Главная страница

Методические рекомендации по выполнению внеаудиторных (самостоятельных) работ по учебной дисциплине «Основы информационных технологий»


Скачать 103.37 Kb.
Название Методические рекомендации по выполнению внеаудиторных (самостоятельных) работ по учебной дисциплине «Основы информационных технологий»
Дата 02.03.2016
Размер 103.37 Kb.
Тип Методические рекомендации




«УТВЕРЖДАЮ:

Директор ГБПОУ МО ЭТОТ

__________Ю.И. Анпилогов

«___»_________ 20__ г.

Методические рекомендации по выполнению внеаудиторных (самостоятельных) работ по учебной дисциплине

«Основы информационных технологий»
по профессии

230103.02 Мастер по обработке цифровой информации


Автор: преподаватель спецдисциплин Рассолова Н. А.

«Согласовано»

на заседании методической комиссии

протокол №____ от «__»____20__ г.

председатель ________Е.А. Лапенкова

г.о. Электросталь

2014 год


Содержание


  1. 1

Пояснительная записка

4

  1. 2

Работа с литературой

6

  1. 3

Требования к обучающимся при подготовке доклада-презентации

7

  1. 4

Порядок сдачи и защиты реферата

8

  1. 5

Алгоритм составления конспектов

10

  1. 6

Алгоритм составления таблиц

10



Настоящие методические рекомендации предназначены в качестве методического пособия при проведении внеаудиторных (самостоятельных) работ по программе «Основы информационных технологий»

Методические рекомендации включают в себя:

- пояснительную записку

- методические рекомендации по выполнению самостоятельных работ



  1. Пояснительная записка

Настоящий сборник методических рекомендаций предназначен в качестве методического пособия при проведении внеаудиторных (самостоятельных) работ по программе дисциплины «Основы информационных технологий»

.

Внеаудиторная самостоятельная работа является обязательной для каждого обучающегося, определяется учебным планом и составляет до 50% от общего объема часов.

Самостоятельная работа выполняется индивидуально на домашнем компьютере или в компьютерном классе в свободное от занятий время.

Целью данных методических рекомендаций является повышение эффективности учебного процесса, в том числе благодаря самостоятельной работе, в которой обучающийся становится активным субъектом обучения, что означает:
- способность занимать в обучении активную позицию;

- готовность мобилизовать интеллектуальные и волевые усилия для достижения учебных целей;

- умение проектировать, планировать и прогнозировать учебную деятельность;

- способность инициировать свою познавательную деятельность на основе внутренней положительной мотивации;

- осознание своих потенциальных учебных возможностей и психологическую готовность составить программу действий по саморазвитию.

Основными задачами внеаудиторной (самостоятельной) работы обучающихся являются:


  • овладение знаниями, умениями по дисциплине;

  • формирование готовности к самообразованию, самостоятельности и ответственности;

  • развитие творческого подхода к решению проблем учебного и профессионального уровня;

  • умение работать с дополнительными информационными источниками.


Обучающийся обязан:

  • перед выполнением самостоятельной работы повторить теоретический материал, пройденный на аудиторных занятиях;

  • выполнить работу согласно заданию;

  • по каждой самостоятельной работе представить преподавателю отчет в виде результирующего файла на внешнем носителе или в бумажном варианте;

  • ответить на поставленные вопросы.


При выполнении самостоятельной работы обучающийся должен сам принять решение об оптимальном использовании возможностей программного обеспечения. Если по ходу выполнения самостоятельной работы у обучающегося возникают вопросы и затруднения, он может консультироваться у преподавателя. Каждая работа оценивается по пятибалльной системе. Критерии оценки приведены в конце методических рекомендаций.


Виды внеаудиторных (самостоятельных) работ:



  • Подготовка и защита рефератов, докладов, сообщений;

  • Создание и защита презентаций;

  • Подготовка к зачётам.

  • Составление таблиц




  1. Работа с литературой.



Изучать материал, относящийся к определённой теме, следует по одному или нескольким из рекомендованных учебников (список рекомендуемой литературы приведен после требований к результатам изучения курса).

Если возникают трудности при работе с основным учебником, можно изучить соответствующую тему по электронной версии лекционного курса или повторить основы предмета в объеме программы средней школы по соответствующим учебникам или пособиям, но затем следует обязательно вернуться к данной теме в базовом учебнике. Для поиска необходимых сведений в учебнике можно использовать предметный указатель в конце учебника.

Большинство тем курса «Технология обработки информации базы данных» достаточно сложны для восприятия, поэтому тексты учебников с изложением таких тем могут вызвать определенные затруднения при их изучении. Такие тексты лучше изучать так: при первом чтении надо стараться получить общее представление об излагаемых вопросах, а также отметить трудные и непонятные места; при повторном изучении темы необходимо усвоить все теоретические положения и их выводы. Необходимо вникать в сущность того или иного изучаемого вопроса, а не пытаться лишь запомнить отдельные факты и явления. Более глубокому и прочному усвоению материала способствует изучение любого вопроса на уровне сущности, а не на уровне отдельных явлений.

Изучаемый материал следует заносить в рабочую тетрадь в виде конспекта, включающего краткое последовательное изложение наиболее важной информации. Во всех случаях, когда материал поддается систематизации, полезно составлять схемы и таблицы, «свертывая» информацию в удобную, компактную форму. Составление конспектов, особенно в форме таблиц, схем, опорных сигналов, способствует эффективному запоминанию изученного материала, поскольку здесь привлекается логическое запоминание и используется зрительный и двигательный типы памяти.

  1. Требования к обучающимся при подготовке доклада-презентации


1. Доклад - это сообщение по заданной теме, с целью внести знания из дополнительной литературы, систематизировать материл, проиллюстрировать примерами, развивать навыки самостоятельной работы с научной и художественной литературой, познавательный интерес к научному и жизненному познанию.

2.Тема доклада должна быть согласованна с преподавателем и соответствовать теме занятия.

3.Материалы при его подготовке должны соответствовать методическим требованиям и быть указанны в докладе.

4. Необходимо соблюдать регламент, оговоренный при получении задания.

5. Количество иллюстраций должно быть достаточным, но не чрезмерным.

6.Работа обучающегося над докладом-презентацией включает отработку навыков ораторства и умения организовать и проводить диспут.

7.Обучающийся в ходе работы по презентации доклада, отрабатывает умение самостоятельно обобщить материал и сделать выводы в заключении, ориентироваться в материале и отвечать на дополнительные вопросы слушателей.

8. Докладом также может стать презентация реферата обучающегося, соответствующего теме занятия.

9.Обучающийся должен подготовить доклад и выступить с ним в строго отведенное преподавателем время и в срок.
Инструкция докладчику
Докладчик - основное действующее лицо. Он во многом определяет содержание, стиль, активность данного занятия. Сложность в том, что докладчик должен знать и уметь очень многое:

  • сообщать новую информацию;

  • использовать технические средства;

  • знать и хорошо ориентироваться в теме своей презентации;

  • уметь дискутировать и быстро отвечать на вопросы;

  • четко выполнять установленный регламент: докладчик - 10 мин.; содокладчик - 5 мин.; дискуссия - 10 мин.;

  • иметь представление о композиционной структуре доклада.

Необходимо помнить, что выступление состоит из трех частей: вступление, основная часть и заключение.

Вступление помогает обеспечить успех выступления по любой тематике.

Вступление должно содержать:

- название презентации (доклада);

- сообщение основной идеи;

- краткое перечисление рассматриваемых вопросов;

- современную оценку предмета изложения;

- акцентирование оригинальности подхода.

- живую интересную форму изложения;

Основная часть, в которой выступающий должен глубоко раскрыть суть затронутой темы, обычно строится по принципу отчета. Задача основной части - представить достаточно данных для того, чтобы слушатели и заинтересовались темой, и захотели ознакомиться с материалами. При этом должны быть использованы наглядные пособия, аудио - и визуальные материалы.

Заключение - это ясное, четкое обобщение и краткие выводы, которые всегда ждут слушатели.

4. Порядок сдачи и защиты рефератов.


Реферат сдается на проверку преподавателю за 1-2 недели до зачётного занятия.

При оценке реферата преподаватель учитывает качество, степень самостоятельности обучающегося и проявленную инициативу, связность, логичность и грамотность составления реферата, оформление в соответствии с требованиями ГОСТ.

Защита тематического реферата может проводиться на специально выделенном занятии в рамках часов учебной дисциплины или конференции, или по одному реферату при изучении соответствующей темы, либо по договоренности с преподавателем.

Защита реферата обучающимся предусматривает

  • доклад по реферату не более 5-7 минут

  • ответы на вопросы преподавателя.

На защите не рекомендуется чтение текста реферата. Общая оценка за реферат выставляется с учетом оценок за работу, сам доклад, умение вести дискуссию и отвечать на вопросы.
Титульный лист является первой страницей реферата и заполняется по строго определенным правилам.

В верхнем поле указывается полное наименование учебного заведения.
В среднем поле дается заглавие реферата, которое проводится без слова "тема" и в кавычки не заключается.

Далее, ближе к правому краю титульного листа, указываются фамилия, инициалы обучающегося, написавшего реферат, а также его курс и группа. Немного ниже или слева указываются название кафедры, фамилия и инициалы преподавателя - руководителя работы.

В нижнем поле указывается год написания реферата.

После титульного листа помещают оглавление, в котором приводятся все заголовки работы и указываются страницы, с которых они начинаются. Заголовки оглавления должны точно повторять заголовки в тексте. Сокращать их или давать в другой формулировке и последовательности нельзя. Все заголовки начинаются с прописной буквы без точки на конце. Последнее слово каждого заголовка соединяют многоточием / …………… / с соответствующим ему номером страницы в правом столбце оглавления.

Заголовки одинаковых ступеней рубрикации необходимо располагать друг под другом. Заголовки каждой последующей ступени смещают на три - пять знаков вправо по отношению к заголовкам предыдущей ступени.

Введение. Здесь обычно обосновывается актуальность выбранной темы, цель и содержание реферата, указывается объект /предмет/ рассмотрения, приводится характеристика источников для написания работы и краткий обзор имеющейся по данной теме литературы. Актуальность предполагает оценку своевременности и социальной значимости выбранной темы, обзор литературы по теме отражает знакомство автора реферата с имеющимися источниками, умение их систематизировать, критически рассматривать, выделять существенное, определять главное.
Основная часть. Содержание глав этой части должно точно соответствовать теме работы и полностью ее раскрывать. Эти главы должны показать умение исследователя сжато, логично и аргументировано излагать материал, обобщать, анализировать, делать логические выводы.
Заключительная часть предполагает последовательное, логически стройное изложение обобщенных выводов по рассматриваемой теме.
Библиографический список использованной литературы составляет одну из частей работы, отражающей самостоятельную творческую работу автора, позволяет судить о степени фундаментальности данного реферата.
В работах используются следующие способы построения библиографических списков: по алфавиту фамилий авторов или заглавий; по тематике; по видам изданий; по характеру содержания; списки смешанного построения. Литература в списке указывается в алфавитном порядке; более распространенный вариант - фамилии авторов в алфавитном порядке, после указания фамилии и инициалов автора указывается название литературного источника, место издания пишется сокращенно, например, Москва - М., Санкт - Петербург - СПб и т.д., название издательства, например, Мир, год издания, например, 2012, можно указать страницы, например, с. 54-67. Страницы можно указывать прямо в тексте, после указания номера, под которым литературный источник находится в списке литературы, например, 7 - номер литературного источника, с. 67- 89, Номер литературного источника указывается после каждого нового отрывка текста из другого литературного источника.

В приложении помещают вспомогательные или дополнительные материалы, которые загромождают текст основной части работы / таблицы, карты, графики, неопубликованные документы, переписка и т.д. /. Каждое приложение должно начинаться с нового листа, страницы с указанием в правом верхнем углу слова " Приложение" и иметь тематический заголовок. При наличии в работе более одного приложения они нумеруются арабскими цифрами без знака " № ", например, " Приложение 1". Нумерация страниц, на которых даются приложения, должна быть сквозной и продолжать общую нумерацию страниц основного текста. Связь основного текста с приложениями осуществляется через ссылки, которые употребляются со словом " смотри ", оно обычно сокращается и заключается вместе с шифром в круглые скобки.
Алгоритм составления конспектов

  1. Внимательно прочитайте текст.

  2. Выделите главное и составьте план.

  3. Составьте конспект, четко следуя пунктам плана.


Алгоритм составления таблиц

  1. Запишите название таблицы.

  2. Подготовьте необходимую литературу для заполнения таблицы.

  3. Внимательно прочитайте текст.

  4. Заполните таблицу.


Требования к составлению презентации

1.Цвет фона гармонирует с цветом текста, всё отлично читается

2.Использовано 3 цвета шрифта

3. Все страницы выдержаны в едином стиле

4.Гиперссылки выделены и имеют разное оформление до и после посещения кадра

5.Анимация присутствует только в тех местах, где она уместна и усиливает эффект восприятия текстовой части информации

6.Звуковой фон соответствует единой концепции и усиливает эффект восприятия текстовой части информации

7.Размер шрифта оптимальный

    1. Все ссылки работают