|
Мы поколение XXI века
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
КЛАССНОГО ЧАСА
НА ТЕМУ
«МЫ ПОКОЛЕНИЕ XXI ВЕКА»
«ИСТОРИЯ РУССКОГО НАРОДНОГО КОСТЮМА»
СОДЕРЖАНИЕ
Введение……………………………………………………………………………………..2
-
Сценарий классного часа:
Цели классного часа…………………………………………………………………....3
Формы проведения классного часа……………………………………………...…….3
Методы……………………………………………………………………………….....3
Средства……………………………………………………………………………..….3
-
Ход классного часа:
Организационный момент…………………………………………………………......4
Мотивационное начало классного часа…………………………………….…..……..4
Русский народный костюм……………………………………………………..……...4
Представление народных костюмов…………………………………………….…….4
Русский фольклор………………………………………………………….…………...5
Подведение итогов………………………………………………………….………….5
-
Приложения:
Песня «Живи родник»……………………………………...…………………………..6
Особенности русского народного костюма…………………………………………..7
Особенности кроя рубахи…………………………………………………………...…8
Особенности кроя сарафана…………………………………………………...……..11
Особенности кроя поневы, юбки……………………………………………...……..15
Особенности кроя передника…………………………………...……………………16
Особенности кроя мужской одежды…………………………………...……………19
Пословицы и поговорки………………………………………………………………22
Частушки………………………………………………………………………...…….23
Фотоальбом………...……………………………………………………………….24
Литература…………………………………………………………………………...…….28
Методическая записка……………………………………………………………………..29
ВВЕДЕНИЕ
При профессиональной подготовке специалистов начального звена для швейной отрасли в начальных профессиональных учебных заведениях одним из основных аспектов преподавания является изучение исторического костюма. Материал данной методической разработки охватывает вопросы, связанные с историей русского народного костюма, конкретные рекомендации по конструированию женской и мужской народной одежды, декоративной отделки и технологии изготовления. Причем создание народного костюма рассматривается, как вид прикладного искусства со всеми его закономерностями и как аспект дизайна предметной среды человека.
В жизни нашей страны многое меняется, но мастерство у российских людей всегда было в почёте, а те, кто обладал им, пользовались большим авторитетом. Ведь в каждое изделие мастера вкладывали частицу своей души, теплоту своих рук. И это делало работу уникальной, неповторимой, ценной.
Изучение культуры и традиций русского народа способствует приобщению обучающихся к многовековым народным традициям и ремёслам, осуществлению эстетического (развитие вкуса) воспитания; установлению межпредметных связей (история костюма, моделирование и художественное оформление одежды, рисование), развитию творческих способностей, профориентации учащихся.
Изучая русский костюм, обучающиеся смогут глубоко и многогранно подойти к исследованию традиций русского народа, изучить приёмы и методы мастеров декоративно- прикладного искусства, композиционные и конструкторские особенности традиционного костюма-образа.
Задачи при проектировании урока, это формировать у обучающихся целостное восприятие народного искусства как части культуры народа; создать условия для нравственного воспитания обучающихся; воспитывать любовь к России, народу и его традициям; способствовать развитию творческих способностей личности; обучать учащихся умениям и навыкам традиционной художественной обработки материалов разных видов.
В результате изучения русского народного костюма должны знать историю развития русского народного костюма; новые термины, встречающие при изучении темы; знать и владеть приёмами народной вышивки и композиции; знать и владеть техникой конструирования и обработки деталей костюма; уметь анализировать результаты своей работы.
Особое место в подготовке к классному часу отводиться практической деятельности и работе над изготовлением народных костюмов.
При обучении дисциплине «Истории костюма» большое значение уделяется развитию у учащихся эстетического вкуса. Поэтому целесообразно в процессе учебно-воспитательного процесса организовывать конкурсы и выставки. Эти мероприятия – итог работы дома и на уроках теоретического и производственного обучения. Цель выставок и конкурсов: расширить кругозор обучающихся, дав новую информацию; развить самостоятельность, развить эстетический вкус при оформлении работ и их созерцании; умение вести рассказ, выступать перед товарищами; привить интерес к предмету; пропагандировать широкий спектр знаний и творчество.
При изготовлении экспонатов для выставки, обучающиеся показывают свои знания не только по предмету «История костюма», но также по «Конструированию одежды» и «Технологии одежды».
Задания для выставки объявляются заранее. Обучающиеся осуществляют поиск информации при поддержке преподавателя и мастера производственного обучения.
В данной методической разработке содержится информация о характеристике основных предметов народной одежды. Опираясь на данный материал, обучающимся легче расширить собранную информацию и определить направление работы над моделями костюмов.
СЦЕНАРИЙ КЛАССНОГО ЧАСА
«МЫ ПОКОЛЕНИЕ XXI ВЕКА»
«ИСТОРИЯ РУССКОГО НАРОДНОГО КОСТЮМА»
«НАРОД, НЕ ЗНАЮЩИЙ СВОЕГО ПРОШЛОГО,
НЕ ИМЕЕТ БУДУЩЕГО»
Цели классного часа
Воспитывающие:
Способствовать воспитанию у обучающихся чувства гордости за свою национальную духовную культуру и уважения к народному костюму
Развивающие:
Привить интерес к изучению истории костюма, способствовать творческому подходу к исследованию народного костюма
Обучающие:
Овладение навыками самостоятельной исследовательской работы, в выполнении народного костюма, подготовке сообщений, подбора пословиц и поговорок.
Формы проведения классного часа:
Индивидуальная форма – наблюдается на конкурсе «Русский народный костюм»;
Групповая форма – просмотр слайдов с комментариями; исполнение сатушек;
Фронтальная форма – пословицы и поговорки.
Методы:
-
Объяснительно-иллюстративный – наблюдается при показе моделей на слайдах, с одновременным комментарием;
Репродуктивный метод – наблюдается при выполнении костюмов по эскизам;
Творческий метод – создание эскизов костюмов и их выполнение, подбор пословиц и поговорок, исполнение частушек, песни, создание памятных сувениров.
Средства:
Презентация с показом слайдов, мультимедийная установка;
Музыкальная установка «Караоке», для исполнения песни и музыкального сопровождения;
Образцы русских народных костюмов;
-
Русские народные платки для оформления;
Фотоаппарат.
ХОД КЛАССНОГО ЧАСА
Организационный момент: Слайды 1, 2.
Слова преподавателя: Здравствуйте, мы начинаем классный час из серии «Мы поколение XXI века». Народ не знающий своего прошлого, не имеет будущего.
Тема нашего классного часа «История русского костюма», об истории русского костюма, о русском фольклоре.
Песня «Родник» - исполняет учащаяся под фонограмму. Слайды с 3 по 12.
Мотивационное начало классного часа:
«Особенности русского народного костюма» - слова преподавателя. Слайды 13, 14.
«Русский народный костюм», сообщения учащихся с одновременным показом слайдов:
особенности кроя рубахи – показ слайдов с 15 по 18;
особенности кроя сарафана – показ слайдов с 19 по 23;
особенности кроя поневы, юбки – показ слайдов с 24 по 28;
особенности кроя передника – показ слайдов с 29 по 32;
особенности кроя мужского костюма – показ слайдов с 33 по 12.
Представление изделий народных костюмов: Слайды 34, 35.
Слова преподавателя: В жизни нашей страны многое меняется, но мастерство у российских людей всегда было в почёте, а те, кто обладал им, пользовались большим авторитетом. Ведь в каждое изделие мастера вкладывали частицу своей души, теплоту своих рук. И это делало работу уникальной, неповторимой, ценной. Наши учащиеся подготовили изделия русских народных костюмов и сейчас проведут презентацию своих работ.
Презентация работ учащихся:
Учащаяся 1: У меня Вологодский народный костюм, он состоит из рубахи, юбки и душегреи.
Учащаяся 2: У меня Воронежский народный костюм, он состоит из рубахи, юбки и передника без грудки.
Учащаяся 3: У меня Тульский народный костюм, он состоит из рубахи с широкими рукавами, юбки в клетку и короткого расклешённого сарафанчика.
Учащаяся 4: У меня Курский народный костюм, он состоит из рубахи с длинными рукавами, юбки и передника переходящего на спину.
Учащаяся 5: У меня Орловский народный костюм, он состоит из рубахи и прямого сарафана.
Учащаяся 6: У меня Уральский народный костюм, он состоит из рубахи и расклешённого сарафана.
Учащаяся 7: У меня Саратовский народный костюм, он состоит из рубахи с пышными рукавами, юбки и короткого сарафанчика.
Русский фольклор: Слайды 36, 35.
Слова преподавателя: «Слова сказаний живых,
Мощное, вечное слово –
Светлый, кипучий родник,
Кладезь богатства родного!»..
Русский народ создал огромную изустную литературу: мудрые пословицы и хитрые загадки, весёлы и печальные обрядовые песни, торжественные былины, - говорившиеся нараспев, под звук струн, - о славных подвигах богатырей, защитников земли народа – героические, волшебные, бытовые и пересмешные сказки.
Напрасно думать, что эта литература была лишь плодом народного досуга. Она была достоинством и умом народа. Она становила и укрепляла его нравственный облик, была его исторической памятью, праздничными одеждами его души и наполняла глубоким содержанием всю его размеренную жизнь, текущую по обычаям и обрядам, связанным его трудом, природой и почитанием отцов и дедов.
(Алексей Николаевич Толстой)
Пословицы и поговорки, учащиеся зачитывают свои найденные заранее пословицы и поговорки;
Исполнение частушек учащимися.
Подведение итогов:
Заключительное слово преподавателя: Костюм как элемент и продукт материальной культуры – это своеобразный экран, на который проецируется в зримой и яркой форме все аспекты культуры, то есть социальный, материальный, технический и духовный уровни развития общества. Т. Ардман в книге «Орнаментация тканей» пишет: «…если бы исчезло всё, и остался только женский костюм, то по нему можно было бы восстановить до известной степени эстетическую культуру прошедших эпох».
Раздача памятных сувениров.
ЛИТЕРАТУРА
Аникин. В.Русский фольклор. Издательство «Художественная литература». Москва, 1986.
Бланк А.Ф., Фомина З. М.. Русская народная одежда и современное платье. М., Лёгкая и пищевая промышленность, 1982.
Дудникова Г.П.. История костюма: Учебник – Ростов н/Д: Феникс, 2005.
Коринский А.., Народная Русь. Сказания, поверия, обычаи и пословицы русского народа. Издательство «Белый город». Москва, 2007.
Э. Б. Плаксина. История костюма. Стили и направления: Учеб. пособие для студ. учрежд. сред. проф. образования. – М.; ИРПО: Издательский центр «Академия», 2003.
Русский народный костюм (коллекция государственного музея). Svetico.narod.ru
Русский народный костюм. Беседка. Slavlibrary.ru
|
|
|