Главная страница

Исходя из поставленной цели, решаю следующие задачи


Скачать 72.66 Kb.
Название Исходя из поставленной цели, решаю следующие задачи
Дата 29.03.2016
Размер 72.66 Kb.
Тип Документы

Как развивать мышление и речь учащихся? Как помочь каждому ученику стать грамотным человеком? Как воспитывать образованных, нравственных, предприимчивых людей, способных самостоятельно принимать решения в ситуации выбора?

Эти вопросы стали главными в моей педагогической деятельности. Добиться решения этих проблем можно, развивая самостоятельность учащихся.

Развитие самостоятельности учащихся – важнейшее средство социализации личности и развития её интеллектуальной, коммуникативной, эмоционально-волевой сфер.

Развития самостоятельности можно достичь, побуждая ученика к самостоятельным поискам, к сознательному выбору того или иного действия, самооценке результатов своей работы. В течение 3 лет я работаю над проблемой «Самостоятельная работа на уроках русского языка и литературы как средство формирования коммуникативных навыков». В своей работе опираюсь на труды авторов: Г.К.Селевко «Современные образовательные технологии», Г.Ю.Ксензонова «Перспективные школьные технологии», С.Е.Царёва «Учебная деятельность и умение учиться», использовала концептуальное положение В.В.Фирсова «Технология уровневой дифференциации». Технология уровневой дифференциации позволяет соблюдать принцип личностно-ориентированного обучения, которое выступает как методическое проявление общей гуманизации обучения, основная цель которого – педагогическое содействие, поддержка и помощь каждому ученику.

Развитие самостоятельности является важнейшим элементом учебной деятельности школьников, между тем, считаю, остаётся наиболее слабым местом в системе навыков учебного труда многих учеников. Поэтому целью моей педагогической деятельности является развитие у школьников потребности самообразования, критического отношения к результатам своей учебной деятельности.

Исходя из поставленной цели, решаю следующие задачи:

-разработать алгоритм работы с учебным материалом при изучении новой темы с целью развивать умение выделять главное, анализировать, рассуждать, обобщать, делать соответствующие выводы;

- разработать дидактический материал с целью развивать навык применения знаний при выполнении разноуровневых упражнений;

- формировать у учащихся умение самостоятельно добывать знания;

- совершенствовать коммуникативные навыки (навыки письменного и устного общения);

- воспитывать качества самостоятельного человека – делать сознательный выбор;

- формировать устойчивый интерес к предмету.

Под самостоятельной учебной работой обычно понимают любую организованную учителем активную деятельность учащихся, направленную на выполнение поставленной дидактической цели в специально отведённое для этого время: поиск знаний, их осмысление, закрепление, формирование и развитие умений и навыков, обобщение и систематизацию знаний.

Самостоятельная деятельность – это наиболее часто используемая форма работы на уроках русского языка и литературы. Она является средством формирования коммуникативных навыков, так как направлена, в первую очередь, на развитие речи учащихся, навыков выразительного чтения и культуры речи, на обогащение словарного запаса детей.

Самостоятельная работа, включающая использование различных форм самоконтроля и взаимоконтроля, интенсифицирует деятельность школьников, так как происходит активация разнообразных форм общения (общение друг с другом в процессе работы в парах, в группах, общение с помощником учителя – консультантом, с учителем, общение с учебником, словарём, справочником).

Самостоятельная работа используется мной практически на всех этапах урока:

- при целеполагании;

- при проверке домашнего задания ;

- при изучении нового материала;

- при подготовке к усвоению новых знаний;

- при закреплении.

Поэтому для меня важно не допускать перегрузки учащихся, постараться разнообразить учебную деятельность школьников, учитывать потребность в различных формах общения, а также индивидуальные особенности каждого ученика, уровень его подготовки, способности. На уроке самостоятельной работе отводится особое место (от 15 до 20 минут), хотя в некоторых случаях её длительность может увеличиваться.

При составлении заданий для самостоятельной работы учитываю, что степень сложности должна отвечать учебным возможностям детей, т.е. применяю технологию разноуровневой дифференциации. Я работаю в общеобразовательных и гимназических классах. Обучающиеся в этих классах имеют различный уровень мотивации обучения и способности к изучению русского языка. Чтобы узнать, какой вид мотивации преобладает у каждого из учеников и на каком уровне она развита, использую результаты работы школьного психолога. Эти исследования позволяют учесть такие индивидуальные особенности детей, как работоспособность, вид памяти, уровень мотивации, способность к репродуктивному и продуктивному мышлению, что, в свою очередь, помогает мне индивидуализировать учебный материал.

Формы организации самостоятельной работы выбираю самые разные:

- парную;

- индивидуальную;

- групповую.

Остановлюсь на работе в паре. Принцип работы основан на временной передаче уч-ся функций, выполняемых учителем. Если есть возможность, подбираю пару так, чтобы один из учеников был сильнее. Применение коллективной формы обучения даёт возможность трудиться всем ребятам, которые учатся оценивать свою работу, работу соседа, общаться, помогать друг другу. Оценивая свою работу, ученики пользуются памяткой.

Обычно применяю общение в паре на уроках систематизации и обобщения знаний, на уроках контроля. Так, ученики могут рассказывать друг другу правила, например, «Н и НН в суффиксах прилагательных , причастиях», «Правописание НЕ с разными частями речи».

Пример работы в парах по теме «Однородные члены предложения» на уроке повторения. Ученики 1 варианта отвечают 2 варианту на вопросы №1, 3, 5, а ученики 2 вар. на вопросы №2,4,6.

1.Какие члены предложения называются однородными?

2.Как однородные члены соединяются между собой?

3.Назовите группы сочинительных союзов.

4.Назовите случаи, когда при однородных членах ставится запятая. Примеры.

5.Когда запятая не ставится? Примеры.

6.Расскажите о знаках препинания в предложениях с обобщающими словами.

Далее выставляются оценки друг другу за устную работу. Проверяю по одному уч-ся из каждого варианта, затем раздаю карточки (практическая часть).

Часто на уроках использую словарные диктанты с взаимопроверкой. Ученики пишут, затем обмениваются в парах, проверяют, выставляют оценки. Критерии оценок записываю на доске.

На уроках литературы уч-ся работают в парах над выразительным чтением стихов, связными рассказами о писателях, о героях.

Работа в паре позволяет ученику соотнести свои знания и навыки со знаниями и навыками товарища. Ученик начинает осознавать причины своих успехов и неудач. Ребёнок учится общению, и это общение в процессе совместной деятельности обогащает его знанием.

Выполняя самостоятельные задания, уч-ся могут работать в группах. Результаты выполнения таких заданий могут оцениваться не только мной, но и учеником-консультантом.

Так, в 7 кл. изучение темы «Наречие» мы заканчивали уроком-зачетом. Класс делился на 4 группы. В каждой группе были консультанты, которые заранее сдали материал по изученной теме.

1 этап. Начинался урок с разбора типичных ошибок, допущенных в диктанте.

2 этап. Ученики самостоятельно работали над своими ошибками.

3 этап. Сдавали консультанту контрольные вопросы и получали оценку, остальные слушали, дополняли.

4 этап. Выполнение заданий по карточкам по теме: «Наречие».

Часто использую на уроках такой прием как самостоятельное составление связного рассказа на заданную тему. Как правило, ученики получают это задание на дом, ведь домашняя самостоятельная работа - основная часть процесса обучения, главная её цель - расширить и углубить знания, умения и навыки, полученные на уроке, предотвратить их забывание, развить индивидуальные склонности, дарования, способности уч-ся. Например, при изучении темы «Фразеологизмы» в 6 классе учащиеся получают задание составить связный рассказ, в который будут включены фразеологизмы, включающие в себя названия частей тела человека (голова, язык, нос, рука, нога). Сама по себе подготовка таких рассказов станет серьёзной работой по развитию речи: ведь нужно не только найти фразеологизмы и выяснить их значения, но и удачно соединить их между собой в занимательный рассказ. Лучшие рассказы дети читают и оценивают в классе.

На этом работа с ними не кончается. Предлагаю ученикам рассказы с пропущенными фразеологизмами. Нужно догадаться, какой фразеологизм пропущен, и вставить его. В средних классах подобную работу обязательно провожу со словарем (либо вариант - пропущенные фразеологизмы печатаются внизу, отдельно), старшеклассники же пытаются восстановить пропуски без дополнительной помощи. В любом случае проводится коллективное обсуждение получившегося текста.

В учебнике литературы (7 кл.) есть статьи: «В творческой лаборатории писателя», «Читатели Лермонтова о своих впечатлениях». Учащиеся самостоятельно выбирают материал, составляют связный рассказ.

Такие задания способствуют развитию у учащихся самостоятельности мышления, оценок явлений, событий, умения работать с литературой и выбирать главное.

Самостоятельную работу использую также и при заполнении таблицы, при работе с текстами, разноуровневыми карточками, при самостоятельном поиске учениками дополнительного материала к уроку, при работе с кроссвордами и другими занимательными заданиями, при заучивании и пересказе текста, при подготовке рефератов и докладов.

Самостоятельную деятельность использую не только на уроках, но и во внеурочное время. В частности она реализуется через исследовательскую работу (уч-ся ежегодно принимают участие в школьном конкурсе исследовательских работ) и подготовку к олимпиадам, в которых активно участвуют ребята, занимая призовые места. Эффективность самостоятельной работы обеспечивается не только качеством дидактического материала, но и тем, как обеспечивается проверка результатов её выполнения, поэтому при изучении орфографии и синтаксиса применяю такой вид работы, как буквенный диктант. Он позволяет сэкономить время, выяснить, насколько понят материал.

На уроках-зачетах, уроках-практикумах для активизации каждого ученика, его самостоятельности использую графические диктанты, перфокарты.

Нередко сталкиваюсь и с такой проблемой как неумение слушать. С этой целью предлагаю задания типа составления плана сообщения учителя, ученика, записывание ключевых слов, вопросы, устное рецензирование.

Всё перечисленное, я считаю, формирует навыки самостоятельной деятельности, а главное - формирует личность, совершенствует коммуникативные навыки, развивает речь уч-ся.