Главная страница

Классификация универсальных учебных действий


Скачать 132.91 Kb.
Название Классификация универсальных учебных действий
Дата 06.03.2016
Размер 132.91 Kb.
Тип Документы


Классификация универсальных учебных действий.

Развитие личности в системе образования на современном этапе обеспечивается через формирование универсальных учебных действий, которые являются инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса.

Обращение к разработке программы развития универсальных учебных действий в системе образования отвечает новым социальным запросам, отражающим переход России от индустриального к постиндустриальному обществу, основанному на знаниях. Процессы глобализации, информатизации, ускорение внедрения новых научных открытий, быстрое обновление знаний и появление новых профессий выдвигают требования повышенной профессиональной мобильности и непрерывного образования. Новые социальные запросы определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся. Эти цели должны обеспечивать такую ключевую сверхзадачу образования, как научить учиться.

Приоритетным направлением новых образовательных стандартов является реализация развивающего потенциала образования. Актуальной и новой    задачей образования становится обеспечение развития универсальных учебных действий (УУД) как психологической составляющей фундаментального ядра содержания образования наряду с традиционным изложением предметного содержания конкретных дисциплин.

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности УУД, обеспечивающих умение учиться, способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения  нового социального опыта, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин. При этом знания, умения и навыки рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, так как они порождаются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся. 

В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом) значении этот термин можно определить как совокупность действий учащегося, обеспечивающих социальную компетентность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса, культурную идентичность и толерантность.

Функции УУД состоят, во-первых, в обеспечении возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности,
во - вторых, в создании условий для развития личности и ее самореализации в системе непрерывного образования, формирования «компетентности к обновлению компетентностей» (Я.А.Кузьминов), толерантных установок личности, обеспечивающих ее жизнь в поликультурном обществе, высокой социальной и профессиональной мобильности,
в–третьих, в обеспечении успешного усвоения знаний, умений и навыков, формировании картины мира, компетентностей в любой предметной области познания.

Среди основных видов УУД можно выделить четыре блока:

1.Личностный.
2.Регулятивный.
3.Познавательный.
4.Коммуникативный.

Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения), а также ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида действий:

  •  личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;

  •   действие смыслообразования, т.е. установление учащимися    связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Учащийся должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него;

  •  действие нравственно – этического оценивания усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

Регулятивные УУД обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности. К ним относятся следующие:

  • целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

  • планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

  • прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения; его временных характеристик;

  • контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него;

  • коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта;

  • оценка – выделение и осознание учащимся того,         что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения;

  • волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.

 

Познавательные УУД включают общеучебные,  логические действия, а также действия постановки и решения проблем.

К общеучебным УУД относятся:

  • самостоятельное  выделение и формулирование познавательной цели;

  • поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных  средств;

  • знаково-символические: моделирование- преобразование объекта из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель, где выделены существенные характеристики объекта, и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;

  • умение структурировать знания;

  • умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной формах;

  • выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

  • рефлекция способов и условий действия,  контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

  •  смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов, относящихся к различным жанрам; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка  средств массовой информации;

  • постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Логические УУД предполагают:

  • анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

  • синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание, восполнение недостающих компонентов;

  • выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;

  • подведение под понятия, выведение следствий;

  • установление причинно-следственных связей;

  • построение логической цепи рассуждений;

  • доказательство;

  • выдвижение гипотез и их обоснование.

В УУД постановки и решения проблем  входят следующие:

  • формулирование проблемы;

  • самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. Видами коммуникативных действий являются:

  • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия;

  • постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

  • разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешение конфликта, принятие решения и его реализация;

  • управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;

  • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Развитие системы УУД в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий, определяющих становление психологических способностей личности, осуществляется в рамках нормативно - возрастного развития личностной и познавательной сфер ребенка. Процесс обучения задает содержание и характеристики учебной  деятельности ребенка и  тем самым определяет зону ближайшего развития указанных УУД.

Овладение УУД в конечном счете ведет к формированию способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, овладевать умениями и компетентностями, включая самостоятельную организацию процесса усвоения, т.е. умение учиться ориентации учащихся как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности,  включая осознание учащимися ее целевой направленности, ценностно – смысловых  и опрерациональных характеристик. Таким образом, достижение «умения учиться» предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности, которые включают: познавательные и учебные мотивы;

  • учебную цель;

  • учебную задачу;

  • учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка).

 «Умение учиться» выступает существенным фактором повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, умений и формирования компетенций, образ мира и ценностно – смысловых оснований личностного морального выбора.

Формирование УУД на уроке русского языка.

Урок – обобщение и систематизация знаний по теме:

«Правописание безударной гласной в корнях с чередованием». Русский язык/ 6 класс.
Цели и задачи урока: Формирование лингвистической и коммуникативных компетенций.

1) образовательная:

- обобщить и систематизировать знания по теме «Правописание гласной в корнях с чередованием»;

2) развивающая (познавательные общеучебные УУД)
( -Постановка и формулирование проблемы;

- Извлечение необходимой информации;

- Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;

- Выбор наиболее эффективных способов решения орфографических задач;

- Моделирование;

- Рефлексия способов и условий действий, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

- Самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого характера).

- познавательные логические УУД

( - анализ объектов с целью выделения признаков (умение видеть морфемную структуру слова, отличать корни с чередующейся гласной);

- обобщение, сравнение, классификация корней с чередованием гласной (навык определения условия выбора гласной в корне, орфографическая зоркость)

- коммуникативные УУД

( - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

- умение выражать свои мысли в корректной форме в соответствии с учебной ситуацией;

- владение монологической и диалогической формами речи;

- работа в группе, в паре со своими сверстниками.

3) воспитательная (личностные УУД):

( - самоопределение (воспитывать стабильность положительной самооценки учащихся, активную позицию на уроке);

- смыслообразование ( воспитание стремления к успеху, саморазвитию, любознательности, познавательных интересов);

- формирование и оценивание уровня сформированности личностной рефлексии.

Формы обучения:

- коллективная

- индивидуальная

- групповая

Методы обучения:

- наглядный

- словесный

- практический

- стимулирование и мотивация (игровой момент)

- контроля, самоконтроля, взаимоконтроля.

Оборудование: схемы – таблицы по изучаемой теме, тесты. Тетради-справочники, карточки для цифрового диктанта, сигнальные карточки «О\А»,

«почтовые ящики» для проведения игры «Почтальон», отпечатанные карточки-задания (корреспонденция).

Оформление доски: эпиграф к уроку:

Закрепляем, что учили.

Вспоминаем, что забыли.

Эти корни надо знать

Исключительно на «5».

Ход урока:

    1. Самоопределение к деятельности. (Л) (Организационный момент.)

Проверка готовности класса к уроку

    1. Постановка учебной задачи. Мотивация к учебной деятельности. (сообщение темы, цели и задач урока).

УУД:Самоопределение (Л), смыслообразование (Л), целеполагание(П), планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками(К).

Наш урок посвящен теме «Правописание гласных в корнях с чередованием».

Наша задача: повторить изученный материал, подготовиться к контрольному диктанту, словом, (зачитывается эпиграф к уроку).

Обратите внимание: на доске – ваши помощники – таблицы, на партах – материал, с которым мы будем работать на уроке, цветные кружочки, синие и зеленые. Вот и вы сегодня одни – партия синих, а другие – партия зеленых. (Учащиеся делятся на две группы: слабые (синие), а сильные(зеленые). По ходу урока им будут предлагаться дифференцированные задания.

А за окном золотая осень, падают разноцветные листья. За правильные ответы вы будете получать осенние листочки, у кого их окажется 4 и более, тот получит в конце урока хорошую оценку.

3. Актуализация знаний.

Форма: фронтальный опрос, устная работа.

УУД: анализ, сравнение, обобщение (П), осознанное построение речевого высказывания(П), фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии(Р), выражение своих мыслей (К), волевая саморегуляция в ситуации затруднения(Р, владение монологической и диалогической формами речи(К).

- Какие корни с чередованием гласных вам известны?

- Какому общему правилу подчинено правописание всех корней?

(Их нельзя проверить ударением).

- От чего зависит правописание чередующейся гласной в корне слова?

Монологические ответы учащихся. (отвечая на поставленный вопрос, учащиеся указывают на 4 условия зависимости написания гласной в корнях с чередованием: от последующей буквы, от наличия суффикса А после корня, от ударения, от значения слова. Учащиеся формулируют правила, приводят примеры, вспоминают веселые стихи, помогающие в выборе гласной:

«ГОР иль ГАР»?- себя спрошу,

Сомневаюсь –«О» пишу. ЛАГ иль ЛОЖ - узнать легко

Перед «Ж» напишем «О».

«ЗОР иль ЗАР?»- себя спрошу,

Сомневаюсь – «А» пишу.
СКОЧ иль СКАК? –запомню так:

Корень с «А» включает КАК.

Вспоминают слова – исключения.

    1. Разминка. (Решение учебной задачи).

УУД: использование знаково-символических средств(П), выполнение пробного учебного действия(Р), фиксирование индивидуального затруднения(Р)

Работа по группам. «Зеленые» - цифровой диктант «Зашифруй», а «Синие» работают с сигнальными карточками «О\А». В ходе работы комментируется выбор гласной, исправляются допущенные ошибки. Учитель диктует словосочетания:

Прикосновение руки, загорелый малыш, красивый загар, касаться поверхности, коснулся вопроса, пригорела картошка, выгореть дотла, касаться стены, наклониться вперед, затворить дверь, кухонная утварь.

Самостоятельная работа с самопроверкой.

УУД: анализ, сравнение, классификация(П), использование знаково-символических средств(П), моделирование (П), выполнение действий по алгоритму(П), контроль(Р), оценка(Р), коррекция(Р).

В это время 1 из «зеленых» работает у доски. Задание для цифрового диктанта распечатаны и лежат на партах. Нужно зашифровать слова, обозначив слово с «О» цифрой 1, а с «А» цифрой 2. Проверка. (Учитель открывает шифр, заранее записанный на доске). Учащиеся проверяют работы (самопроверка), сравнивая свои ответы с доской, делают выводы.(Задания для цифрового диктанта см. в приложении).

Выводы:

- С какими корнями работали?

- Сформулируйте правила, которыми Вы пользовались, выбирая гласную букву?

- От чего зависит выбор гласной буквы?

( отвечая на данный вопрос учащиеся указывают, что в корнях КОС-КАС выбор гласной зависит от наличия после корня суффикса А.

В корнях ГОР-ГАР, КЛОН-КЛАН, ТВОР-ТВАР гласная «А» пишется в безударном положении.

- Все ли слова с этими корнями, в которых выбор гласной зависит от ударения, подчиняются этому правилу?

- Нет, есть слова – исключения.

- Назовите их. ( Пригарь, изгарь, выгарки, утварь)

5. Физминутка.

6. Систематизация знаний.

Игра «Почтальон».

УУД: постановка и формулирование проблемы(П), структурирование знаний(П), выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью(К), аргументация своего мнения(К), оценка (Р, волевая саморегуляция(Р).

-Сегодня на уроке мы повторяем правописание корней с чередованием гласной, выбор которой зависит не только от ударения. Мы знаем 4 условия выбора гласной. Давайте их вспомним в процессе игры. У Вас на партах лежат карточки со словами, ваша задача- вставить буквы и разложить их по нужным «почтовым ящикам», размещенным на доске. Подобную работу проводят почтальоны при сортировке корреспонденции на почте.

(1-ый ящик: гласная зависит от ударения

2-ой ящик: гласная зависит от суффикса А

3-ий ящик: гласная зависит от следующей буквы

4-ый ящик: гласная зависит от значения слова). Учащиеся по очереди выходят к доске, раскладывая слова по «ящикам». Затем к доске вызываются 4 консультанта из «зеленых» и проверяют (взаимопроверка), объясняя выбор буквы.

7. Контроль.

Форма: Работа в парах. Выполнение и проверка теста.

УУД: волевая саморегуляция(Р), выполнение пробного учебного действия(Р), анализ объектов(П), рефлексия способов и условий действия(П), оценка (Р, планирование учебного сотрудничества со сверстником(К), управление поведением партнера (К).

8. Итоги урока. Рефлексия.

- О чем сегодня на уроке шла речь?

- От чего зависит выбор гласной в корне с чередованием?

Анализируя свою работу на уроке, ответьте на вопрос:

- Вы устали?

- Вам понравился урок?

- Завершите фразу: « Сегодня на уроке я с удовольствием …

«Самым интересным для меня было…

«Самым сложным для меня было…

- Подсчитайте ваши осенние листочки. (Поднимите руки те, кто набрал 5 и более листочков, 3-4, а есть такие ученики, кто за урок не получил ни одного листочка?). Выставление оценок.

9. Домашнее задание.

1. Подготовиться к контрольному диктанту.

2. Повторить изученный материал.

3. Сделать компьютерную презентацию по изученной теме. (групповая работа во внеурочной деятельности).