|
Муниципальное общеобразовательное учреждение Евсеевская средняя общеобразовательная школа
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Евсеевская средняя общеобразовательная школа
Павлово-Посадского муниципального района Московской области
дер. Евсеево д. 28А тел. 8(496)43 5-91-70; 8(496)43 75-142
http://www.evseevo-school.narod.ru
Педагогический марафон
«Учительство Подмосковья – воспитанию будущего поколения»
Павлово-Посадского муниципального района
Московской области
Описание опыта и системы работы
классного руководителя 4а класса
муниципального общеобразовательного
учреждения Евсеевской средней общеобразовательной школы
Павлово-Посадского района
Московской области
Косовой Маргариты Анатольевны
Работаю в школе 23года. Много это или мало? Немало: для того, чтобы увидеть результаты своего труда и сделать работу над ошибками.
За годы классного руководства прошла разные ступени работы с классным коллективом, а их у меня было семь выпусков. Семь разных судеб и семь этапов моего становления как классного руководителя.
Есть множество разнообразных законов. Законов природы и развития общества, законов частных, общих и всеобщих. Но есть особые законы, те, которые позволяют согреть душу, распахнуть сердце. Это законы любви. Любви к ближнему, к Родине, к тем, кто с тобой рядом, кого ты растишь и воспитываешь. Именно по этим законам стараюсь жить и работать со своими классами.
Каким я хочу видеть своего ученика сегодня? Это ребенок, который желает узнавать новое, интересное; уверенным в себе и в своих возможностях; с адекватной самооценкой; умеющим сопереживать и помогать другим. Я хочу видеть своих учеников достойными людьми. Я радуюсь, когда они приходят за советом, за помощью или просто так. Главное, чтобы рядом со мной они были спокойны и уверенны, видели во мне надежного друга. В этом, наверное, и есть моя педагогическая философия, мое правило.
Великий Гёте говорил: «Если вы берете людей такими, каковы они есть со всеми присущими им недостатками, вы никогда не сделаете их лучше. Если же вы обращаетесь с людьми, как с идеальными людьми, вы поднимаете их на ту высоту, на которой вы хотели их видеть». Мною движет глубокая вера в ребенка и любовь. Любовь к детям – основа моего педагогического оптимизма.
Стараюсь, чтобы школа для каждого ребенка стала по-настоящему родным домом, куда хочется приходить снова и снова, где его ждут, поймут, поддержат, дадут силу и веру в то, что он талантлив, где тепло и уютно каждому, где каждый чувствует, что он часть большой и дружной семьи. Дом, где его ценят как личность – неповторимую, ценную, родную. Сотрудничество с ребенком очень важно как в обычной, так и в школьной семье: я воспитываю, он помогает мне, он воспитывает себя, я ему помогаю, я воспитываю себя, он мне помогает. Сотрудничество – это совместный труд души, основанный на общении.
В 2010 году я взяла свой нынешний класс. Дети «домашние»… И первыми вопросами были для меня: «Сложится ли наша школьная семья? Будет ли нам тепло и хорошо вместе?» Прежде всего, я постаралась определить, какие же мои дети, и как я смогу собрать их в единый классный «кулачок». Очень хотелось, чтобы они раскрылись передо мной, чтобы помогли родители. Помочь в решении этих задач может только насыщенная интересными делами жизнь класса.
Начинаю свою работу с изучения возрастных, психологических, социальных особенностей первоклассников.
Я провела ряд исследований, психологических диагностик, работу с родителями, цикл классных часов «Расскажи о себе», «Познай себя», создала портрет класса, включающий в себя различные личностные характеристики каждого ребенка: склонности, интересы, сферы дарования, эмоциональное и физическое самочувствие.
Диагностируя «Уровень воспитанности», пришла к выводу, что у детей в моем классе не на высоком уровне находятся такие качества, как гуманность в отношении к окружающим и активность. Наверное, сказался тот фактор, что класс был сформирован в основном из «домашних» детей. Ребята видели промахи одноклассников, не замечая своих. В основу воспитательной системы я решила положить инновационный пилотный проект «Этическая грамматика» и сделать его системообразующим фактором организации жизнедеятельности детей. Особенностью данного курса является широкое привлечение для рассмотрения на занятиях с детьми разнообразных жизненных ситуаций. Это позволяет учить детей оценивать и анализировать свое поведение, понимать и чувствовать состояние другого человека. Познавая простые нравственные истины, к детям приходит осознание того, что человек рожден для добра. Золотое правило нравственности становится девизом класса.
Провела работу по организации актива класса. Каждый из моих детей сначала высказал свое мнение о том, в каком секторе он желает работать, затем в каком из секторов мог бы работать его одноклассник. В результате был сформирован актив класса. Все ребята охвачены поручениями с учетом их интересов. А это способствует развитию активности, инициативы. Так постепенно мы учились взаимодействовать, понимать друг друга, помогать, уступать, сопереживать.
В педагогической литературе приводится описание десяти типов поведения людей в группах: одинокий волк - сирота - попрошайка - штатная единица - принцесса - клоун - способный ребенок - самобичеватель -Гибралтарский утес и звезда. Не буду останавливаться на характеристике каждой из этих ролей, думаю, их названия говорят сами за себя. Подумав, каждый классный руководитель определит, кто есть кто у него в классе. И без знания системы взаимоотношений в классе классный руководитель не может управлять развитием коллектива, воспитывать духовно-нравственные качества. Для этого и необходима такая диагностика как социометрия. В моем классе определились два тревожных типа: одинокий волк – 3 человека, сирота – 2 человека. Как помочь им? Для каждого из них надо найти ту благодатную почву, где ребенок раскроется, сможет показать свои интеллектуальные и нравственные качества. Так Ксения Н. может быть прекрасным оформителем классных газет, выставок, защищать честь класса в художественных конкурсах; Даниил М. проявляет себя в спортивной деятельности и завоевывает для школы кубки; Илья Н. сможет отремонтировать стул; Алина С. – незаменимая актриса нашего класса.
Но главное ребёнок делает не для себя, а для других, причём делает то, что ему нравится, к чему у него способности, что даёт ему в классе определённый, приятный для него статус. Проведенная работа подвела ребят к мысли, что класс – это их второй дом, где уют, тепло, взаимопонимание зависят от них самих.
Вот так, делая комфортной жизнь каждого ребенка, постепенно, шаг за шагом, мы стали одной классной семьей, в котором появились и свои традиции.
Проверка в декабре уровня адаптации первоклассников порадовала меня своими показателями: 79%учащихся - высокий уровень, 21% - средний.
Приятно осознавать, что твой труд не напрасен, когда дети на классном часе, в беседе, на перемене называют тебя ласковым словом «мама». Именно в доверии, которое так щедро дарит нам детское сердце, мы черпаем силы и энтузиазм для нашей непростой, но такой нужной работы.
В системе духовно-нравственного воспитания школьников в качестве ядра личности выделила три основных интегративных качества: гуманизм, ответственность, чувство собственного достоинства. Отсюда вытекают задачи, которые необходимо решить в разные временные этапы воспитательной деятельности.
Гуманизм определяет сферу отношения человека к другому человеку, его доброжелательность, культуру поведения. Своей задачей я вижу формирование психологического климата, благоприятного для каждого ученика (1-2 классы). Каждый день я начинаю с «этического заряда», ориентирую школьников на доброжелательность, уважение к окружающим и друг к другу, на добрый эмоциональный климат взаимоотношений. Мы находим корректные способы реагирования на недостойное поведение, учимся прощать, проявлять снисходительность и благородство. Была у нас проблема в классе с построением. Каждому хотелось идти рядом с учителем, стоять первым в колонне, шла борьба на выживание. Помог курс этической грамматики. Провела ряд мероприятий по этикету, на открытом занятии классных руководителей был проведен урок-практикум «За столом с дедушкой Этикетом». Такие занятия помогают обогатить учащихся моральными представлениями и понятиями, связанными с положительными поступками и действиями, знакомят с правилами поведения.
Ответственность – отношение человека к его собственным проявлениям (честь, долг, внутренняя самооценка). Задача классного руководителя– создание условий для проявления у ученика осознанной потребности в самопознании и развития способности объективной самооценки (3 класс). В моей воспитательной деятельности как классного руководителя большое место занимают беседы, диспуты, классные часы, создание проектов, презентаций: «Что такое справедливость?», «Живи во благо себе и другим», «Обиды», «Душа обязана трудиться», проект «Дерево дружбы», проект-сказка «О добре и зле» и т.д. В процессе бесед вырабатывается оценочное отношение учащихся к своему поведению и поведению других людей, формируются духовно-нравственные смыслы, ориентиры.
Выбранные виды деятельности способствовали и развитию самоуправление в классе, что очень важно для нравственного становления личности ребенка.
Часто привлекаю консультантов, которые помогают понять тему тому ученику, который пока сам это сделать не смог. Консультант – очень почётная роль. Дети, как правило, сами хотят быть консультантами. И постепенно привыкают переживать не только за себя, не только за свои успехи - а за успехи других, тех, кого они консультируют. За каждым ребенком закреплены обязанности. Это учит их быть ответственными, последовательными. Теперь я все реже слышу от детей «забыл», «принесу завтра». Формируется единство слова и дела, долга и чести, совести и справедливости, памяти и гордости.
Чувство собственного достоинства – самоуважение, которое основывается на уважении к другому. В своей работе ставлю задачу - формирование осознанной нравственной регуляции поведения (4 класс). Приоритетным видом деятельности в нашем классе становится познавательно-игровая деятельность по самопознанию. Организуется «Поход в мир своего «Я», который проходит под девизом «Зажги свою звезду». На начальном этапе ребятам было трудно адекватно оценить свое отношение к людям, деятельности, вещам, к самому себе в соответствии с нравственными нормами. Сейчас же четвероклассники еженедельно в дневниках зажигают свою звезду соответствующего цвета (синяя - «Так держать!», желтая - «Выбери верный путь!», красная - «Подтянись!»).
Нравственное начало пронизывает всю многогранную практическую деятельность ребенка, его мотивационную, эмоциональную и интеллектуальную сферы. Все это осуществляется через урочную и внеурочную деятельность: занятия по этической грамматике; уроки основ светской этики, через создание положительного психологического пространства, взаимосвязь с учреждениями дополнительного образования. Органично связаны классные часы и коллективные творческие дела. Они созвучны по своей сути и дают возможность участия каждого ребенка в деле, позволяют увидеть развитие его креативных способностей и нравственных качеств.
Для создания мероприятий я всегда стараюсь создать презентацию. Множество фотографий, видеофрагментов, музыки. Согласитесь, как можно говорить о Великой Отечественной войне и не увидеть военных фотографий: голода, разрушений, сражений или радости Победы. А песни военных лет затрагивают душу ребенка. Видеохроники позволяют увидеть страшные кадры войны, дают детям понять, что такого не должно повториться.
Одно время в фонде «Петровка, 38» я вела реабилитационную работу с семьями военнослужащих, погибших в горячих точках и показала ребятам фильм-интервью с героями. Какие чувства они испытывали в эти минуты – говорили их глаза! И каково было удивление, когда они узнали, что их учитель награжден медалью «За отвагу». Воспитание на примере - что может быть действеннее.
Во время классных мероприятий ребята сами могут непосредственно использовать компьютер. Так на День матери мы решили пригласить наших мам на праздник в класс и приготовить сюрприз. Ребята создали презентацию и продемонстрировали ее в конце мероприятия. Каждый для своей мамы написал слова поздравления. Родители класса и я вместе с ними так расчувствовались, что слезы благодарности, счастья невольно текли по щекам. Дети, не ожидая такой реакции взрослых, ринулись их целовать. Разве это не счастье? Рассказываю вам, а по щеке невольно бежит слеза…
А каких матрешек мы смастерили из папье-маше. Воспитание чувства красоты, доброты, любви происходит через трудовую деятельность. А ведь в начале нашей творческой работы многие возмущались: «Зачем нам это надо? У нас не получается!». Зато теперь, после долгих терзаний, мы смотрим на наше произведение искусств и понимаем, что Человек может многого добиться, покорить разные высоты. Было бы желание!
Так, преодолевая трудности, мы живем, растем, поднимаемся над собой, и нами движет Любовь, а это главное.
Но добиться хороших результатов в воспитании и развитии детей без поддержки родителей невозможно.
Приобщение детей к духовным ценностям происходит и с помощью экскурсий по родному краю. Мы побывали в детском музейном центре города Владимир, познакомились с мастерами-художниками села Жостово, посетили фабрику елочных украшений, Московский театр «Корона русского балета». Заметки ребят об этих поездках были напечатаны в нашем школьном журнале.
Только через совместные дела родители могут увидеть, как живёт их ребёнок в коллективе, а иногда и открыть много нового в себе и в своём ребёнке. Так постепенно родители становятся союзниками, перестают относиться к школе как посторонние наблюдатели. И это очень радует.
Взаимодействие семьи и школы содействует духовно-нравственному развитию и гражданскому воспитанию не только школьников, но и их родителей. Такое взаимодействие можно рассматривать как социально-педагогическую технологию нравственного оздоровления общества.
Значительное место отводится участию в конкурсах, викторинах. Ребята занимают призовые места и в области, и на районном уровне. Проводим совместные встречи, праздники, где родители выступают и в роли гостей, и в качестве жюри.
Четвертый класс… Вместе уже четыре года. После тяжелого трудового дня возвращаюсь домой, а навстречу бегут мои, уже родные дети, с радостными глазами, с желанием помочь донести тетради или просто обняться и еще раз сказать друг другу «Здравствуйте», а ведь не прошло и 3 часов. Наверное, это любовь. И я счастлива.
Результаты диагностических исследований учащихся сейчас показали позитивные изменения в детском коллективе: уровень воспитанности моих выпускников по школе один из самых высоких; отмечается динамика роста занятости учащихся, мотивация ребят растет. Они активные участники конкурсов, выставок, олимпиад. Занимают призовые места. И что очень важно, есть постоянное стремление детей стать лучше.
Для меня мой класс - самый лучший, любимый, конечно же, доставляющий массу хлопот и переживаний, но вместе с тем неповторимый и уникальный. И я верю в то, что мои ребята будут всегда дружными, добрыми, отзывчивыми, смогут согревать окружающих своим теплом. Задача эта очень сложная, способы её решения разнообразны. Это и личный пример, и воспитательная беседа, и советы, и влияние родительского авторитета и многое другое.
Когда я – классный руководитель, когда рядом со мной идут и живут 20 моих учеников и их родители, тогда я ощущаю себя счастливой, чувствую, что прохожу именно тот путь, который избрала для себя когда-то. И завтра я снова иду в класс, потому что я классный руководитель, потому что меня ждут мои дети.
|
|
|