Главная страница

Доклад по теме районной экспериментальной площадки на заседании Кустового методического объединения заместителя директора по увр


Скачать 146.29 Kb.
Название Доклад по теме районной экспериментальной площадки на заседании Кустового методического объединения заместителя директора по увр
Дата 12.02.2016
Размер 146.29 Kb.
Тип Доклад

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

"ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА" п.г.т. УРЕНГОЙ ПУРОВСКОГО РАЙОНА

ул. Попенченко 1/1, п.г.т. Уренгой, Пуровский район, Ямало-Ненецкий автономный округ, 629860,

тел/факс (34934) 9 19 85, 9 21 60, e-mail: [email protected]

Обзорный доклад по теме районной экспериментальной площадки на заседании Кустового методического объединения заместителя директора по УВР

Наталии Борисовны Синегиной.
«Мониторинг развития профессиональной компетентности

педагогов дополнительного образования детей».

Исходно-диагностический этап эксперимента:

изучение «Уровня профессионально-педагогических умений педагогов ДОД».
Проблемы обновления и коррекции образовательной деятельности к современным требованиям всегда остаются актуальными в системе развития образовательных учреждений. Центральной фигурой обновления образования является педагог. От его духовности, социальной позиции и педагогической компетентности зависит успех реформирования образовательного процесса.

Компетентность (от лат. – добиваюсь, соответствую, подхожу) – знания, опыт в той или иной области.

Компетентность – интегральное проявление профессионализма, в котором сочетаются элементы профессиональной и общей культуры, стажа, опыта педагогической деятельности и педагогического творчества.

Вопрос о профессионально-педагогической компетентности педагогов ДОД часто возникает в ряде ситуаций, связанных:

- с аттестацией;

- с присвоением категорий для дифференцированной оплаты труда;

- с выдвижением и расстановкой кадров в образовательном учреждении;

- с оценкой работы передовых педагогов;

- и даже с разрешением педагогических споров.

В таких ситуациях рассматриваются (и при необходимости диагностируются) следующие факторы индивидуальной профессионально-педагогической компетентности:

- профессионально-педагогическая квалификация;

- профессионально-педагогическая практическая готовность и теоретическая подготовленность;

- продуктивность педагогической деятельности;

- профессионально-значимые личностные особенности.

Под профессионально-педагогической компетентностью мы понимаем совокупность научных познаний и опыта педагога, которая адекватна социально-профессиональному статусу и профессиональной квалификации, а также личностные и индивидуальные особенности (способности), включающие в себя структурно обозначенные элементы педагогической деятельности, обеспечивающие возможность реализации индивидуальной педагогической концепции.

Для того, чтобы успешно решать задачи обучения и воспитания подрастающего поколения, педагогам дополнительного образования детей необходимо непрерывно повышать свою квалификацию, ставить на более высокий уровень профессионально-педагогическую компетентность. Компетентность как интегральная профессионально-личностная характеристика определяется готовностью и способностью выполнять профессионально-педагогические функции в соответствии с принятыми в социуме на сегодняшний момент нормами и стандартами.

Для объективизации отслеживания процесса повышения уровня профессионально-педагогической компетентности со стороны руководителей отделов народного образования, руководителей образовательных учреждений нужен научный подход, а это означает, что анализ развития профессионально-педагогической компетентности педагогов должен носить мониторинговый характер, который целесообразно построить на выявленных научно-обоснованных закономерностях.

В нашем понимании, мониторинг профессионально-педагогической компетентности педагогов дополнительного образования детей – это процесс непрерывного, научно-обоснованного, диагностико-прогностического отслеживания изменений в профессиональной деятельности педагогов.

Руководители образовательных учреждений стремятся отследить процесс развития профессионально-педагогической компетентности, и это входит, наряду с другими, в перечень их непосредственных обязанностей. Однако это отслеживание носит либо субъективный, либо стихийно-необходимый, или планово-контрольный характер. Более того, пока это отслеживание осуществляется на уровне обыденного педагогического сознания, житейского здравого смысла. В таких случаях трудно говорить о том, что результаты профессиональной деятельности педагогов ДОД имеют устойчивый, закономерный характер и действительно идет процесс повышения уровня профессионально-педагогической компетентности, процесс профессионального становления.

Только систематическое и длительное изучение одних и тех же педагогов, может иллюстрировать процесс развития профессионально-педагогической компетентности. Как правило, оно включает в себя пять этапов:

- беседу (тестирование, анкетирование) до начала наблюдения;

- наблюдение (срезовая диагностика) в процессе педагогической деятельности;

- анализ полученных результатов;

- консультативная беседа (круглый стол);

- планирование действий, направленных на совершенствование уровня профессионально-педагогической компетентности педагога (коллектива).

В целом мониторинг профессионально-педагогической компетентности педагогов ДОД, как структурная часть системы повышения уровня квалификации педагогических работников учреждения ДОД, не может исключать и самодиагностику профессионально-педагогической компетентность. Самодиагностика профессионально-педагогической компетентности педагогов ДОД, в данном случае, может послужить толчком к индивидуальной работе над самообразованием и саморазвитием.

Смысл мониторинга развития профессионально-педагогической компетентности педагогов ДОД состоит не столько в том, чтобы получить конкретную картину изменений, происходящих в процессе повышения уровня профессионально-педагогической компетентности в определенный момент (на определенной стадии), сколько в том, чтобы сделать заключение о тенденциях развития этого процесса, направленного на поддержку и развитие положительных изменений и на торможение, блокировку, трансформацию нежелательных.

Мониторинг проводиться с контрольной группой, что позволит получить общую картину уровня профессионально-педагогических умений педагогов ДОД и станет «отправной точкой» для дальнейших исследований. Группы умений, их показатели и критерии представлены в приложении.

Приложение.
Анкета исходно-диагностического характера

«Уровень профессионально-педагогических умений педагога ДОД».
Ф.И.О. педагога ДОД __________________________________________________

Направление деятельности ____________________________________________


Практическая готовность (внешние умения, которые можно в последствие наблюдать)

Степень сформированности умений

владеет в совершенстве

владеет в общем виде

не владеет

1. Мобилизационные умения

1.1.

Развивать мотивацию к обучению и труду у воспитанников










1.2.

Формировать потребность в овладении образовательными умениями










1.3.

Актуализировать знания и жизненный опыт воспитанников для творческого отношения к окружающему миру










1.4.

Создавать ситуации для успеха и ситуации для совершенствования воспитанниками нравственных поступков










2. Информационные умения

2.1.

Уметь получать образовательную информацию










2.2.

Уметь работать с печатными источниками










2.3.

Уметь интерпретировать и адаптировать информацию к задачам обучения и воспитания










2.4.

Уметь логически правильно построить и вести разговор










2.5.

Перестраивать в случае необходимости план и ход изложения материала










2.6.

Формировать правильно вопросы










2.7.

Применять ТСО и наглядные материалы










2.8.

Выражать мысли невербальными способами










3. Развивающие умения










3.1.

Определять «зону ближайшего развития» отдельных воспитанников, группы в целом










3.2.

Создавать проблемные ситуации для развития познавательных способностей










3.3.

Стимулировать познавательную самостоятельность и творческое мышление










3.4.

Создавать условия для развития индивидуальных особенностей воспитанников










4. Ориентационные умения

4.1.

Формировать ценностные установки обучающихся










4.2.

Прививать устойчивый интерес к образовательной и исследовательской деятельности










4.3.

Организация совместной творческой деятельности, направленной на развитие социально-значимых качеств личности










5. Персептивные умения

(понимать других людей: их личностные особенности и ценностные ориентации)

5.1.

Определять характер переживаний, состояний воспитанника, его причастность к тем или иным событиям










5.2.

Находить в действиях воспитанника признаки, делающие его непохожим на других










5.3.

Видеть главное в любом воспитаннике, правильно определять его отношение к социальным ценностям










5.4.

Определять к какому типу личности и темпераменту относится ребенок










6. Умение педагогического общения

6.1.

Умение осуществлять коммуникативную атаку, т.е. привлекать к себе внимание










6.2.

Умение устанавливать психологический контакт с группой










6.3.

Умение органично и последовательно действовать в публичной обстановке










6.4.

Целенаправленно поддерживать общение










6.5.

Умение распределять внимание










6.6.

Владение педагогической техникой: развитие речи педагога, правильная дикция, правильное дыхание, мимика, жесты, управление своим Телов, регуляция своего психологического состояния, вызов чувств «по заказу», владение техникой интонирования и др.










6.7.

Теоретическая готовность (обобщенное умение педагогически мыслить)










7. Аналитические умения (извлечение знаний из практики)

7.1.

Разделять педагогические явления на составные элементы (условия, причины, стимулы, средства и т.д.)










7.2.

Осмыслить каждое педагогическое явление во взаимосвязи со всеми компонентами педпроцесса










7.3.

Находить в Психолого педагогической теории идеи, выводы, адекватные логике рассматриваемого явления










7.4.

Правильно диагностировать педагогическое явление










7.5.

Вычленять основную педагогическую задачу и определить способы ее оптимального решения










8. Прогностические умения (четкие представления в осознании конечного результата)

8.1.

Умение прогнозировать развитие коллектива










8.2.

Умение прогнозировать развитие личности: ее качеств, чувств, воли и поведения, возможных отклонений в развитии










8.3.

Умение прогнозировать ход педагогического процесса: трудности воспитанников, результаты применения тех или иных методов, приемов и средств обучения и воспитания










9. Проективные умения

(материализация результатов педагогического прогнозирования в конкретных планах)

9.1.

Переводить цели и содержание в конкретные педагогические задачи










9.2.

Отбирать виды деятельности, адекватные поставленным целям










9.3.

Планировать индивидуальную работу с воспитанниками










9.4.

Отбирать содержание, выбирать формы, методы и средства педпроцесса в их оптимальном сочетании










9.5.

Планировать систему приемов стимулирования активности воспитанников










9.6.

Планировать способы создания личностно-развивающей среды и связей с родителями










10. Рефлективные умения (контрольно-оценочная деятельность, направленная на себя)

10.1.

Анализировать свои собственные действия










10.2.

Адекватно оценить результаты своей профессиональной деятельности










10.3.

Анализировать результаты деятельности с учетом тщательного анализа условий их получения










10.4.

Мотивационная готовность (умение направлять и регулировать профессиональное развитие)










11. Самообразовательные умения

11.1.

Умение «переносить» полученные знания и приемы умственной деятельности в новые условия










11.2.

Умение творчески решать познавательные задачи










11.3.

Умение использовать рациональные приемы и методы самостоятельной работы по добыванию знаний










11.4.

Умение создавать благоприятные условия для самостоятельной работы (гигиена умственного труда)










12. Формирование умственной мотивации профессионального развития










13. Умение обновлять знания и совершенствовать педагогические умения