|
Исследование эпитетов в сказках Пушкина
ШКОЛЬНАЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
РОЛЬ ЭПИТЕТОВ В СКАЗКАХ ПУШКИНА
ВВЕДЕНИЕ
Цель: исследование эпитетов в сказках Пушкина
Актуальность. В современный век рекламы, электронных технологий наша речь беднеет, все прочнее закрепляется в ней молодежный сленг. Предметом чтения все чаще становятся не великие произведения русской литературы, а тексты, размещенные в Интернете. Что делает нашу речь богатой? На этот вопрос мы будем искать ответ в лучших образцах нашей литературы, а именно, в сказках А.С. Пушкина.
Тема исследовательской работы «Роль эпитетов в «Сказке о мертвой царевне и семи богатырях» А.С. Пушкина.
Задачи:
Изучить «Сказку о мертвой царевне и семи богатырях» А.С. Пушкина
Выявить наличие эпитетов.
Классифицировать эпитеты
Определить роль эпитетов в сказке.
Определить роль эпитетов в нашей речи.
Объект: «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» А.С. Пушкина.
Предмет: эпитеты
Гипотеза. Если мы исследуем эпитеты в сказках А.С. Пушкина, то докажем, что эпитеты являются главным выразительным средством создания художественного образа.
Методы исследования:
- теоретический (анализ, классификация, сопоставление)
- эмпирический (наблюдение, изучение)
- практический (составление презентации)
- эксперимент
В школьном словаре литературоведческих терминов дается следующее толкование эпитета. Эпитет – образное определение предмета, выраженное преимущественно прилагательным.
Известный лингвист Д.Э. Розенталь дает такое определение.
«Эпитет – это самое меткое, самое свежее, самое нужное слово, которое выбирает писатель каждый раз, изображая уже известный нам предмет»
Эпитет как разновидность тропа изучали многие выдающиеся филологи: Ф.И. Буслаев, А.Н. Веселовский, А.А. Потебня, В.М. Жирмунский, Б.В. Томашевский и др., однако до сих пор наука не располагает разработанной теорией эпитета, нет единой терминологии, необходимой для характеристики различных видов эпитетов. Существуют разные классификации эпитетов. Одна из них следующая.
Виды эпитетов:
1) постоянные;
2) оценочные;
3) описательные;
4) эмоциональные;
5) сложные.
2.«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»
2.1.Как и к каждому из нас, сказка пришла к Александру Сергеевичу Пушкину в детстве. А сказительницей была няня, Арина Родионовна. Став взрослым, Пушкин собирал и записывал народные песни, сказки, а затем и сам создал чудесные сказки. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» написана в ноябре 1833 г. в Болдине. Основой для этого произведения послужила народная сказка. Фольклорный вариант был записан Пушкиным в Михайловском. Многое роднит авторскую сказку с народной: сюжет, герои, язык. Одним из выразительных средств, заимствованных Пушкиным из народной сказки, является эпитет.
2.2Постоянные эпитеты появились в сказках Пушкина из устного народного творчества.
С белой зори до ночи;
Не видать милого друга
Рано утром гость желанный
День и ночь так долго жданный
Красно солнце отвечало, -
Я царевны не видало.
Отвечает месяц ясный, -
Не видал я девы красной
Ты волнуешь сине море…
Отвечает ветер буйный…
Люди добрые живут…
В руки яблочки взяла
К алым губкам поднесла
Темной ночки Елисей
Дождался в тоске своей.
Такие эпитеты мы видим во многих русских народных сказках и песнях. Помним их с детства и употребляем в своей речи.
Следующий ряд эпитетов относится к авторским. Именно эти выразительные средства придают неповторимость языку произведения, создают яркие поэтические образы.
2.3.Описательные эпитеты
Эти эпитеты выделяют признаки предметов, создают, описывают образ.
Высока, стройна, бела,
И умом и всем взяла…
Читая эти строки, мы ярче представляем внешность царицы. А вот как Пушкин описывает молодую царевну:
Белолица, черноброва,
Нраву кроткого такого…
Эпитеты помогают нам увидеть образы семи богатырей:
Входят семь богатырей,
Семь румяных усачей.
С помощью эпитетов автор рисует некоторые предметы. По сюжету сказки царица, желая быть «всех милее, всех румяней и белее», решила погубить молодую царевну. В дом богатырей была отправлена черница, которая должна была угостить царевну яблоком, напитанным ядом. Вот как описано это яблоко:
И к царевне наливное,
Молодое, золотое,
Прямо яблочко летит..
Так свежо и так душисто,
Так румяно-золотисто,
Будто медом налилось!
Как же не отведать такое яблоко! И царевна не устояла. В одном ряду с описательными эпитетами мы видим реже встречающийся сложный эпитет -румяно-золотисто.
2.4.Оценочные эпитеты
Изображая царевну, автор использует помимо постоянных эпитетов и свои. За ними кроется авторское отношение к героине, эти эпитеты раскрывают истинный характер царевны. Внешней красоте противопоставлена зависть, жестокость, себялюбие.
Но зато горда, ломлива,
Своенравна и ревнива.
Далее автор прямо выражает свое отношение к героине в следующих строчках:
Черт ли сладит с бабой гневной?
Богатыри изображены как былинные герои – добрые, сильные, благородные. Это сближает сказку Пушкина с народной. Однако у авторской сказки есть отличия, одно из них – использование авторских оценочных эпитетов:
Перед утренней зарею
Братья дружною толпою
Выезжают погулять…
Доброе отношение семи богатырей к молодой царевне мы видим в следующих строках:
Братья милую девицу
Полюбили.
Нежную любовь Елисея к своей невесте тоже помогают передать оценочные эпитеты:
И пошел к пустому месту
На прекрасную невесту
Посмотреть еще хоть раз.
И о гроб невесты милой
Он ударился всей силой.
2.5.Эмоциональные эпитеты
Передают авторские чувства, эмоции, относящиеся к героям. Так, мы видим эмоциональное отношение автора к царице, отрицательной героине сказки:
Делать нечего. Она
Черной зависти полна…
Между тем царица злая,
Про царевну вспоминая…
Дома в ту пору без дела
Злая мачеха сидела…
Совершенно противоположные чувства испытываем мы, когда читаем строки о положительных героях сказки. Здесь автор использует другие эмоциональные эпитеты:
Дочка царская пропала!
Тужит бедный царь по ней.
Раз царевна молодая
Милых братьев поджидая…
Печаль по поводу смерти царевны передает другой ряд эпитетов:
В той норе, во тьме печальной
Гроб качается хрустальный…
Исследуя эпитеты в «Сказке о мертвой царевне и семи богатырях», мы позволим себе провести небольшой эксперимент. Выберем отрывок из сказки, в котором встречаются эпитеты, например:
Год прошел как сон пустой,
Царь женился на другой.
Уж и впрямь была царица:
Высока, стройна, бела,
И умом и всем взяла;
Но зато горда, ломлива,
Своенравна и ревнива
Попробуем убрать все эпитеты. Как изменится этот отрывок?
Год прошел как сон,
Царь женился на другой.
Уж и впрямь была царица:
И умом и всем взяла…
Во-первых, нарушается ритмический строй отрывка. Во-вторых образ новой царицы стал размытым, схематичным. Мы уже не можем уловить характер героини, не чувствуем отношение автора к ней. Утрачена поэтичность отрывка.
Таким образом, исследование эпитетов в «Сказке о мертвой царевне и семи богатырях» А.С. Пушкина привело к следующим выводам.
-
Эпитеты усиливают выразительность, образность языка произведения;
придают художественную, поэтическую яркость речи;
обогащают содержание высказывания;
выделяют характерную черту или качество предмета, явления,
подчёркивают его индивидуальный признак;
создают живое представление о предмете;
-
оценивают предмет или явление;
вызывают определённое эмоциональное отношение к ним;
помогают увидеть авторское отношение к окружающему миру.
Если бы в нашем языке не было эпитетов, мы не имели бы возможности описать словесно какой-то предмет или явление. Скучным, серым и однообразным казался бы наш язык без эпитетов. А поэзии не было бы вообще.
4.Список литературы
А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»
Школьный словарь литературоведческих терминов.
Мир сказок А. С. Пушкина: — Санкт-Петербург, Московские учебники и Картолитография, 2009 г.- 232 с.
|
|
|