|
Методическая разработка внеклассного занятия по изобразительному искусству
Республиканский заочный конкурс на лучшую природоохранную работу с обучающимися по охране первоцветов «Ты мне нужен …»
Методическая разработка внеклассного занятия по изобразительному искусству:
«Рисование подснежника»
Номинация педагогическая «Островок природы» - литературный конкурс.
Гончарова Галина Витальевна
учитель начальных классов
МБОУ «НОШ №33»
город Майкоп, 2015 год
Пояснительная записка.
В данной методической разработке учащиеся знакомятся с нетрадиционной техникой рисования – рисование пальцами. Основной материал – гуашь, а основным инструментом в рисовании пальцами является рука, вернее пальцы, следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками. Рисование пальцами превращает занятие в увлекательное занятие и позволяет в силу своей специфичности больше внимания уделять тренировке силы пальцев, развитию мелкой моторики рук. Рука становится более послушной, более подготовленной для успешного занятия письмом.
На занятиях рисования пальцами решаются практические, воспитательно-образовательные задачи, развивается личность ребенка, его воображение, способность к творчеству. Дети получают знания, навыки и умения, познают мир, расширяют свои возможности. Данная техника хороша тем, что она доступна детям любого возраста, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным, что очень важно при работе с детьми.
Рисование пальцами является и занятием по развитию речи. В процессе обыгрывания сюжета будущей картины и выполнения практической части занятия ведется непрерывный разговор с детьми. Такая игровая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность.
В процессе работы на занятиях рисования пальцами решаются задачи:
1. Развитие мелкой моторики и координация движения рук;
2. Стимулирование зрительного и слухового восприятия, внимания, памяти, связной речи, расширение словарного запаса;
3. Разработка мелких мышц рук и координация пальцев.
Занятия с использованием нетрадиционных методов обучения увлекательны, но требуют сосредоточенности и определенного напряжения, поэтому в структуру занятий всегда включены физминутки, динамические разминки, пальчиковая гимнастика. В результате чего дети активны, любознательны, общительны, уверены в себе. В зависимости от сложности сюжета одну работу дети могу исполнить как за одно занятие, так и в течении нескольких последовательных занятий . В данной технике можно создавать цветы, растения, насекомых, рыб, животных. Первые успехи в работе вызовут у детей желание создавать тематические картинки сначала под руководством взрослого, а затем в собственном творчестве, что будет способствовать развитию воображения и фантазии.
Рисование пальцами - замечательный по своим возможностям метод в изобразительной деятельности. Он позволяет детям сделать картину рельефной и за счет этого более выразительной и живой.
Цели занятия: формировать навыки рисования с использованием нетрадиционной техники «рисование пальцами», эмоциональное отношение к действительности, нравственно-эстетическую отзывчивость на прекрасное в жизни, представления об изменениях в природе, происходящих весной; закреплять знания о приметах весны, воспитывать чувство прекрасного в природе через живопись, музыку, поэзию; развивать воображение, фантазию, чувство композиции, творческую активность, художественно-креативные способности, мелкую моторику и координацию движений рук, трудолюбие, аккуратность.
Оборудование для детей: гуашь, кисти №1, плотный лист бумаги формата
А-4, баночки для воды, палитра, салфетки.
Оборудование для учителя: проектор, экран, компьютер, декорации на доску, раздаточный материал.
I.Организационный момент.
Прошла перемена.
Раздался звонок.
Пора поскорее
Начать наш урок.
Вы друг другу улыбнитесь
И тихонечко садитесь.
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
- А задания интересные вы готовы выполнять?
II. Определение темы и целей занятия.
На фоне музыки учитель читает загадку:
СЛАЙД №1
Я распускаю почки
В зеленые листочки.
Деревья поливаю,
Движения полна,
А зовут меня … /Весна/
- Весна – удивительное время года.
- Какие приметы весны вы заметили в природе? СЛАЙД №2,№3
- Весной и день прибавился, и время несется скорым поездом. Едва пригрело солнышко, как на земле появились черные прорехи (как вы понимаете смысл этого слова?) проталинок. Едва с крыш с шумом скатился последний рыхлый снег, как прорезались бурые листочки первой травы. После прилета грачей весна изо дня в день набирает силу. Ширятся проталины, выше и ярче светит солнце. Весна пробуждает не только природу, но и душу человека. Красоту этого времени года воспевают в своих произведениях поэты, музыканты и художники.
В такой чудесный день хочется побыстрее отправиться в лес, полюбоваться пробуждением природы. Давайте прямо сейчас совершим виртуальную экскурсию на одну замечательную полянку. Но для того, чтобы отправиться на экскурсию, нам нужно узнать ее тему. Перед вами ребус. СЛАЙД №4
- Еще не успел стаять снег, а уже поднимают свои яркие цветки к весеннему солнышку первоцветы. После длительной зимы созерцание (как вы понимаете смысл этого слова?) первоцветов в природе вызывает положительные эмоции у людей, а это благоприятно сказывается на их здоровье, работе.
Итак, наша экскурсия будет посвящена встрече с первоцветами. На Руси считали, что первоцветы вырастают там, где ударит первая молния. В скандинавских преданиях первоцвет – это не что иное, как ключик богини весны ФРЕИ, которым она отпирает двери теплу после долгой зимы.
- Какой же первоцвет нас первым встретит на лесной проталинке, вы узнаете, разгадав кроссворд. СЛАЙД №5
(Класс делится на три группы. Каждая группа получает задание. Под музыку П.И Чайковского «Времена года» учащиеся разгадывают кроссворд)
- Какое слово у вас получилось по вертикали? (Подснежник). СЛАЙД №6
Пробивается росток –
Удивительный цветок.
Из-под снега вырастает,
Солнце глянет – расцветает.
- Почему подснежник так назвали? СЛАЙД №7,8
По одной древней легенде, подснежники были первыми цветами на земле. Когда Бог изгнал Адама и Еву из рая. На земле была зима, и шел снег. Ева замерзла и стала плакать. Снежинки пожалели ее и несколько из них превратились в цветы. Ева очень обрадовалась этому. У нее возникла надежда на прощение, а цветы - подснежники - с тех пор стали символом надежды. СЛАЙД №9
- Закройте глаза (под музыку П.И.Чайковского), представьте себе весенний солнечный день. В лесу во всю бурлит жизнь: поют птицы, журчат ручьи, понюхаете запах весны (можно развеять освежитель воздуха с нежным ароматом) … Вот мы и очутились на лесной полянке. (Дети открывают глаза. На открытой доске они видят такой пейзаж: голые деревья, проталины, сквозь которые видны оборванные стебельки подснежников. На дереве сидит синичка с письмом в клювике.)
- Ребята, нас встречает синичка Зинька. А письмо наверное для нас.
«Дорогие ребята! Мы так ждали встречи с вами, но пришли недобрые люди с корзинками и безжалостно оборвали весеннее украшение нашей полянки – подснежники. А мы так хотели, чтобы вы полюбовались этой красотой вместе с нами. Теперь наша полянка безжизненна. Что нам делать? Помогите!
Жители полянки Подснежников.»
- Ребята, а зачем людям понадобилось такое большое количество подснежников? Как вы оцениваете их поступок? СЛАЙД №10
- Запомните правило: Находясь в природе, нельзя срывать растения для букетов. Букеты можно составлять из тех растений, которые выращены человеком.
- Мое предложение, а давайте оживим подснежники с помощью красок. Как нам это сделать, ведь мы с вами
Захватили с собой гуашевые краски, голубые листы бумаги, баночки для воды и кисточки №1. Чего не хватает? (Кисточек №5). Значит научимся рисовать подснежники с помощью указательного пальца.
- Сколько событий нам пришлось пережить! Давайте отдохнем!
III. Физминутка. «Зарядка цветов».
Говорит цветку цветок: / Дети поднимают и
«Подними-ка свой листок. опускают руки./
Выйди на дорожку, / Дети шагают на месте,
Да притопни ножкой. высоко поднимая колени./
Да головкой покачай – / Вращение головой./
Утром солнышко встречай.
Стебель наклони слегка – / Наклоны./
Вот зарядка для цветка.
А теперь росой умойся, / Встряхивание кистями рук./
Отряхни и успокойся.
Наконец готовы все / Дети садятся./
День встречать во всей красе.
IV. Творческая практическая деятельность.
Первый этап. СЛАЙД №11
Положите перед собой вертикально плотный лист голубого цвета. Подумайте, сколько подснежников вы нарисуете. Желательно нечетное количество. Вспомните, куда направлены лепестки подснежника и сколько их у одного цветка. Указательный пальчик смачиваем в воде, макаем его в белила, делаем отпечаток и сразу же протягиваем вверх. Итак три лепестка, которые соединяются вверху. Первый цветок готов. Я нарисую пять подснежников.
Второй этап. СЛАЙД №12
Таким же способом рисуем листики. Найдите зеленый цвет гуаши, можно добавить немного желтого цвета, потому что первая зелень светло-зеленая. Макаем указательный пальчик в полученную смесь. Внизу листики чуть пошире, чем вверху, поэтому начинаем рисовать снизу, делаем отпечаток и протягиваем повыше, можно наклонить влево или вправо.
Третий этап. СЛАЙД №13
С помощью тонкой кисточки №1 сверху вниз рисуем стебельки, подрисовываем острые кончики листиков. «Тычком» соединяем цветок и стебелек.
Четвертый этап. СЛАЙД №14
Проталину рисуем коричневым цветом. Макаем указательный пальчик и близко друг к другу делаем отпечатки внизу рисунка. Получилось рельефное изображение проталины.
- Подснежники готовы!
Динь! Дон! Динь! Дон!
Это что за нежный звон?
Это пролесок – подснежник
Улыбается сквозь сон.
Ю. Мориц
(Под песню «Шел по лесу музыкант» учащиеся готовые работы вывешивают на доску)
- Вот и ожила лесная полянка!
V. Итог занятия.
1. - Посмотрите, у нас получилась полянка полная подснежников! Красота!
- Вам понравилось рисовать подснежники пальчиком?
- Какое у вас настроение? Интересная работа и хороший результат всегда повышают настроение.
- Составьте синквейн к слову ПОДСНЕЖНИК (дети делятся на группы по 4 человека)
подснежник
нежный редкий
пробивается белеет благоухает
Подснежник – первый вестник весны!
первоцвет
подснежник
трепетный беззащитный
растет наклоняется радует
подснежник, ты нам нужен!
цветок
- Прекрасные представители флоры (растительный мир) к сожалению, на земле убывают, и от нас с вами зависит не дать исчезнуть им навсегда. А сохраняя растения, мы сохранимся и сами. СЛАЙД №15
Вот букет!
Он брошен вместе с сором.
Умирают, сжавшись, лепестки.
Это мы срываем без разбора
Нежные, тугие стебельки,
Зачем мы рвали их, не знаю.
Быстро вянет первоцвет,
Вестников весны там больше нет.
Ведь не могут же подснежники сказать:
«ТОЛЬКО ОЧЕНЬ ПРОСИМ: НАС НЕ РВАТЬ!»
Должны мы над цветами наклоняться,
Не для того, чтоб рвать или срезать,
А чтоб увидеть добрые их лица
И наши добрые им лица показать!
2. Рефлексия. Игра «Ручеек»
- Снег растаял и по склонам, где расцвели подснежники, побежал весенний ручеек. Он спешит к своей маме – большой реке. (Дети становятся друг за другом, берутся за руки) Учитель ведет детей за собой, приговаривая: «Бежит ручей, журчит ручей, поет ручей, все быстрей, быстрей, быстрей …» по сигналу «СТОП!» дети останавливаются.
- Понравилась вам экскурсия?
- С каким настроением вы вернулись? Покажите с помощью смайликов.
3. Уборка рабочих мест.
«Цветочный кроссворд»
По горизонтали:
Какое растение называют «золотыми ключиками весны»?
Какое растение называют «цветок-светофор» или «цветок-букетик»? Когда оно распускается, цветки у него розовые. Пройдет немного времени, и они станут малиновыми, а затем фиолетовыми. А увядшие цветки имеют синий цвет. Так как цветки на одном стебле распускаются в разное время, то и получается маленький букетик.
А я цветочек желтенький
С зеленым стебельком
Раскроюсь утром ранним
Закроюсь вечерком.
Растение – символ весны, из фарфоровых чашечек которого образуются красные бусинки.
Зацветает этот весенний цветок очень рано: едва снег успевает исчезнуть. Маленькое растеньице с чудесными сиреневыми цветками, собранными в густую кисть. А у каждого цветочка длинный вырост – хохолок. Радует нас этот хрупкий цветок недолго.
По вертикали:
Первый вылез из землицы.
На проталинке
Он мороза не боится,
Хоть и маленький.
|
|
|