоциональной среде и образовательном уровне социума небольшого муниципального образования

Библиотека, являясь структурным подразделением, заинтересована в выполнении поставленных обществом задач, а именно проблемы семейного чтения. О книге, о любви к чтению, о семейных и школьных библиотеках шел разговор на общешкольных родительских собраниях, в которых приняли участие более трехсот родителей из 4-х классов. Почему были выбраны эти классы? В течение одной четверти во всех классах проводились замеры результатов общеучебных умений: скорость чтения, скорость письма, скорость вычисления, причем это делается уже третий год подряд в условиях диагностико - технологического управления школой (по системе Зайцева В.Н.). Результаты не утешают и особенно в 4-5-х классах, где нарушается преемственность в преподавании, начинаются возрастные психологические изменения. Вторым шагом, после замеров результатов ЗУН, стало анкетирование всех школьников 4, 5-х классов, с целью выяснения причин низкого уровня техники чтения и поиска путей решения этой проблемы совместно с родителями. В анкетировании приняли участие 208 школьников: 68 уч-ся прочли за последние 3 месяца по 3 книги по собственному желанию. Читают, чтобы больше узнать - 75 человек, чтобы получить удовольствие от чтения – 25. Лидирует в списке книг, которые предпочитают ребята, приключенческая литература – 111 ответов. В 70-х семьях читают вслух любимые произведения, 120 детей хотели бы читать вместе с родителями, а большинство рассказывают о прочитанном своим мамам и папам, бабушкам и дедушкам 25 человек. Вот об этих итогах анкетирования, о результатах проверки техники чтения, о поддержании интереса к чтению, о формировании семейной библиотеки и шел разговор на родительских собраниях - это стало третьим шагом в работе школы над данной проблемой (Приложение 1).

Кроме этого было проведено мини-исследование «Книга и библиотека в жизни семьи» (за основу были взяты «Тесты для детей и родителей» Тихомировой И.И.). Целью исследования явилось выявление интереса родителей и их детей к книге и чтению (в том числе к чтению в семье).

Было распространено 340 анкет, обработано 320 анкет. Среди респондентов 13 мужчин и 327 женщин в возрасте от 22 до 45 лет. 55% из них с высшим образованием и 30% со  средним специальным. 25% посещают библиотеку вместе с ребенком. 30% опрошенных ответили, что их ребенок читать любит. Но в то же время на первом месте в ряду интересов ребенка стоит компьютер, телевизор (60,4%), а чтение — на втором (30%). Большинство опрошенных ответственность за организацию детского чтения возлагают на семью (40%). На второе место ставится школа (иногда детский сад)- (45%). Ответственность за организацию детского чтения на библиотеку возлагают 14% опрошенных. Приобщить ребенка к чтению можно чтением вслух в семье. Так считают 55,7% респондентов. Читают с детьми вслух 43,5% опрошенных. Иногда читают с детьми вслух 15% опрошенных. А около 60% признаются, что вслух с ребенком не читают. Обсуждать прочитанное, считают необходимым 47% респондентов. Рекомендовать и предлагать литературу считают необходимым 34% опрошенных. Более половины опрошенных (64%) считают, что чтение и обсуждение книг в семье развивает речь, воображение ребенка, влияет на общее развитие подростка. 31,3% считают, что чтение и обсуждение книг сближает семью.  И только 35% всех опрошенных имеют домашнюю библиотеку (Приложение 1).

Исследования, проведенные в школе, еще раз подтвердили выявленные проблемы:

1. Утрату традиций семейного чтения;

2. Низкую мотивацию чтения;

3. Разовый характер чтения.

С опорой на результаты исследований был разработан проект «Читаем сами – читаем с мамой», который призван способствовать возрождению традиций семейного чтения.

Проект предназначен для обучающихся 4-х классов и их родителей, и реализуется в тесном взаимодействии с педагогическим коллективом школы:

- классными руководителями;

- учителями русского языка и литературы;

- советом друзей библиотеки.

Цель проекта: повышение роли библиотеки в формировании устойчивого интереса к чтению и возрождению традиций семейного чтения.

Задачи:

- создать информационно-педагогическую базу по развитию интереса к чтению у обучающихся;

- приобщить обучающихся к регулярному чтению детской литературы и посещению школьной библиотеки;

- привлечь родителей к регулярному посещению школьной библиотеки, повысить их компетентность в области детской литературы;

- оказать методическую помощь родителям в руководстве чтением детей,

- создать комфортную среду общения семьи в стенах библиотеки, способствующую укреплению и развитию семейных отношений.

Практическая значимость проекта состоит в том, что заявленная цель реализуется в процессе совместной деятельности педагогов и родителей, позволяет родителям глубже понять своего ребенка, сплотить семью через чтение художественных произведений, вести индивидуальную работу с каждым ребенком и его семьей.

Результаты проекта позволят обратить внимание на существование проблемы чтения, необходимость совместных мероприятий детей-читателей и их родителей. Данный проект доказывает необходимость возрождения традиций семейного чтения как главного фактора в воспитании человека, читающего и думающего через создание информационно-педагогической поддержки.

Создана сеть информационно-педагогической поддержки:

    • страница на сайте школы «Семейное чтение» (Приложение 3);

  • сборник творческих работ обучающихся (Приложение 4);

  • методические рекомендации по проведению родительских собраний, круглых столов, классных часов (Приложение 5);

  • сценарии проведения семейных литературных праздников, викторин, конкурсов. (Приложение 6);

    • буклеты, для родителей, освещающие просветительскую работу и предлагающие алгоритм семейного чтения (Приложение 2).




  1. Ожидаемые результаты

  1. Приобщение обучающихся к регулярному чтению детской литературы и посещению школьной библиотеки.

  2. Привлечение родителей к регулярному посещению школьной библиотеки, повышение их компетентности в области детской литературы.

  3. Создание информационно-педагогической базы для родителей по развитию интереса к чтению у детей, включающую в себя: программы родительских лекториев, методические материалы для родителей, рекомендательные библиографические списки, рекламную продукцию.

  4. Создание комфортной среды общения семьи в стенах библиотеки, способствующей укреплению и развитию семейных отношений, в том числе проведение семейных литературных праздников, конкурсов, викторин.

  5. Повышение востребованности школьной библиотеки как консультанта и информационного ресурса интеллектуального развития.



  1. Механизм реализации проекта «Читаем сами – читаем с мамой»




№ п/п

Мероприятие

Сроки проведения

Кто проводит

Ожидаемый результат

1 этап – Подготовительный – сентябрь – декабрь 2009 год

1

Проведение теоретического исследования «Книга и библиотека в жизни семьи»

Сентябрь

2009 г.


Библиотекарь, психолог

Обзорный реферат

2

Анкетирование родителей и детей

Сентябрь-ноябрь 2009 г.

Классные руководители, библиотекарь

Анализ

3

Родительское собрание «Книга и ваш ребенок»

декабрь

2009 г.

классные руководители, библиотекарь

осознание родителями важности процесса семейного чтения, формирование библиографической компетентности

4

Разработка проекта «Читаем сами – читаем с мамой»

январь-

март

2010 г.

библиотекарь

проект «Читаем сами, читаем с мамой»

Презентация и рассмотрение проекта на методическом объединении классных руководителей

апрель 2010 г.

библиотекарь

рекомендация к внедрению

2 этап - Практический (экспериментальный) – январь 2010 – декабрь 2011 год
















1

Марафон родительских собраний

сентябрь-ноябрь

2010 г.

классные

руководители, библиотекарь

формирование родительского актива

2

Книжная выставка «Читаем вместе»

октябрь-

ноябрь

2010 г.


библиотекарь

повышение компетентности родителей в области детской литературы

3

Книжная выставка «Путешествуем по стране Литературия»

декабрь

2010 г.

библиотекарь

подготовка к проведению конкурса «Читающая семья»

4

Акция родителей «Подарим библиотеке книжки»

январь

2011 г.

классные руководители, библиотекарь

пополнение фонда библиотеки

5

Конкурс «Читающая семья года»

сентябрь

2010 г.-апрель

2011 г.


классный руководитель, библиотекарь,

члены совета

библиотеки

подведение итогов совместного чтения родителей и детей

6

Книжная выставка «Читаем сами – читаем с мамой»

февраль

2011 г.

библиотекарь

заинтересован - ность родителей детским чтением

7

Фотовыставка «Моя семья читает»

март

2011 г.

классный руководитель

пропаганда семейного чтения

8

Стенгазета «Что и как мы читаем»

апрель

2011 г.

учитель ИЗО, обучающиеся, библиотекарь

демонстрация достижений в чтении, репортажи о проведенных мероприятиях в библиотеке и классе, предоставление читателям возможности поделиться впечатлениями о прочитанном

9

Конкурс «Знатоки сказок»

март

2011 г.

классный руководитель

библиотекарь

демонстрация умения пользоваться полученными знаниями

10

Конкурс «Переплетная мастерская»

май

Библиотекарь,

члены Совета

библиотеки

выработка умений и навыков ремонта книги

11

День семейного отдыха «В мире мудрости народной» - праздник знатоков фольклора

апрель

классные руководители, библиотекарь,

члены совета

библиотеки

объединение семьи на основе совместного чтения, разновидность семейного досуга

13

Викторина «По страницам любимых книг»




библиотекарь,

члены Совета библиотеки

демонстрация умения пользоваться полученными знаниями

14

Бенефис «Супербабушка» - «Придумайте сказке другой конец»

март

2011 г.

библиотекарь,

члены Совета библиотеки

объединение семьи на основе совместного семейного досуга

15

Акция «Почитай мне»

январь

2011г.

библиотекарь, члены совета библиотеки

преемственность читателей младшего и среднего возраста

16

Классный час «Мой род – моя крепость»

февраль

2011 г.

классные руководители, библиотекарь,

члены совета библиотеки

организация совместной деятельности учащихся и взрослых на основе общего интереса – составление родословной

17

Семейный праздник «Шкатулка с секретом»

ноябрь

2011 г.

классные руководители, библиотекарь,

члены совета библиотеки

Объединение семьи на основе совместного чтения, разновидность семейного досуга
















19

Семейное соревнование «Вместе не страшны и тучи»

май

2011 г.

классный руководитель, библиотекарь

объединение семьи на основе совместного чтения, разновидность семейного досуга

20

Награждение – подведение итогов конкурсов на самый читающий класс, самую читающую семью, лучшего читателя

май

2011 г.

администрация школы, попечительский совет





21

Конкурс на самый читающий класс

сентябрь 2010 г.-

апрель 2011 г.


классный руководитель, библиотекарь

стимулирование детского чтения

3 этап - Итогово-диагностический январь – май 2012 года

1

Отчет по проекту на педагогическом совете

май

2012 г.

библиотекарь

решение педагогического совета

2

Информирование профессионального сообщества о результатах проектах

январь

2012 г.


библиотекарь

выступление на городском методическом объединении библиотекарей

3

Информационные сообщения по результатам проекта на заседаниях методических объединений классных руководителей

декабрь

2011 г.

библиотекарь

выступление на

школьных методических объединениях классных руководителей

4

Роль школьной библиотеки в развитии чтения школьников: анкетирование родителей, сбор отзывов

октябрь-ноябрь 2011 г.

библиотекарь

анализ анкет, отзывы родителей

5

Информационное сопровождение проекта в виртуальном пространстве

октябрь

2011 г.-

апрель 2012 г.

библиотекарь

публикации на сайте школы



  1. Промежуточные результаты

Внедрение проекта проходило в три этапа:

1 этап – подготовительный сентябрь – декабрь 2009 год

На первом этапе изучалась проблема приобщения детей к книге в семье. Разрабатывались способы взаимодействия библиотеки, школы и семьи в процессе развития читающего ребенка.

Проводилось анкетирование родителей (анкета, диагностическая карта) (Приложение 1). Анализ данных анкет подтвердил актуальность предлагаемого проекта.

Вот что удалось выяснить в процессе анкетирования:

  • родители мало уделяют внимания чтению своих детей;

  • не знают, какие книги можно порекомендовать своему ребенку, а если и рекомендуют, то детей эти книги не интересуют;

  • не владеют информацией, в какую библиотеку ходит ребенок;

  • в большинстве семей нет практики обсуждения прочитанного.

Анкетирование детей еще раз подтвердило, что родители мало интересуются их чтением. (Приложение 1).

Итогом первого этапа стала разработка проекта «Читаем сами - читаем с мамой» с планом мероприятий по реализации проекта (Приложение 2) и его презентация на школьном методическом объединении классных руководителей.

2 этап – практический (экспериментальный) 2010 – декабрь 2011 год

Этап реализации проекта «Читаем сами – читаем с мамой», направленного на приобщения семьи, воспитывающей детей школьного возраста, к миру книг через сотрудничество с библиотекой, создание методического обеспечения технологии организации семейных чтений и проведение следующих мероприятий:

  • дни открытых дверей (Приложение 7);

  • дни информации для родителей (Приложение 7);

  • утренники, литературные конкурсы, викторины (Приложение 7);

  • семейные праздники (Приложение 7);

  • акция «Подари книгу школе» (Приложение 7);

  • цикл книжных выставок «Книжный парад для семейного чтения», «Книги поколений» (Приложение 8);

  • создание уголка семейного чтения (Приложение 7);

  • выставка рисунков «Краски прочитанной книги» (Приложение 9);

  • выставка семейных фотографий «Моя семья читает» (Приложение 7);

  • размещение на сайте школы www.schooln45.ru на страничке «Наша библиотека» статей, где можно прочитать советы для родителей по детскому чтению, можно узнать о мероприятиях, проводимых в школьной библиотеке (Приложение 3).

3 этап – итогово-диагностический - январь – май 2012 года

Проведение итоговой диагностики.

Для оценки эффективности реализации проекта проводится анкетирование обучающихся, родителей и педагогов. Хотя проект еще не завершен, но уже сегодня мы можем сказать, что становление ребенка как читателя не может проходить без активного участия школьной библиотеки и родителей с самого раннего возраста. Они должны играть роль стимулятора интереса к чтению.

Проведенная совместная работа в плане сотрудничества (обучающийся – родитель - педагог - библиотекарь) дала возможность использовать такие формы работы, как читательские семейные конференции, библиотечные уроки, семейные книжные викторины, конкурс «Читающая семья»; активизировать чтение обучающихся, привлечь родителей к совместному чтению, к участию в библиотечных мероприятиях. В качестве основных достижений по проекту можно считать тот факт, что:

Родители:

- стали частыми гостями школьной библиотеки;

- 15% семей обучающихся записаны в школьную библиотеку;

- пользуются виртуальными консультациями по чтению детей, расположенными на сайте школы;

- принимают участие в совместных библиотечных мероприятиях;

- создан коллектив единомышленников – родителей (являются активными участниками библиотечных мероприятий).

Среди читателей – детей:

- повысилась посещаемость библиотеки, стали лучше и больше читать, доказательством являются результаты диагностики (Приложение 1).

- изменилось и отношение обучающихся к чтению, стали более отзывчивыми на проведение библиотечных мероприятий (диагностическая карта).

Анкетирование демонстрирует рост мотивации к чтению и положительную динамику в изменении отношения к возрождению традиций семейного чтения у обучающихся и их родителей.

Положительную динамику демонстрирует мониторинг читательской активности за последние 3 года (Приложение 1).

В процессе реализации проекта у читателей формируются навыки чтения, активизируется познавательная и творческая деятельность, родители приобщаются к чтению детей и вовлекаются в этот процесс активно, предлагая все новые и новые мероприятия, например, литературные викторины, путешествия с литературными героями. Результатом данной работы является то, что читатели активно участвуют в городском конкурсе «Проба пера», в библиотеке создан альманах «Здравствуй, мир!» (Приложение 4).

Поставленные проектом цели и задачи частично реализованы. В перспективе планируется предложить опыт для распространения в рамках методического объединения школьных библиотекарей города, продолжить совершенствование форм и приемов работы по данному направлению.

Используя данный опыт, можно быть уверенным в достижении устойчивых положительных результатов при наличии определенных условий: психологическая готовность библиотекаря, педагогов, родителей, а также обучающихся возрождать традиции чтения в семье, готовность изменяться и видеть глобальный смысл в совместной работе по приобщению детей к чтению. А самое главное в данном проекте – это то, что ребенок почувствовал теплое плечо мамы, добрую руку папы и понял, что он любим, и объединила семью книга.


Список используемой литературы:


  1. Бачева, Л. Уроки семейной любви [Текст] / Л. Бачева // Семейное чтение. – 2008. - № 3. – с. 2 – 9.

  2. Белоногая, В. Вместе читаем, играем, создаем! [Текст]: опыт взаимодействия с ребенком в процессе обучения чтению / В. Белоногая // Семейное чтение. – 2008. - № 1. – С. 21 – 23.

  3. Бетин, О.  Школа и семья - величины равноответственные и равнозаинтересованные [Текст] / О. Бетин  // Народное образование. - 2008. - № 1. - С.67-72.

  4. Богомолова, О. М. Как научить ребенка любить книгу: практикум для родителей [Текст] / О. М. Богомолова // Школьная библиотека. – 2011. - № 3. – С. 54 – 56.

  5. Павлова, А. Домашняя библиотека и семейное чтение [Текст] / А. Павлова // Семейное чтение. – 2008. - № 2. – С. 9 – 12.

  6. Тимофеева, И. Дети. Время. Книга [Текст] / И. Тимофеева // Семейное чтение. – 2008. - № 6. – с. 2 – 9.

  7. Тихомирова, И.И. Материалы к проведению общешкольного родительского собрания, посвященного детскому чтению [Текст] / И. И. Тихомирова // Школьная библиотека. – 2005. - № 9-10. – С.39 – 46.

  8. Тихомирова, И.И. Тесты для родителей [Текст] / И. И. Тихомирова // Школьная библиотека. – 2005. - № 9-10. – С.39 – 46.