|
Можно привести верблюда на водопой, но нельзя заставить его напиться
О системе образования на современном этапе
Мудрость жителей пустынь гласит: "Можно привести верблюда на водопой, но нельзя заставить его напиться". Эта мудрость отражает основной принцип обучения - можно создать все необходимые условия и предпосылки для учения, но само познание может совершиться только тогда, когда ученик захочет познавать.
Другая мудрость, сформулированная в Древнем Китае, учит нас: "Скажи мне и я забуду. Покажи мне и я запомню. Дай мне действовать самому и я научусь". Таков другой принцип обучения - собственная активность.
Казалось бы, что здесь нового? Сколько существует наука об обучении и воспитании, столько внимание педагогов привлекается к этим основным принципам. Проблема же вечная заключается в том, как это сделать наиболее эффективно?
Думаю, для этого необходимо на каждом этапе развития общества знать ответ на два вопроса:
Что мы хотим от человека сейчас и в обозримом будущем, т.е. каковы приоритеты его социальной и духовной деятельности?
Какими средствами мы располагаем, чтобы добиться нужного результата? Что мы можем и чего мы еще не можем?
Попробую разобраться в этих, казалось бы, простых и понятных вопросах.
Педагогика всегда является гарантом развития общества на перспективу, ибо все, что закладывается в качестве социально-экономического развития государства сегодня, будет завтра выполняться выпускниками наших школ. Будут они достаточно подготовлены интеллектуально и нравственно к реализации этих задач, задуманные программы могут оказаться выполненными, не будут - жди очередных революций, перестроек, катаклизмов.
С другой стороны, желание учиться - это прежде всего осознание важности этой деятельности для всей дальнейшей жизни человека, это осмысление зависимости успеха, благополучия от качества образования. Соответственно и потребность в них. Активность в том или ином виде деятельности непосредственно связана с самостоятельностью. Отсюда и приоритеты, которые все более становятся очевидными в настоящее время. Эти приоритеты вытекают из двух социальных и экономических факторов:
лавинообразным потоком информации во всех областях знания;
-
осознанной потребностью современного общества в гибких, адаптивных системах образования, предусматривающих возможность достаточно быстрой профессиональной переориентации, повышении квалификации, саморазвития на любом отрезке жизненного пути человека.
Поэтому в ходе реформирования системы образования и сделан акцент на обучение умению самостоятельно добывать нужную информацию, вычленять проблемы и искать пути их рационального решения, уметь критически анализировать получаемые знания и применять их для решения все новых задач. Усвоение и обобщение готовых знаний становится не целью, а одним из вспомогательных средств интеллектуального развития человека. Новая школа не может и не имеет права в современных условиях позволить себе строить обучение в основном на усвоении суммы готовых знаний, добытых человечеством, на переливании опыта цивилизаций из старого сосуда в новый.
Современная сельская школа как гарант качественного образования?!
Рассмотрим ответ на вопрос: Какими средствами мы располагаем, чтобы добиться нужного результата? Что мы можем и чего мы еще не можем? И как следствие, вытекают еще три основных вопроса на которые мы должны получить ответ:
Гарантирует ли современная сельская школа качественное образование нашим детям? Имеется ли возможность максимально индивидуализировать обучение, сделать процесс обучения творческим, исследовательским? Готовы ли мы, учителя, к этому?
Издавна одной из важнейших функций педагогики и дидактики была коммуникация. Возможность, способность и умение общаться с широким кругом лиц в ходе познавательной и воспитывающей деятельности – все это было и есть в наших школах. Примером коммуникации может служить – система «учитель - ученики», «ученик - ученики», «учитель – коллеги», «школа – социум» и т.д. Казалось бы, школа решает проблему обучения и воспитания, основываясь на систему коммуникаций. Ведь, что мешает учителю в школе общаться со своими учениками, а ученикам друг с другом? Эффективна ли такая коммуникация? При благоприятных условиях, возможно, это так. Вроде бы ничто не мешает. Но вот проблема: общение происходит в достаточно замкнутом социуме, в котором очень многое зависит от общего культурного, нравственного уровня, входящих в него людей, и, во многом, от нас с вами. Кроме того, следует учитывать и то, что существующая система образования, почти полностью основанная на классно-урочной системе, авторитарна по самой своей сути. И отношения в школе строятся на авторитарной основе. Слово учителя - закон для учащихся. Хорошо, если в школе дружный, грамотный коллектив, обладающий высокой культурой и профессиональной компетентностью. А если это не так, а если это малокомплектная сельская школа в российской глубинке, где учащиеся на протяжении 3-4 самых главных, с точки зрения базового образования лет, вынуждены общаться с одним учителем? Как выйти ребятам, да и учителям из этого замкнутого социума? Возможно до какой-то поры, средства массовой информации разрывали этот замкнутый социум, но это все-таки односторонняя связь. Возможность обратной связи, подлинного общения, коммуникации у этих средств крайне ограничены. Коммуникация, общение - одна из центральных проблем педагогики, еще и потому, что именно в них заложены огромные возможности для интеллектуального развития молодого человека. Молодые люди должны свободно общаться не только в рамках школы, района, региона, но и всей страны. В полном объеме это касается и сельского учителя. Ведь только глубоко осведомленный, грамотный, компетентный и систематически развивающийся человек может воспитать граждан, отвечающих запросам современного общества. Также очевидно, что учитель в школе будущего - это старший товарищ и наставник, который организует и ненавязчиво направляет самостоятельную деятельность учащихся. Разнообразная самостоятельная деятельность, в том числе поисковая, исследовательская деятельность в области естественных и гуманитарных наук, в практических видах деятельности - единственно правильный, на мой взгляд, путь решения проблемы. Человек в период своего становления должен иметь возможность попробовать свои силы в различных социальных ролях - и в роли лидера, генератора идей; и в роли координатора; и в роли исполнителя, способного грамотно выполнить поручение. Коммуникации, если в основу их использования положен метод проектов (или еще говорят проектная деятельность) могут оказаться весьма полезными, незаменимыми в этом вопросе.
Далее, усилия администраций школ, реализация образовательных программ позволили нашим школам скомплектовать компьютерные классы (во многих школах – по одному классу с 6-10 машинами). Но этого недостаточно для работы школ в новых условиях. Новая школа требует иного подхода к решению вопроса об обеспеченности школ в техническом вопросе, а именно:
1. Для практического применения современных технологий требуется обеспечение компьютерами все учебные предметы (учебные кабинеты) и создание единой информационной среды в школе с выходом в Интернет из любого рабочего места;
2. Оборудование должно быть доступно всем обучающимся, а не как сейчас – за семью печатями и железными дверями с сигнализацией;
3. Должна быть создана быстрореагирующее сервисное обслуживание, так как компьютеры и программное обеспечение имеют привычку отказываться работать;
4. Финансовое обеспечение для первоначальной поставки и установки технологического оборудования, дальнейшего его обновления, поддержания в рабочем состоянии, и для обучения всего педагогического коллектива для работы на нем.
Это техническая сторона решения проблемы современной школы.
С другой стороны, очень важно, чтобы:
1. Каждый учитель имел мотивацию для обучения новым технологическим навыкам, был готов к переобучению на любом этапе построения новой школы, понимал свою новую роль;
2. Курсы повышения квалификации должны быть направлены на опережающее обучение педагогических кадров и переобучение должно быть доступным всем учителям. Администрации школ необходимо уделить особое внимание как очным, так и дистанционным формам обучения и самим быть генераторами идей воплощения идей новой школы в реальную жизнь;
3. Обеспечение методической литературой, учебными пособиями, разработка учебных планов с применением технологий.
Доступ к технологиям учителей и учеников – очень важное условие успешной учебной деятельности в школе. Это очень важно. Обычно в школах оборудуется компьютерный класс. И если расписание пользования такими классами тщательно составлено, то пользование компьютерами будет эффективным. С другой стороны, концентрация компьютеров в одном месте может стать препятствием для пользования ими на постоянной основе, как условием выполнения части учебного плана. Это особенно будет проявляется, если школы на постоянной основе будут применять проектную деятельность.
Думаю, что в классах иметь на первое время по 3-4 компьютера к учебном кабинете будет достаточно, с условием ежегодного пополнения или создание передвижной лаборатории, укомплектованной 4-5 компьютерами, одним комплектом оборудования мультимедиа. Важным мне видится и тот факт, когда обучающиеся или группа обучающихся, работающих над проектом, должны иметь свободный доступ к компьютерам, чтобы работать самостоятельно или когда он досрочно, раньше других закончил некоторое задание.
Выход в Интернет, работа в он-лайне в наших условиях нереальна, и потому, выход в Интернет возможно будет только со стационарного учебного класса, с доступом в Интернет. Это решаемая проблема, так как записанный на СД-диски материал из Интернета можно будет прочитать и позже.
Теперь поговорим о том, каким образом технологические инструменты могут качественно изменить подачу знаний и их усвоение учениками.
Технологии способствуют выработке высокоэффективных навыков мышления. Одним из таких методов применения технологии является проектная деятельность. В частности, обучающие проекты с применением технологий позволяют учащимся решать реально существующие в мире проблемы, использовать имеющуюся в Интернете информацию и контактировать с экспертами. Подобные проекты могут адаптироваться к уровню учащихся всех классов.
Например, учебный проект «Движение-жизнь» дает возможность ученикам начальных классов изучить понятие движения, ученики среднего звена собирают информационный материал о движении, видах движения, проводят анкетирование о статистических данных в соответствующих органах, в ГИБДД, используют Интернет и другие источники информации, анализируют и готовят итоговый материал, а старшеклассники могут помочь создавать презентации для выступления на итоговом уроке (защите проекта), используя Интернет, сканеры и программы презентаций.
И еще, вместо того, чтобы использовать технологии ради самих технологий, школа должна развить видение того, как учебные цели могут улучшить обучение и воспитание. Например, текстовые редакторы и программы электронной почты развивают коммуникативные навыки; базы данных и таблицы развивают организационные навыки; CD-ROM и Интернет развивают навыки по поиску информации. И так далее. И самое главное, мы должны всегда предвидеть, что технологии служат обучающимся только в образовательных целях.
И, наконец, размышляя о статусе новой школы, о его роли и месте в системе образования на современном этапе, прихожу к выводу:
Претворение в жизнь основных положений инициативы «Наша новая школа» в массовом варианте в нашем регионе возможно, но требует огромных усилий и финансовых вливаний и времени.
|
|
|