|
«Метод- направленный на достижение идеального результата (триз)»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №12 «Росинка»
Информационное окно для воспитателей
Тема: «Метод- направленный на достижение идеального результата (ТРИЗ)»
Цель: расширить знания о методе - направленном на достижение идеального результата (ТРИЗ)
Подготовила воспитатель: Ивлева Л.Н.
п.г.т. Высокий
Обществу нужны люди интеллектуально смелые, самостоятельные, оригинально мыслящие, творческие, умеющие принимать нестандартные решения и не боящиеся этого.
Дошкольное детство – это тот особый возраст, когда появляется способность к творческому решению проблем, возникающих в той или иной ситуации жизни ребенка (креативность). Умелое использование приемов и методов ТРИЗ (теории решения изобретательских задач) успешно помогает развить у дошкольников изобретательскую смекалку, творческое воображение, диалектическое мышление.
Цели ТРИЗ - не просто развить фантазию детей, а научить их мыслить системно, с пониманием происходящих процессов, дать в руки воспитателям инструмент по конкретному практическому воспитанию у детей качеств творческой личности, способной понимать единство и противоречие окружающего мира, решать свои маленькие
проблемы.
ТРИЗ для дошкольников – это система коллективных игр, занятий, призванная не изменять основную программу, а максимально увеличивать ее эффективность.
“ТРИЗ – это управляемый процесс создания нового, соединяющий в себе точный расчет, логику, интуицию”, так считал основатель теории Г.С.Альтшуллер и его последователи.
Основным средством работы с детьми является педагогический поиск. Педагог не должен давать готовые знания, раскрывать перед ним истину, он должен учить ее находить. Если ребенок задает вопрос, не надо тут же давать готовый ответ. Наоборот, надо спросить его, что он сам об этом думает. Пригласить его к рассуждению. И наводящими вопросами подвести к тому, чтобы ребенок сам нашел ответ. Если же не задает вопроса, тогда педагог должен указать противоречие. Тем самым он ставит ребенка в ситуацию, когда нужно найти ответ, т.е. в какой – то мере повторить исторический путь познания и преобразования предмета или явления.
К числу базисных идей ТРИЗ относятся следующие:
теория - катализатор творческого решения проблемы;
знания - инструмент творческой работы, творческими способностями наделен каждый (изобретать могут все);
творчеству, как и любой деятельности, можно научиться.
Первоначально ТРИЗ была создана для применения в инженерной деятельности, но те закономерности, на которых она основана, позволяют ее использовать и в других областях, в том числе с 1989 гг. - в педагогике.
Ведущие разработчики ТРИЗ-педагогики: Березина В.Г., Гафитулин М.С., Гин А.А., Злотин Б.Л., Зусман А.В., Кавтрев А.Ф., Камин А.Л., Мурашковская И.Н., Мурашковский Ю.С., Нестеренко А.А., Сидорчук Т.А., Тимохов В.И. и др.
Методы ТРИЗ
1. Мозговой штурм
Мозговой штурм предполагает постановку изобретательской задачи и нахождения способов ее решения с помощью перебора ресурсов, выбор идеального решения.
Изобретательские задачи должны быть доступны детям по возрасту. Темами мозгового штурма могут быть такие:
как уберечь продукты от мышей;
как не намокнуть под дождем;
как мышам достать сыр из-под носа кота;
как выгнать лису из зайкиной избушки;
как потушить пожар, если в доме нет воды;
как не дать медведю залезть на теремок и развалить его;
как оставить кусочек лета в зиму.
Напомним правила мозгового штурма:
1) исключение всякой критики;
2) поощрение самых невероятных идей;
3) большое количество ответов, предложений;
4) чужие идеи можно улучшать.
Анализ каждой идеи идет по оценке "хорошо - плохо", т.е. что-то в этом предложении хорошо, но что-то плохо. Из всех решений выбирается оптимальное, позволяющее решить противоречие с минимальными затратами и потерями. Результаты мозгового штурма должны быть непременно отражены в продуктивной деятельности: нарисовать свой кусочек лета в зиму; вылепить продукты, которые стали недоступны мышам и т.д.
Воспитатель должен предложить детям свои оригинальные варианты решения задачи, что позволяет стимулировать их воображение и вызывать интерес и желание к творческой деятельности.
В ходе реализации этого метода развиваются коммуникативные способности детей: умение вести спор, слышать друг друга, высказывать свою точку зрения, не боясь критики, тактично оценивать мнения других и т.п. Данный метод позволяет развивать у детей способность к анализу, стимулирует творческую активность в поиске решения проблемы, дает осознание того, что безвыходных ситуаций в жизни не бывает.
2. Синектика
Это так называемый метод аналогий:
а) личностная аналогия (эмпатия). Предложить ребенку представить самого себя в качестве какого-нибудь предмета или явления в проблемной ситуации. Примерные варианты заданий:
изобрази будильник, который забыли выключить;
покажи походку человека, которому жмут ботинки;
изобрази рассерженного поросенка, встревоженного кота, восторженного кролика;
представь, что ты животное, которое любит музыку, но не умеет говорить, а хочет спеть песню. Прохрюкай "В лесу родилась елочка…", промяукай "Солнечный круг…" и т.д.;
б) прямая аналогия. Основывается на поиске сходных процессов в других областях знаний (вертолет - аналогия стрекозы, подводная лодка - аналогия рыбы и т.д.). Пусть дети находят такие аналогии, делают маленькие открытия в сходстве природных и технических систем;
в) фантастическая аналогия. Решение проблемы, задачи осуществляется, как в волшебной сказке, т.е. игнорируются все существующие законы (нарисуй свою радость - возможные варианты: солнце, цветок; изобрази любовь - это может быть человек, растение) и т.д.
3. Морфологический анализ.
В работе с дошкольниками этот метод очень эффективен для развития творческого воображения, фантазии, преодоления стереотипов. Суть его заключается в комбинировании разных вариантов характеристик определённого объекта при создании нового образа этого объекта.
Обычно для морфологического анализа строят таблицу (две оси) или ящик (более двух осей). В качестве осей берут основные характеристики рассматриваемого объекта и записывают возможные их варианты по каждой оси.
Например, изобретаем новый стул. На одной (вертикальной) оси отложены возможные формы, на другой (горизонтальной) - возможный материал, из которого он может быть сделан(деревянный, железный, стеклянный, пластмассовый)
Затем выбираются различные сочетания элементов разных осей (стеклянный квадратный стул - для принцессы, он красивый, удобный, но может легко разбиться; железный круглый стул - для пианиста, на нем можно легко повернуться, так как он крутится, но тяжело сдвинуть с места и т.д.)
Перебираются все возможные варианты. В продуктивной деятельности дети изображают каждый изобретенный новый стул. Можно предложить детям придумать новую кровать, ковер, игру (в последней по одной оси можно выложить часть тела, с помощью которой можно играть, а по другой - приспособления для игры: мяч, ракетка, скакалка и т.д.).
Приведем пример применения метода с использованием "ящика", т.е. таблицы.
Чтобы создать новый образ какого-либо объекта, нужно выделить как можно большее количество критериев и характеристик этого объекта по каждому из критериев. Как показывает практика, лучше всего начинать работу по методу морфологического анализа со сказочных образов. Например, необходимо создать новый образ Ивана-царевича. Наше воображение рисует нам образ молодого человека, доброго, смелого, сильного, красивого и т.п. Не будем пока отказываться от данного образа. Выделим основные критерии, по которым можно охарактеризовать этот сказочный персонаж: возраст, место жительства, внешний вид, средство передвижения, одежда и т.д. Для удобства можно занести данные характеристики в таблицу
4. Возможные варианты характеристик по выделенным критериям
Возраст
|
Место жительства
|
Средство передвижения
|
Стиль одежды
|
Характер
|
Ребёнок
|
Дворец
|
Конь
|
Спортивный костюм
|
Добрый
|
Подросток
|
Многоэтажный дом
|
Автомобиль
|
Праздничный наряд
|
Вредный
|
Юноша
|
Лес
|
Ролики
|
Строгий костюм
|
Нытик
|
Старик
|
Детский сад
|
Лыжи
|
Шорты и майка
|
Весельчак
|
Чем больше критериев выбрано, тем более подробно будет описан новый образ. В их число можно внести привычки героя, хобби, особенности общения, особенности частей тела, цвет волос, глаз и т.д. Характеристик по каждому из критериев также может быть сколь угодно много.
Произвольно выберем из каждого столбца по одной характеристике и соединим воедино. Могут получиться очень интересные образы. Например, Иван-царевич - вредный подросток, одетый в праздничный наряд, проживающий в детском саду и передвигающийся на лыжах. Или старик-весельчак в спортивном костюме, живущий в лесу и передвигающийся на роликах. Сразу хочется придумать историю о таком герое. Сколько простора для детского воображения!
Аналогично можно работать и с рукотворными предметами: придумать новый фасон платья, марку автомобиля, спроектировать дворец, разработать новую модель часов и т.д.
Затруднения вызывает то обстоятельство, что дошкольники не умеют хорошо читать и им трудно удержать в памяти большое количество характеристик объекта. В этом случае воспитателю необходимо продумать, какими символами он будет обозначать их
Используя морфологическую таблицу, можно, комбинируя героев, места событий и сюжеты знакомых сказок, сочинять новые волшебные истории. При этом необходимо сразу определить, кто будет злым, а кто - добрым героем, с каким злом будут бороться герои, какие силы будут помогать, какие - мешать и т.д.
4. Метод фокальных объектов (МФО).
Суть метода заключается в том, что к определённому объекту "примеряются" свойства и характеристики других, ни чем с ним не связанных объектов. Сочетания свойств оказываются иногда очень неожиданными, но именно это и вызывает интерес.
Цель МФО - установление ассоциативных с различными случайными объектами.
Изначально нужно выбрать объект, с образом которого будем работать. Можно до поры хранить его в тайне от детей. Затем детям предлагается назвать три любых объекта. Хорошо, если один из них будет представителем природного мира, второй - рукотворного, третий - вообще нематериальное понятие. Но это условие необязательно. Затем дети называют как можно больше свойств и качеств названных объектов. Названные свойства и качества приписываются к изначально выбранному объекту, дети объясняют, как это может выглядеть и при каких условиях такое бывает.
Детям предлагаются два-три слова и быстро выделяются свойства каждого из названных предметов или явлений.
Например: стол - метеорит
круглый искрящийся
кухонный горячий
пластмассовый стремительный
Затем дается новое слово, к которому применяются уже названные свойства. Например, машина:
стремительная - быстро едет;
горячая - везет горячий хлеб;
искрящаяся - летающая тарелка;
кухонная - с которой продают готовый завтрак, обед, ужин и т.д.
Придуманные детьми идеи также отражаются в рисовании, лепке, аппликации.
Метод фокальных объектов направлен на развитие у детей творческого воображения, фантазии, формирование умения находить причинно-следственные связи между разными объектами окружающего мира, на первый взгляд, ничем не связанные друг с другом.
5. Да-нет-ка
Этот метод дает возможность научить детей находить существенный признак в предмете, классифицировать предметы и явления по общим признакам, слушать и слышать ответы других, строить на их основе свои вопросы, точно формулировать свои мысли.
Правила игры: загадывается объект животного или рукотворного мира, дети задают вопросы об этом объекте. На вопросы можно отвечать только "да" или "нет". Воспитатель обращает внимание детей на то, что первые вопросы должны быть наиболее общие, объединяющие сразу несколько признаков. Как правило, первый вопрос: - это живое? В зависимости от ответа перебираются общие категории предметов и явлений. Например, если загаданный объект из живого мира, то следующие вопросы должны отражать категории живого мира: это человек? Это животное? Это птица? Это рыба? и т.п. Когда общая категория установлена, задаются более конкретные вопросы о составляющих характеристиках этой категории. Например, если выбранный объект является животным, то спросить можно домашнее ли это животное? Хищное? Травоядное? и т.д. Далее следуют вопросы, основанные на догадках, до тех пор, пока объект не будет угадан.
6. Метод Робинзона
Формирует умение находить применение казалось бы совсем ненужному предмету. Может проводиться в виде игры "Аукцион" в старшей группе и подготовительном классе. Воспитатель предлагает детям предмет (например, фантик от жвачки, колпачок от ручки и др.) и просит придумать ему как можно больше применений. Предмет "продается" тому, кто сделал последнее предложение.
Следующий вариант использования этого метода: воспитатель предлагает детям представить себя на пустынном острове, где есть только… (возможные варианты: скакалки, битые лампочки, жвачки, пустые консервные банки и т.д.). Необходимо выжить на этом острове, используя только этот предмет. (Представьте, что на острове есть только много жвачек. Как, используя только их, выжить в течение многих лет? Ведь нужно и жилье, и одежда, и пища.) Дети придумывают варианты одежды из оберток и фантиков, строят дома из жвачек и т.д.
7. Типовое фантазирование
Этот метод хорошо использовать при обучении детей творческому рассказыванию. Придумывать, фантазировать можно не вслепую, а с использованием конкретных приемов
а) уменьшение - увеличение объекта (выросла репка маленькая-премаленькая. Продолжи сказку);
б) наоборот (добрый Волк и злая Красная Шапочка);в) дробление - объединение (придумывание новой игрушки из частей старых игрушек или невероятного живого, отдельные части которого представляют собой части других животных);
г) оператор времени (замедление - ускорение времени: нарисуй себя через много лет, нарисуй своего будущего ребенка или какой была твоя мама в детстве);
д) динамика - статика (оживление неживых объектов и наоборот: Буратино - живое дерево; Снегурочка - живой снег; Колобок - живое тесто и т.д.). Дети сами могут выбрать объект, а затем оживить его, придумать название.
Этапы работы по использованию элементов ТРИЗ в воспитательно- образовательном процессе дошкольного учреждения
Работа по системе ТРИЗ с детьми дошкольного возраста должна осуществляться постепенно.
Для решения тризовских задач можно выделить следующие этапы работы:
Цель первого этапа - научить ребенка находить и различать противоречия, которые окружают его повсюду. Что общее между цветком и деревом? Что общее между плакатом и дверью? и др.
Цель второго этапа - учить детей фантазировать, изобретать. Например, предложено придумать новый стул, удобный и красивый. Как выжить на необитаемом острове, где есть только коробки со жвачками?
Содержание третьего этапа - решение сказочных задач и придумывание разных сказок с помощью специальных методов ТРИЗ. Например, "Вас поймала баба-яга и хочет съесть. Что делать?"
На четвертом этапе ребенок применяет полученные знания и, используя нестандартные, оригинальные решения проблем, учится находить выход из любой сложной ситуации.
Практическая работа
ПРОТИВОРЕЧИЯ.
Начало мысли, начало интеллекта там, где ребенок видит противоречие, “тайну двойного”. Воспитатель должен всегда побуждать ребенка находить противоречия в том или ином явлении и разрешать. Разрешение противоречий – это важный этап мыслительной деятельности ребенка.
1 Игра «Много - мало»
Цель этой игры формировать понимание относительности количества.
Воспитатель называет различные ситуации, дети ( а сейчас вы, педагоги) соответственно реагируют. Если много – руки развести широко в стороны, мало – ладони сблизить, достаточно – рука на руку (вначале отработать жесты).
Примеры ситуаций (нужно обязательно указывать условия)
Одно ведро воды для муравья?
Одно ведро воды для слона?
Одно солнце в небе?
Один дом для всех людей?
Одна нога у человека?
Одна ножка у гриба? и др.
2. Игра «Хорошо – плохо»
В этой игре мы учим детей выделять в предметах и объектах окружающего мира положительные и отрицательные стороны.
1 вариант:
В: Съесть конфету - хорошо. Почему?
Д: Потому, что она сладкая.
В: Съесть конфету - плохо. Почему?
Д: Могут заболеть зубы.
То есть вопросы задаются по принципу: "что-то хорошо - почему?", "что-то плохо - почему?".
2 вариант:
В: Съесть конфету - хорошо. Почему?
Д: Потому, что она сладкая.
В: Сладкая конфета - это плохо. Почему?
Д: Могут заболеть зубы.
В: Зубы заболят - это хорошо. Почему?
Д: Вовремя обратишься к врачу. А вдруг бы у тебя болели бы зубы, а ты не заметил.
То есть вопросы идут по цепочке.
3. Игра «Разбежались»
Игра помогает систематизировать навык классификации по внешним признакам.
Воспитатель, называет какой – либо признак, который четко позволяет разделиться на две группы и показывает руками, в какие стороны разбегаются дети.
Например: мальчик направо, девочки налево;
одежда с карманами – без карманов,
длинные рукава – у кого не длинные,
кого в детский сад привел папа - кого не папа…
Не рекомендуется называть ситуации, требующие сравнений (высокие – низкие), предполагающие вариативность ответов (кто любит конфеты – кто нет, а если шоколадные любит, а леденцы нет).
Занятия с элементами ТРИЗ и РТВ.
Одной из самых распространённых форм обучения в д/саду является НОД. Эта форма привычна и удобна тем, что охватывает целую группу детей. Однако нельзя не согласиться, что традиционные подходы к организации НОД не всегда бывают интересными и увлекательными, но их можно сделать интересными, если придать им принципиально новый вид. Дети скучают на НОД в том случае, когда их вынуждают к пассивности (сиди и слушай) или когда в предлагаемом материале нет новизны (это я уже слышал). Поэтому основной задачей, которую ставит перед собой педагог, является не сообщение новых знаний, а обучение способам самостоятельного добывания информации, что возможно и через поисковую деятельность, и через грамотно организованное коллективное рассуждение, и через игры и тренинги. Одним из средства, обеспечивающих не только качественный, но и увлекательный процесс обучения, является система творческих заданий на основе методов ТРИЗ – и РТВ-технологий.
НОД будут интересней, если построить по следующим правилам.
Минимум сообщения информации, максимум рассуждений.
Оптимальная форма организации обсуждения проблемных ситуаций – мозговой штурм.
Системный подход (всё в мире взаимосвязано, и любое явление должно рассматриваться в развитии).
Включение в процесс познания всех доступных для ребёнка мыслительных операций и средств восприятия (анализаторов, причинно-следственных выводов и заключений, сделанных самостоятельно, предметно-схематичной наглядности и т. д.)
Обязательная активация творческого воображения.
В процессе проектирования НОД с дошкольниками рекомендуется придерживаться следующей последовательности:
а) выбор темы НОД на основе «Рабочей программы»;
б) определение вида НОД (выбор определённой методики или комплексный вариант). Заметим, что комплексный подход – та форма работы, которая обеспечивает наибольшую активность детей и свободу их выбора. Кроме того, в продуктивной деятельности, без которой комплексное НОД не обходится, происходит закрепление материала и рефлексия;
в) формулировка программного содержания;
г) выбор разнообразных инструментов обучения;
д) составление конспекта.
Существуют различные подходы к построению НОД с использованием ТРИЗ РТВ-технологий: построение НОД на основе одной алгоритмической цепочке (в этом случае на НОД основным содержанием является решение творческой задачи) или использование на традиционном содержании отдельных инструментов. Первый вариант более технологичен, второй – доступнее начинающему практику.
Перечень приёмов, игр и тренингов для использования в индивидуальной работе с дошкольниками на протяжении дня.
(Утренний приём, время прогулки, перерывы между основными режимными моментами, вечер).
Использование методов активации творческого мышления с целью развития речи:
Сочинение сказок по методу каталога (для всех возрастных групп).
Проведение игр и тренингов речевого характера по усвоению понятий о свойствах и структуре систем.
Проведение игр и тренингов по усвоению сущности диалектических законов.
Словесное описание фантастических образов, созданных на основе МФО.
Словесное преобразование объекта материального мира с помощью типовых приёмов фантазирования.
Тренинги с маленькими подгруппами детей по обучению решения задач на сужение поля поиска.
2. Использование методов активации творческого мышления, игр и тренингов с элементами изобразительной деятельности в индивидуальной работе с детьми дошкольного возраста:
Кляксография,
Ниткография,
Пальцеграфия,
Рисование штампами и шаблонами,
По каждому рисунку провести беседу с детьми: что нарисовано, на что похоже,
Создание коллажей,
Рисование фантастических героев с использованием метода морфоанализа. (В мл. гр. Дети помогают придумать. Воспитатель рисует. Дети помогают раскрасить. В старшем возрасте дети сами рисуют или схематизируют).
Проведение игр и тренингов с элементами рисования:
«Спаси букву от буквоеда» (дорисовка букв и цифр до сюжетного изображения).
«Фоторобот» - создание образа фантастического героя из комбинации частей других героев (для средней и старшей групп).
«Чей след» - ассоциативные цепочки на основе случайных изображений.
«Каляка» - дорисовка линии или фигуры с последующим рассказыванием по содержанию.
Ситуативные задачи по сюжетам сказок.
Некто пострадал из-за собственной щедрости. («Заюшкина избушка» р.н.с.)
Он много хвалился - за что и поплатился. («Колобок») р.н.с.
Он к ней пришёл, обманул и ушёл. («Каша из топора») р.н.с.
Он пострадал от её безответственности. («Гуси-лебеди» р.н.с.
Они вернули то, чего некто не смог удержать. («Из рога всего много») белорусская н. с.
Он был суров и справедлив, она – добра и беззащитна, поэтому он её наградил. («Морозко») р.н.с.
Он её освободил, потому что полюбил. («Царевна-лягушка» р.н.с.
Полюбив, она сделала невозможное. (А.Аксаков «Аленький цветочек»).
Она молчала, потому что любила. (Г.Х.Андерсен «Дикие лебеди»)
Он её потерял, потому что она торопилась, но именно поэтому он её и нашёл. (Ш. Перро «Золушка»).
Она была слишком доверчивой, поэтому произошло несчастье.(Ш.Перро «Красная шапочка»).
Некто по земле ходил и с природой говорил. («Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» А.С.Пушкин).
Они ушли, она пришла. Они пришли её нашли. («Три медведя»).
Он был добрым, поэтому имел много друзей. (Э. Успенский «Крокодил Гена и его друзья»).
Занятия по РТВ с элементами ТРИЗ в изодеятельности.
Принцип проведения занятия - от простого к сложному. Но, при проведении этих занятий, необходимо выполнять следующие правила:
Ребёнок должен иметь возможность самостоятельно выбрать материал: цветные и простые карандаши, гуашь, цветные мелки, пластилин, глину, восковые свечи, камешки, ракушки, клей, бросовый материал и т. д. Ребёнка необходимо научить различной технике изображения на обучающих занятиях, учить применять каждый вид изображения.
1.Рисовать можно не только кистью, карандашом, а поролоном, ватой, тканью. Хорошо использовать «пальцевую живопись» - краска наносится пальцами, ладошкой.
2.Использовать монотипию – краска наносится на целлофан или кусочек бумаги, или кусочек стекла, а уже потом этот кусочек прикладывается к бумаге.
3.Рисунок наносится свечой, получается «волшебный рисунок»
4. Рисовать можно по мокрой бумаге – сначала лист смачивается водой, а потом кистью или пальцами наносится рисунок.
5. Можно использовать щётки различного размера. Ими можно рисовать или разбрызгивать краску.
6. Применяется коллаж – сочетание аппликации и рисования.
7. Интересна объёмная аппликация постепенно переходящая в конструирование. Наклеивать можно картонные коробочки, бумагу, сжатую в комок, кусочки фанеры, дерева.
8. «Кляксография» - капнуть кляксу на лист бумаги, определить на что похоже и дорисовать недостающие детали. Разновидность – нанести кляксу, потом приподнимая и наклоняя лист бумаги, растекающейся краской создать изображение.
9. «Точечный рисунок» - весь рисунок состоит из отдельных точек – наносится кончиком кисти, пальцами. Точки могут быть разного размера.
10. Наносится любой жирный слой – свечой, просто ладошкой, мылом и др. А сверху уже наносится краска. Рисунок получается как бы ощетинившийся, пушистый.
Ознакомление с обувью.
Цель. Расширять знания детей об обуви, упражнять в образовании прилагательных от существительных, закреплять умение различать цифры, учить выявлять и разрешать противоречия.
Развивать творческое воображение.
Воспитывать взаимоуважение, терпеливо выслушивать ответы товарищей.
Методические приёмы.
1.Назвать обувь (по памяти).
-Для чего нужна обувь? Из чего обычно шьют обувь? Почему шьют из кожи? А из чего ещё можно изготовить обувь? Какая бывает детская обувь? Да, из ниток можно связать тапочки. Из ткани сшить туфельки для балерины – пуанты. Обувь из резины – сапоги, туфли. Из металла – у рыцарей. Из дерева – сабо, гета. Из стекла – хрустальные туфельки Золушки. Из бумаги для карнавала, из лыка – лапти.
- Обувь из дерева? (деревянная), из резины? (резиновая), из бумаги? (бумажная), из железа? (железная) и т. д.
2. Игра с детской туфелькой. – Мама купила сыну новые туфельки. Он решил с ними поиграть. Чем будет туфелька? (Машиной, лодкой, коробкой т. д.)
3. Посмотреть картинки, посчитать, где сколько обуви и поставить рядом соответствующую цифру. Посчитать сколько ботинок не хватает, чтобы везде были пары.
4. Игра «Хорошо - плохо». (Рассматриваем туфли, которые носит воспитатель).
Физкультминутка: походить как в туфлях, в больших ботинках.
5. Папа, мама и сын пошли в лес по ягоды. На обратном пути сын провалился в лужу. Ботинки и носки сильно промокли. Как быть?
Примечание: надо идти домой, потому что ягод уже набрали. Невозможно идти домой, потому что ботинки промокли. (Варианты решения предлагают дети).
6. Используя метод фокальных объектов, придумать необыкновенные туфли.
Слова: птица - поющая, летающая.
Цветы – разноцветные, ароматные.
7. Нарисовать эту необыкновенную обувь.
Использование ТРИЗ и РТВ технологий в других видах деятельности.
Придумывание сказки по предложенному началу.
Составить сказку на свободно выбранную тему.
Учить представлять событие в последовательности его развития, устанавливать зависимость между отдельными событиями.
Учить «входить» в изображаемые обстоятельства.
Учить использовать соответствующие выразительно-изобразительные средства для воплощения образов.
Наделять героев действиями (свойствами) фантастического характера.
Изменять заимствованные из сказок ситуации.
Наделять известные сказочные персонажи качествами, которые им не присущи (добрая Баба Яга, щедрая Лиса).
За счёт использования новых приёмов преобразований создавать новый образ.
Учить детей не только изменять, но и преобразовывать, комбинировать прежние знания в новые сочетания и создавать на этой основе относительно новые (для ребёнка) образы и образные ситуации.
Учить применять новые способы преобразования впечатлений – наделение людей действиями фантастического характера, заимствование из сказок отдельных фрагментов с незначительными их преобразованиями.
Учит воспринимать образ средствами музыки, художественного слова, изобразительной деятельности.
Развивать умение наблюдать, анализировать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений, обобщать их и выявлять противоречивые свойства.
Развивать умение ограничивать свои желания, преодолевать препятствия, стоящие на пути к достижению цели.
Воспитывать любовь и интерес к музыке, живописи, литературе путём анализа сказок, рисунков, песен.
-
Учить использовать схему талантливого мышления и игру «Хорошо - плохо» для сравнения признаков предметов, явлений, составлять модели, рисунки.
Игры и тренинги на формирование у детей системного мышления.
Функциональное назначение объектов.
Цель: научить детей определять назначение предметов, видеть возможности их использования в окружающем мире.
«Метель»
Дети кружатся по комнате, изображая снегопад, со словами:
Закружила метель, словно чудо карусель,
Все дорожки замела. Нам в подарок принесла…
И воспитатель называет любой объект. Все на последнем слове замирают на месте. Тот, кого укажет педагог, должен изобразить данный объект в действии.
«Повторяка»
Дети выбирают себе образы или получают их от ведущего. Затем ведущий называет свой образ и свойственную ему функцию, а остальные дети «примеряют» эту функцию на себя:
Я – лягушка. Я умею прыгать.
Я – машинка. Я тоже прыгаю, когда еду по кочкам.
Я – карандаш, я тоже прыгаю, когда рисую точечки. И т.д.
Основная сложность данного тренинга в том, что необходимо найти условия проявления данной несвойственной функции.
«Я еду в деревню».
Для игры понадобится набор предметных картинок, которые складываются стопкой изображениями вниз. Ребёнок объявляет: «Я еду в деревню и беру с собой…» и вытаскивает из стопки любую картинку. Далее он должен объяснить, зачем ему данный объект в деревне. В игре участвуют 3-4 ребёнка. Конечный пункт путешествия периодически меняется: в деревню, в гости к обезьянкам, на северный полюс, на море отдыхать и т.д.
«Неумейка»
Ведущий начинает игру, называет предмет и несвойственную ему функцию. Следующий ребёнок называет тот объект, который данную функцию выполняет, а затем называет новую, несвойственную уже второму объекту функцию. Например: «Я воробей, я не умею танцевать». «А я балерина, я умею танцевать, но не умею перевозить грузы» и т.д.
«Салат из сказок».
Предлагается детям соединить знакомые персонажи из разных сказок в одну и придумать свою – новую сказку. Приключения героев переплетаются, и получается новая сказка.
Выбор героев может быть произвольным. Дети выбирают героев по ходу сочинения сказки, перемещаясь по осям таблицы как по лесенке. 2-й вариант: изменить место действия знакомой сказки. Мороз Иванович попал в лето и т. д.; Золушка живёт в наши дни, в д/саду и т.д.
«Сказка – калька»
С детьми составляется модель сказки и по этой модели сочиняется новая сказка, с различными степенями узнаваемости или полностью измененная.
Используя буквенное обозначение, цветовое или геометрическое обозначение. По составленной модели сочиняется своя совершенно новая сказка, герои которой могут быть самые разнообразные.
«Сказка – наизнанку».
Игра состоит в «перевирании» сказки или в выворачивании «наизнанку» сказочной темы. Эта игра аналогична игре «наоборот».
Вспомнить с детьми хорошо знакомую сказку и предложить поменять характер её героев. Положительный характер на отрицательный и наоборот.
Например: «Красная шапочка злая, а волк добрый», «Золушка – непослушная девчонка, а мачеха – добрая», «Колобок предлагает всех съесть и съедает всех по очереди».
«Разновидность фантастического бинома» или «метод картинок».
1 вариант.
Игра состоит в том, что детям даются слова из одной сказки и одно слово из другой сказки, на основе которых они должны придумать какую-нибудь историю. Или предлагаются картинки из одной сказки и одна карточка с изображением героя из другой сказки.
2 вариант.
Раздаются пронумерованные карточки. Дети должны разложить по порядку карточки и придумать свою сказку.
«Перевирание сказки».
Работа со сказкой на уровне подсистемы, последовательно изменяя один из подсистемных элементов.
Например: «Жили – была девочка, звали её Желтая шапочка».
Дети: «Не жёлтая, а Красная!».
Взрослый: «Ах, да, Красная! Так назвал её папа и назвал…»
Дети: «Не папа, а мама!»
1 вариант: после того, как дети Вас исправили, продолжаете рассказывать немного текста реальной сказки, а потом снова меняется, но линию настоящей сказки ведём до конца.
2 вариант: изменяя сказку в самом начале, ведёте её за детьми, совершенно меняя сюжет настоящей сказки, включая в действие новые персонажи.
«Что было потом».
Дети очень любят продолжение сказки, с неохотой расстаются с полюбившимися героями. Можно в конце сказки предложить детям подумать «А что было потом?» или, оттолкнувшись от самого интересного места или вопроса, предложить детям подумать «А что было потом?»
НАПРИМЕР: «а что стало с туфелькой Золушки после её замужества?»
«Сочиняем сказки по опорным схемам»
Детям даются карточки с разными схематическими изображениями. Дети, пользуясь ими, могут сочинять рассказ или сказку. Схемы могут быть разными.
«Сочинение сказок с предметами – заместителями».
Детям предлагается придумать с помощью разных предметов – заместителей (палочки, кружочки, фигурки, человечки) разные сказки, предварительно разложив эти заместители по порядку на фланелеграфе. Фигурки можно менять местами и получится другая сказка.
Лжезагадки.
Кто быстрее плавает – утёнок или цыплёнок?
Кто быстрее долетит до цветка – бабочка или гусеница?
На одном берегу цыплята, на другом утята. Посередине островок. Кто быстрее доплывёт до острова?
Над лесом летели три рыбки. Две приземлились. Сколько улетело?
Летели два крокодила – один красный, другой – синий. Кто скорее долетит?
У мамы есть кот Пушок, дочка Даша и собачка Шарик. Сколько детей у мамы?
Что едят крокодилы на северном полюсе?
Что является второй подушкой для щеки?
Кто громче замычит: петух или корова?
Шёл зимой солдат лесом, полем. Вдруг река. Как перейти реку?
От чего крокодил зелёный? (от носа до хвоста).
Как лучше сорвать арбуз с дерева?
Весной с юга кто раньше прилетает: ласточки или воробьи?
Когда собака бывает в конуре без головы?
Сколько вёдер соберут две бабочки, если у них по одному ведру?
Что будет с мухой, если она налетит на сосульку?
Упали два горшка – железный и глиняный. Каких осколков будет больше?
На столе лежало 4 яблока. Одно из них разрезали. Сколько стало яблок?
В результате занятий с применением технологии ТРИЗ у детей снимается чувство скованности, преодолевается застенчивость, развивается воображение, речевая и общая инициатива, повышается уровень познавательных способностей, что помогает детям освободиться от инерции мышления. С появлением ТРИЗ стало возможным массовое обучение технологии творчества. В процессе овладения инструментами теории не только приобретаются навыки решения творческих задач, но и начинают формироваться черты творческой личности. Дошкольный возраст уникален, ибо как сформируется ребенок, такова будет его жизнь, именно поэтому важно не упускать этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка.
Методику ТРИЗ можно назвать школой творческой личности, поскольку её девиз - творчество во всем: в постановке вопроса, в приёмах его решения, в подаче материала
Учиться должно быть интересно. Сегодня это утверждение не требует доказательств. Главным условием развития личности ребенка является наличие привлекательных видов детской деятельности, предоставление ребенку возможности самостоятельно проявить инициативу, творчество. Одним из средств, обеспечивающих не только качественный, но и увлекательный процесс обучения, бесспорно, является система творческих заданий на основе методов и приемов ТРИЗ.
Список использованных источников
1. Белоусова Л.Е. Веселые встречи. СПб.: Детство-Пресс, 2009
2. Белоусова Л.Е. Удивительные истории. СПб.: Детство-Пресс, 2003
3. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте - М.: Просвещение, 1991.
4. Гин С.И. Мир фантазии. Часть 1 и 2. Гомель, 1995
5. Гин С.И. Занятия по ТРИЗ в детском саду. Мн., 2008
6. Дыбина О.В. Что было до. М.: Творческий центр СФЕРА, 2004
7. Жихар О.П. ОТСМ - ТРИЗ в дошкольном образовании Мозырь, 2006
8. Корзун А.В. Веселая дидактика. Элементы ТРИЗ и РТВ в работе с дошкольниками. Мн, 2010
9. Корзун А.В., Кишко С.В. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста средствами ТРИЗ-педагогики. Мозырь, 2003
10. Корзун А.В. Цели, задачи и содержание ТРИЗ-педагогики. Решение проблем многоуровневого образования средствами ТРИЗ-педагогики. Саратов, 2008
11. Лелюх С.В., Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н. Развитие творческого мышления, воображения и речи дошкольников. Ульяновск, 2003
12. Прохорова Л.Н. Путешествие по Фанталии. СПб.: Детство-Пресс, 2003
13. Сидорчук Т.А. Технология обучения дошкольников умению решать творческие задачи. Ульяновск, 2006
14. Сидорчук Т.А., Кузнецова А.Б. Обучение дошкольников творческому рассказыванию по картине. Ульяновск, 2007
|
|
|
|
|