Учитель.
Герой боялся, что, увидев его разбитое лицо, учительница рассердится и потребует объяснений.
Герой испугался, когда подлый Тишкин предает его, рассказав об игре на деньги.
Герой очень боится, что учительница тут же пойдет к директору и его наверняка исключат из школы за игру на деньги.
Учащиеся.
А Лидия Михайловна все выясняет шуткой, она ведет себя спокойно.
-
А Лидия Михайловна спокойно осаживает подленького Тишкина, так что предательство оказывается наказанным.
А Лидия Михайловна прекращает выяснение, чтобы это не дошло до директора. И оставляет героя для разговора после уроков.
Какую же роль играет Лидия Михайловна в дальнейшей судьбе мальчика. Ответим на 10 «почему».
На доске.
Роль учительницы в жизни мальчика.
Учитель.
Лидия Михайловна единственная попыталась помочь мальчику. Никого: ни квартирную хозяйку, ни одноклассников, ни учителей, ни директора школы не волновала судьба мальчика. Хотя директор обязан был по должности знать о бедственном положении своего ученика и постараться помочь ему. Но попыталась одна Лидия Михайловна.
- Только попыталась или все-таки помогла? Обратимся к статье «Уроки доброты»
Чтение статьи учителем (1,2 абзацы)
- Итак, учительница не только научила героя французскому языку, но и преподала уроки еще более важные –
уроки доброты. Доброты истинной, имеющей свои законы.
Давайте попробуем на основе понимания рассказа составить
«Кодекс законов доброты
Учитель представляет таблицу с законами, среди которых есть лишние. Ребята обсуждают каждый, а лишние вычеркивают жирной чертой (маркер).
Кодекс законов доброты.
- Добро возвращается добром.
- Истинное добро бескорыстно.
- Я помог тебе – изволь и ты мне помогать.
- Истинное добро не требует награды.
- Истинное добро не требует отдачи.
- Сотворивший добро всегда помнит кому и когда он помог.
- Истинное добро не унижает человеческого достоинства.
Учитель.
- Почему рассказ называется «Уроки французского»?
( Потому что именно учительница французского языка открыла мальчику новый мир, показала «другую» жизнь, где люди могут доверять друг другу, поддерживать и помогать, разделять горе, избавлять от одиночества ).
- Можно было бы назвать этот рассказ «Уроки доброты»?
(Да)
- Ребята, что герой нашел в посылке, присланной Лидией Михайловной с Кубани?
( Яблоки )
- А что еще? Загляните в этот посылочный ящик.
Учитель предлагает взять из посылочного ящика взять яблоки. На каждом написаны слова:
любовь, доброта, доверие, поддержка, отзывчивость, чуткость, уважение, душевная щедрость.
Ребята берут яблоки, читают слова, угощают гостей, оставляют себе или выкладывают яблоки на доску.
- Ребята, как вы думаете, пригодились эти уроки герою?
( Да, ведь он стал хорошим человеком, известным русским человеком)
- А ведь рядом с
мальчиком не могло оказаться такого человека, как Лидия Михайловна. И тогда неизвестно, как бы сложилась жизнь у героя.
Учитель.
Директор школы, не разобравшись, обвинил Лидию Михайловну в самых страшных грехах и выгнал из школы. Теперь в ее жизни наступила тяжелая минута, но она по-прежнему думает о своем ученике, беспокоится о нем. Она ничуть не жалеет о случившемся, поддерживает, ободряет мальчика.
Невольно вспоминаются строки из стихотворения:
Какая трудная работа –
Счастливым сделать хоть кого-то,
Цветок удачи принести,
От одиночества спасти,
А самому потом тихонечко уйти.
(на доске).
Домашнее задание.
Если вам приходилось встречать человека, который
самоотверженно и бескорыстно делал добро людям, приготовьте о нем рассказ. ( на доске д/з – рассказ о добром человеке)