|
Народное искусство Древней Руси
Конспект урока музыки в 6 классе на тему:
«Народное искусство Древней Руси»
Составил учитель музыки Гусева Т.В.
Тема: «Народное искусство Руси».
Форма урока: урок-беседа, с элементами игры и музыкальной импровизации.
Тип урока: урок - обобщение
Цель: раскрытие «души русской немеркнущего света» через народное искусство Древней Руси.
Задачи:
Обучающие:
1. Анализировать связь народного искусства с жизнью и бытом русского человека.
2. Учить формулировать особенности музыкального языка и строения колыбельных песен.
Развивающие:
1. Создавать условия для познавательно - активной и творческой деятельности, через проблемно-поисковый подход в подготовке домашнего задания и импровизации на уроке.
2. Развивать музыкальный слух, чувство ритма, творческое воображение.
3. Развивать умение коллективного музицирования, через вокальное исполнение и игру на шумовых инструментах.
Воспитательные:
1. Воспитывать у учащихся бережное отношение к родным истокам, традициям, обычаем своего народа.
2. Воспитывать духовно- нравственные качества учащихся через приобщение их к народной культуре и русскому искусству.
Иллюстративный материал:
1. карточки со словами;
2. поленья;
3. репродукции;
4. шумовые музыкальные инструменты.
Музыкальный материал
Фонограммы песен:
1.«В роще пел соловушка»;
2. «Ой, цветёт калина».
Методы работы:
беседа;
объяснительно-иллюстративный;
проблемно- поисковый.
Ход урока:
1. Организационный момент.
2. Актуализация знаний.
Тема нашего занятия: «Народное искусство древней Руси». На уроках музыки, в течение многих лет, мы с вами знакомились с различными народными, будь то песенными или танцевальными жанрами, а так же с историей возникновения русских народных инструментов. Сегодня, на уроке, используя свои знания, мы будем решать проблему, которая заключается в том, чтобы найти, в народном искусстве Древней Руси, подтверждение истины, заключённой в словах «Души русской немеркнущий свет». Что значит свет души? Это духовность, это багаж доброты, чести, скромности, достоинства, целомудренности человека. Для решения этой проблемы вы получили заранее домашнее задание: подготовить доказательства, аргументы обоснования своих предположений. Для этого вы предварительно разделились на группы.
3. Проверка домашнего задания.
Учитель. Приглашается команда № 1. Команда состоит из 6 учеников.
Ребята, пожалуйста, мы вас слушаем.
Ученик № 1. Мы считаем, что слова, «Души русской не меркнущий свет», могут найти своё подтверждение в колыбельных песнях, потому, что в песне находит выражение душа народа. Мы думаем, что колыбельные песни сыграли главную роль в формировании характера человека, человека светлого, доброго, скромного, совестливого, мужественного, трудолюбивого.
Учитель. Хорошо, ваши доказательства.
Ученик № 2. Доказательство №1.
Слова, пропетые над колыбелью, имели большое значение, Древнерусское слово баять, убаюкивать означает не только говорить, уговаривать, но и заговаривать. Поэтому колыбельные песни это заговоры и обереги на крепкое здоровье, ум, красоту, счастливую судьбу, о которой мечтала мать.
Ученик №3. Доказательство №2.
Быть и счастливым – значит трудиться. Труд для человека был способ жизни, трудолюбие воспитывалось с пелёнок, потому что приносило благо. Примером будут слова из песни:
Уж ты вырастишь большой
Будешь в золоте ходить
Чисто серебро носить
Будешь жить – поживать
Не лениться работать
Ученик №4. Доказательство №3.
В текстах некоторых песен сохранились остатки обрядовых заклинаний, (работа с карточками), которыми матери пытались уберечь детей от бед и болезней.
Например:
От всех скорбей
От всех напастей
От лома – ломища
От крови – кровища
От зло человека – супостателя
Учитель. Мне нравится ход ваших рассуждений.
Ребята, какие колыбельные песни вы знаете, кто герои этих колыбельных?
Ученик. Серенький коток, волчок, гули-гули.
Учитель. Какую роль эти персонажи играли?
Ученик. Это доказательство №4.
Если ребёнок не спал, то его пугали волчком, в будущем ребёнок с опаской и настороженностью ходил в лес, потому что знал, кого надо бояться. Мы думаем – это дальновидно. Дети учились различать доброе, и злое.
Учитель. Убедили. Доказательства ещё есть?
Какой же вывод?
Ученик. Вывод:
С рождения слушал колыбельные песни своей матери будущий богатырь – Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович. Воспитали они в них сильный дух, мужество, любовь к труду, к земле. Мы считаем, что в колыбельных происходит возделывание души. Они формируют привычки и воспитывают славянский дух.
Учитель. Ребята, вы согласны с тем, что колыбельные раскрывают истину «Души русской немеркнущий свет»?
Ученик. Да, потому что всё закладывается с детства.
Учитель. Посадили маленькое зёрнышко, а соберём большой урожай.
3.1. Работа над колыбельной песней в процессе творческой импровизации.
Учитель. Основой народного фольклора является коллективное творчество и импровизация.
Работа с карточками.
Прозвучало два слова фольклор и импровизация, найдите правильный ответ в карточках. Очень хорошо.
Послушайте колыбельную песню. (Учитель поёт).
Учитель. На что происходит заговор в этой колыбельной?
Ученик. На счастливую судьбу с красавицей женой.
Учитель. Определите характер колыбельной?
Ученик. Ласковый, нежный, тихий, проникновенный.
Учитель. Из какого мотива вырастает любая колыбельная?
Ученик. Мотив а-а-а
Учитель. А теперь непосредственно переходим к импровизации.
Ваша задача, разнообразить, украсить колыбельную песню этим мотивом.
Нужно решить, в начале колыбельной он будет звучать или в конце (учащиеся решают).
Учитель. На столе, лежат несколько шумовых инструментов, выберете подходящий. (Треугольник).
Любое совместное творчество подразумевает организатора, руководителя.
Нам, нужен дирижёр. (Найти правильный ответ – работа с карточками).
Организовывается работа с учениками.
Совместное исполнение.
Исполнение песни: ученики - подголосок, учитель – основную тему.
Учитель. Получилось хорошо, главное это исполнили вы, импровизируя, в процессе коллективного творчества.
Приглашается команда №2. Команда состоит из 5 учащихся.
Ученик. Мы считаем, что «Души русской не меркнущий свет» отражается в устном народном творчестве. Сказки и былины – вот главный показатель духовности человека. Мы считаем, что сказки и былины, не только отражают мысли, поступки, но и учат жизни, формируют нравственность человека.
Учитель. Ребята, обратимся к карточкам, найдите правильный ответ. Что такое былины.
Ваши доказательства, обоснуйте.
Ученик. Доказательство №1.
В русской народной сказке «Василиса Премудрая» звучит загадка «Кого должен любить добрый молодец больше, чем отца с матерью?»
Учитель. Ребята, как вы думаете?
Ученик. Землю Русскую. Правильно. Во имя свободы, справедливости и мира, главные герои совершают героические поступки, при этом они не лишены человеколюбия. Пример: Подвиги богатырей воспеты в былинах древними сказателями – Баянами.
Ученик. Доказательство №2.
Например, "баба-яга", в русских сказках, бывает в зависимости от различных ситуаций и добрая, и злая. Тех, кто приходит к ней, она как бы испытывает на чистоту души.
Кощея Бессмертного - можно характеризовать, как испытание жадностью (деньгами). Змей Горыныч - испытание огнем, мечом, страхом (сумеет ли человек преодолеть себя, не сломается ли под ударом различных обстоятельств).
Ученик. Доказательство №3.
В сказках высмеивается жадность, зависть, гордость, лень. Над всеми этими чертами преобладала скромность. Подтверждением могут быть следующие примеры сказка: «Морозко», «Крошечка – Ховрошечка» В творчестве композиторов они получили вторую жизнь.
Ученик. Вывод: В русской культурной традиции, народных сказках красной строкой проходит идея духовно-нравственного воспитания человека. Поэтому в народных сказках мы находим подтверждение слов «Души русской немеркнущий свет».
Учитель. Ребята, вы согласны с командой №2? Убедили вас их доводы?
Ученик. Да. Убедительно.
Учитель. Молодцы, хорошо справились с домашним заданием.
Ещё одним доказательством в пользу устного народного творчества и колыбельных песен является произведение русского композитора Лядова, симфоническое сказание «Кикимора». Главные герои её маленькая кикимора и кот баюн. Послушаем, а музыка подскажет вам, как кот баюн заботился о кикиморе.
Задание: определить музыкальную линию зла и линию добра.
Ученик. Кот Баюн поёт колыбельную с целью перевоспитания кикиморы.
Учитель. В данном примере соединились и сказка, и колыбельная для того, чтобы вырастить кикимору доброй, человечной, сердечной.
Итак, все вы очень старались, привели доказательства, подтверждающие эти слова?
Ученик. Народное искусство Древней Руси раскрывает «Души русской немеркнущий свет».
4. Новый материал.
Учитель. Обширную часть народного творчества составляет обрядовый фольклор. Обряды сопровождали многие праздники – масленицу, рождество, святки. Найдите правильный ответ в карточке.
Я думаю, вас заинтересует свадебный обряд.
Главной героиней обряда была невеста, будущая и настоящая. Предлагаю разыграть песню «Бояре, а мы к вам пришли». Это песня – игра, которую исполняли в период сватовства. Вначале повторим песню.
Задание: нужно встать в две шеренги. Одна команда изображает сватов, другая друзей и родителей невесты. Двигаемся навстречу друг к другу, делая один шаг.
Разыгрываем песню «Бояре, а мы к вам пришли» (В качестве физ. минутки).
Учитель. Самый популярный обряд и в наше время - это обряд святочного гадания. Святки приходятся на период зимнего солнце поворота. Как и все народные праздники, святки имеют языческие ритуально-магические корни. Святочные обряды традиционно включали гадание. В язычестве оно составляло главный обряд богослужения. Выйдет, бывало, девушка в полночь на перекрёсток, очертит круг и слушает. Послышится звон колокольчиков или весёлое пение – к замужеству. А плачь или унылое пение – значит к неудаче. Гадания начинались в сумерках, как только «затепляли свет». Обычно к молодёжи выходила первая почётная сваха. Но прежде чем начать гадание девушки пели поблюдные песни. Русская литература не могла обойти вниманием широко распространенный в народе обычай. Описание гаданий мы встречаем у А.С. Пушкина («Евгений Онегин»), у В.А. Жуковского («Светлана»).
Раз в крещенский вечерок
Девушки гадали:
За ворота башмачок,
Сняв с ноги, бросали,
Снег пололи, под окном
Слушали, кормили.
Счётным курицу зерном,
ярый воск топили.
В чашу с чистою водой
Клали перстень золотой,
Серьги изумрудны.
Расстилали белый плат
И над чашей пели в лад
Песенки поблюдны.
Одним из способов гадания – были поленья.
Сейчас девочки исполнят песню «Ой, цветёт калина», а я, возьму на себя роль бабки – позыватки.
Задание: ансамбль девочек исполняет песню
Учитель подходит к девочкам, и они вынимают по одному поленью.
Гладкое полено – означает ровный характер суженного его основательность.
Суковатое с трещинами – означает сердитого ворчуна, зануду.
Короткое – ростом невелик. «Мал золотник, да дорог»
Толстое – склонность к лени и обжорству.
4.1. Творческая импровизация.
Учитель. Надеюсь, этот элемент урока доставил вам удовольствие. Не будем слишком серьёзно, относится к гаданию, а послушаем шуточную песню «В роще пел соловушка», знаю, вам нравится эта песня.
Задание: исполнять будем вместе. Это музыкальная импровизация. На столе есть несколько шумовых инструментов, кто желает, возьмите их, и мы вместе исполним песню. Не скрывайте своих эмоций.
Учитель. В древние времена наши предки стремились оградить себя от всякого рода напастей и придумывали систему оберегов – предметов, символов. Самыми близкими к телу человека оберегами были одежда и украшения. Вышивка по подолу, вороту и на концах рукавов, оберегали людей от проникновения нечистой силы. В моих руках обереги. Предлагаю подумать вместе и сформулировать пожелания нашему родному дому, родной земле.
Задание: ученики говорят пожелания и надевают обереги на ветки дерева.
Ученик. Россия – это общий дом и пусть эта подкова принесёт счастье и стране и каждому из нас.
Учитель. Когда-то фигурка петушка, вырезанная из дерева, помещалась на крыше домов и отгоняла нечистую силу.
Ученик. Пусть наш петушок глядит зорко и охраняет от врагов.
Учитель. Яйцо всегда символизировало начало жизни, по языческим убеждениям земля была похожа на яйцо.
Ученик. Мы желаем, чтобы оно всегда было целым и полным.
Учитель. Ключ пусть символизирует родной дом. Я желаю вам, ребята, чтобы каждый нашёл свой ключ и ту замочную скважину, открыв которую, вы пойдёте по дороге жизни, добрыми, отважными, милосердными, совестливыми и справедливыми в душе.
5. Подведение итогов.
Учитель. Смогли мы раскрыть тему урока: «Народное искусство Древней Руси»?
Ученик. Смогли, конечно.
Учитель. Как мы раскрывали тему урока?
Ученик. В течение всего урока, в песнях, обрядах, играх, загадках, мы раскрывали образы народного творчества Древней Руси, в которых звучит: «Души русской немеркнущий свет». А из этого следует, что народное искусство имеет огромные воспитательные ресурсы.
6. Задание на дом.
На следующем занятии мы поговорим об искусстве скоморохов.
Предлагаю, используя дополнительные источники: библиотеку, Интернет, к следующему уроку подготовить материал об искусстве скоморохов.
Урок закончен. Спасибо.
|
|
|