|
Пояснительная записка. Цель данного курса
Пояснительная записка.
Цель данного курса – создание условий для социальной адаптации учащихся путем повышения из правовой и этической грамотности, создающей основу для безболезненной интеграции в современное общество ребенка через знание своих гражданских обязанностей и умение пользоваться своими правами.
Основные задачи:
• воспитание патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
• развитие личности на исключительно важном этапе ее социализации — в подростковом возрасте, повышение уровня ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, становление социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка;
• формирование у учащихся целостной картины общества, адекватной современному уровню знаний о нем и доступной по содержанию для школьников младшего и среднего подросткового возраста; освоение учащимися тех знаний об основных сферах человеческой деятельности и о социальных институтах, о формах регулирования общественных отношений, которые необходимы для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина;
• формирование у учащихся опыта применения полученных знаний и умений для определения собственной позиции в общественной жизни; для решения типичных задач в области социальных отношений; для осуществления гражданской и общественной деятельности, развития межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, а также в семейно-бытовой сфере; для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законом; для содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.
Обоснование выбора программы:
Рабочая программа составлена на основе Базисного учебного плана специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, утверждённого приказом Минобразования РФ от 10.04.2002 № 29/2065-П «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии» и образовательной программы по обществознанию для 8-9 классов специальных (коррекционных) образовательных школ VIII вида. О. И. Бородина В. М., Мозговая. Издательство «Владос», 2010 год, под редакцией В. В. Воронковой, без изменений и дополнений.
Программа учитывает особенности познавательной деятельности детей с отклонением в интеллектуальном развитии. Она направлена на всестороннее развитие личности воспитанников, способствует их умственному развитию, обеспечивает гражданское, эстетическое, нравственное воспитание. На уроках обществознания воспитанники должны познакомиться с современной политической жизнью страны, получить основы правового и нравственного воспитания.
Место и роль предмета:
Настоящий курс Обществознания предназначен для воспитанников, изучающих обществознание в специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждениях VIII вида. Дети с умственной отсталостью представляют собой одну из самых многочисленных групп детей с ограниченными возможностями здоровья.
В содержание курса обществознания включены в доступной форме элементарные сведения о государстве, праве, правах и обязанностях граждан, основных законах нашей страны, что важно для формирования детей с отклонением в интеллектуальном развитии нравственных и правовых норм жизни в обществе.
При изучении курса реализуется опора на уже имеющиеся знания воспитанников, учитывается, уровень возрастных и познавательных возможностей воспитанников старшей школы.
Настоящая программа рассчитана на учащихся 8-9 классов. Срок реализации настоящей программы 2 учебных года. На курс отведено по 68 академических часов в год или 1 часу в неделю.
Формы организации учебного процесса:
Одним из основных методов работы с учащимися при изучении обществознания является беседа, которая позволяет выявить уже имеющиеся у школьником представления по обсуждаемому вопросу, скорректировать и дополнить их, активизировать поисково-познавательную активность, речевую деятельность, внимание школьников. Также используются
Наглядные - наблюдение, демонстрация
Практические – упражнения.
Занятия проводятся в классно урочной форме.
Типы уроков:
Урок сообщения новых знаний (урок первоначального изучения материала)
Урок формирования и закрепления знаний и умений (практический урок)
Урок обобщения и систематизации знаний (повторительно-обобщающий урок)
-
Урок проверки и оценки знаний, умений и навыков (контрольно-проверочный урок)
Комбинированный урок
Технологии обучения:
В программе основными принципами являются принцип коррекционной направленности в обучении, принцип воспитывающей и развивающей направленности обучения, принцип научности и доступности обучения, принцип систематичности и последовательности в обучении, принцип наглядности в обучении, принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и т.д.
Для детей, обучающихся в специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждениях VIII вида важен не только дифференцированный подход в обучении, но и неоднократное повторение, закрепление пройденного материала.
Виды и формы контроля:
Устные:
пересказ материала учебника;
при устном ответе используются задания на сравнение и сопоставление.
Письменные:
индивидуальные письменные задания.
письменные задания по раздаточному материалу.
использование тестов.
написание творческих сочинений.
Практические:
работа с документами.
-
составление таблиц.
проверка выполнения заданий в рабочих тетрадях.
составление схем.
Нетрадиционные формы контроля:
составление и отгадывание кроссвордов.
коллективный способ проверки знаний
Для контроля ЗУНов воспитанников применяются тестовые, контрольные, срезовые, самостоятельные работы. На тестовые, срезовые, самостоятельные работы отводится 15 минут на уроке.
Информация об используемом учебнике:
Содержание рабочей программы.
№ п/п
|
Название темы
|
Основное содержание темы
|
8 класс
|
1
|
Введение.
|
Страна, в которой мы живем. Кто такой гражданин?
|
2
|
Государство, право, мораль
|
Что такое государство? Основные принципы правового государства. Разделение властей. Что такое право? Отрасли права. Право и закон. Правонарушение. Преступление, как вид правонарушения; его признаки. Правовая ответственность. Мораль. «Золотое правило нравственности»
|
3
|
Конституция РФ
|
Конституция РФ – Основной Закон государства.
Законодательная власть. Исполнительная власть. Судебная власть. Органы местного самоуправления. Правоохранительные органы.
Институт президентства. Избирательная система. Гражданство РФ.
|
9 класс
|
1
|
Права и обязанности гражданина
|
Ответственность государства перед гражданами.
Конституционные обязанности граждан. Основные конституционные права человека. Труд и трудовые отношения. Право на труд. Дисциплина труда. Трудовые права несовершеннолетних. Собственность и имущественные отношения. Имущественные права и ответственность несовершеннолетних
Правовые основы семейных отношений.
Права ребенка. Декларация о правах ребенка
Домашнее хозяйство. Социальные права человека. Жилищные права. Право на медицинское обслуживание. Право на социальное обеспечение. Право на образование.
Самообразование. Система образования РФ.
Куда пойти учиться. Интернет-экскурсия на сайты ПУ Оформление стандартных бланков, заявлений, прошений и т.д.
|
Учебно-тематический план
№ п/п
|
Тема
|
Количество часов
|
1
|
Введение
|
2 часа
|
2
|
Государство, право, мораль
|
13 часов
|
3
|
Конституция Российской Федерации
|
18 часов
|
4
|
Повторение
|
2 часа
|
5
|
Права и обязанности гражданина России
|
29 часов
|
6
|
Повторение
|
2 часа
|
Требования к уровню подготовки учащихся:
В конце изучения курса обществознания воспитанники должны знать:
основные понятия курса;
виды правовой ответственности;
что собой представляет власть, разделение властей;
права и обязанности граждан РФ;
Должны уметь:
написать просьбу, жалобу, ходатайство;
оформлять стандартные бланки.
Воспитанники с легкой и средней степенью умственной отсталости по окончании 9 класса должны владеть максимально доступным их возможностям уровнем общеобразовательной подготовки, необходимым для самостоятельной жизни. Они должны уметь ориентироваться в окружающей действительности, соблюдать общепринятые нормы поведения и общения, владеть навыками устной разговорной речи, уметь отвечать на поставленные вопросы, задавать вопросы с целью получения информации.
Список литературы
Обязательная литература:
нет
Дополнительная литература:
Боголюбов Л.Н. Человек и общество. учебное пособие для 6-8 классов. М. Просвещение, 2001
Элиасберг Н.И., Михеева М.М. Мы - граждане России. Основы законодательства Российской Федерации: учебное пособие для учащихся 8-9 классов учреждений VIII вида. - СПб.: Издательство «Союз», 2004
Средства обучения:
Схемы и таблица по обществознанию,
«Парламентский урок» 6-11 класс
|
|
|