|
Тема колыбельной в литературе и музыке
VI Республиканская научно-методическая конференция
«Практика и тенденции социального партнерства в системе
«ШКОЛА – СПО - ВУЗ» («НМК КНИТУ – 2013»)
Секция «Национальные литературы и языки
в мировом контексте».
ТЕМА КОЛЫБЕЛЬНОЙ
В ЛИТЕРАТУРЕ И МУЗЫКЕ
/на примерах русских, чувашских
и украинских колыбельных/
Работа ученицы 11 класса МБОУ
«Савгачевскская СОШ» Аксубаевского
района Республики Татарстан
Васиковой Марины Александровны
Научный руководитель: учитель
родного языка и литературы
Васикова Ирина Севастьяновна
2013
Содержание
Введение……………………………………………………………..………….....3
I. Особенностей колыбельных песен.....................................................................4
1. История колыбельной………………...................................…….…..…...4
2. Колыбельная в устном народном творчестве..........................................6
3. Колыбельная в литературе.........................................................................9
4. Колыбельная в музыкальных произведениях.........................................12
II. Практическая работа
Анализ результатов анкетирования …………….……...…..........................13
-
Значение колыбельной песни………………........................................................16
Использованные источники…………...…......................................………….....17
Введение
Знакомство с фольклором начинается с первых дней и сопровождает человека всю жизнь. Воспоминание о собственном детстве (дошкольных годах) и заставило меня обратиться к теме колыбельной.
В настоящее время народные колыбельные песни почти забыты. Многие современные дети вырастают без них. В эпоху, когда деньги важнее всего, колыбельная песня не поддерживается бытовой необходимостью. Забывая народные обычаи, песни, мы, безусловно, что-то невосполнимо теряем. Значит воспитание интереса к национальной культуре, литературе, к народной музыке, внедрение разнообразных ее жанров в музыкальную практику являются сегодня все более значимыми. Известно, что детский возраст – это период впитывания и накопления знаний. Детей интересуют сами факты, нежели причины.
В работе мы попытаемся ответить на вопрос: надо ли изучать такой, казалось бы простой жанр, как колыбельная песня.
Объектом нашего исследования стали русские, чувашские, украинские колыбельные песни, а предметом – фольклор.
Цель работы: изучение особенностей колыбельной песни в различных жанрах искусства.
Задачи исследования:
Сделать анализ литературы, рассказывающей о колыбельной песни.
Познакомиться с результатами научных исследований о влиянии колыбельных песен на человека.
Проанализировать результаты анкетирования.
Создать презентацию.
Мы предположили, что информирование взрослых об особенностях колыбельной песни покажет значимость их исполнения для развития и воспитания ребенка.
В исследовании участвовали учащиеся 1-4 классов МБОУ «Савгачевская СОШ» и их родители в количестве 32 человек с разным национальным составом.
Методы исследования: изучение и анализ литературных источников, анкетирование, опрос.
Практическая значимость нашей работы заключается в том, что материалы данного исследования могут быть использованы в целях пропаганды исполнения колыбельной песни для развития и воспитания ребенка. Результаты исследования и предложенные рекомендации будут интересны воспитателям, мамам и всем тем, кто заботится о детях.
Структура и объем работы: исследовательская работа изложена на 17 страницах, состоит из введения, 2 глав, заключения, списка использованных источников из 14 наименований.
Этапы работы над исследовательским проектом:
Познакомиться с источниками, рассказывающими о колыбельных песнях и сделать выборку.
Составить анкету и провести опрос детей и родителей школы. Проанализировать результаты анкетирования.
Создать презентацию. Представить исследовательский проект на конкурс.
Особенностей колыбельных песен
История колыбельной
Слово «Колыбель» этимологически происходит от глаголов «колебать», «колыхать», «качать». Устройство колыбели для новорожденного на Руси обставлялось многими мистическими обрядами. Люльку подвешивали к потолку на гибком шесте (к шесту она крепилась с помощью веревок). Снизу, как правило, тоже прикреплялась веревка, позволяющая качать эту люльку (зыбку) с находящимся в ней ребенком, не отвлекаясь от повседневной домашней работы.
Колыбельные песни еще в народе зовут байками. Это название произошло от глагола баять, баить – «говорить». Старинное название этого слова – «шептать», «заговаривать». Со временем колыбельные песни утратили обрядный характер, выражая нежность и любовь к ребенку, имеют определенную цель – усыпить его. Этому способствует спокойный, размеренный ритм и монотонный напев.
Колыбельные песни есть у всех народов мира и имеют схожие черты: высокий тембр, медленный темп, характерные интонации или общие персонажи. Ознакомимся с некоторыми из них. Украинская народная колыбельная:
Котику сіренький, котику біленький,
Котку волохатий, не ходи по хаті.
Не ходи по хаті, не буди дитяти –
Дитя буде спати, котик воркотати.
Но в песне каждого народа много своих «секретов». В них заключается философия народа, по которой ребенок формирует свой взгляд на жизнь.
В чувашских колыбельных песнях гласная буква составляла первоначальный слог. Первая песня первый раз звучала так:
А-а-а, Алюшне, Аз-буки арманта,
Алюш паппа тавас тет, Веди-глагол варманта.
Паппа туса петерсен Чапар чеппи йавара –
Теттипеле выляс тет. Пирен ача сапкара.
А. Васильева Н. Разов
В 1989 году в Чувашском книжном издательстве вышел сборник колыбельных песен чувашских поэтов. Автор – Н. В. Ытарай (Васильев). Вот некоторые из них:
Шана вессе кересрен Сывар, печексе ачамсам,
Шаналакне карапар,- Тутлан сыварах.
Шаппан-шаппан сыварма Енте уйах та, асамса,
Шаплах юрри юрлапар. Тухна пасарах.
Н. Васильев Ю. Айташ
Вывод: изучая подобранные материалы, мы выяснили, что колыбельные песни исследовали: В.Я. Пропп, В.А. Жуковский, А. Ветухов, Г. Добряков, О. И. Капица, М. Н. Мельников, А. М. Мартынова, А. М. Астахова, и их работы были посвящены следующим аспектам: поэтике, актуальности, сюжетам, образам традиционных колыбельных песен. История русской литературной колыбельной песни насчитывает более двух веков - в 1773 году публикуется "Колыбельная песенка, которую поет Анюта, качая свою куклу" А.С. Шишкова (Шишков, 1773). История изучения и публикаций русской фольклорной колыбельной песни насчитывает более полутора столетий - в 1838 году их впервые публикует И.П. Сахаров.
Произведения этого жанра написали на Украине Т. Шевченко «Ой люли, люли, моя деточка...», С. Руданский «Над колыбелью», Я. Щеголев «Баю-баю», Леся Украинка «Колыбельная», «Месяц яснесенький», О. Маковей «Сон», О. Олесь «Над колыбелью», «Песня матери», В. Самойленко «Вечерняя песня». П. Карманський разные мотивы жанра проработал в сборнике стихов «Ой люли, грусти!». Интересной трансформацией жанра является также его «Песня заколисна» из сборника «Плыл по морю тьмы», философские поэзии Б. И. Антонича «Колыбельная», «Песенка до сна».
Среди авторов чувашских колыбельных можно назвать В.Давыдова –Анатри. Л. Смолину. Колыбельная известного чувашского поэта П.Хусанкая стало популярным благодаря телепередаче « Аптраман тавраш».
Колыбельная в устном народном творчестве
Колыбельные песни как фольклорный жанр – это то, что объединяет всю нацию в общих народных чаяниях. Эти песни пелись многие столетия всем детям вне возможности уделять много времени обучению и воспитанию ребенка, но редкие моменты общения с малышом, когда мать укачивала его, использовались ею в полной мере.
У всех колыбельных стихов есть, как правило, сходство: все сложные предложения разделены на простые. Есть повтор одних и тех же слов. Мелодика стихотворения, ритма, упорядоченность рифмованного текста, магическим образом действуют на малыша.
Колыбельная песня близка старинным народным заговором. Она осмысливается часто не только как заклинание с целью дать ребенку сон и рост в настоящий момент, богатство и здоровье в будущем, но и как знахарский текст, имеющий целью поправить здоровье ребенка в том случае, если он болен, или как оберег от чужого негативного воздействия. И поэтому специалисты советуют родителям: «Пойте колыбельные песни, которые обязательно помогут ему стать сильным, умным, красивым, удачливым».
Будешь в золоте ходить,
В руках золото носить,
Ты находишься,
Ты накосишься,
Лю-лю-лю, лю-лю-лю,
Бай, бай, бай, бай…
Основное содержание народных колыбельных песен – это любовь матери к своему ребёнку, её мечты о счастливом будущем.
Спи-ко, дитятко, усни,
Угомон тебя возьми.
Угомон-то возьмёт,
Дитя вырастет.
Боле вырасти,
Ума вынести,
Лю-лю-лю, лю-лю-лю…
Казалось бы, все колыбельные песни одинаковы, однако это не так. Существуют, например, песни, как для мальчиков, так и для девочек, несущие в себе смысл. Вот пример украинской народной песни для мальчика «В глибокій долині»:
А як породила
Так стала люляти.
Люляй, люляй мій Синочку
А я ляжу спати.
Люляй, люляй мій Синочку
А я ляжу спати.
Впервые в России колыбельные песни были опубликованы в журнале «Отечественные записки» в 1849 году. В них, как в русских песнях и сказках, все чаще встречаются вольная бессмыслица, потому что этого нельзя назвать ни лукавым простодушием, ни юмором. Теперь невозможно услышать, например, такие припевы:
Ой, люли-люлюшенки,
Баиньки-баюшеньки…
Сладко спи по ночам.
Да расти по часам.
Ночь пришла,
Темноту привела,
Задремал петушок,
Запел сверчок.
Вышла маменька,
Закрыла ставеньку…
Выделяются следующие типы колыбельных песен:
- Песни-припевки, содержащие пожелание сна ребёнку.
Стали гули ворковать,
Стали Машеньку качать,
Стали Машеньку качать,
Стала Машенька засыпать.
- Песни-наращения, которые составляют парные рифмующие строки:
Расти поскорее,
Расти поскорее.
Да будь поумнее,
Да будь поумнее.
Собой хорошея,
Собой хорошея.
Лицом побелее,
Лицом побелее.
Так же повторяющие строки в украинской песне Аллы Мігай «Тане вечір, ніч близенько»:
Тане вечір, ніч близенько.
Щось шепоче тихо ненька.
Чи то спів неголосний,
Чи то спів неголосний,
Чи то сни?
- Песни с повторяющимся зачином:
У кота, у кота,
Колыбелька золота.
Есть покраше его.
- Песни о мифологических существах, например, о «Буке»:
Баю-бабшки, бай-бай!
Поди, бука, на сарай,
Мою детку не пугай.
Я за веником схожу
Тебя, бука, прогоню…
В украинском фольклоре заметное место занимают статьи В.Г. Бойко «Детский фольклор - важное средство трудового и эстетического воспитания самых маленьких» (1962) и предисловие к сборнику «Украинский детский фольклор» (К., 1962).
Вывод: научное поэтическое творчество ведет свое начало от глубокой древности, с фольклора, когда люди еще не умели писать, поэтому ему была присуща устная форма выражения почти у всех указанных народов. В колыбельной, как малом жанре фольклора, соединилась воедино слово и напев, как в песне, т.е. сливается воедино словесное и музыкальное искусство.
Колыбельная в литературе
Ученые насчитали более 500 авторских колыбельных стихов, авторами которых являются выдающиеся русские поэты. Свои колыбельные произведения имеются у Шишкова, Жуковского, Лермонтова, Плещеева, Цветаевой, Брюсова, Блока, Гумилева, Набокова, Бродского, Ахматовой и многих других авторов. Например, «Колыбельная песня» К. Бальмонта:
Все, что дышит на земле,
Сладко спит в полночной мгле,
Дремлют птички и цветы;
Отдохни, усни и ты…
Много хороших колыбельных и у знаменитых детских поэтов Маршака, Хармса, Усачева, Токмаковой.
Хочется отметить и то, что литературные колыбельные неотделимы от индивидуальности их авторов. Например, шуточная колыбельная Саши Черного:
Толстый серый слон-слон
Видел страшный сон-сон,
Как мышонок у реки
Разорвал его в клочки:
А девчонкам, дин-дон,
Пусть приснится сон-сон,
Полный красненьких цветов
И зелененьких жучков.
Или политизированная М. П. Герасимова (1924 г.), в которой звучит уверенность в советской мощи и ласкательное обращение к ребенку как дизелю; Владимир Высоцкий желает детям волшебных слов; Евгений Евтушенко переносит в своей колыбельной ребенка в его будущее…
Замечательная детская поэтесса Агния Барто всем своим творчеством утверждала: «Детям нужна вся гамма чувств, рождающих человечность!»:
Старший брат сестру баюкал:
- Ну не купим мяч,
Принесу обратно кукол,
Только ты не плачь.
Ну не плачь, не будь упрямой,
Спать пора давно…
Ты пойми – я папу с мамой
Отпустил в кино…
Современные поэты очень часто обращаются к жанру колыбельной. Многие любимые нынче мамами колыбельные песни были написаны для кинофильмов. Например, колыбельная медведицы из мультфильма «Умка», музыка Е.Крылатова, слова Ю. Яковлева всеми нами узнаваема и любима:
Ложкой снег мешая,
Ночь идет большая,
Что ж, глупышка, ты не спишь?
Спят твои соседи –
Белые медведи –
Спи скорей и ты малыш…
Колыбельная из кинофильма «Цирк»:
Сон приходит на порог,
Крепко, крепко спи ты!
Сто путей, сто дорог
Для тебя открыты.
Все на свете отдыхает:
Ветер затихает,
Небо спит, солнце спит
И луна зевает.
Истории русской литературной колыбельной песни – более двух веков. В 1773 году публикуется «Колыбельная песенка А. С. Шишкова». В 19 веке выходит много сборников, включающих колыбельные песни. В 20 веке публикации фольклорных колыбельных продолжаются.
Впервые украинская колыбельная песня появилась на страницах альманаха «Русалка Днистровая» в 1837 году, и с того времени этот жанр является объектом заинтересованности фольклористов. К древнейшим записям принадлежат публикации в изданиях «Сборник украинских песен, издаваемый Михаилом Максимовичем. Часть 1» (1849), в его труде «Дни и месяцы украинского крестьянина» (1856), сборниках А. Метлинського «Народные южнорусские песни» (1854), П. Чубинского «Труды этнографическо-статистической экспедиции в Западно-Русский коай» (1872, Т. 3; 1877, Т. 4), Я. Головацкого «Народные песни Галицкой и Угорской Руси» (1878) и др.
Вывод: устное народное творчество предшествовало развитию литературы разных народов. Из фольклора литературы славянских народов усвоила значительное число сюжетов и мотивов и чувашская литература.
Колыбельная в музыкальных произведениях
Колыбельные песни исполнялись одновременно раскачиванием люльки – в такт биению пульса и дыхательным движениями. Чаще всего колыбельная песня имеет размер, который накладывается на биение спокойного сердца (ритм 68-72 удара в минуту). К жанру колыбельной песни обращались такие композиторы-классики: Шуберт, Мендельсон, Бизе, Римский-Корсаков, Пуччини, Чайковский, Шуман, Шостакович и др.
Почти у каждой современной российской звезды эстрады, бардов, рок-исполнителей найдется в репертуаре колыбельная песня. Есть колыбельные у Анны Герман, Высоцкого, Розенбаума, группы «Ногу свело», у Татьяны Булановой, Анжелики Варум, Витаса, Александра Градского, Полины Гагариной и многих других.
Колыбельная Полины Гагариной:
Попроси у облаков
Подарить нам белых снов,
Ночь плывет – и мы за ней.
В мир таинственных огней…
Так же есть известные украинские авторы и певцы, как Колискова Леся Горова:
Сонце зайшло давно,
Стукає сон у вікно.
Ну пустіть мене, вже час, годі чекати,
До малої дитини, до теплої хати.
Песня Марійки Підгірянка «Розмова зiрки з мiсяцем»:
Ой місяцю, місяченьку,
Срібнолиций, стороженьку,
Що сторожиш ти?
Я сторожу в тиху нічку
Гай і поле, ліс і річку
І сільські хати.
Совсем недавно в газете «Собеседник» прочитала, что кинокомпания «Метроном фильм» выпустила анимационный сериал «Колыбельные мира», ( режиссер-постановщик – Елизавета Скворцова). «Колыбельные мира» - это цикл из 20 мультфильмов, в основу которых положены колыбельные песни разных народов мира. Каждая исполняется на родном языке.
II. Практическая работа
Что знают современные дети и их родители о колыбельных песнях, поют ли они, укладывая ребенка спать, чтобы получить ответы на наши вопросы, мы отправились в начальные классы. Для исследования выбрали 1-4 «а» классы, так как они находится в нашей школе. Мы раздали на родительском собрании анкеты и поинтересовались, поют ли родители своим детям колыбельные песни, как часто они это делают, как помогают колыбельные песни уснуть малышам, какие песни они исполняют, что знают взрослые о колыбельных песнях.
Всего приняло участие 32 человек: 17 человек – родители мальчиков, 15 – девочек, у которых есть дети дошкольного возраста.
Ответы на вопросы нашей анкеты были следующие:
Знаете ли, Вы колыбельные песни?
«Да» - 29 человек
«Нет» -3 человек
Откуда они Вам известны?
«С детства, пели родители» - 20 человек
«Из книг, мультфильмов и кино» - 10 человек
Не ответили на вопрос 2 человека
Пели ли Вы колыбельные песни своему новорожденному малышу?
«Да» - 31 человек
«Нет» - 0 человек
Не ответил 1 человек
Поете ли вы сейчас своему ребенку колыбельные песни?
«Да» - 21 человек
«Нет» - 11 человек
Как часто вы поете колыбельные песни?
«Каждый день» - 4 человек.
«Иногда» -14 человек
Не поют – 4 человека.
Девочкам поют ежедневно - 7 человек,
иногда –5 человек,
не поют – 3 человека.
Мальчикам поют ежедневно - 4 человека,
иногда – 4 человека,
не поют – 9 человек.
Причины, по которым родители уже не поют своим детям колыбельные: уже не нравятся, больше читаем книжки, нет времени, ребенок вырос и засыпает сам, не хотим петь, смотрит мультфильмы, детям не интересны колыбельные.
Песни, исполняемые родителями: «Баю, баюшки, баю», «Прилетели гули», «Сверчок», «Спят усталые игрушки», «Баю, бай», «Спи моя радость, усни», «Колыбельная медведицы», «Светит месяц за окном», народные, разные.
Как помогает колыбельная песня уснуть ребенку: хорошо помогает, быстро успокаивается, легко засыпает, расслабляет, убаюкивает, не помогает – ребенок начинает рассуждать.
Что вам известно о влиянии колыбельных песен на детей: успокаивает ребенка; колыбельные усиливают заботу, ласку и любовь матери; спокойный сон; ребенок ласковый; сближает с мамой; ребенок чувствует любовь матери.
Результаты нашего исследования позволили сделать следующие выводы.
96% опрошенных нами родителей, пели своему новорожденному малышу колыбельные песни, 65,6% продолжают их петь, из них каждый день поют 12,5%, иногда – 43,7%.
12,5% родителей мальчиков ежедневно поют перед сном колыбельные, а девочкам ежедневно поют 21,8%. Однако, иногда девочкам поют 15,6%, а мальчикам лишь 12,5%. Таким образом, свою любовь и ласку через колыбельные песни девочкам проявляют 47,4% родителей, а мальчикам 25%.
Вторая анкета была предложена взрослым, сотрудникам школы и мамам учеников 8 класса. Было опрошено 15 человек. Им предстояло ответить на вопросы:
Влияют ли колыбельные песни на сон ребёнка? (ДА, НЕТ)
Влияют ли колыбельные песни на развитие ребёнка? ( ДА, НЕТ)
Результаты таковы: на первый вопрос ответили да – 9, нет – 6. На второй вопрос, да – 14, нет – 1. Это говорит о том, что абсолютное большинство мам согласны с тем, что колыбельные песни влияют и на сон и на развитие ребенка.
Результаты нашего исследования подтверждают мнение специалистов, что колыбельные песни родители поют детям лишь для того, чтобы успокоить и укачать малыша. Чем старше становится ребенок, тем меньше звучит для него колыбельных песен. Меньше родителей «убаюкивают» колыбельными мальчиков. Это еще раз говорит о том, что современные мамы и папы не знают, какие секреты таят в себе колыбельные песни. Мы решили открыть взрослым «тайну» колыбельных песен при помощи презентации «Мои колыбельные».
Сделав вывод анкетирования с родителями о том, какое большое значение в жизни ребенка имеют колыбельные песни, как много полезного может дать ребенку исполнение колыбельных песен. Мы решили провести практическое исследование, применив опрос ребят по четырем вопросам, которое изучает присутствие колыбельных песен в жизни современных детей:
Пели ли Вам колыбельные песни?
Знаете ли Вы колыбельные песни?
Откуда Вы знаете колыбельные песни?
Влияют ли колыбельные песни на сон ребенка?
На предложенные вопросы отвечали 16 учащихся 2-3-х классов в возрасте 9-10 лет. Результаты анкетирования представлены в таблицах (табл. 1)
Таблица № 1
№
п/п
|
Вопросы
|
Да
|
Нет
|
1.
2.
3.
|
Пели ли Вам колыбельные песни ?
Знаете ли Вы колыбельные песни?
Влияют ли колыбельные песни на сон ребенка?
|
14
16
16
|
2
0
|
4.
|
Откуда Вы знаете колыбельные песни?
|
11
из книг, мульт-ов, муз. школы.
|
5
от мам или бабушек
|
Судя по результатам, можно сказать, что дети знают колыбельные песни, но в большинстве своем не от мам и бабушек, а из книг, мультфильмов или музыкальной школы.
-
Значение колыбельной песни
Современные ученые считают, что дети, которым мамы пели колыбельные песни, не только более спокойны, послушны, но и более интеллектуальны. Слова в колыбельных песнях использовались лишь те, без которых понятие окружающего мира невозможно. В песнях использовалось лишь то, что ребёнок мог реально воспринять. Слова эти дают первые навыки речи. Учёные установили, что на первом месяце жизни колыбельные песни оказывают успокаивающее воздействие на малыша, так как ребёнок начинает воспринимать мелодию ещё до своего рождения. А повторяющиеся колыбельные песни развивают свойства памяти. Слушая материнские песни, малыш чувствует, что он ценен, любим. Его окружает светлый, почти идеальный мир, в котором царят и побеждают любовь, добро, согласие.
-
Таким образом, мое исследование и сделанные параллели в разных языках показывает, что тема колыбельной осталась не только в истории народного фольклора, литературных и музыкальных произведений, но и обретает новую современную форму, а значит, что колыбельная была, есть и будет.
Использованная литература
Александров В. Мамина песня, М., Детская литература, 1989.
Бахтин В. С. От былины до считалки.- Ленинград, Дет. лит.,1982г.
Ваня – Ванечка. Русские народные песенки. М, Малыш, 1989.
Даль В. И. Толковый словарь русского языка.- М., 2002г.
Дети. Русские народные песенки. М., Малыш, 1984.
6. Детский фольклор / Вступление, ст. Г.В. Довженок. - К.: Днепр, 1986. - 304 с.
7. Довженок Г.В., Луганская K M. Украинские народные колыбельные песни, потешки / / Детский фольклор. Колыбельные песенки и потешки. - К.: Наука, мысль, 1984. – С. 11-44.
8. Кіліченко Л.М., Лещенко П.Я., Проценко ИМ. Народнопоетична творчество для детей / / Украинская детская литература. - К.: Высшая школа, 1979. – С. 29-51.
9. Пĕчĕккисен кĕнеки. - Шупашкар. Чăваш кĕнеке издательстви, 2006.
10. Украинский детский фольклор / Вступление, ст. В.Г. Бойко. - К., 1962. - 247 с.
11. Чудесный короб (русские народные песни, сказки, игры, загадки). Составитель Науменко Г. М, Детская литература, 1989.
12. Ягодинский В.Н. Ритм, ритм, ритм! М, Знание, 1985.
13. http://www.allwomens.ru/9745
http:// www.bajuschki-bay.ru
|
|
|