Главная страница

Муниципальное общеобразовательное учреждение Евсеевская средняя общеобразовательная школа


Скачать 101.85 Kb.
Название Муниципальное общеобразовательное учреждение Евсеевская средняя общеобразовательная школа
Дата 11.03.2016
Размер 101.85 Kb.
Тип Документы


Муниципальное общеобразовательное учреждение

Евсеевская средняя общеобразовательная школа

Павлово-Посадского муниципального района Московской области

дер. Евсеево д. 28А тел. 8(496)43 5-91-70; 8(496)43 75-142

http://www.evseevo-school.narod.ru


Педагогический марафон

«Учительство Подмосковья – воспитанию будущего поколения»

Павлово-Посадского муниципального района

Московской области
Описание опыта и системы работы
классного руководителя 4а класса

муниципального общеобразовательного

учреждения Евсеевской средней общеобразовательной школы

Павлово-Посадского района

Московской области

Косовой Маргариты Анатольевны




Работаю в школе 23года. Много это или мало? Немало: для того, чтобы увидеть результаты своего труда и сделать работу над ошибками.

За годы классного руководства прошла разные ступени работы с классным коллективом, а их у меня было семь выпусков. Семь разных судеб и семь этапов моего становления как классного руководителя.

Есть множество разнообразных законов. Законов природы и развития общества, законов частных, общих и всеобщих. Но есть особые законы, те, которые позволяют согреть душу, распахнуть сердце. Это законы любви. Любви к ближнему, к Родине, к тем, кто с тобой рядом, кого ты растишь и воспитываешь. Именно по этим законам стараюсь жить и работать со своими классами.

Каким я хочу видеть своего ученика сегодня? Это ребенок, который желает узнавать новое, интересное; уверенным в себе и в своих возможностях; с адекватной самооценкой; умеющим сопереживать и помогать другим. Я хочу видеть своих учеников достойными людьми. Я радуюсь, когда они приходят за советом, за помощью или просто так. Главное, чтобы рядом со мной они были спокойны и уверенны, видели во мне надежного друга. В этом, наверное, и есть моя педагогическая философия, мое правило.

Великий Гёте говорил: «Если вы берете людей такими, каковы они есть со всеми присущими им недостатками, вы никогда не сделаете их лучше. Если же вы обращаетесь с людьми, как с идеальными людьми, вы поднимаете их на ту высоту, на которой вы хотели их видеть». Мною движет глубокая вера в ребенка и любовь. Любовь к детям – основа моего педагогического оптимизма.

Стараюсь, чтобы школа для каждого ребенка стала по-настоящему родным домом, куда хочется приходить снова и снова, где его ждут, поймут, поддержат, дадут силу и веру в то, что он талантлив, где тепло и уютно каждому, где каждый чувствует, что он часть большой и дружной семьи. Дом, где его ценят как личность – неповторимую, ценную, родную. Сотрудничество с ребенком очень важно как в обычной, так и в школьной семье: я воспитываю, он помогает мне, он воспитывает себя, я ему помогаю, я воспитываю себя, он мне помогает. Сотрудничество – это совместный труд души, основанный на общении.

В 2010 году я взяла свой нынешний класс. Дети «домашние»… И первыми вопросами были для меня: «Сложится ли наша школьная семья? Будет ли нам тепло и хорошо вместе?» Прежде всего, я постаралась определить, какие же мои дети, и как я смогу собрать их в единый классный «кулачок». Очень хотелось, чтобы они раскрылись передо мной, чтобы помогли родители. Помочь в решении этих задач может только насыщенная интересными делами жизнь класса.

Начинаю свою работу с изучения возрастных, психологических, социальных особенностей первоклассников.

Я провела ряд исследований, психологических диагностик, работу с родителями, цикл классных часов «Расскажи о себе», «Познай себя», создала портрет класса, включающий в себя различные личностные характеристики каждого ребенка: склонности, интересы, сферы дарования, эмоциональное и физическое самочувствие.

Диагностируя «Уровень воспитанности», пришла к выводу, что у детей в моем классе не на высоком уровне находятся такие качества, как гуманность в отношении к окружающим и активность. Наверное, сказался тот фактор, что класс был сформирован в основном из «домашних» детей. Ребята видели промахи одноклассников, не замечая своих. В основу воспитательной системы я решила положить инновационный пилотный проект «Этическая грамматика» и сделать его системообразующим фактором организации жизнедеятельности детей. Особенностью данного курса является широкое привлечение для рассмотрения на занятиях с детьми разнообразных жизненных ситуаций. Это позволяет учить детей оценивать и анализировать свое поведение, понимать и чувствовать состояние другого человека. Познавая простые нравственные истины, к детям приходит осознание того, что человек рожден для добра. Золотое правило нравственности становится девизом класса.

Провела работу по организации актива класса. Каждый из моих детей сначала высказал свое мнение о том, в каком секторе он желает работать, затем в каком из секторов мог бы работать его одноклассник. В результате был сформирован актив класса. Все ребята охвачены поручениями с учетом их интересов. А это способствует развитию активности, инициативы. Так постепенно мы учились взаимодействовать, понимать друг друга, помогать, уступать, сопереживать.

В педагогической литературе приводится описание десяти типов поведения людей в группах: одинокий волк - сирота - попрошайка - штатная единица - принцесса - клоун  - способный ребенок - самобичеватель -Гибралтарский утес и звезда. Не буду останавливаться на характеристике каждой из этих ролей, думаю, их названия говорят сами за себя. Подумав, каждый классный руководитель определит, кто есть кто у него в классе. И без знания системы взаимоотношений в классе классный руководитель не может управлять развитием коллектива, воспитывать духовно-нравственные качества. Для этого и необходима такая диагностика как социометрия. В моем классе определились два тревожных типа: одинокий волк – 3 человека, сирота – 2 человека. Как помочь им? Для каждого из них надо найти ту благодатную почву, где ребенок раскроется, сможет показать свои интеллектуальные и нравственные качества. Так Ксения Н. может быть прекрасным оформителем классных газет, выставок, защищать честь класса в художественных конкурсах; Даниил М. проявляет себя в спортивной деятельности и завоевывает для школы кубки; Илья Н. сможет отремонтировать стул; Алина С. – незаменимая актриса нашего класса.

Но главное ребёнок делает не для себя, а для других, причём делает то, что ему нравится, к чему у него способности, что даёт ему в классе определённый, приятный для него статус. Проведенная работа подвела ребят к мысли, что класс – это их второй дом, где уют, тепло, взаимопонимание зависят от них самих.

Вот так, делая комфортной жизнь каждого ребенка, постепенно, шаг за шагом, мы стали одной классной семьей, в котором появились и свои традиции.

Проверка в декабре уровня адаптации первоклассников порадовала меня своими показателями: 79%учащихся - высокий уровень, 21% - средний.

Приятно осознавать, что твой труд не напрасен, когда дети на классном часе, в беседе, на перемене называют тебя ласковым словом «мама». Именно в доверии, которое так щедро дарит нам детское сердце, мы черпаем силы и энтузиазм для нашей непростой, но такой нужной работы.

В системе духовно-нравственного воспитания школьников в качестве ядра личности выделила три основных интегративных качества: гуманизм, ответственность, чувство собственного достоинства. Отсюда вытекают задачи, которые необходимо решить в разные временные этапы воспитательной деятельности.

Гуманизм определяет сферу отношения человека к другому человеку, его доброжелательность, культуру поведения. Своей задачей я вижу формирование психологического климата, благоприятного для каждого ученика (1-2 классы). Каждый день я начинаю с «этического заряда», ориентирую школьников на доброжелательность, уважение к окружающим и друг к другу, на добрый эмоциональный климат взаимоотношений. Мы находим корректные способы реагирования на недостойное поведение, учимся прощать, проявлять снисходительность и благородство. Была у нас проблема в классе с построением. Каждому хотелось идти рядом с учителем, стоять первым в колонне, шла борьба на выживание. Помог курс этической грамматики. Провела ряд мероприятий по этикету, на открытом занятии классных руководителей был проведен урок-практикум «За столом с дедушкой Этикетом». Такие занятия помогают обогатить учащихся моральными представлениями и понятиями, связанными с положительными поступками и действиями, знакомят с правилами поведения.

Ответственность – отношение человека к его собственным проявлениям (честь, долг, внутренняя самооценка). Задача классного руководителя– создание условий для проявления у ученика осознанной потребности в самопознании и развития способности объективной самооценки (3 класс). В моей воспитательной деятельности как классного руководителя большое место занимают беседы, диспуты, классные часы, создание проектов, презентаций: «Что такое справедливость?», «Живи во благо себе и другим», «Обиды», «Душа обязана трудиться», проект «Дерево дружбы», проект-сказка «О добре и зле» и т.д. В процессе бесед вырабатывается оценочное отношение учащихся к своему поведению и поведению других людей, формируются духовно-нравственные смыслы, ориентиры.

Выбранные виды деятельности способствовали и развитию самоуправление в классе, что очень важно для нравственного становления личности ребенка.

Часто привлекаю консультантов, которые помогают понять тему тому ученику, который пока сам это сделать не смог. Консультант – очень почётная роль. Дети, как правило, сами хотят быть консультантами. И постепенно привыкают переживать не только за себя, не только за свои успехи - а за успехи других, тех, кого они консультируют. За каждым ребенком закреплены обязанности. Это учит их быть ответственными, последовательными. Теперь я все реже слышу от детей «забыл», «принесу завтра». Формируется единство слова и дела, долга и чести, совести и справедливости, памяти и гордости.

Чувство собственного достоинства – самоуважение, которое основывается на уважении к другому. В своей работе ставлю задачу - формирование осознанной нравственной регуляции поведения (4 класс). Приоритетным видом деятельности в нашем классе становится познавательно-игровая деятельность по самопознанию. Организуется «Поход в мир своего «Я», который проходит под девизом «Зажги свою звезду». На начальном этапе ребятам было трудно адекватно оценить свое отношение к людям, деятельности, вещам, к самому себе в соответствии с нравственными нормами. Сейчас же четвероклассники еженедельно в дневниках зажигают свою звезду соответствующего цвета (синяя - «Так держать!», желтая - «Выбери верный путь!», красная - «Подтянись!»).

Нравственное начало пронизывает всю многогранную практическую деятельность ребенка, его мотивационную, эмоциональную и интеллектуальную сферы. Все это осуществляется через урочную и внеурочную деятельность: занятия по этической грамматике; уроки основ светской этики, через создание положительного психологического пространства, взаимосвязь с учреждениями дополнительного образования. Органично связаны классные часы и коллективные творческие дела. Они созвучны по своей сути и дают возможность участия каждого ребенка в деле, позволяют увидеть развитие его креативных способностей и нравственных качеств.

Для создания мероприятий я всегда стараюсь создать презентацию. Множество фотографий, видеофрагментов, музыки. Согласитесь, как можно говорить о Великой Отечественной войне и не увидеть военных фотографий: голода, разрушений, сражений или радости Победы. А песни военных лет затрагивают душу ребенка. Видеохроники позволяют увидеть страшные кадры войны, дают детям понять, что такого не должно повториться.

Одно время в фонде «Петровка, 38» я вела реабилитационную работу с семьями военнослужащих, погибших в горячих точках и показала ребятам фильм-интервью с героями. Какие чувства они испытывали в эти минуты – говорили их глаза! И каково было удивление, когда они узнали, что их учитель награжден медалью «За отвагу». Воспитание на примере - что может быть действеннее.

Во время классных мероприятий ребята сами могут непосредственно использовать компьютер. Так на День матери мы решили пригласить наших мам на праздник в класс и приготовить сюрприз. Ребята создали презентацию и продемонстрировали ее в конце мероприятия. Каждый для своей мамы написал слова поздравления. Родители класса и я вместе с ними так расчувствовались, что слезы благодарности, счастья невольно текли по щекам. Дети, не ожидая такой реакции взрослых, ринулись их целовать. Разве это не счастье? Рассказываю вам, а по щеке невольно бежит слеза…

А каких матрешек мы смастерили из папье-маше. Воспитание чувства красоты, доброты, любви происходит через трудовую деятельность. А ведь в начале нашей творческой работы многие возмущались: «Зачем нам это надо? У нас не получается!». Зато теперь, после долгих терзаний, мы смотрим на наше произведение искусств и понимаем, что Человек может многого добиться, покорить разные высоты. Было бы желание!

Так, преодолевая трудности, мы живем, растем, поднимаемся над собой, и нами движет Любовь, а это главное.

Но добиться хороших результатов в воспитании и развитии детей без поддержки родителей невозможно.

Приобщение детей к духовным ценностям происходит и с помощью экскурсий по родному краю. Мы побывали в детском музейном центре города Владимир, познакомились с мастерами-художниками села Жостово, посетили фабрику елочных украшений, Московский театр «Корона русского балета». Заметки ребят об этих поездках были напечатаны в нашем школьном журнале.

Только через совместные дела родители могут увидеть, как живёт их ребёнок в коллективе, а иногда и открыть много нового в себе и в своём ребёнке. Так постепенно родители становятся союзниками, перестают относиться к школе как посторонние наблюдатели. И это очень радует.

Взаимодействие семьи и школы содействует духовно-нравственному развитию и гражданскому воспитанию не только школьников, но и их родителей. Такое взаимодействие можно рассматривать как социально-педагогическую технологию нравственного оздоровления общества.

Значительное место отводится участию в конкурсах, викторинах. Ребята занимают призовые места и в области, и на районном уровне. Проводим совместные встречи, праздники, где родители выступают и в роли гостей, и в качестве жюри.

Четвертый класс… Вместе уже четыре года. После тяжелого трудового дня возвращаюсь домой, а навстречу бегут мои, уже родные дети, с радостными глазами, с желанием помочь донести тетради или просто обняться и еще раз сказать друг другу «Здравствуйте», а ведь не прошло и 3 часов. Наверное, это любовь. И я счастлива.

Результаты диагностических исследований учащихся сейчас показали позитивные изменения в детском коллективе: уровень воспитанности моих выпускников по школе один из самых высоких; отмечается динамика роста занятости учащихся, мотивация ребят растет. Они активные участники конкурсов, выставок, олимпиад. Занимают призовые места. И что очень важно, есть постоянное стремление детей стать лучше.

Для меня мой класс - самый лучший, любимый, конечно же, доставляющий массу хлопот и переживаний, но вместе с тем неповторимый и уникальный. И я верю в то, что мои ребята будут всегда дружными, добрыми, отзывчивыми, смогут согревать окружающих своим теплом. Задача эта очень сложная, способы её решения разнообразны. Это и личный пример, и воспитательная беседа, и советы, и влияние родительского авторитета и многое другое.

Когда я – классный руководитель, когда рядом со мной идут и живут 20 моих учеников и их родители, тогда я ощущаю себя счастливой, чувствую, что прохожу именно тот путь, который избрала для себя когда-то. И завтра я снова иду в класс, потому что я классный руководитель, потому что меня ждут мои дети.