Главная страница

Пояснительная записка. Цель данного курса


Скачать 84.62 Kb.
Название Пояснительная записка. Цель данного курса
Дата 06.03.2016
Размер 84.62 Kb.
Тип Рабочая программа

Пояснительная записка.

Цель данного курса – создание условий для социальной адаптации учащихся путем повышения из правовой и этической грамотности, создающей основу для безболезненной интеграции в современное общество ребенка через знание своих гражданских обязанностей и умение пользоваться своими правами.

Основные задачи:

• воспитание патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;

• развитие личности на исключительно важном этапе ее социализации — в подростковом возрасте, повышение уровня ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, становление социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка;

• формирование у учащихся целостной картины общества, адекватной современному уровню знаний о нем и доступной по содержанию для школьников младшего и среднего подросткового возраста; освоение учащимися тех знаний об основных сферах человеческой деятельности и о социальных институтах, о формах регулирования общественных отношений, которые необходимы для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина;

• формирование у учащихся опыта применения полученных знаний и умений для определения собственной позиции в общественной жизни; для решения типичных задач в области социальных отношений; для осуществления гражданской и общественной деятельности, развития межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, а также в семейно-бытовой сфере; для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законом; для содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.

Обоснование выбора программы:

Рабочая программа составлена на основе Базисного учебного плана специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, утверждённого приказом Минобразования РФ от 10.04.2002 № 29/2065-П «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии» и образовательной программы по обществознанию для 8-9 классов специальных (коррекционных) образовательных школ VIII вида. О. И. Бородина В. М., Мозговая. Издательство «Владос», 2010 год, под редакцией В. В. Воронковой, без изменений и дополнений.

Программа учитывает особенности познавательной деятельности детей с отклонением в интеллектуальном развитии. Она направлена на всестороннее развитие личности воспитанников, способствует их умственному развитию, обеспечивает гражданское, эстетическое, нравственное воспитание. На уроках обществознания воспитанники должны познакомиться с современной политической жизнью страны, получить основы правового и нравственного воспитания.

Место и роль предмета:

Настоящий курс Обществознания предназначен для воспитанников, изучающих обществознание в специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждениях VIII вида. Дети с умственной отсталостью представляют собой одну из самых многочисленных групп детей с ограниченными возможностями здоровья.

В содержание курса обществознания включены в доступной форме элементарные сведения о государстве, праве, правах и обязанностях граждан, основных законах нашей страны, что важно для формирования детей с отклонением в интеллектуальном развитии нравственных и правовых норм жизни в обществе.

При изучении курса реализуется опора на уже имеющиеся знания воспитанников, учитывается, уровень возрастных и познавательных возможностей воспитанников старшей школы.

Настоящая программа рассчитана на учащихся 8-9 классов. Срок реализации настоящей программы 2 учебных года. На курс отведено по 68 академических часов в год или 1 часу в неделю.

Формы организации учебного процесса:

Одним из основных методов работы с учащимися при изучении обществознания является беседа, которая позволяет выявить уже имеющиеся у школьником представления по обсуждаемому вопросу, скорректировать и дополнить их, активизировать поисково-познавательную активность, речевую деятельность, внимание школьников. Также используются

  • Наглядные - наблюдение, демонстрация

  • Практические – упражнения.

Занятия проводятся в классно урочной форме.

Типы уроков:

  • Урок сообщения новых знаний (урок первоначального изучения материала)

  • Урок формирования и закрепления знаний и умений (практический урок)

  • Урок обобщения и систематизации знаний (повторительно-обобщающий урок)

  • Урок проверки и оценки знаний, умений и навыков (контрольно-проверочный урок)

  • Комбинированный урок

Технологии обучения:

В программе основными принципами являются принцип коррекционной направленности в обучении, принцип воспитывающей и развивающей направленности обучения, принцип научности и доступности обучения, принцип систематичности и последовательности в обучении, принцип наглядности в обучении, принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и т.д.

Для детей, обучающихся в специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждениях VIII вида важен не только дифференцированный подход в обучении, но и неоднократное повторение, закрепление пройденного материала.

Виды и формы контроля:

Устные:

  • пересказ материала учебника;

  • при устном ответе используются задания на сравнение и сопоставление.

Письменные:

  • индивидуальные письменные задания.

  • письменные задания по раздаточному материалу.

  • использование тестов.

  • написание творческих сочинений.

Практические:

  • работа с документами.

  • составление таблиц.

        • проверка выполнения заданий в рабочих тетрадях.

        • составление схем.

Нетрадиционные формы контроля:

  • составление и отгадывание кроссвордов.

  • коллективный способ проверки знаний

Для контроля ЗУНов воспитанников применяются тестовые, контрольные, срезовые, самостоятельные работы. На тестовые, срезовые, самостоятельные работы отводится 15 минут на уроке.

Информация об используемом учебнике:

Содержание рабочей программы.

п/п

Название темы

Основное содержание темы

8 класс

1

Введение.

Страна, в которой мы живем. Кто такой гражданин?

2

Государство, право, мораль

Что такое государство? Основные принципы правового государства. Разделение властей. Что такое право? Отрасли права. Право и закон. Правонарушение. Преступление, как вид правонарушения; его признаки. Правовая ответственность. Мораль. «Золотое правило нравственности»

3

Конституция РФ

Конституция РФ – Основной Закон государства.

Законодательная власть. Исполнительная власть. Судебная власть. Органы местного самоуправления. Правоохранительные органы.

Институт президентства. Избирательная система. Гражданство РФ.

9 класс

1

Права и обязанности гражданина

Ответственность государства перед гражданами.

Конституционные обязанности граждан. Основные конституционные права человека. Труд и трудовые отношения. Право на труд. Дисциплина труда. Трудовые права несовершеннолетних. Собственность и имущественные отношения. Имущественные права и ответственность несовершеннолетних

Правовые основы семейных отношений.

Права ребенка. Декларация о правах ребенка

Домашнее хозяйство. Социальные права человека. Жилищные права. Право на медицинское обслуживание. Право на социальное обеспечение. Право на образование.

Самообразование. Система образования РФ.

Куда пойти учиться. Интернет-экскурсия на сайты ПУ Оформление стандартных бланков, заявлений, прошений и т.д.


Учебно-тематический план


п/п

Тема

Количество часов

1

Введение

2 часа

2

Государство, право, мораль

13 часов

3

Конституция Российской Федерации

18 часов

4

Повторение

2 часа

5

Права и обязанности гражданина России

29 часов

6

Повторение

2 часа



Требования к уровню подготовки учащихся:

В конце изучения курса обществознания воспитанники должны знать:

  • основные понятия курса;

  • виды правовой ответственности;

  • что собой представляет власть, разделение властей;

  • права и обязанности граждан РФ;

Должны уметь:

  • написать просьбу, жалобу, ходатайство;

  • оформлять стандартные бланки.

Воспитанники с легкой и средней степенью умственной отсталости по окончании 9 класса должны владеть максимально доступным их возможностям уровнем общеобразовательной подготовки, необходимым для самостоятельной жизни. Они должны уметь ориентироваться в окружающей действительности, соблюдать общепринятые нормы поведения и общения, владеть навыками устной разговорной речи, уметь отвечать на поставленные вопросы, задавать вопросы с целью получения информации.

Список литературы
Обязательная литература:

нет

Дополнительная литература:

  1. Боголюбов Л.Н. Человек и общество. учебное пособие для 6-8 классов. М. Просвещение, 2001

  2. Элиасберг Н.И., Михеева М.М. Мы - граждане России. Основы законодательства Российской Федерации: учебное пособие для учащихся 8-9 классов учреждений VIII вида. - СПб.: Издательство «Союз», 2004

Средства обучения:


  1. Схемы и таблица по обществознанию,

  2. «Парламентский урок» 6-11 класс