|
«Музыкальная игра как средство развития старшего дошкольника»
МДОУ детский сад №6 «Березка»
Консультация для воспитателей на тему:
«Музыкальная игра как средство развития старшего дошкольника»
Подготовила: музыкальный руководитель ВКК
Конищева Галина Николаевна
Зубова Поляна,
Исследование известных ученых, педагогов доказывают возможность и необходимость формирования у ребенка памяти, мышления, воображения с очень раннего возраста.
Не является исключением и возможность раннего развития у детей музыкальных способностей. Есть данные, которые подтверждают факты влияния музыки на формирующийся в период беременности женщины плод положительное ее воздействие на весь организм человека в дальнейшем.
Согласно современным исследованиям к семи годам у ребенка:
- складывается полный комплекс музыкальных способностей;
-музыкальное восприятие-мышление развивается в единстве и взаимодействии собственно интонационного восприятия, осознания музыки;
- сильнее проявляется интерес к музыке: дети не только предпочитают тот или иной вид музыкальной деятельности, но и избирательно относятся к различным ее видам;
- формируется оценочное отношение к музыке и исполнительской деятельности;
- развивается способность к обобщению несложных музыкальных явлений, активизируется творческий потенциал.
Программа «Детство» ориентирует педагога на вовлечение ребенка в процесс общения с музыкой на основе различных видов музыкальной деятельности: восприятия, исполнительства, творчества.
Пробуждение творческой активности детей, желания включиться в творческий процесс- является важнейшей задачей программы. Музыкальная игра, в свою очередь, способствует этому. В ходе нее ребенок приобретает опыт переживания музыки как эмоционального наслаждения. Музыкальная игра удовлетворяет потребность ребенка в познании окружающего мира и собственного «Я» на языке художественных образов.
Музыкальные игры старших дошкольников , сохраняя преемственность с играми детей младшего возраста, имеет ряд особенностей, проявляющихся в следующих показателях:
- усложнение задач и способов познавательной музыкальной деятельности;
- обобщение содержания представлений о свойствах и качествах чувственного воспринимаемых явлений;
- изменение характера игрового общения детей и педагогов (появление направленности на сверстника как на партнера по игровой деятельности);
- более активное использование таких моделей взаимодействия детей и педагога, как взрослый-ведомый, взрослый- консультант, взрослый- наблюдатель.
Одним из наиболее доступных средств познания музыки как вида искусства, отвечающих возможностям, особенностям, интересам и потребностям ребенка выступает музыкально-дидактическая игра.
Наблюдения за игровой деятельностью детей старшего дошкольного возраста свидетельствуют: в отличие от младших дошкольников они могут самостоятельно играть друг с другом в музыкально-дидактические игры, составлять их, придумывать последовательность действий, формировать правила игры. Наличие у детей определенного музыкального и жизненного опыта позволяет им быть достаточно активными в ходе игры и самостоятельно использовать умения, полученные в повседневной жизни.
Можно рассматривать музыкально-дидактическую игру как- игровой метод обучения; игровую форму обучения; самостоятельную игровую деятельность, средство музыкального общения и развития ребенка.
Рассмотрим примеры музыкально-дидактических игр.
Музыкально-дидактическая игра «Прячем мелодию»
Цель: Развивать внутренний слух
Ход игры: дети начинают петь хорошо знакомую песню, затем по сигналу продолжают петь про себя, т.е. беззвучно, по другому знаку- снова вслух.
Другие варианты игры:
- Дети поют мелодию по условному знаку с различными динамическими оттенками.
- «Прячут» мелодию через равные промежутки времени.
- «прячут» мелодию через разные промежутки времени.
Музыкально-дидактическая игра «Плетень» (по типу хороводных)
Цель: Развивать навыки восприятия народной музыки через отражение ее содержания в пластике движений.
Музыкальный репертуар: р.н.п. «Заплетайся, плетень»
Ход игры: Дети поют песню, сопровождая ее танцевальными движениями в соответствии с характером музыки.
Методические рекомендации:
Если в сюжетных музыкальных играх дети младшего дошкольного возраста осуществляют простейшую имитацию движений музыкально-игрового образа, то в старшем дошкольном возрасте от детей требуется эмоциональная выразительность движений, осознанное отношение к роли, более высокое качество ее исполнения в соответствии с динамикой развития музыкально-игрового образа и характера музыки. В процессе развития танца дети с помощью движений учатся общаться друг с другом, передавать различные эмоциональные состояния, близкие им по жизненному опыту. Народные песни с хороводами, представляя собой, естественное сочетание игры с песней являются богатым материалом для музыкальных инсценировок.
Музыкальная игра для развития детского творчества «Композитор»
Цель: Развивать образные представления, фантазию, воображение и мышление ребенка в рамках решения художественных задач.
Игровой набор: Детские музыкальные инструменты, из которых ребенок сам выбирает нужные для практического воплощения своего художественного замысла.
Ход игры: Игра проводится индивидуально с каждым ребенком. Ребенку предлагается исходная задача: передать в инструментальном воплощении один из понравившихся сюжетов, предложенные педагогом. Сюжет ребенок может выбрать сам или даже придумать. («В гостях у героев любимых сказок»; «Весеннее пробуждение природы»; «Гроза» и т.п.).
Игра «Дирижер»
Цель: Формировать способность к взаимодействию с партнерами по игре; развивать навыки невербального общения, творческие способности в музыкально-исполнительской деятельности.
Игровой материал: Три контрастных по звучанию музыкальных инструмента.
Ход игры: Трое участников исполняют роли музыкантов, четвертый- дирижер. Все остальные- зрители. Начало и окончание игры дирижер обозначает взмахом руки (вверх- начало, вниз- окончание). Дирижер побуждает музыкантов играть в соответствии с его жестами.
Методические рекомендации:
В процессе игры ребенок-дирижер не должен давать никаких словесных указаний. К музицированию детей побуждает его мимика и жесты.
Заинтересованное отношение к творческому процессу в музыкальной игре выражается в следующих показателях:
Увлеченность музыкально-игровой деятельностью;
Степень осознания творческого замысла;
Инициатива и самостоятельность творческого поиска при выполнении творческих заданий;
Оригинальность в воплощении творческого замысла и выборе средств его воплощения;
Адекватность творческих проявлений характеру музыкально-игрового образа;
Умение привлекать к творческому процессу музыкальный и жизненный опыт;
Степень законченности и художественность воплощения творческого замысла.
МДОУ детский сад №6 «Березка»
Доклад
Тема: Элементарное музицирование
с дошкольниками
Подготовила: музыкальный руководитель ВКК
Конищева Галина Николаевна
Зубова Поляна, 2007г.
Играть на инструментах, танцевать и сами себе аккомпанировать? Придумывать музыкальную сказку, озвучивать стихи? Все это вызывает у детей азарт, восторг, дает эмоциональный всплеск, без которого нет музыки вовсе.
В основе программы лежит элементарное музицирование, как коллективная деятельность, неразрывно объединяющая песни, ритмированную речь, игру на детских музыкальных инструментах, танец, импровизированное движение под музыку, озвучивание стихов и сказок, пантомиму, импровизированную театрализацию.
Есть дистанция огромного размера между музицирующим педагогом и слушающим ребенком и ребенком самостоятельно музицирующим, даже если он играет один звук в партии.
Детям необходимо творить, переживать, чтобы понимать музыку.
Дети любят веселье, смех, движение, необычные по виду музыкальные инструменты, они хотят играть и творить, у них есть свой собственный интерес к музыке, которым педагог не имеет право пренебрегать.
Элементарное музицирование с инструментами, как одна из важнейших форм музыкальной деятельности вызывает у детей неиссякаемый интерес. Конечно, объединение двух идей- систематическое развитие музыкальности детей и их импровизационно-творческая деятельность- сопряжена со многими трудностями.
Сам процесс музицирования должен включать обучение, оно не может быть хаотичным, произвольным, не может не подчиняться логике. Поэтому курс музицирования разрабатывается в виде месячного плана по принципу от простого к сложному. А это означает, что мелодия, начинаясь с ритмированной речи переходит к декламации, шумовой аккомпанимент препятствует к звуковысокому простору; восприятие музыки в тесной связи со словом и движением препятствует ее чистому восприятию; музыкальные понятия формируются постепенно как обобщение нравственного опыта.
Детское музыкальное творчество- гимн импровизации, потому что все дети умеют импровизировать. Их не надо учить этому- такую способность подарила им природа. Даже совсем маленькие дети способны импровизировать, рожденная фантазией их музыка проста и чудесна. Все что они видят и слышат, дети извлекают из необычных инструментов.
Цели программы- помочь детям дошкольного возраста в музыкально дидактической игре выйти в мир музыки, найти свои собственные общения с ней, ощутить и пережить ее, эмоционально как радость и удовольствие: способствовать усвоению музыкальных знаний в игровой практике; удовлетворить потребность детей в эмоциональном и двигательном самовыражении: создать устойчивую модель удовлетворения этой потребности с помощью музыки.
Задачи программы- развивать природную музыкальность детей и первоначальные навыки музицирования, индивидуальность, способность к спонтанному и творческому поведению; создавать предпосылки к формированию творческого мышления. Этой программе соответствует ряд задач:
- воспитание интереса и любви к музицированию;
- знакомство с многообразием мировой музыкальной культуры в практике музицирования;
- установления взаимосвязи между самостоятельным умением детей и высокой музыкой, исполнение которой им недоступно;
- развитие эмоциональности детей как основы их внутреннего мира, способности воспринимать, переживать, понимать.
Методологической основой программы является соединение принципов педагогики Карла Орфа с методиками отечественной музыкальной педагогики.
Суть идеи К. Орфа- познание музыки через активное импровизационное музицирование, которое соединяет музыку, речь и движения.
Средства музыкально-творческого обучения- музыка, слово, движение, пантомима и театрализованная игра в их единстве.
Учебное музицирование- обучение простейшим элементам музыкального языка и умению их практически применять в процессе формирования у детей чувства ритма и звуковысотного слуха.
Творческое музицирование разнообразно по формам и подразумевает импровизационное обращение детей со знакомым материалом, умение использовать его по своему.
Элементарное музицирование дает возможность каждому ребенку выразить себя: придумать интонацию, изменить придуманное, сыграть, украсить жестом и т.д.
Концертное музицирование предполагает исполнение ансамблем детей некоторых произведений классической детской музыки, специально подобранных и аранжированных для данной цели.
Содержание программы.
Общие задачи- вовлечь детей в стихию музицирования с использованием жестов, пения, импровизированное движения, пантомимы, инструментов.
Мотивация деятельности детей- получение удовольствия, игра, интерес к новому.
Музыкальный материал- русский фольклор, танцы народов мира.
Средства обучения: музыка, речь, движение, театрализованная игра.
Основные приемы работы с материалом: одновременная имитация, подражание, игра звуками.
Способы усвоения музыкальных знаний: пространственно двигательное ощущение, двигательный образ и т.д.
Учебное музицирование
Ритм, тембр, воспитание звуковысотного слуха, пение, аккомпонимент, исполнение, движение, авторская музыка.
Творческое музицирование
Самостоятельные действия в импровизациях; быстрый медленный темп, ускорение и замедление, громкое и тихое звучание и т.д.
Концертное музицирование
Разучить и исполнить на детских праздниках 2-3 произведения жанровой музыки в шумовом оркестре.
Детские музыкальные инструменты
Разнообразие шумовых инструментов велико. Главное они должны вызывать интерес у детей и желание играть на них.
Техническая легкость игры на шумовых инструментах и орфовских инструментах располагают и побуждают детей и звукокрасочной игре, а через нее к простейшим импровизации. Они позволяют всем детям участвовать в музицировании независимо от их способностей.
|
|
|