|
«Объём основа языка скульптуры» (2 часа)
6 класс
Тема: «Объём – основа языка скульптуры» (2 часа)
Цель урока: познакомить учащихся с видами и жанрами скульптуры, средствами художественной выразительности.
Задачи:
познакомить учащихся с выразительными возможностями объёмного изображения, видами скульптурных изображений, художественными материалами, применяемыми в скульптуре, и их свойствами;
-
способствовать формированию навыков в технике лепки и создании художественного образа в пластическом материале;
способствовать воспитанию интереса учащихся к учебной деятельности и скульптурному искусству.
Зрительный ряд: В. Мухина. Рабочий и колхозница, Н.А. Силис. Дон Кихот, С.Эрьзя. Женская голова, Древний Рим. Портрет мальчика, А.М. Опекушин. Памятник Пушкину, Давид, Ф.Д. Фивейский. Сильнее смерти, видеокассета «Виды изобразительного искусства», иллюстрации с изображением пропорций фигуры человека, карточки поэтапного выполнения скульптуры человека.
Материалы к уроку: пластилин, алюминиевая проволока 40-50 см, подставка для будущей скульптуры, стеки, влажные салфетки.
Задание: лепка из пластилина фигуры человека с передачей различных состояний: устремлённости, спокойствия, напряжения, настороженности, тревоги и т.д.
Ход урока.
Учитель: ребята, в течение этой четверти мы изучаем виды изобразительного искусства. С каким видом ИЗО мы уже хорошо знакомы? ( С графикой)
Что же такое графика? (Графика – это один из видов изобразительного искусства, основным изобразительным средством которого является линия и светотень, а роль цвета ограничена и условна.)
Назовите основные выразительные средства графики. (Линия, штрих, тон)
(На доске размещены репродукции различных видов ИЗО, нужно найти репродукции, где изображена графика).
Сегодня мы подробнее поговорим ещё об одном виде ИЗО – скульптуре, о видах скульптуры и её образном языке.
Ребята, а что же такое скульптура? (Объёмные изображения человека или животного)
(Учитель показывает скульптурные изображения человека и животного и дети сами должны дать определение)
Из какого материала можно выполнить скульптуру? (Из дерева, глины, металла, камня, льда и др.)
Скульптура – один из древних видов искусства. Самые первые скульптуры – фигурки людей или животных – первобытные мастера лепили из глины, выдалбливали из камня, вырезали из дерева или костей животных.
У народов Древнего Египта, Древнего Востока, Древней Америки были гигантские изваяния богов, людей и животных.
Давайте посмотрим небольшой видеосюжет о том, как скульптор работает в своей мастерской с такими материалами как глина и камень.
Ребята, вы посмотрели видеосюжет, и кто же придумал слово «скульптура»? (Придумали древние римляне).
А, что означает слово «скульптура» в переводе с латинского языка? («Скульпо» означает на латыни «вырезаю», «высекаю»).
( Новые термины, встречающиеся на уроке вывешиваются на доске и записываются детьми в альбомах).
Древние славяне называли это искусство ваянием.
Ваяние – способ работы, когда скульптор высекает или вырезает своё произведение из твёрдого материала (мрамора, гранита, дерева) и при этом удаляется всё лишнее.
А произведения, выполненные этим способом – изваянием.
Лепкой – изделия из мягких, пластических материалов (глины, пластилина).
Виды скульптуры.
Круглая Рельеф
(Учитель показывает скульптурные изображения круглой и рельефной скульптуры, дети сами должны дать определение)
Ребята, как вы понимаете, что значит круглая скульптура? Приведите примеры, где расположена круглая скульптура у нас в городе? (Скульптуру, которую можно обойти и рассмотреть со всех сторон).
А, что значит рельеф? Приведите примеры, где расположена рельефная скульптура у нас в городе? (Выпуклое изображение на плоскости и такую скульптуру можно рассмотреть с одной стороны).
Рельеф
Барельеф Горельеф
Барельеф – если фигура выступает над плоскостью меньше, чем наполовину своей толщины.
Горельеф - если фигура выступает над плоскостью больше, чем наполовину своего объёма.
По масштабным размерам скульптуру подразделяют
Монументальная скульптура;
Станковая скульптура;
Скульптура малых форм.
Монументальная скульптура – отличается крупными формами и размерами, потому что размещается на улицах и площадях, в парках. Это прежде всего памятники или монументы, поставленные в честь какого – нибудь выдающегося человека или знаменитого события, с тем чтобы сохранить память о нём на долгие годы.
Ребята, а в нашем городе, где можно увидеть монументальную скульптуру?
Станковая скульптура – выполняется на специальном скульптурном станке. Это фигуры высотой от 0,5 до 2 -3 метров, предназначены для оформления помещений, музеев, выставочных залов.
Скульптура малых форм (или мелкая пластика) – это статуэтки и игрушки из различных материалов: среди которых стекло и фарфор, керамика и камень, чугун и бронза, мрамор и дерево. Место мелкой пластики на столе, на шкафу, на подоконнике.
Ребята, а кто является главным объектом для скульптора? (Человек)
Главным объектом для скульптора является человек, который может быть воплощён в различных формах. (Репродукции вывешиваются на доске или на слайде).
Голова человека – обычно портрет конкретного человека или обобщённый художественный образ.
Бюст – изображение человека по грудь.
Статуя – изображение человека в полный рост.
Скульптурная группа – изображение нескольких фигур.
Современные скульпторы прославляют великие дела и героизм людей, изображают простого человека, выражая его характер, чувства, переживания, красоту духовную и физическую.
Технология изготовления скульптуры сложная и многоэтапная. Скульптор вырезает или высекает своё произведение из твёрдого материала путём удаления лишней массы.
Другой процесс создания скульптуры – за счёт прибавления пластической массы.
Скульпторы создают также свои произведения с помощью отливки из веществ, способных переходить из жидкого состояния в твёрдое.
Глину, дерево скульптор использует, если создаёт более мягкий пластический образ.
Камень, металл, бетон – если необходимо создать твёрдый, порывистый резкий характер.
Основные средства выразительности скульптуры - объём, пластика, фактура материала, пропорции.
Пропорции – соотношение отдельных частей к целому. (Показывается таблица с изображением пропорций человеческого тела, анализируются основные пропорции).
Практическая работа.
Изготовление каркаса из проволоки и укрепление его на подставке. (Повторить с детьми ТБ при работе с проволокой).
Показ видеофильма « Пошаговая лепка из пластилина фигуры человека за счёт прибавления пластической массы». Затем лепка детьми фигуры человека.
Закрепление материала:
(Часть детей работают по карточкам, определяя виды скульптур).
Часть отвечают на вопросы учителя.
В каком виде ИЗО мы работали на уроке? (Скульптура)
Как вы понимаете слова «скульптура», «пластика», «ваяние»?
Какие виды скульптуры существуют?
С какими материалами работает скульптор, и на какие две группы их можно разделить?
Назовите основные выразительные средства скульптуры?
|
|
|