Практическая готовность (внешние умения, которые можно в последствие наблюдать)
|
Степень сформированности умений
|
владеет в совершенстве
|
владеет в общем виде
|
не владеет
|
1. Мобилизационные умения
|
1.1.
|
Развивать мотивацию к обучению и труду у воспитанников
|
|
|
|
1.2.
|
Формировать потребность в овладении образовательными умениями
|
|
|
|
1.3.
|
Актуализировать знания и жизненный опыт воспитанников для творческого отношения к окружающему миру
|
|
|
|
1.4.
|
Создавать ситуации для успеха и ситуации для совершенствования воспитанниками нравственных поступков
|
|
|
|
2. Информационные умения
|
2.1.
|
Уметь получать образовательную информацию
|
|
|
|
2.2.
|
Уметь работать с печатными источниками
|
|
|
|
2.3.
|
Уметь интерпретировать и адаптировать информацию к задачам обучения и воспитания
|
|
|
|
2.4.
|
Уметь логически правильно построить и вести разговор
|
|
|
|
2.5.
|
Перестраивать в случае необходимости план и ход изложения материала
|
|
|
|
2.6.
|
Формировать правильно вопросы
|
|
|
|
2.7.
|
Применять ТСО и наглядные материалы
|
|
|
|
2.8.
|
Выражать мысли невербальными способами
|
|
|
|
3. Развивающие умения
|
|
|
|
3.1.
|
Определять «зону ближайшего развития» отдельных воспитанников, группы в целом
|
|
|
|
3.2.
|
Создавать проблемные ситуации для развития познавательных способностей
|
|
|
|
3.3.
|
Стимулировать познавательную самостоятельность и творческое мышление
|
|
|
|
3.4.
|
Создавать условия для развития индивидуальных особенностей воспитанников
|
|
|
|
4. Ориентационные умения
|
4.1.
|
Формировать ценностные установки обучающихся
|
|
|
|
4.2.
|
Прививать устойчивый интерес к образовательной и исследовательской деятельности
|
|
|
|
4.3.
|
Организация совместной творческой деятельности, направленной на развитие социально-значимых качеств личности
|
|
|
|
5. Персептивные умения
(понимать других людей: их личностные особенности и ценностные ориентации)
|
5.1.
|
Определять характер переживаний, состояний воспитанника, его причастность к тем или иным событиям
|
|
|
|
5.2.
|
Находить в действиях воспитанника признаки, делающие его непохожим на других
|
|
|
|
5.3.
|
Видеть главное в любом воспитаннике, правильно определять его отношение к социальным ценностям
|
|
|
|
5.4.
|
Определять к какому типу личности и темпераменту относится ребенок
|
|
|
|
6. Умение педагогического общения
|
6.1.
|
Умение осуществлять коммуникативную атаку, т.е. привлекать к себе внимание
|
|
|
|
6.2.
|
Умение устанавливать психологический контакт с группой
|
|
|
|
6.3.
|
Умение органично и последовательно действовать в публичной обстановке
|
|
|
|
6.4.
|
Целенаправленно поддерживать общение
|
|
|
|
6.5.
|
Умение распределять внимание
|
|
|
|
6.6.
|
Владение педагогической техникой: развитие речи педагога, правильная дикция, правильное дыхание, мимика, жесты, управление своим Телов, регуляция своего психологического состояния, вызов чувств «по заказу», владение техникой интонирования и др.
|
|
|
|
6.7.
|
Теоретическая готовность (обобщенное умение педагогически мыслить)
|
|
|
|
7. Аналитические умения (извлечение знаний из практики)
|
7.1.
|
Разделять педагогические явления на составные элементы (условия, причины, стимулы, средства и т.д.)
|
|
|
|
7.2.
|
Осмыслить каждое педагогическое явление во взаимосвязи со всеми компонентами педпроцесса
|
|
|
|
7.3.
|
Находить в Психолого педагогической теории идеи, выводы, адекватные логике рассматриваемого явления
|
|
|
|
7.4.
|
Правильно диагностировать педагогическое явление
|
|
|
|
7.5.
|
Вычленять основную педагогическую задачу и определить способы ее оптимального решения
|
|
|
|
8. Прогностические умения (четкие представления в осознании конечного результата)
|
8.1.
|
Умение прогнозировать развитие коллектива
|
|
|
|
8.2.
|
Умение прогнозировать развитие личности: ее качеств, чувств, воли и поведения, возможных отклонений в развитии
|
|
|
|
8.3.
|
Умение прогнозировать ход педагогического процесса: трудности воспитанников, результаты применения тех или иных методов, приемов и средств обучения и воспитания
|
|
|
|
9. Проективные умения
(материализация результатов педагогического прогнозирования в конкретных планах)
|
9.1.
|
Переводить цели и содержание в конкретные педагогические задачи
|
|
|
|
9.2.
|
Отбирать виды деятельности, адекватные поставленным целям
|
|
|
|
9.3.
|
Планировать индивидуальную работу с воспитанниками
|
|
|
|
9.4.
|
Отбирать содержание, выбирать формы, методы и средства педпроцесса в их оптимальном сочетании
|
|
|
|
9.5.
|
Планировать систему приемов стимулирования активности воспитанников
|
|
|
|
9.6.
|
Планировать способы создания личностно-развивающей среды и связей с родителями
|
|
|
|
10. Рефлективные умения (контрольно-оценочная деятельность, направленная на себя)
|
10.1.
|
Анализировать свои собственные действия
|
|
|
|
10.2.
|
Адекватно оценить результаты своей профессиональной деятельности
|
|
|
|
10.3.
|
Анализировать результаты деятельности с учетом тщательного анализа условий их получения
|
|
|
|
10.4.
|
Мотивационная готовность (умение направлять и регулировать профессиональное развитие)
|
|
|
|
11. Самообразовательные умения
|
11.1.
|
Умение «переносить» полученные знания и приемы умственной деятельности в новые условия
|
|
|
|
11.2.
|
Умение творчески решать познавательные задачи
|
|
|
|
11.3.
|
Умение использовать рациональные приемы и методы самостоятельной работы по добыванию знаний
|
|
|
|
11.4.
|
Умение создавать благоприятные условия для самостоятельной работы (гигиена умственного труда)
|
|
|
|
12. Формирование умственной мотивации профессионального развития
|
|
|
|
13. Умение обновлять знания и совершенствовать педагогические умения
|
|
|
|