|
Проек т «Читаем сами – читаем с мамой»
П Р О Е К Т
«Читаем сами – читаем с мамой»
Школьная библиотека как центр возрождения традиций семейного чтения
Содержание
Паспорт проекта
Анализ ситуации и обоснование цели и задач проекта
Ожидаемые результаты
Механизм реализации проекта
Промежуточные результаты
Список используемой литературы
Приложения
|
3
5
10
11
14
18
|
Паспорт проекта
Наименование проекта
|
«Читаем сами – читаем с мамой»
Школьная библиотека как центр возрождения традиций семейного чтения
|
Основные разработчики проекта
|
Спиридонова Людмила Ивановна – библиотекарь
МБОУ «Школа № 45»
|
Актуальность проекта
|
Возрождение традиций семейного чтения – это актуальная проблема сегодняшнего дня. И оно должно быть вдвойне актуальнее, ведь родители и дети перестали слушать и слышать друг друга. Только читая с мамой и папой, ребенок приобщается к семейным традициям. Проблемы чтения стоят в одном ряду с важнейшими государственными задачами защиты и обеспечения безопасности российской национальной культуры.
|
|
|
Цель и задачи проекта
|
Цель проекта: повышение роли библиотеки в формировании устойчивого интереса к чтению и возрождению традиций семейного чтения.
Задачи:
- создать информационно-педагогическую базу по развитию интереса к чтению у обучающихся;
- приобщить обучающихся к регулярному чтению детской литературы и посещению школьной библиотеки;
- привлечь родителей к регулярному посещению школьной библиотеки, повысить их компетентность в области детской литературы;
- оказать методическую помощь родителям в руководстве чтением детей,
- создать комфортную среду общения семьи в стенах библиотеки, способствующую укреплению и развитию семейных отношений.
|
Целевая группа
|
Обучающиеся 4-х классов, родители, педагоги.
|
Описание проекта по этапам
|
Подготовительный – сентябрь – декабрь 2009:
изучение и анализ литературы по проблеме.
Практический (экспериментальный) январь 2010 – декабрь 2011 гг.:
разработка и реализация совместных мероприятий с родителями, обучающимися, педагогами.
Итогово-диагностический январь 2011 – май 2012 гг.: создание методических разработок, печатной продукции, рекомендаций по возрождению традиций семейного чтения.
|
Прогнозируемые результаты реализации данного проекта
|
Приобщение обучающихся к регулярному чтению детской литературы и посещению школьной библиотеки.
Привлечение родителей к регулярному посещению школьной библиотеки, повышение их компетентности в области детской литературы.
-
Создание информационно-педагогической базы для родителей по развитию интереса к чтению у детей, включающую в себя: программы родительских лекториев, методические материалы для родителей, рекомендательные библиографические списки, рекламную продукцию.
Создание комфортной среды общения семьи в стенах библиотеки, способствующей укреплению и развитию семейных отношений, в том числе проведение семейных литературных праздников, конкурсов, викторин.
Повышение востребованности школьной библиотеки как консультанта и информационного ресурса интеллектуального развития.
|
Исполнители проекта и основных мероприятий
|
Библиотекарь, педагоги, обучающиеся, родители
|
Основные ресурсы и источники их финансирования
|
Основой для реализации Проекта являются информационные, кадровые и материальные ресурсы школьной библиотеки, иные финансовые источники, не запрещенные законодательством.
Наличие необходимых ресурсов:
- информационный ресурс (постоянно обновляемый фонд библиотеки, наличие периодических изданий);
- методический ресурс (опыт организации детского чтения, наличие учебно-методических материалов);
- кадровый ресурс (соответствие профессиональной компетенции школьного библиотекаря и учителей целям проекта).
|
Анализ ситуации, обоснование целей и задач проекта
В последнее время о традициях говорят много. Это и громкие слова о «возрождении традиций и повышении уровня самосознания нации», и удивительные истории об обычаях других стран, и реклама, где все всегда традиционно. Традиции – это розовощекие красавицы, поющие на сцене народные песни, и шумная Масленица с душистыми блинами, пушистая верба на Вербное воскресенье и демонстрация в День Победы. А еще традиции – это мама, каждый вечер рассказывающая детям сказку на ночь, это папа, который превращается в Деда Мороза тайком на лестнице, и миллион мелочей, которые есть только в вашей семье и которые остаются с вами сладкими воспоминаниями о детстве.
В России существовали прекрасные традиции семейных чтений, когда родители и дети вместе думали, переживали, сострадали. Как же сделать, чтобы семейное чтение в России было не уходящей традицией, а вечной ценностью? И каждый из вас скажет: «Нужно читать вместе с детьми. Просто брать книжку, садиться рядышком и читать вслух».
Семейное чтение - это лучший вид коллективного общения. Возродить забытую традицию – значит вернуть в дом культуру, взаимопонимание, тепло духовного общения.
А стоит ли возрождать традицию семейного чтения? И я заранее знаю ответ на этот вопрос, он будет утвердительным. Читая, вы передаете детям свои эмоции, обмениваетесь впечатлениями, другими словами, находитесь в постоянном взаимодействии. Нельзя забывать и о воспитательной функции такого чтения для ребенка, который воспринимает литературу с вашей подачи. Но и это не самое главное. Семейное чтение формирует семейный дух, общий настрой, да и просто создает добрую домашнюю атмосферу.
Когда – то Россия считалась самой читающей страной в мире. Но на рубеже веков ситуация поменялась. С приходом в общество новых информационных технологий книга как-то отошла на второй план. Снизился интерес к чтению. Страна подошла к критическому пределу пренебрежения чтением. И это общемировая тенденция. На такое положение с чтением обратило внимание и наше государство. Национальная программа поддержки и развития чтения – решение проблемы снижения интереса к чтению.
Семейному чтению отдают предпочтение и за рубежом. Я уверена, что именно семья, а не школа является наиболее важным образовательным учреждением, и самые важные наставники – родители. Но становление ребенка как читателя не может проходить без активного участия школьной библиотеки и родителей. Они должны играть роль стимулятора интереса к чтению.
Именно поэтому ЮНЕСКО считает, что фундаментом нового общества знаний должны стать библиотеки, в частности школьные. Ведь школьная библиотека – генератор, катализатор, создатель инновационной образовательной среды.
Возрождение традиций семейного чтения – это актуальная проблема сегодняшнего дня. И оно должно быть вдвойне актуальнее, ведь родители и дети перестали слушать и слышать друг друга. Только читая с мамой и попой, ребенок приобщается к семейным традициям. Важнейшая роль в воспитании личности принадлежит книге. И это неоспоримо. В.А. Сухомлинский писал: «Школа – это - прежде всего книга. Воспитание – прежде всего слово, книга и живое человеческое отношение».
Чтение и читательская грамотность сегодня высоко ценятся и осознаются мировым сообществом: не случайно 2003 – 2012 годы объявлены Организацией Объединенных Наций десятилетием грамотности.
«Если с детства у ребенка не воспитана любовь к книге, если чтение не стало его духовной потребностью на всю жизнь, в годы отрочества душа ребенка будет пустой» – к такому выводу пришел талантливый педагог ХХ века В. А. Сухомлинский.
Особую роль в воспитании любви к книге и чтению играет семья. Тем не менее, сегодня мы констатируем:
Традиции семейного чтения утеряны
-
Вторичная неграмотность – проблема не только детей, но и родителей
Понижение интереса к чтению негативно отражается на психо - эмоциональной среде и образовательном уровне социума небольшого муниципального образования
Библиотека, являясь структурным подразделением, заинтересована в выполнении поставленных обществом задач, а именно проблемы семейного чтения. О книге, о любви к чтению, о семейных и школьных библиотеках шел разговор на общешкольных родительских собраниях, в которых приняли участие более трехсот родителей из 4-х классов. Почему были выбраны эти классы? В течение одной четверти во всех классах проводились замеры результатов общеучебных умений: скорость чтения, скорость письма, скорость вычисления, причем это делается уже третий год подряд в условиях диагностико - технологического управления школой (по системе Зайцева В.Н.). Результаты не утешают и особенно в 4-5-х классах, где нарушается преемственность в преподавании, начинаются возрастные психологические изменения. Вторым шагом, после замеров результатов ЗУН, стало анкетирование всех школьников 4, 5-х классов, с целью выяснения причин низкого уровня техники чтения и поиска путей решения этой проблемы совместно с родителями. В анкетировании приняли участие 208 школьников: 68 уч-ся прочли за последние 3 месяца по 3 книги по собственному желанию. Читают, чтобы больше узнать - 75 человек, чтобы получить удовольствие от чтения – 25. Лидирует в списке книг, которые предпочитают ребята, приключенческая литература – 111 ответов. В 70-х семьях читают вслух любимые произведения, 120 детей хотели бы читать вместе с родителями, а большинство рассказывают о прочитанном своим мамам и папам, бабушкам и дедушкам 25 человек. Вот об этих итогах анкетирования, о результатах проверки техники чтения, о поддержании интереса к чтению, о формировании семейной библиотеки и шел разговор на родительских собраниях - это стало третьим шагом в работе школы над данной проблемой (Приложение 1).
Кроме этого было проведено мини-исследование «Книга и библиотека в жизни семьи» (за основу были взяты «Тесты для детей и родителей» Тихомировой И.И.). Целью исследования явилось выявление интереса родителей и их детей к книге и чтению (в том числе к чтению в семье).
Было распространено 340 анкет, обработано 320 анкет. Среди респондентов 13 мужчин и 327 женщин в возрасте от 22 до 45 лет. 55% из них с высшим образованием и 30% со средним специальным. 25% посещают библиотеку вместе с ребенком. 30% опрошенных ответили, что их ребенок читать любит. Но в то же время на первом месте в ряду интересов ребенка стоит компьютер, телевизор (60,4%), а чтение — на втором (30%). Большинство опрошенных ответственность за организацию детского чтения возлагают на семью (40%). На второе место ставится школа (иногда детский сад)- (45%). Ответственность за организацию детского чтения на библиотеку возлагают 14% опрошенных. Приобщить ребенка к чтению можно чтением вслух в семье. Так считают 55,7% респондентов. Читают с детьми вслух 43,5% опрошенных. Иногда читают с детьми вслух 15% опрошенных. А около 60% признаются, что вслух с ребенком не читают. Обсуждать прочитанное, считают необходимым 47% респондентов. Рекомендовать и предлагать литературу считают необходимым 34% опрошенных. Более половины опрошенных (64%) считают, что чтение и обсуждение книг в семье развивает речь, воображение ребенка, влияет на общее развитие подростка. 31,3% считают, что чтение и обсуждение книг сближает семью. И только 35% всех опрошенных имеют домашнюю библиотеку (Приложение 1).
Исследования, проведенные в школе, еще раз подтвердили выявленные проблемы:
1. Утрату традиций семейного чтения;
2. Низкую мотивацию чтения;
3. Разовый характер чтения.
С опорой на результаты исследований был разработан проект «Читаем сами – читаем с мамой», который призван способствовать возрождению традиций семейного чтения.
Проект предназначен для обучающихся 4-х классов и их родителей, и реализуется в тесном взаимодействии с педагогическим коллективом школы:
- классными руководителями;
- учителями русского языка и литературы;
- советом друзей библиотеки.
Цель проекта: повышение роли библиотеки в формировании устойчивого интереса к чтению и возрождению традиций семейного чтения.
Задачи:
- создать информационно-педагогическую базу по развитию интереса к чтению у обучающихся;
- приобщить обучающихся к регулярному чтению детской литературы и посещению школьной библиотеки;
- привлечь родителей к регулярному посещению школьной библиотеки, повысить их компетентность в области детской литературы;
- оказать методическую помощь родителям в руководстве чтением детей,
- создать комфортную среду общения семьи в стенах библиотеки, способствующую укреплению и развитию семейных отношений.
Практическая значимость проекта состоит в том, что заявленная цель реализуется в процессе совместной деятельности педагогов и родителей, позволяет родителям глубже понять своего ребенка, сплотить семью через чтение художественных произведений, вести индивидуальную работу с каждым ребенком и его семьей.
Результаты проекта позволят обратить внимание на существование проблемы чтения, необходимость совместных мероприятий детей-читателей и их родителей. Данный проект доказывает необходимость возрождения традиций семейного чтения как главного фактора в воспитании человека, читающего и думающего через создание информационно-педагогической поддержки.
Создана сеть информационно-педагогической поддержки:
страница на сайте школы «Семейное чтение» (Приложение 3);
сборник творческих работ обучающихся (Приложение 4);
методические рекомендации по проведению родительских собраний, круглых столов, классных часов (Приложение 5);
-
сценарии проведения семейных литературных праздников, викторин, конкурсов. (Приложение 6);
буклеты, для родителей, освещающие просветительскую работу и предлагающие алгоритм семейного чтения (Приложение 2).
Ожидаемые результаты
Приобщение обучающихся к регулярному чтению детской литературы и посещению школьной библиотеки.
Привлечение родителей к регулярному посещению школьной библиотеки, повышение их компетентности в области детской литературы.
Создание информационно-педагогической базы для родителей по развитию интереса к чтению у детей, включающую в себя: программы родительских лекториев, методические материалы для родителей, рекомендательные библиографические списки, рекламную продукцию.
Создание комфортной среды общения семьи в стенах библиотеки, способствующей укреплению и развитию семейных отношений, в том числе проведение семейных литературных праздников, конкурсов, викторин.
Повышение востребованности школьной библиотеки как консультанта и информационного ресурса интеллектуального развития.
Механизм реализации проекта «Читаем сами – читаем с мамой»
№ п/п
|
Мероприятие
|
Сроки проведения
|
Кто проводит
|
Ожидаемый результат
|
1 этап – Подготовительный – сентябрь – декабрь 2009 год
|
1
|
Проведение теоретического исследования «Книга и библиотека в жизни семьи»
|
Сентябрь
2009 г.
|
Библиотекарь, психолог
|
Обзорный реферат
|
2
|
Анкетирование родителей и детей
|
Сентябрь-ноябрь 2009 г.
|
Классные руководители, библиотекарь
|
Анализ
|
3
|
Родительское собрание «Книга и ваш ребенок»
|
декабрь
2009 г.
|
классные руководители, библиотекарь
|
осознание родителями важности процесса семейного чтения, формирование библиографической компетентности
|
4
|
Разработка проекта «Читаем сами – читаем с мамой»
|
январь-
март
2010 г.
|
библиотекарь
|
проект «Читаем сами, читаем с мамой»
|
Презентация и рассмотрение проекта на методическом объединении классных руководителей
|
апрель 2010 г.
|
библиотекарь
|
рекомендация к внедрению
|
2 этап - Практический (экспериментальный) – январь 2010 – декабрь 2011 год
|
|
|
|
|
|
1
|
Марафон родительских собраний
|
сентябрь-ноябрь
2010 г.
|
классные
руководители, библиотекарь
|
формирование родительского актива
|
2
|
Книжная выставка «Читаем вместе»
|
октябрь-
ноябрь
2010 г.
|
библиотекарь
|
повышение компетентности родителей в области детской литературы
|
3
|
Книжная выставка «Путешествуем по стране Литературия»
|
декабрь
2010 г.
|
библиотекарь
|
подготовка к проведению конкурса «Читающая семья»
|
4
|
Акция родителей «Подарим библиотеке книжки»
|
январь
2011 г.
|
классные руководители, библиотекарь
|
пополнение фонда библиотеки
|
5
|
Конкурс «Читающая семья года»
|
сентябрь
2010 г.-апрель
2011 г.
|
классный руководитель, библиотекарь,
члены совета
библиотеки
|
подведение итогов совместного чтения родителей и детей
|
6
|
Книжная выставка «Читаем сами – читаем с мамой»
|
февраль
2011 г.
|
библиотекарь
|
заинтересован - ность родителей детским чтением
|
7
|
Фотовыставка «Моя семья читает»
|
март
2011 г.
|
классный руководитель
|
пропаганда семейного чтения
|
8
|
Стенгазета «Что и как мы читаем»
|
апрель
2011 г.
|
учитель ИЗО, обучающиеся, библиотекарь
|
демонстрация достижений в чтении, репортажи о проведенных мероприятиях в библиотеке и классе, предоставление читателям возможности поделиться впечатлениями о прочитанном
|
9
|
Конкурс «Знатоки сказок»
|
март
2011 г.
|
классный руководитель
библиотекарь
|
демонстрация умения пользоваться полученными знаниями
|
10
|
Конкурс «Переплетная мастерская»
|
май
|
Библиотекарь,
члены Совета
библиотеки
|
выработка умений и навыков ремонта книги
|
11
|
День семейного отдыха «В мире мудрости народной» - праздник знатоков фольклора
|
апрель
|
классные руководители, библиотекарь,
члены совета
библиотеки
|
объединение семьи на основе совместного чтения, разновидность семейного досуга
|
13
|
Викторина «По страницам любимых книг»
|
|
библиотекарь,
члены Совета библиотеки
|
демонстрация умения пользоваться полученными знаниями
|
14
|
Бенефис «Супербабушка» - «Придумайте сказке другой конец»
|
март
2011 г.
|
библиотекарь,
члены Совета библиотеки
|
объединение семьи на основе совместного семейного досуга
|
15
|
Акция «Почитай мне»
|
январь
2011г.
|
библиотекарь, члены совета библиотеки
|
преемственность читателей младшего и среднего возраста
|
16
|
Классный час «Мой род – моя крепость»
|
февраль
2011 г.
|
классные руководители, библиотекарь,
члены совета библиотеки
|
организация совместной деятельности учащихся и взрослых на основе общего интереса – составление родословной
|
17
|
Семейный праздник «Шкатулка с секретом»
|
ноябрь
2011 г.
|
классные руководители, библиотекарь,
члены совета библиотеки
|
Объединение семьи на основе совместного чтения, разновидность семейного досуга
|
|
|
|
|
|
19
|
Семейное соревнование «Вместе не страшны и тучи»
|
май
2011 г.
|
классный руководитель, библиотекарь
|
объединение семьи на основе совместного чтения, разновидность семейного досуга
|
20
|
Награждение – подведение итогов конкурсов на самый читающий класс, самую читающую семью, лучшего читателя
|
май
2011 г.
|
администрация школы, попечительский совет
|
|
21
|
Конкурс на самый читающий класс
|
сентябрь 2010 г.-
апрель 2011 г.
|
классный руководитель, библиотекарь
|
стимулирование детского чтения
|
3 этап - Итогово-диагностический – январь – май 2012 года
|
1
|
Отчет по проекту на педагогическом совете
|
май
2012 г.
|
библиотекарь
|
решение педагогического совета
|
2
|
Информирование профессионального сообщества о результатах проектах
|
январь
2012 г.
|
библиотекарь
|
выступление на городском методическом объединении библиотекарей
|
3
|
Информационные сообщения по результатам проекта на заседаниях методических объединений классных руководителей
|
декабрь
2011 г.
|
библиотекарь
|
выступление на
школьных методических объединениях классных руководителей
|
4
|
Роль школьной библиотеки в развитии чтения школьников: анкетирование родителей, сбор отзывов
|
октябрь-ноябрь 2011 г.
|
библиотекарь
|
анализ анкет, отзывы родителей
|
5
|
Информационное сопровождение проекта в виртуальном пространстве
|
октябрь
2011 г.-
апрель 2012 г.
|
библиотекарь
|
публикации на сайте школы
|
Промежуточные результаты
Внедрение проекта проходило в три этапа:
1 этап – подготовительный сентябрь – декабрь 2009 год
На первом этапе изучалась проблема приобщения детей к книге в семье. Разрабатывались способы взаимодействия библиотеки, школы и семьи в процессе развития читающего ребенка.
Проводилось анкетирование родителей (анкета, диагностическая карта) (Приложение 1). Анализ данных анкет подтвердил актуальность предлагаемого проекта.
Вот что удалось выяснить в процессе анкетирования:
родители мало уделяют внимания чтению своих детей;
не знают, какие книги можно порекомендовать своему ребенку, а если и рекомендуют, то детей эти книги не интересуют;
не владеют информацией, в какую библиотеку ходит ребенок;
в большинстве семей нет практики обсуждения прочитанного.
Анкетирование детей еще раз подтвердило, что родители мало интересуются их чтением. (Приложение 1).
Итогом первого этапа стала разработка проекта «Читаем сами - читаем с мамой» с планом мероприятий по реализации проекта (Приложение 2) и его презентация на школьном методическом объединении классных руководителей.
2 этап – практический (экспериментальный) 2010 – декабрь 2011 год
Этап реализации проекта «Читаем сами – читаем с мамой», направленного на приобщения семьи, воспитывающей детей школьного возраста, к миру книг через сотрудничество с библиотекой, создание методического обеспечения технологии организации семейных чтений и проведение следующих мероприятий:
дни открытых дверей (Приложение 7);
дни информации для родителей (Приложение 7);
утренники, литературные конкурсы, викторины (Приложение 7);
семейные праздники (Приложение 7);
акция «Подари книгу школе» (Приложение 7);
цикл книжных выставок «Книжный парад для семейного чтения», «Книги поколений» (Приложение 8);
создание уголка семейного чтения (Приложение 7);
выставка рисунков «Краски прочитанной книги» (Приложение 9);
выставка семейных фотографий «Моя семья читает» (Приложение 7);
размещение на сайте школы www.schooln45.ru на страничке «Наша библиотека» статей, где можно прочитать советы для родителей по детскому чтению, можно узнать о мероприятиях, проводимых в школьной библиотеке (Приложение 3).
3 этап – итогово-диагностический - январь – май 2012 года
Проведение итоговой диагностики.
Для оценки эффективности реализации проекта проводится анкетирование обучающихся, родителей и педагогов. Хотя проект еще не завершен, но уже сегодня мы можем сказать, что становление ребенка как читателя не может проходить без активного участия школьной библиотеки и родителей с самого раннего возраста. Они должны играть роль стимулятора интереса к чтению.
Проведенная совместная работа в плане сотрудничества (обучающийся – родитель - педагог - библиотекарь) дала возможность использовать такие формы работы, как читательские семейные конференции, библиотечные уроки, семейные книжные викторины, конкурс «Читающая семья»; активизировать чтение обучающихся, привлечь родителей к совместному чтению, к участию в библиотечных мероприятиях. В качестве основных достижений по проекту можно считать тот факт, что:
Родители:
- стали частыми гостями школьной библиотеки;
- 15% семей обучающихся записаны в школьную библиотеку;
- пользуются виртуальными консультациями по чтению детей, расположенными на сайте школы;
- принимают участие в совместных библиотечных мероприятиях;
- создан коллектив единомышленников – родителей (являются активными участниками библиотечных мероприятий).
Среди читателей – детей:
- повысилась посещаемость библиотеки, стали лучше и больше читать, доказательством являются результаты диагностики (Приложение 1).
- изменилось и отношение обучающихся к чтению, стали более отзывчивыми на проведение библиотечных мероприятий (диагностическая карта).
Анкетирование демонстрирует рост мотивации к чтению и положительную динамику в изменении отношения к возрождению традиций семейного чтения у обучающихся и их родителей.
Положительную динамику демонстрирует мониторинг читательской активности за последние 3 года (Приложение 1).
В процессе реализации проекта у читателей формируются навыки чтения, активизируется познавательная и творческая деятельность, родители приобщаются к чтению детей и вовлекаются в этот процесс активно, предлагая все новые и новые мероприятия, например, литературные викторины, путешествия с литературными героями. Результатом данной работы является то, что читатели активно участвуют в городском конкурсе «Проба пера», в библиотеке создан альманах «Здравствуй, мир!» (Приложение 4).
Поставленные проектом цели и задачи частично реализованы. В перспективе планируется предложить опыт для распространения в рамках методического объединения школьных библиотекарей города, продолжить совершенствование форм и приемов работы по данному направлению.
Используя данный опыт, можно быть уверенным в достижении устойчивых положительных результатов при наличии определенных условий: психологическая готовность библиотекаря, педагогов, родителей, а также обучающихся возрождать традиции чтения в семье, готовность изменяться и видеть глобальный смысл в совместной работе по приобщению детей к чтению. А самое главное в данном проекте – это то, что ребенок почувствовал теплое плечо мамы, добрую руку папы и понял, что он любим, и объединила семью книга.
Список используемой литературы:
Бачева, Л. Уроки семейной любви [Текст] / Л. Бачева // Семейное чтение. – 2008. - № 3. – с. 2 – 9.
Белоногая, В. Вместе читаем, играем, создаем! [Текст]: опыт взаимодействия с ребенком в процессе обучения чтению / В. Белоногая // Семейное чтение. – 2008. - № 1. – С. 21 – 23.
Бетин, О. Школа и семья - величины равноответственные и равнозаинтересованные [Текст] / О. Бетин // Народное образование. - 2008. - № 1. - С.67-72.
Богомолова, О. М. Как научить ребенка любить книгу: практикум для родителей [Текст] / О. М. Богомолова // Школьная библиотека. – 2011. - № 3. – С. 54 – 56.
Павлова, А. Домашняя библиотека и семейное чтение [Текст] / А. Павлова // Семейное чтение. – 2008. - № 2. – С. 9 – 12.
Тимофеева, И. Дети. Время. Книга [Текст] / И. Тимофеева // Семейное чтение. – 2008. - № 6. – с. 2 – 9.
Тихомирова, И.И. Материалы к проведению общешкольного родительского собрания, посвященного детскому чтению [Текст] / И. И. Тихомирова // Школьная библиотека. – 2005. - № 9-10. – С.39 – 46.
Тихомирова, И.И. Тесты для родителей [Текст] / И. И. Тихомирова // Школьная библиотека. – 2005. - № 9-10. – С.39 – 46.
|
|
|