|
Научно-исследовательской деятельности
НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ ПРИОБЩЕНИЯ ИХ К СОЗИДАТЕЛЬНОМУ ТВОРЧЕСТВУ ПОСРЕДСТВОМ
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Кривошеева В. Н., учитель русского языка литературы МАОУ «СОШ №16»
Ключевая роль в духовно-нравственной консолидации современного российского общества отводится образованию, концептуальной основой которого является воспитание нового человека – думающего, рассуждающего, чувствующего. Отсюда объектом педагогической деятельности в воспитании выступает нравственное содержание человеческой деятельности. В условиях обновления структуры и содержания образования приоритетным направлением педагогической деятельности является совершенствование системы нравственного воспитания детей и молодежи на основе приобщения их к созидательному творчеству, где ведущее место занимает научно-исследовательская деятельность. Работа по привлечению учащихся к научному исследованию позволяет создать единое воспитательное пространство, обеспечивающее гармонизацию процессов нравственного, эстетического, интеллектуального воспитания и развития. Помимо познавательного, развивающего значения исследовательская деятельность имеет и немаловажное значение для воспитания социально адаптированного, успешного, подготовленного к самостоятельной жизнедеятельности выпускника школы. В структуре образовательного процесса учащийся проходит несколько уровней исследовательской деятельности. Первый уровень – репродуктивный, включающий элемент вхождения в поисковую, научно-исследовательскую деятельность через систему олимпиад, конкурсов, смотров. Второй уровень – эмпирико-практический, включающий усложненный элемент прохождения учащегося через систему экскурсий, коллекционирования и т.д. Третий уровень – исследовательский, экспериментальный, включающий более усложненный элемент прохождения учащегося через систему спецкурсов, спецсеминаров. Четвертый уровень – творческий, продуктивно-деятельностный, включающий собственно исследовательскую и экспериментальную работу, связанную с конструированием, моделированием и защитой своих проектов. Большую роль при прохождении третьего и четвёртого уровня играет научное общество учащихся, которое является добровольным, научно-творческим объединением обучающихся, стремящихся совершенствовать свои знания в определенной научной области, развивать свои интеллектуальные способности, приобретать умения и навыки учебно-исследовательской и опытно-экспериментальной деятельности. Анализируя работу лингвистической секции НОУ «Академия Поиск», хочется обратить внимание на особенности выбора тем исследования. Воспитание начинается тогда, когда, изучая критические работы языковедов и литературоведов, проводя аналитическую деятельность, школьники обучаются соблюдению этических норм, поэтому основным критерием выбора темы исследования становится её новизна. Ученики, интересующиеся современной литературой, в качестве основы исследования выбирают произведения писателей-современников. Соответственно появляются темы исследований, связанные с лингвистическим анализом текста: «Современные литературные процессы в поэзии Белгородской области (на примере научно-поэтического эссе Юрия Шкуты «Дивные сказы КМА»), «Малая Родина в художественной литературе 20 века: творческий взгляд моих земляков», «Тема здоровьесбережения в поэзии XX – нач. XXI века (на примере творчества детских и местных поэтов)», «Имя академика Губкина в современной литературе». Краеведческий компонент является важным средством формирования духовно-нравственной сферы, это возможность воспитания гражданственности и любви к родине, уважения к литературному наследию родного края. Воспитательный потенциал родного языка достаточно велик. Он позволяет сформировать мировоззренческую позицию школьника, понимание назначения человека и смысла его жизни. Интересует современных школьников и социальный аспект становления личности, поэтому не случаен выбор тем, связанных с речевой культурой молодёжи: «Экология русского языка: ненормативная лексика в современной речевой реальности», «Лингвоэкологический анализ речевой культуры современного общества: сквернословие в молодежном социуме г. Губкина», «Вербальные и невербальные способы общения: культура речи в жизни современного школьника». Данные исследования говорят о том, что современному поколению не безразличны вопросы нравственности и общечеловеческой морали. Огромное воспитательное значение имеет самостоятельно не только прочитанное, но и осмысленное произведение. Интересны работы аналитического характера, в которых ученики показывают умение сопоставить факты и доказать своё собственное мнение: «Нравственная основа сатиры Н. В. Гоголя (на примере комедии «Ревизор»)», «Возможности сатиры Н. В. Гоголя в воспитании нравственной культуры школьников». Это позволяет увидеть не только всю совокупность литературных явлений определённой эпохи, но и богатство литературных традиций прошлого, сохраняющих свою актуальность. Одним из условий, позволяющих воспитывать у школьников стремление к знаниям и открытиям, является развитие поисковой активности. На лингвистической секции определяется практическая направленность исследований. Так темы, связанные с изучением лексики русского языка, имеют прикладной характер: «Возможности русской фразеологии в изучении истории бытия человека», «Территориальный говор как средство изучения традиций семейного уклада народа». Воспитательная ценность данного вида работы заключается в исследовательском умении вести поиск и определять пути решения поставленной задачи, фиксировать результаты, полученные в ходе исследования и делать самостоятельные выводы. Исследование особенностей традиционной культуры и родной речи содержит в себе огромный воспитательный потенциал. В процессе лингвистической научно-исследовательской деятельности обогащение ребенка духовной культурой происходит для него ненасильственно, поскольку знания поступают как практическая созидательная деятельность. Исследование своеобразия языка устного народного творчества, вобравшего в себя народную мудрость, накопленную веками, является неиссякаемым источником формирования нравственных и эстетических представлений о труде и дружбе, об уважительном отношении к старости и пользе учения, пробуждает интерес школьников к общечеловеческим ценностям, происходит их нравственное становление, развивается и обогащается духовный мир каждого ребенка. Использование средств научно-исследовательской деятельности позволяет адаптировать детей к современной жизни, восприятию окружающего мира на основе законов культуры и традиций, воспитывает гражданское и патриотическое самосознание, позволяет правильно сориентировать ребенка на нравственные ценности и дает надежду на возрождение высоко духовного российского общества.
Литература 1. Гликман И.З. Подготовка к творчеству: учебное исследование / И. З. Гликман // Школьные технологии. - 2006. - № 3. - С. 91-95. 2. Роль и место исследований по русскому языку в современной школе: психолого-педагогические основания организации исследовательской деятельности в школе // Русский язык: изд. дом Первое сентября. - 2006. - № 17. - С. 3-9. 3. Федоровская Е.О. Мотивы и ценностные ориентации подростков, увлеченных исследовательской деятельностью / Е. О. Федоровская, Л. Ю. Ляшко // Дополнительное образование. - 2005. - № 9. - С. 49-53.
|
|
|