Главная страница

«Русские народные инструменты»


Скачать 93.69 Kb.
Название «Русские народные инструменты»
Дата 05.04.2016
Размер 93.69 Kb.
Тип Урок

ГБОУ СОШ №409

Срибная Галина Дмитриевна учитель музыки.

Тема урока: «Русские народные инструменты»

Цель: Расширение творческого пространства игры на русских народных инструментах.

Задачи:

*знакомство с новыми русскими народными инструментами:

трещетками, рубелем.

*развитие ассоциативного тембрового мышления.

*воспитание эмоциональной отзывчивости, интереса к ритмическому озвучиванию литературных миниатюр, плясок, сказок, вступления, проигрыша и завершения в песнях.

*формирование потребности в творческом самовыражении.

Ожидаемые результаты:учащиеся должны знать народные инструменты, уметь на них играть , уметь составлять свой ритмический рисунок, подбирать соответствующие инструменты для украшения песен, плясок, сказок.

Оборудование. Русские народные ударные инструменты: ложки, барабан, треугольник, бубен, бубенцы, рубель, трещетки , круговой мультитон.

Русские народные духовые инструменты: свирели, дудочки, свистульки.

Детский музыкальный инструмент:металлофон. Диски СД с записями русских народных плясок. Музыкальный инструмент для учителя. Элементы костюмов для сказки: «Репка».

План урока.

1.Организационный момент.

2.Повторение и закрепление пройденного материала:

а ) ударные инструменты;

б ) духовые инструменты.

( ритмическая разминка –игра на 2-х ложках, озвучивание литературной миниатюры «Прогулка в лес», рус.пляска «Полянка»- музыкальный подарок от учителя)

3. Изучение нового материала. Ознакомление с новыми народными инструментами: трещотками, рубелем

а)природные материалы из которых изготавливают инструменты;

б)правила и приемы игры на трещотках и рубеле;

в)тембровая красочность;

г)выполнение практических заданий: игра упражнений по-цепочке;

песня «Как у наших у ворот»; р.н.м. «Ах вы,сени»; игра «Оркестр»;

озвучивание персонажей сказки «Репка».

4.Итог. Анализ урока проведенный с детьми.


Ход урока.

1.Организационный момент. Учитель: Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами отправимся в путешествие в удивительный мир народных инструментов. На этом уроке вас каждого посетит волшебница Муза, которая вдохновит вас. Каждый из вас сегодня попробует быть композитором. Вы будете сочинять свои ритмы и воспроизводить их на разных инструментах.

2. Повторение и закрепление пройденного материала. Ребята, посмотрите вот этот мир волшебных инструментов (инструменты расположены на столе учителя и на столах учеников лежат по две ложки). Назовите пожалуйста их.

Дети называют инструменты, а я их записываю на доске в две строчки:
Ложки, бубен, барабан, треугольник

Дудочки,свистульки, свирель.
Учитель: Ребята, посмотрите внимательно на инструменты, которые записаны на двух разных строчках, и скажите чем они отличаются друг от друга? Дети затрудняются ответить. Тогда я им задаю наводящие вопросы.

Посмотрите, как мы играем на ложках, бубне…Возьмите в руки ложки и давайте поиграем. Дети играют. Отчего возникает звук?

Ученики: от удара.

Учитель: а как мы играем на бубне, на барабане, на треугольнике?

Ученики: мы тоже по ним ударяем и возникает звук.

Учитель: правильно. Ребята, все эти инструменты относятся к группе ударных инструментов. А давайте посмотрим на вторую строчку, подумайте и скажите, а как мы играем на дудочке, свистульке, свиреле?

Ученики: мы в них вдуваем воздух и они звучат.

Учитель:ответы верные. Эти инструменты относятся к группе духовых

инструментов.

Давайте сейчас с вами поиграем на ложках. Возьмите каждый по две ложки,

вспомните как их правильно нужно держать и как правильно на них нужно играть.(Ученики выполняют исполнительский прием, примерно 70 процентов ответы верные). Провожу ритмическую разминку: передаем ритм

шага, ритм бега и играем в игру «ритмическое эхо»

Учитель: Ребята,сейчас я вам прочитаю небольшой рассказ, который называется «Прогулка в лес». Вы внимательно послушайте и подумайте с помощью каких инструментов мы можем украсить этот рассказ?

Читаю .

1ученик: с помощью ложек.

2ученик: с помощью бубна.

Учитель: сейчас я еще раз читаю текст, а вы каждый попробуйте придумать свой ритм, которым можно украсить литературный текст (читаю повторно).

Учитель: начинаем игру в композитора, по моему указанию каждый должен сочинить ритм недлинный и простой ,а остальные ребята как в игре «ритмическое эхо» этот ритм должны повторить. Итак, будьте внимательны, начинаем нашу прогулку:

1«Пойдем по дорожке прямой, вы, дети, идите за мной»

(называю имя ученика, который должен воспроизвести ритм,

остальные внимательно слушают, затем все вместе повторяют этот ритм).

2 «Слышите дятла стук и мы повторим этот звук»

(называю имя другого ученика, который должен воспроизвести уже другой ритм, остальные повторяют этот ритм).

3 «Сейчас по тропинке свернем мы направо, увидели зайца,

Он прыгнул в канаву, а ножки стучали тук…

(называю имя 3-го ученика, который придумал свой ритм).

«и мы повторим этот звук» (весь класс повторяет данный ритм).

4 «Вот и вышли из леса, кругом тишина. Только стучат два веселых бобра».

(называю имя 4-го ученика, который простукивает свой ритм,

все повторяют).

Учитель: ребята, понравилась вам прогулка в лес?

Ученики: понравилась.

Учитель: А как вы думаете какие еще действия мы можем ввести в прогулку и с помощью каких инструментов или шумовых эффектов можно их украсить?

Представьте, мы идем по дороге, перед нами открылся огромный луг и мы пошли по чему?

Ученик:по траве.

Учитель: с помощью какого инструмента можно передать ходьбу по траве, чтобы рассказ стал более красочным?

Ученик: с помощью бубна.

Учитель: можно, но есть еще шумовой эффект, который можно выполнить с помощью ладошек. Подумайте и покажите.

(Большинство детей показали скользящие удары одной ладони о другую.)

Учитель: ребята, давайте мы с вами добавим еще вот такой слог «шу-шу…»,

и выполним скользящие удары ладонями с одновременным произношением этих шипящих слогов. Выполняем все вместе.

Учитель: ребята, вот так можно имитировать разные действия, которые встречаются в нашей жизни.

Учитель: ребята, а сейчас для вас будет сюрпризный момент-это для вас от меня музыкальный подарок. Посмотрите и послушайте как с помощью более сложных исполнительских приемов игры на ложках можно украсить русскую пляску, словно кружевом мы украшаем ее мелодию.

(звучит фонограмма русской пляски «Полянка» игра на ложках самим педагогом)

3. Изучение нового материала. Учитель: Сегодня мы с вами познакомимся с новыми народными инструментами.( Показываю трещотки и рубель, но название не говорю). Может быть вы где-нибудь эти инструменты видели и знаете как их называют? Даю инструменты детям и предлагаю попробывать на них поиграть.

Ученики: играют на трещотке, правильно называют, догадались как нужно воспроизвести звук на рубеле, но название инструмента не знают.

Учитель: Ребята, вы угадали название трещотки, а вот другой инструмент как бы вы назвали?

Ученик1: музыкальная доска.

Ученик2: зубчатая доска.

Учитель: этот инструмент правильно называют-рубель.

В старину этим инструментом стирали и гладили белье. Рубель был простым прибором быта. Позже, спустя определенное время, он стал музыкальным инструментом.

Дерево из которого изготавливают инструменты: ясень, вяз, клен.

Какие же требования предъявляются к игре на этих инструментах?

Трещотку мы держим на уровне плеча, начинаем ее вращать и получается резкий трещащий звук.

Показываю,затем ученики играют по –цепочке .

Учитель: а сейчас давай те украсим звучанием трещоток песню «Как у наших, у ворот».

Весь класс поет, а во вступлении, проигрыше и в завершении звучат трещетки.

. Способы игры на рубеле. По зубчикам рубеля мы играем деревянной палочкой или деревянным молоточком, который держим в правой руке .

Движения руки с молоточком –скользящие. Этот прием в музыке мы называем-глиссандо. Давайте все вместе произнесем это слово.

Все ученики: глиссандо.

Учитель: играть глиссандо можно вверх и вниз . Рубель держим в левой руке на уровне плеча, немного его наклонив вниз. (отработка приемов игры по-цепочке ,под музыку «Ах вы,сени».

Учитель: ребята, скажите, какие новые инструменты вы сегодня узнали?

Ученики: трещетки, рубель.

Учитель: давайте сейчас вспомним что такое – тембровая окраска? Что такое тембр? У каждого человека голос имеет тембровую окраску. И если вы хорошо друг друга знаете, то с закрытыми глазами можете узнать, кто говорит. Точно также как и голос человека, так и музыкальный инструмент имеет свой тембр, тембровую окраску. Вспомните мы с вами говорили про звуки деревянные, металлические. Эти свойства очень важны для тембра.

Скажите, а тембровая окраска трещоток и рубеля одинаковая или разная?

Ученик: звук трещоток и рубеля трещащий , но рубель звучит чуть понежнее.

Учитель: ответ правильный. Ребята, запомните, что выразительные возможности ударных инструментов очень велики, отдельные из них имеют свои неповторимые краски.

Сейчас мы с вами поиграем в игру «Оркестр». Вызываю к доске 10 человек, они выбирают понравившиеся им инструменты ( бубен, круговой мультитон, ложки, трещотки, рубель).

Сначала мы с вами послушаем музыку (русская пляска «Подгорка») определяем характер, количество музыкальных фраз, затем с учетом динамики звучания инструментов составляем исполнительскую цепочку.

Учитель: ребята, с помощью музыкальных инструментов можно украсить и сказки, давайте попробуем украсить сказку «Репка» . Для этого нам нужно для каждого действующего лица подобрать тот инструмент, который сделал бы более красочным и выразительным персонажа сказки. Как вы думаете, какой инструмент подойдет для репки?

Ученик 1 : рубель.

Ученик 2: металлофон.

Учитель: можно взять эти инструменты, давайте будем уточнять, какой из них больше подойдет.

Представьте, что посадили зернышко, присыпали его землей и из него выросла огромная репа с листьями. Какой же инструмент точнее передаст образ выросшей репы?

Ученик: металлофон.

Учитель: правильно, а как мы будем играть на металлофоне?

Ученик: показывает прием глиссандо.

Учитель: хорошо, давайте подумаем какой инструмент подойдет следующему действующему лицу- деду. Представьте, что репка выросла большая-пребольшая, дед тянет –тянет, вытащить не может . нужно подать какой -то сигнал, чтобы деда все услышали. Как вы думаете , какой здесь можно применить инструмент?

Ученик1 :дудочку.

Ученик2 : свисток.

Учитель: ответы правильные, давайте возьмем дудочку, ее называют свирелью.

А как вы думаете, какой инструмент подойдет для бабки? Представьте, что бабка бала болтливая и очень разговорчивая. В народе таких людей называют как? С этим инструментом мы сегодня познакомились.

Ученик: трещотка.

Учитель: ребята, вы согласны?

Ученики: да.

Учитель: а какой инструмент мы подберем для внучки? Давайте сначала дадим характеристику внучке. Представьте, что внучка была очень подвижная, активная, энергичная, любила бегать. Как вы думаете какой же инструмент подойдет?

Ученик: круговой мультитон.

Учитель: а почему вы так думаете?

Ученик: а когда звучит мультитон , то нам кажется, что кто-то очень быстро бежит или катится.

Учитель: согласна, как вы думаете какой инструмент подойдет для украшения образа жучки, кошки и мышки? Давайте будем сравнивать их тембры. У жучки тембр более низкий, она лает и рычит, Какой же инструмент больше подойдет?

Ученик: трещотки.

Учитель:верно, когда вы будете играть на рубеле, то можно одновременно лаять и рычать.

Следующий персонаж –кошка. Чаще кошка мяукает в каком регистре-низком или высоком?

Ученик: кошка мяукает в высоком регистре, можно взять треугольник.

Учитель:согласна, давайте к звучанию треугольника добавим мяуканье кошки.

Остался последний персонаж, который нам нужно озвучить-мышка. Как вы думаете какой инструмент подойдет для образа мышки?

Ученик:мышка пищит тоненьким голоском, тихо. Подойдет инструмент бубенцы.

Учитель: сейчас мы с вами поставим сказку «Репка». Когда я буду назавать действующее лицо, вы будете играть на соответствующем инструменте (по желанию выбираю 7 действующих образов,

Надеваем детали костюмов и ставим сказку)

«Посадил дед (звучит свирель, на которой играет дед) репку(звучит глиссандо на металлофоне,

играет ученик, исполняющий образ репки) и т .д.

Учитель: ребята, понравилась вам сказка?

Ученики :понравилась.

Учитель: ребята, какой мы с вами можем сделать вывод, проанализировав весь урок?

В каких жанрах мы можем применить игру на народных инструментах?

Ученик1: в песне.

Ученик2: в пляске.

Ученик3: в сказке.

4 Итог: Учитель: ребята, сегодня на уроке вы играли на разных народных инструментах, познакомились с 2-мя новыми инструментами. Скажите их название. Ученики: трещотка, рубель. Учитель: Вы импровизировали-составляли свои ритмы и украшали разные произведения. Скажите в каких видах творческой деятельности можно применить игру на народных инструментах?

Ученики: в песнях, в плясках,в сказках,в оркестре. Учитель: Сегодня мы с вами убедились в том, что расширилось творческое пространство игры на народных инструментах.