Главная страница

«правильный подход в решении задач экологического воспитания дошкольников»


Скачать 128.67 Kb.
Название «правильный подход в решении задач экологического воспитания дошкольников»
Дата 09.03.2016
Размер 128.67 Kb.
Тип Документы

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 26 «РОМАШКА» СТАНИЦЫ ИРКЛИЕВСКОЙ

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВЫСЕЛКОВСКИЙ РАЙОН


СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
ТЕМА: «ПРАВИЛЬНЫЙ ПОДХОД В РЕШЕНИИ ЗАДАЧ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ»

ЦЕЛЬ. РАЗВИВАТЬ ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ПЕДАГОГОВ, ИХ КОМПЕТЕНТНОСТЬ В ВОПРОСАХ ЭКОЛОГИИ. СОВЕРШЕНСТВОВАТЬ УМЕНИЕ РАБОТАТЬ С МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ, СОСТАВЛЯТЬ ПЕРСПЕКТИВНО-ТЕМАТИЧЕСКИЕ ПЛАНЫ.

ПОДГОТОВИЛА: ВОСПИТАТЕЛЬ ХРАМОВА Н.В.

Содержание

Игра «Ассоциации» (вхождение в тему)……………………………………3

Основные принципы экологии………………………………………………3

Формы работы с детьми для решения задач экологического воспитания…………………………………………………………………………..4

Предметно-развивающая среда детского сада, используемые для экологического воспитания дошкольников……………………………………5

Опыты и эксперименты……………………………………………………...5

Взаимосвязь объектов природы……………………………………………..5

Экологические сказки………………………………………………………...5

Приложения

Приложение 1

Ассоциации экологического содержания…………………………………6

Приложение 2

Примеры основных принципов экологии…………………………………6

Приложение 3

Задания для определения экологического подхода деятельности человека……………………………………………………………………………..6

Приложение 4

Примеры организации детской деятельности……………………………7

Приложение 5

Эксперименты и опыты……………………………………………………...7

Приложение 6

Примеры экологических сказок…………………………………………….8

Список, использованной литературы ……………………………………..8

Семинар-практикум для педагогов

«ПРАВИЛЬНЫЙ ПОДХОД В РЕШЕНИИ ЗАДАЧ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ»

Цель. Развивать творческий потенциал педагогов, их компетентность в вопросах экологии. Совершенствовать умение работать с методической литературой, составлять перспективно-тематические планы.

Игра «Ассоциации» (вхождение в тему).

Ведущий. Часто люди ассоциируют себя и окружающих с различными природными явлениями, животными или предметами, употребляя выражения «цветёт как роза», «работает как лошадь», «устал как собака» и т.д. Но всегда ли самооценка соответствует тому, как нас воспринимают окружающие?

Попробуйте подобрать ассоциации экологического содержания к кому-либо из коллег, не называя его.

Пять-шесть педагогов составляют рассказы, используя предлагаемый план (приложение 1), остальные участники пытаются догадаться, о ком идёт речь.

Ведущий. Сегодня мы поговорим о том, как педагоги могут повысить свою компетентность в вопросах экологического воспитания дошкольников.

Прошу каждого участника семинара подойти к магнитной доске и выставить на неё фишку: если вы считаете себя вполне компетентным в вопросах экологии - зелёную; если хотели бы уточнить некоторые вопросы - жёлтую; если испытываете затруднения при планировании и проведении деятельности с детьми на эту тему - красную.

Воспитатели выполняют задание.

Ведущий. На доске наряду с фишками зелёного цвета мы видим красные фишки и жёлтые. Я думаю, тема сегодняшнего семинара выбрана правильно.

Что же такое экология?

Выставляет на доску плакат «Экология - это наука об отношениях растительных и животных организмов и образуемых ими сообществах между собой и с окружающей средой».

Основные принципы экологии

Ведущий. Американский эколог Барри Коммонер так сформулировал основные принципы экологии:

  • всё связано со всем;

  • всё куда-нибудь девается;

  • всё что-нибудь да стоит;

  • природа знает лучше.

Придумайте примеры, подтверждающие эти высказывания.

Участники объединяются в команды, каждая из которых в течение трёх минут выполняет задание (ответы участников приложение 2.)

Ведущий. Представьте, что вы проводите экскурсию, цель которой - познакомить дошкольников с тем или иным видом деревьев.

Вы указываете на определённое дерево, называете его. Затем предлагаете рассказать, чем это дерево отличается от кустарника (от других деревьев), проанализировать его строение (корни, ствол, ветки), описать цвет коры, форму листьев и т.п. Но теперь вы знаете, что для правильного понимания проблем экологии важно рассматривать окружающий мир с точки зрения взаимосвязи живых организмов между собой и с окружающей средой.

Как следует построить беседу по ознакомлению с тем или иным природным объектом, чтобы экскурсия носила экологическую направленность?

Прежде всего, необходимо обратить внимание детей на условия, без которых данный вид не может существовать, на его связь с окружающей средой и её обитателями. Например, дереву необходима почва, из которой оно получает воду и питательные вещества, воздух для дыхания, ветер, который разносит его семена, и т.д.

Рассмотрите таблицу. Определите, к какому подходу при оценке значимости природы для человека относятся высказывания на вашей карточке.


Экологический подход

Традиционный подход

Человек - часть природы.


Мир - для человека.

Мера вещей - уникальность жизни (эксцентризм).


Человек - мера вещей (антропоцентризм).

Согласование потребностей человека с экологическими

требованиями.

Технологический расчёт пользы природы, её утилитарная ценность.

Уважение ко всем формам жизни.

Человек - хозяин, царь природы,




Команды получают карточки (приложение 3) и выполняют задание в течение двух минут.

Формы работы с детьми для решения задач экологического воспитания

Ведущий. Экологическая культура - это не только эмоциональное восприятие (умение увидеть сломанную ветку дерева, разорённый муравейник, желание помочь живому существу), но и конкретные действия. «Никогда не поздно посадить деревце: пусть плоды не тебе достанутся, но радость жизни начинается с раскрытием первой почки посаженного растения», - писал М.М. Пришвин.

Формированию сознательного и бережного отношения к окружающей природе способствует привлечение дошкольников к посильному труду. Какие формы работы можно использовать, решая задачи:

-воспитание экологической культуры;

-формирование навыков взаимодействия с растениями и животными?

В течение двух минут участники предлагают примеры организации детской деятельности (приложение 4).
Предметно-развивающая среда детского сада, используемые для экологического воспитания дошкольников.

Игра «Буквы рассыпались».

Каждый участник получает набор карточек с буквами, из которых надо составить слова, имеющие отношение к экологии.

Ведущий. Назовите элементы предметно-развивающей среды детского сада, используемые для экологического воспитания дошкольников.

Участники поочерёдно называют: уголок природы; модели и схемы; наглядный материал; календарь природы; картотеки труда, наблюдений и экспериментов; лаборатория; учебные панно; методическая, энциклопедическая и художественная литература; экологическая тропа; мини-огороды в групповых помещениях и сад-огород на территории; экологические коллекции и мини-музеи; зимний сад; паспорта растений и т.п.
Опыты и эксперименты

Ведущий. Работа в лаборатории способствует развитию у дошкольников интереса к исследовательской деятельности, формированию естественно научного мировоззрения. Превращаясь в «учёных», дети проводят эксперименты, наблюдения. Предлагаю вам, используя методическую литературу составить план экспериментальной работы по темам «Песок, глина, камни» и «Почва».

Команды в течение семи минут составляют план опытно-экспериментальной работы лаборатории (приложение5)
Взаимосвязь объектов природы

Ведущий. Решите кроссворды экологического содержания и составьте цепь питания, элементами которой являются природные объекты (ответы, полученные в кроссвордах).

В течение двух минут команды выполняют задание.
Экологические сказки

Ведущий. Воспитатель профессия творческая. А какое творчество без фантазии и выдумки? В течение пяти минут придумайте сказку экологического содержания.

Члены команд придумывают и рассказывают сказки по темам «Вода», «Воздух», «Огонь» (приложение 6).

Ведущий. Вот и подошёл к концу наш семинар-практикум. Оцените степень участия в его работе и выставите на доску фишку соответствующего цвета. Красную - «В основном слушала и запоминала, так как не компетентна в вопросах экологии», желтую - «Могла бы быть активнее, но не хватило знаний»; зелёную - «Активно участвовала, уровень моей компетентности в этой области достаточно высок».

Воспитатели выполняют задание

Ведущий. Ваша самооценка показывает что вопросы, затронутые на семинаре - практикуме, не оставили никого из вас равнодушным и способствовали повышению вашей компетентности в вопросах экологии.
Приложения
Приложение 1

Ассоциации экологического содержания

Внешность, характер, манера поведения того человека ассоциируются у вас:

  • со стихией (огонь, воздух, вода, земля);

  • с природным явлением;

  • с животным (зверь, птица, насекомое);

  • с растением (дерево, кустарник, цветок);

  • с минералом.


Приложение 2

Примеры основных принципов экологии

Всё связано со всем.

С давних времён по местным рекам Вели Ваге сплавляли лес. Реки были полноводными, в них было много рыбы. В результате варварских вырубок окрестных лесов реки мелели, лес по ним не сплавляют, в них стало гораздо меньше рыбы. Вырубка лесов вызвала сокращение рыбных запасов.

Всё куда-нибудь девается. Ботву овощных растений после сбора урожая, пищевые отходы помещают в компостную яму, где они перегнивают, перерабатываются червями. Перегной, внесённый почву, увеличивает её плодородность и урожайность растений.

Всё что-нибудь да стоит. Чтобы чего-либо добиться, нужно затратить силу, энергию, время, материальные ресурсы. Даже для того, чтобы собрать горсть цветов в лесу, следует потрудиться.

Природа знает лучше. Законы природы складывались тысячелетиями, и люди, нарушающие их, наносят ей непоправимый вред. Безрассудные попытки осушить болота, распахать степи, повернуть вспять приводят к нарушениям экологического равновесия, а иногда и к экологическим катастрофам.

Приложение 3

Задания для определения экологического подхода деятельности человека.

Природа (лес) даёт нам ягоды, грибы, поэтому мы должны её беречь.

Дубравы имеют большое хозяйственное значение, потому что у дуба ценная древесина.

Грибы бывают съедобные, условно съедобные, несъедобные, ядовитые.

Надо помогать природе, улучшая её, приумножая её богатства.

Культивирование почвы.

Выращивание культурных растений.

Срезание веток, сбор гербария, отлов диких животных для наблюдений в детском саду.

Природа - дом для живых существ, в том числе и для человека.

Дерево - дом для различных видов животных.

Деревья имеют большое значение для очищения воздуха.

Древесные грибы: их значение, связь с деревьями, животными.

Люди должны учитывать законы природы, действовать в их рамках.

Ценность каждого организма в природе, его место в пищевых цепочках.

Акцент на общение с объектами естественной природы.

Организация наблюдений за объектами непосредственно в природе.

Приложение 4

Примеры организации детской деятельности Воспитание экологической культуры:

содержание в порядке территории детского сада; посильная помощь в очистке близлежащих участков (леса, парка, берега реки); реставрация книг (экономное природопользование).

Формирование навыков взаимодействия с растениями и животными:

уход за домашними животными и комнатными растениями; работа в цветнике и на огороде; посадка деревьев и кустарников.

Приложение 5

Эксперименты и опыты

Эксперименты и опыты по теме «Песок, глина, камни».

  1. Песок и глина (рассматривание через лупу).

  2. Сравнение разных видов песка (по цвету, форме, размеру, блеску, прозрачности песчинок).

  3. «Пески пустыни» (нагревание песка).

  4. Что делают из глины?

  5. Сыпучесть песка.

  6. Игры и опыты с камнями («Тонет – не тонет»; «Звучащие камни»; «Рисующие камни» и т.д.).

  7. Исследование свойств мела, известняка.

  8. Исследование природных камней, сравнение их с кирпичом, шлаком.

Эксперименты и опыты по теме «Почва».

  1. Рассматривание через лупу образцовразличных видов почвы.

  2. Опыт «Почва содержит воду».

  3. Опыт «Почва содержит воздух».

  4. Опыт «Почва впитывает воду».

  5. Какая почва (рыхлая или утрамбованная) содержит больше воздуха?

  6. Как почва очищает воду?

  7. Обитатели почвы, или кто живёт в земле.

  8. Серия наблюдений за дождевыми червями.

Приложение 6

Примеры экологических сказок

«Воздух»

Жил-был тёплый любопытный Ветерок. Раз увидел он дрожащие на осинках яркие листочки, приблизился, хотел с ними поиграть, а они сорвались с дерева, закружились и улетели. Тогда Ветерок взглянул на серёжки берёз и решил их рассмотреть, но серёжки рассыпались на мелкие семена. Загрустил Ветерок: «К кому бы я ни подлетел, все куда-то пропадают...»

«Не грусти, - сказало ему Облако. - Видишь, вон там, в море, маленький кораблик. Паруса его обвисли, и никто, кроме тебя, не сможет ему помочь». Обрадовался Ветерок, поблагодарил Облако и помчался спасать кораблик. Налетел Ветерок, надул паруса, и весёлая волна понесла кораблик вперёд. А Ветерок всё летел, всё дул, стараясь помочь кораблику добраться до берега.

Список использованной литературы

С. Н. Николаева. «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве».

В. Н. Волчкова, Н. В. Степанова. «Экология. Конспекты занятий».

О. А. Воронкевич. «Добро пожаловать в экологию».

В. В. Маркевич. «Игры на свежем воздухе».

Л.Б.Фесюкова, О.О.Григорьева «Времена года» изд. ТЦ «Сфера».