|
Методическая разработка Программа кружковой работы Во второй младшей группе «Волшебные ладошки»
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение – детский сад №3 «Радуга» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному развитию детей закрытого административно-территориального образования поселок Солнечный Красноярского края
Методическая разработка
Программа кружковой работы
Во второй младшей группе
«Волшебные ладошки»
Воспитатель: Степанова Анастасия Анатольевна
2015 -2016 г.
Содержание
Пояснительная записка--------------------------------------------------------------3
1.1 Актуальность----------------------------------------------------------------------3
Цель---------------------------------------------------------------------------------4
Задачи-------------------------------------------------------------------------------4
Техники нетрадиционного рисования----------------------------------------4
Продолжительность реализации программы--------------------------------5
Ожидаемый результат-------------------------------------------------------------5
Тематическое планирование-------------------------------------------------------------8
Список литературы-----------------------------------------------------------------------17
Пояснительная записка
“Истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок”.
В.А.Сухомлинский
С самого раннего возраста дети пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своем изобразительном творчестве. Иногда им не нужны краски, кисточки и карандаши. Они рисуют пальчиками, ладошками на запотевшем стекле, палочкой на песке, иногда маминой помадой или зубной пастой на стекле, водой разлитой на столе. А со временем изыскивают новые приемы отражения окружающей действительности в собственном художественном творчестве. Поэтому эту работу можно сделать целенаправленной и познакомить детей с имеющими место в изобразительном искусстве нетрадиционными техниками.
Актуальность кружковой программы «Волшебные ладошки» заключается в том, что в процессе ее реализации раскрываются и развиваются индивидуальные художественные способности, которые в той или иной мере свойственны всем детям.
Работая в этом направлении, можно убедиться в том, что рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции.
Результат обычно очень эффективный (сюрпризность!) и почти не зависит от умелости и способностей. Нетрадиционные способы изображения достаточно просты по технологии и напоминают игру. Какому ребенку будет неинтересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге печатки и получать забавный рисунок?
Нетрадиционные техники – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности.
Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания.
Цель: развитие творческих способностей младших дошкольников.
Задачи:
Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой.
Развивать цветовосприятие, чувство ритма и композиции, наблюдательность, внимание, мышление, память, мелкую моторику, речь.
Воспитывать интерес к природе и отображению ярких впечатлений (представлений) в рисунке.
Вызывать у детей желание помочь кому-либо.
В ходе реализации кружковой программы «Волшебные ладошки» дети знакомятся с основными техниками нетрадиционного рисования:
Рисования пальчиками и ватными палочками – это самый простой способ получения изображения. Малыш опускает в гуашь пальчик или ватную палочку и наносит точки, пятнышки на бумаге. Работу начинаю с одного цвета: даю возможность попробовать разные движения, оставить разные отпечатки.
Я стараюсь показать много разных приемов рисования пальчиками: просто ставить следы-отпечатки, сравнивать отпечатки от разных пальчиков (например, сделать мизинчиком следы маленького зайчика или мышки и большим пальцем изобразить следы медведя), проводить пальчиком, ватной палочкой линию (ручеек или дождик).
Рисование ладошкой - детям очень нравится этот способ рисования. Обмакиваю ладонь ребенка в краску и ставлю ей отпечаток на бумаге.
Рисование пробками и печатками из картошки. Эта техника позволяет многократно изображать один и тот же предмет, составляя из его отпечатков самые разные композиции, украшая ими салфетки, платки и т.д.
Ребенок прижимает печатку к подушечке с краской и наносит оттиск на лист бумаги. Для получения другого цвета меняется и мисочка и печатка.
Рисование тычком жесткой полусухой кистью. Ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускаем. Можно заполнить весь лист, контур или шаблон. Эту технику я использую, если надо нарисовать что-нибудь пушистое или колючее. Например, темы: «Мои любимые домашние животные», «Елочка пушистая, нарядная», «Веселый снеговик», «Ежик».
Оттиск поролоном. Этот вид техники очень подходит при изображении животных, так как передает фактурность пушистой поверхности объекта, а также для выполнения цветных фонов в разных композициях. Поролоном можно как размазывать краску по бумаге, так и примакивать по поверхности листа.
Программа составлена на возрастную группу 3-4 лет, в количестве 10 человек и рассчитана на год обучения.
Периодичность занятий – один раз в неделю во вторую половину дня. Длительность занятий: вторая младшая группа -10-15 минут. Занятия кружка начинаются с сентября и заканчиваются в мае.
Форма организации детей на занятии: групповая.
Ожидаемый результат:
самостоятельно использовать нетрадиционные материалы и инструменты, владеть навыками нетрадиционной техники рисования и применять их;
самостоятельно передавать композицию, используя технику нетрадиционного рисования;
выражать свое отношение к окружающему миру через рисунок;
давать мотивированную оценку результатам своей деятельности;
проявлять интерес к изобразительной деятельности друг друга.
В Программе разработан механизм диагностики качества
образовательного процесса, который позволяет отследить уровень освоения
воспитанниками теоретической и практической части Программы, динамику
роста умений и навыков. С этой целью используются адаптированная
диагностическая методика Волегова Н.Р. (Методическая разработка
нетрадиционной техники изобразительной деятельности как способ развития детей дошкольного возраста)
Уровни развития художественных способностей детей дошкольного
возраста
Разделы
|
Уровни развития
|
Низкий
|
Средний
|
Высокий
|
Техника работы
с материалами
|
Ребенок не знаком
с
нетрадиционными
техниками
рисования
|
Дети знакомы с
необходимыми
навыками
нетрадиционной
техники
рисования и
умеют
использовать
нетрадиционные
материалы и
инструменты, но
им нужна
незначительная
помощь.
|
Самостоятельно
используют
нетрадиционные
материалы и
инструменты.
Владеют
навыками
нетрадиционной
техники
рисования и
применяют их.
Оперируют
предметными
терминами.
|
Предметное и
сюжетное
изображение
|
Ребенок не
передает
характерные
признаки объектов
и явлений, не
пользуется
средствами
выразительности
|
Передает общие,
типичные,
характерные
признаки
объектов и
явлений.
Пользуются
средствами
выразительности.
Обладает
наглядно-образным
мышлением. При
использовании
навыков
нетрадиционной
техники
рисования
результат
получается
недостаточно
качественным
|
Умеет передавать
несложный
сюжет, объединяя
в рисунке
несколько
предметов,
располагая их на
листе в
соответствии с
содержание
сюжета. Умело
передает
расположение
частей при
рисовании
сложных
предметов и
соотносит их по
величине.
|
Диагностика проводится два раза в год: в начале учебного года
(первичная – сентябрь) и в конце учебного года (итоговая – май). Результаты
обследования заносятся в разработанную таблицу-матрицу.
-
Ф.И.ребенка
|
Техника работы
с материалами
|
Предметное и сюжетное
изображение
|
|
сентябрь
|
май
|
сентябрь
|
май
|
|
|
|
|
|
В диагностической таблице используется следующее обозначение:
высокий уровень - В, средний - С, низкий - Н.
На основе полученных данных делаются выводы, строится стратегия
работы, выявляются сильные и слабые стороны, разрабатываются технология
достижения ожидаемого результата, формы и способы устранения
недостатков.
Тематическое планирование
Сентябрь
№ п/п
|
Тема организованной образовательной деятельности
|
Техника
|
Оборудование
|
1.
|
«Мой любимый дождик»
|
Рисование пальчиками
|
- листы светло-серого цвета с наклеенными тучками разной величины;
- синяя гуашь в мисочках,
- салфетки,
- зонтик для игры;
- магнитофон.
|
2.
|
«Рябинка»
|
Рисование ватными палочками
|
- гуашь красного цвета в баночках;
- незавершенные композиции «Ягодки на веточках», подготовленные заранее воспитателем;
- игрушка – птичка.
|
3.
|
«Осенние листочки»
|
Рисование ватными палочками
|
- силуэты березы;
- гуашь желтого цвета;
- салфетки.
|
4.
|
«Мухомор»
|
Рисование пальчиками
|
- вырезанные из белой бумаги мухоморы с раскрашенной в красный цвет шляпкой;
- гуашь белого цвета;
- чашечки;
- салфетки;
- иллюстрации мухоморов.
|
Октябрь
№ п/п
|
Тема занятия
|
Техника
|
Оборудование
|
1.
|
«Ласковый котенок»
|
Рисование поролоном
|
- листы бумаги с нарисованным силуэтом котенка;
- игрушка котенок;
- гуашь белого, черного, оранжевого цвета в чашечках;
- салфетки;
|
2.
|
«Вышла курочка гулять свежей травки пощипать»
|
Рисование поролоном
|
- силуэты курочек;
- гуашь желтого цвета.
|
3.
|
«Яблочные компоты в баночках»
|
Оттиск печатками из картофеля
|
- вырезанные из бумаги силуэты банок разного размера;
- гуашь красного и желтого цвета в чашечках;
- салфетки;
- банки с вареньем;
- чайные ложки.
|
4.
|
«Ёжик»
|
Рисование жёсткой полусухой кистью
|
- силуэты ежиков;
- гуашь коричневого цвета.
|
Ноябрь
№ п/п
|
Тема занятия
|
Техника
|
Оборудование
|
1.
|
«Путешествие по Дубне на автобусе»
|
Оттиск картофеля
|
- заготовки автобуса без колес;
- гуашь синего и зеленого цвета.
|
2.
|
«Звездочки на небе»
|
Рисование пальчиками
|
- листы бумаги темно-синего цвета с аппликацией - крыши домов;
- гуашь желтого цвета в чашечках;
- салфетки;
- иллюстрации с ночным звездным небом;
|
3.
|
«Наряды для наших кукол»
|
Рисование ватными палочками
|
- вырезанные из бумаги силуэты платьев;
- куклы;
- гуашь разноцветная в чашечках;
- салфетки;
|
4.
|
«Воздушные шарики»
|
Оттиск печатками картофеля
|
- листы бумаги с изображением клоуна;
- гуашь красного, желтого, зеленого, синего цвета.
|
Декабрь
№ п/п
|
Тема занятия
|
Техника
|
Оборудование
|
1.
|
«Снегопад»
|
Рисование ватными палочками
|
- листы светло-голубого цвета;
- белая гуашь в плошках,
- салфетки.
|
2.
|
«Пушистая
ёлочка»
|
Рисование жесткой полусухой кистью
|
- силуэты елочек;
- зеленая гуашь в плошке,
- салфетки,
- магнитофон
|
3.
|
«Ёлочные шары»
|
Рисование пробками
|
- гуашь красного, желтого, синего цвета;
-магнитофон.
|
4.
|
«Шапка Деда Мороза»
|
Рисование пальчиками
|
- заготовки Деда Мороза;
-гуашь синего и красного цвета;
- магнитофон.
|
Январь
№ п/п
|
Тема занятия
|
Техника
|
Оборудование
|
1.
|
«Зайка»
|
Рисование жесткой полусухой кистью
|
- листы бумаги голубого цвета с нарисованным силуэтом зайчика;
- гуашь белого цвета;
- чашечки;
- салфетки;
- магнитофон.
|
2.
|
«Рукавички для мамы»
|
Рисование пальчиками (кружочки и полоски)
|
- заготовки рукавичек;
- гуашь красного, желтого, синего, зеленого цвета.
|
3.
|
«Зернышки для воробышков»
|
Рисование ватными палочками
|
- листы с изображением воробышков;
- гуашь желтого цвета.
|
4.
|
«В январе много снега во дворе (сугробы)»
|
Оттиск поролона
|
- листы бумаги голубого цвета;
- гуашь белого цвета;
- силуэты санок.
|
Февраль
№ п/п
|
Тема занятия
|
Техника
|
Оборудование
|
1.
|
«Снеговик»
|
Рисование жесткой полусухой кистью
|
- листы голубого цвета с изображением снеговиков;
- гуашь белого цвета.
|
2.
|
«Украсим
галстук
для папы»
|
Рисование ватными палочками (полоски)
|
- силуэты галстуков;
- гуашь синего и зеленого цвета.
|
3.
|
«Чашка для дедушки»
|
Рисование пробками
|
- силуэты чашек;
- разноцветная гуашь.
|
4.
|
«Бусы
для куклы
Кати»
|
Рисование пальчиками
|
- листы бумаги с нарисованной линией – нитка для бус;
- кукла Катя;
- гуашь разноцветная;
- чашечки для краски;
- салфетки.
|
Март
№ п/п
|
Тема занятия
|
Техника
|
Оборудование
|
1.
|
«Веточка мимозы»
|
Рисование пальчиками
|
- листы бумаги с веточками мимозы;
- гуашь желтого цвета;
- чашки для краски;
- салфетки;
- магнитофон.
|
2.
|
«Весёлые матрёшки»
|
Рисование ватными палочками
|
- образцы матрешек; бумажный силуэт матрешки;
- красная, желтая, синяя гуашь;
- салфетки.
|
3.
|
«Забавный щенок»
(потешка «Баю –баю-баю-бай…)
|
Рисование жесткой полусухой кистью
|
- силуэты животных;
- гуашь коричневого цвета.
|
4.
|
«Медвежонок проснулся»
|
Рисование поролоном
|
- листы с изображением медвежат;
- гуашь коричневого цвета.
|
Апрель
№ п/п
|
Тема занятия
|
Техника
|
Оборудование
|
1.
|
Солнышко
(коллективная работа)
|
Рисование ладошками
|
- лист ватмана с нарисованным посередине жёлтым кругом;
- гуашь жёлтого цвета в плошке.
|
2.
|
«Волшебный дождик»
|
Рисование свечой
|
-листы бумаги с уже нанесёнными свечой рисунками;
- тушь синего цвета.
|
3.
|
«Украсим крылья бабочки»
|
Рисование колпачками от фломастеров
|
- силуэты бабочек;
- гуашь красного, желтого, зеленого, синего цвета;
- магнитофон.
|
4.
|
«Носит одуванчик желтый сарафанчик»
|
Рисование пальчиками
|
- листы бумаги светло-зеленого цвета;
- гуашь желтого цвета в чашечках;
- салфетки;
- магнитофон
|
Май
№ п/п
|
Тема занятия
|
Техника
|
Оборудование
|
1.
|
«Теремок»
|
Рисование поролоном
|
- шаблоны вырезанных домиков – теремков;
- гуашь жёлтого цвета;
- настольный театр «Теремок».
|
2.
|
«Цветочная поляна»
|
Рисование пробками
|
- листы бумаги;
- силуэты бабочек.
|
3.
|
«Травка»
|
Рисование ладошкой
|
- листы бумаги;
- силуэты жучков, бабочек.
|
4.
|
«Божьи коровки на лужайке»
|
Рисование ватными палочками
|
- вырезанные и раскрашенные божьи коровки без точек на спинках;
- чёрная гуашь в мисочках;
- ватман;
- салфетки.
|
Список литературы
Лыкова Л.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий. Методические рекомендации. Младшая группа. – М.: КАРАПУЗ_ДИДАКТИКА, 2008.
Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий / Под ред. Р.Г.Казаковой. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
Шклярова М. Рисуйте в нетрадиционной технике! // Дошкольное воспитание. – 1995. - №11. – С. 14 – 19.
|
|
|