Главная страница

Методические рекомендации для педагога Список рекомендуемой литературы для педагога и учащихся


Скачать 68.77 Kb.
Название Методические рекомендации для педагога Список рекомендуемой литературы для педагога и учащихся
Дата 28.02.2016
Размер 68.77 Kb.
Тип Методические рекомендации

Удовольствие пролетит – оно себе;

Труд оставит след долгой радости – он другим.

Д.И. Менделеев
Подпрограмма

к программе муниципальной экспериментальной площадки

«Профессиональное самоопределение как одно из условий

успешной социализации личности подростка»

«Азы журналистики»

Автор-составитель:

Ничкова Т.А.,

учитель русского языка и

литературы,

педагог дополнительного образования детей
Печатается по решению методического совета в рамках реализации программы работы муниципальной экспериментальной площадки «Профессиональное самоопределение как одно из условий успешной социализации личности подростка»

Азы журналистики: Подпрограмма к программе муниципальной экспериментальной площадки по теме «Профессиональное самоопределение учащихся как одно из условий успешной социализации личности подростка» . – Панаевск: Методическая служба, 2010. – 12 с.

СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка………………………………...4

Тематическое планирование…………………………..5

Основное содержание курса…………………………...6

Методические рекомендации для педагога………….8

Список рекомендуемой литературы для педагога и учащихся…………………………………………...…….10

 

Пояснительная записка

Курс «Азы журналистики» является ориентационным и предполагает выход за рамки традиционных школьных предметов. Выбор данного курса определен тем, что занятие журналистикой решает одну из главных задач воспитания — формирование социально активной личности.

Цели курса:

1)овладение типичными для журналиста видами деятельности (анализ текста, написание творческих работ и др.);

2) предоставление ученикам возможности проявить себя и добиться успеха: выступить с защитой своего проекта перед одноклассниками, поместить творческую работу в школьной газете «Юность», проявить себя в качестве ведущего школьного радио, снять видеофильм;

3) предоставление школьникам возможности проявить свои аналитические и творческие способности;

4) формирование у учащихся представлений о характере профессиональной деятельности журналиста.

Формы обучения: лекции, практикумы, экскурсии, ролевые игры, уроки-проекты, работа в группах.

Способы мотивации учащихся:

—необычность названия и содержания курса;

—обоснование перспективности работы журналиста в газете, на радио и телевидении;

—предоставление ученикам возможности проявить свои творческие способности в выполнении итоговой зачетной работы — проекта;

—развитие основ профессиональных знаний. Ожидаемые результаты изучения курса:

—выбор гуманитарного профиля;

—расширение кругозора;

—выполнение творческих работ (подготовка репортажа, интервью, статьи в газету, создание рекламы).

Программа элективного курса «Азы журналистики» рассчитана на 17 учебных часов (1 час в неделю). Курс можно проводить как в первом, так и во втором полугодии.
 


Основное содержание курса
Введение (тема 1)

Информирование населения о важнейших событиях мирового, регионального и местного масштаба — главная задача журналистики. Функции журналистики. Журналистские профессии. Базовые навыки журналиста-профессионала: способность добыть информацию (расследование), умение ее зафиксировать (репродукция), понимание того, как изложить полученные сведения (написание текста). Роль журналистики в жизни общества. Где и как получить профессию журналиста?
Из истории российской журналистики (тема 2)

Газета «Ведомости»— начало истории российской печати. Заслуги М.В. Ломоносова в становлении российской журналистики. Работа М.В. Ломоносова «Рассуждения об обязанностях журналистов при изложении ими сочинений, предназначенных для поддержания свободы философии». Развитие журналистики в 19—начале 20-го вв. (альманахи «Полярная звезда», «Колокол», журналы «Московский телеграф», «Современник», «Русское слово», «Отечественные записки», просветительские издания, общенациональные газеты «Россия», «Русское слово»). Периодическая печать в России после Октябрьской революции. Роль журнала «Новый мир» в 50-60-е гг. Газеты «Известия», «Комсомольская правда», «Советская Россия». Развитие журналистики после распада СССР.
Газетная журналистика (темы 3-7)

Разнообразие изданий по тематике, стилю, языку, оформлению. Современная структура редакции газеты. Как делается газета? Жанры газетной журналистики. Подготовка статьи в газету. Подготовка репортажа и интервью.
Радиожурналистика (темы 8-10)

История возникновения и развития радиожурналис­тики. Работы современного радиовещания. Популярные радиостанции «Маяк», «Радио России», «Юность — молодежный канал», «Русское радио», «Европа плюс» и др. Работа журналиста - ведущего на радио. Экскурсия на местное радио.
Тележурналистика (темы 11-12)

Из истории развития телевидения. Журналистские

профессии на ТВ: репортер, редактор, ведущий или диктор, корреспондент, телеоператор, телережиссер, продюсер. Как снять видеофильм? Экскурсия на местное телевидение.
Фотожурналистика

История возникновения фотографии и фотожурналистики. Современная фотографическая техника. Люди-легенды в фотожурналистике: Роберт Кап, Анри Картье-Брессон, Дмитрий Бальтерманц. Значение фоторепортажей для печатных СМИ. Анализ фотографий в иллюстрированном журнале.
Профессия — рекламист

Виды рекламы: коммерческая, политическая, социальная, имиджевая, самореклама. Качества, необходимые для рекламиста: знание психологии, общекультурный кругозор, свободное владение письменной речью, умение разбираться в общих принципах текущей экономической ситуации. Креатив — технология создания рекламного текста. Умение использовать возможности языка — залог успешной рекламы. Создание рекламы.
Защита проектов
Методические рекомендации для педагога

Занятия по данному курсу направлены на активизацию познавательной деятельности учащихся. Они предполагают большое количество заданий творческого характера. На теоретических занятиях пре­обладают лекции с элементами беседы и практических упражнений. На практических занятиях используются коллективные способы работы, метод проектов, игровые формы организации деятельности учащихся и другие элементы личностно ориентированных технологий обучения. Начать курс следует с написания мини-сочинения «Что я знаю о профессии журналиста», чтобы выяснить, какой представляют себе учащиеся работу журналиста. Такое же мини-сочинение нужно написать на одном из заключительных занятий, чтобы узнать, насколько расширились и углубились знания учащихся о профессии журналиста. На первом занятии необходимо рассказать о том, чем будут заниматься ученики на протяжении всего курса, поставить задачу-минимум (иметь представление о профессии журналиста и научиться создавать собственные творческие работы) и задачу-максимум (создать и защитить проект). Это важно для формирования мотивов учения.

Далее читается лекционный материал, проводятся практические занятия и экскурсии, в ходе которых намечаются проблемы, предлагаемые для работы над проектом. Темы проектов выбирают учащиеся, но учитель должен их направить и сориентировать в зависимости от индивидуальных способностей и увлечений школьников. Следующим этапом является самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся. В ее ходе обсуждаются способы сбора, систематизации и анализа полученных данных, оформления конечных результатов. Заключительный этап работы — оформление проектов и их презентация. Это может быть выпуск газеты, альманаха с репортажами с места событий; видеофильм или его сценарий; реклама для школьников и выпускников, их родителей; фоторепортаж; материалы для ведущих развлекательных программ; сценарий школьной радиопередачи и др. Основным учебно-методическим пособием для курса является книга «О профессии журна­листа» под редакцией Э.А. Лазаревич, изданная в 2004 году в рамках серии «Сельской молодежи о профессиях». Пособие содержит цикл очерков о профессии журналиста и рассказы выпускников факультета журналистики МГУ о своей трудной и прекрасной профессии, знакомит с адресами учебных заведений, в которых готовят журналистов.
Список литературы, рекомендованной для педагога

1. Богданов Н.Г., Вяземский Б.А. Справочник журналиста. — Лениздат, 1971.

2. Каспржак А.Г., Иванова Л.Ф. Схема разработки программы авторского курса по выбору (для предпрофильной подготовки в 9-х классах) // Практика административной работы в школе. 2003. №6. С.10-13.

3. Новые педагогические и информационные техно­логии в системе образования / Под ред. Е.С. Полат. — М.: Академия, 2002.

4. О профессии журналиста: Учебно-методическое пособие. Серия «Сельской молодежи о профессиях». / Под ред. Э.А. Лазаревич. — М.: ИСПС РАО, 2004.

5. Рабочая книга редактора районной газеты: Опыт, методики, рекомендации / Под ред. Я.Н. Засурского. — М.: Мысль, 1988.

6. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. — М.: АРКТИ, 2003.

7. Цели, содержание и организация предпрофильной подготовки в выпускных классах основной школы. — М., 2003.
Список литературы, рекомендованной

для учащихся

1. Никитина Е.И. Русская речь: Учебное пособие по развитию связной речи для 5-7 классов общеобразовательных учреждений / Науч. ред. В.В. Бабайцева. — М.: Просвещение, 1993.

2. Развивайте дар слова. Факультативный курс «Теория и практика сочинений разных жанров (8-9-е классы)»: Пособие для учащихся / Сост. Т.Д. Ладыженская, Т.О. Зепалова. — М.: Просвещение, 1990.

С дидактическими материалами для проведения занятий по данному курсу вы можете познакомиться на сайте журнала «Профильное обучение» по адресу www.direktor.ru