|
«Склонности и интересы подростков в выборе профессии»
Родительское собрание на тему
«Склонности и интересы подростков в выборе профессии»
Цели:
Профориентационная подготовка учащихся:
- расширение представлений учащихся о группах профессий, о новых профессиях;
- оказать помощь в профессиональном самоопределении учащихся.
-способствовать развитию нравственного самосознания учащихся.
Задачи:
1.Познакомить родителей с результатами изучения склонностей и способностей учащихся, приоритетами их интересов в получении профессии; продолжить изучение профессиональных предпочтений учащихся;
2.Организовать встречу с представителями разных профессий;
3.Познакомиться с интересным опытом выбора профессионального пути родителей и приглашённых;
4.Выработка рекомендаций родителями и детьми по выбору профессии;
Подготовка: информационно-диагностической базы данных:
Анкета 1 ( для учащихся)
Назовите 10 наиболее привлекательных для вас профессий (расположите их по степени значимости)
Назовите преимущества вашей будущей профессии.
Назовите минусы вашей будущей профессии.
Назовите качества характера, необходимые для того, чтобы состояться в профессии.
Назовите ваши качества характера, которые могут помешать приобрести любимую профессию.
Что или кто повлиял на выбор вашей будущей профессии:
А) родители е) книги и фильмы
Б) родственники ж) жизненные обстоятельства
В) учителя и) встречи с интересными людьми
Г) друзья к) способности
Д) знакомые м) самостоятельный выбор
Анкета 2 (для учащихся)
Ученикам предлагается выбрать из приведенного списка профессий только те, которые они могут распределить на две полярные группы:
Профессия, которая мне нравится
|
Профессия, которую мне советуют выбрать родители.
|
|
|
|
|
Юрист, спортсмен, бизнесмен
Экономист, воспитатель, банкир
Врач, пожарный, искусствовед
Учитель, переводчик
Психолог, повар, работник сферы обслуживания
Водитель, официант, сельскохозяйственный рабочий
Инженер, экскурсовод, лесничий
Программист, менеджер
Музыкант, машинист
Артист, военный, преподаватель
Строитель, преподаватель, ветеринар
Шахтер, социальный работник, библиотекарь.
Анкета 3 (для родителей)
1. Обсуждали ли Вы со своим ребенком проблему выбора профессии?
2. Какую профессию выбирает Ваш ребенок?
3. Что вы ему советуете?
4. Совпадают ли Ваши интересы и точки зрения на выбранную профессию?
5. Что служит Вашим аргументом в выборе профессии Вашим ребенком?
Если ребенок будет настаивать на собственном выборе профессии, будете ли Вы ему препятствовать?
Оформление, оборудование, инвентарь:
На доске слова В.Г.Белинского:
« Честный и по-своему умный сапожник, который в совершенстве владеет своим ремеслом, выше плохого генерала, выше педанта-ученого, выше дурного стихотворца».
Сегодняшнее собрание посвящено такой проблеме: наши дети – подростки уже имеют какую-то сложившуюся систему ценностей, представления о своей будущей жизни. Они понимают, что для достижения своих целей необходимо иметь хорошую профессию и образование
1. Обсуждение результатов анкетирования учащихся. Анализ диагностических материалов, которые были подготовлены на основе опроса учащихся. На доске – список самых преимущественных, по мнению учащихся, профессий.
В процессе изучения различных школьных предметов выявляются склонности, способности, интересы ребенка: вполне естественно, что он успевает лучше по предметам, к изучению которых у него есть способности. Часто, опираясь на результаты успеваемости, учащийся совершает соответствующий профессиональный выбор. Иногда на этот выбор существенное влияние оказывает и личность преподавателя. В любом случае требуется дополнительное изучение учащимися своих способностей, интересов, желаний, потребностей с целью уточнения профессионального выбора.
Именно родители, ближайшие родственники оказывают наиболее существенное влияние на профессиональный выбор: школа и то содержание образования, которое предлагается в ней учащимся, не являются, как это может показаться на первый взгляд, наиболее значимым фактором профессионального самоопределения молодых людей.
Поэтому родители должны понимать всю ответственность за советы, пожелания, а иногда и требования, адресованные своему ребенку.
При выборе профессии необходимо также иметь информацию о перспективах развития рынка труда, о наиболее востребованных в настоящее время профессиях и специальностях.
Нельзя оставить без внимания и такой фактор профессионального самоопределения как влияние сверстников. В силу возрастных особенностей для многих подростков мнение сверстников становится более значимым, чем мнение родителей и учителей. Поэтому немало учащихся выбирают профиль обучения, образовательное учреждение «заодно со своими друзьями». Подростки выбирают углубленное изучение тех или иных предметов для того, чтобы у них с друзьями было одинаковое расписание уроков; чтобы потом вместе с другом поступать в один и тот же вуз и т.п.
Поэтому родителям при общении с подростком необходимо учитывать в каждом конкретном случае степень влияния сверстников на решение сына (или дочери) о выборе профессии, а также насколько такое влияние является положительным. В любом случае обсуждение решения подростка о профессиональном выборе должно обсуждаться очень тактично, нельзя отзываться негативно о его друзьях.
2.Выступление учителя и родителей о профессиях.
В мире существует более 50 тысяч профессий. Как найти среди них свою? Сколько из них мы себе более или менее представляем? На что ориентироваться? На вопрос: «Кем ты хочешь стать после школы?» -старшеклассники не всегда могут ответить. А, между тем, проблема выбора профессии очень серьёзна. Особенно сегодня, когда наше общество вступило в рыночные отношения. От человека всё в большей степени требуются высокий профессионализм, готовность быстро приспосабливаться к новым явлениям общественной и экономической жизни. Резко возрастает интенсивность труда, требующая повышенной выносливости. Что же нужно для того, чтобы сделать свой профессиональный выбор? Чтобы выбрать своё дело не методом «тыка», а разумно, нужно для начала разобраться в своих собственных, говоря психологическим языком, установках.
На классных часах мы уже неоднократно знакомились с наиболее востребованными профессиями , посетили предприятия нашего города: Чистопольский хлеб завод, Чистопольское автотранспортное предприятие, Фельдшершско -акушерский пункт в поселке «Луч».
Сейчас мы расскажем об основных типах профессиональной деятельности человека. Во многих странах пытались и пытаются создать классификацию профессий. В нашей стране принято пользоваться классификацией профессора Е.А. Климова. Его классификация делит все профессии на 5 основных типов:
-
Человек-природа. Этот тип объединяет профессии, представители которых имеют дело с объектами, явлениями и процессами живой и неживой природы (ветеринар, агроном, гидролог, овцевод, механизатор, тракторист). Для них характерен общий предмет труда - животные и растения, почва и воздушная среда - природа.
Человек-техника. Это могут быть пилоты, водители, матросы, электромонтёры, слесари и т.д., использующие технические устройства.
Человек-человек. Тут для специалиста предметом труда является другой человек, а характерной чертой деятельности - необходимость воздействия на других людей. К такому типу профессий относятся учитель, врач, журналист и продавец.
-
Человек-знаковая система. Люди, выбравшие этот тип профессиональной деятельности, должны уметь оперировать абстрактными понятиями, иметь широкий кругозор. Это бухгалтеры, учёные, операторы ЭВМ, люди, работающие в лабораториях, научных центрах.
Человек-художественный образ. Людей этого типы отличает наличие живого образного мышления, художественная фантазия, талант.
3.Выступление учеников о новых профессиях.
-Аниматор
-Бренд – менеджер
-Web-дизайнер
-Рекрутер
-Промоутер
4. Виртуальное знакомство с рынком труда в Татарстане.
Выяснение востребованных профессий. (Выход в Интернет во время собрания (по возможности). Информация из Центра занятости района.
5. Составление рекомендаций. Групповая работа.
Группы детей составляют рекомендации по выбору профессии своим сверстникам. Родители – рекомендации детям.
6.Подведение итогов собрания.
Классный руководитель в заключительном слове говорит о важности обсуждаемой проблемы, о том, что ее обсуждение не закончено, впереди еще целый учебный год. Классный руководитель предлагает родителям обращаться за помощью к нему, к учителям-предметникам, психологу.
Классный руководитель обращается к родителям за помощью в организации профориентационной работы ( выступление специалистов-родителей на классном часе, посещение предприятий_ рабочих мест родителей и т.п.
|
|
|