Главная страница

Методическая разработка Программа кружковой работы Во второй младшей группе «Волшебные ладошки»


Скачать 163.96 Kb.
Название Методическая разработка Программа кружковой работы Во второй младшей группе «Волшебные ладошки»
Дата 13.03.2016
Размер 163.96 Kb.
Тип Методическая разработка

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение – детский сад №3 «Радуга» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному развитию детей закрытого административно-территориального образования поселок Солнечный Красноярского края

Методическая разработка

Программа кружковой работы

Во второй младшей группе

«Волшебные ладошки»



Воспитатель: Степанова Анастасия Анатольевна

2015 -2016 г.

Содержание

    1. Пояснительная записка--------------------------------------------------------------3

1.1 Актуальность----------------------------------------------------------------------3

    1. Цель---------------------------------------------------------------------------------4

    2. Задачи-------------------------------------------------------------------------------4

    3. Техники нетрадиционного рисования----------------------------------------4

    4. Продолжительность реализации программы--------------------------------5

    5. Ожидаемый результат-------------------------------------------------------------5

  1. Тематическое планирование-------------------------------------------------------------8

  2. Список литературы-----------------------------------------------------------------------17


Пояснительная записка

Истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок”.

В.А.Сухомлинский

С самого раннего возраста дети пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своем изобразительном творчестве. Иногда им не нужны краски, кисточки и карандаши. Они рисуют пальчиками, ладошками на запотевшем стекле, палочкой на песке, иногда маминой помадой или зубной пастой на стекле, водой разлитой на столе. А со временем изыскивают новые приемы отражения окружающей действительности в собственном художественном творчестве. Поэтому эту работу можно сделать целенаправленной и познакомить детей с имеющими место в изобразительном искусстве нетрадиционными техниками.

Актуальность кружковой программы «Волшебные ладошки» заключается в том, что в процессе ее реализации раскрываются и развиваются индивидуальные художественные способности, которые в той или иной мере свойственны всем детям.

Работая в этом направлении, можно убедиться в том, что рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции.

Результат обычно очень эффективный (сюрпризность!) и почти не зависит от умелости и способностей. Нетрадиционные способы изображения достаточно просты по технологии и напоминают игру. Какому ребенку будет неинтересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге печатки и получать забавный рисунок?

Нетрадиционные техники – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности.

Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания.

Цель: развитие творческих способностей младших дошкольников.

Задачи:

  1. Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой.

  2. Развивать цветовосприятие, чувство ритма и композиции, наблюдательность, внимание, мышление, память, мелкую моторику, речь.

  3. Воспитывать интерес к природе и отображению ярких впечатлений (представлений) в рисунке.

  4. Вызывать у детей желание помочь кому-либо.

В ходе реализации кружковой программы «Волшебные ладошки» дети знакомятся с основными техниками нетрадиционного рисования:

Рисования пальчиками и ватными палочками – это самый простой способ получения изображения. Малыш опускает в гуашь пальчик или ватную палочку и наносит точки, пятнышки на бумаге. Работу начинаю с одного цвета: даю возможность попробовать разные движения, оставить разные отпечатки.

Я стараюсь показать много разных приемов рисования пальчиками: просто ставить следы-отпечатки, сравнивать отпечатки от разных пальчиков (например, сделать мизинчиком следы маленького зайчика или мышки и большим пальцем изобразить следы медведя), проводить пальчиком, ватной палочкой линию (ручеек или дождик).

Рисование ладошкой - детям очень нравится этот способ рисования. Обмакиваю ладонь ребенка в краску и ставлю ей отпечаток на бумаге.

Рисование пробками и печатками из картошки. Эта техника позволяет многократно изображать один и тот же предмет, составляя из его отпечатков самые разные композиции, украшая ими салфетки, платки и т.д.

Ребенок прижимает печатку к подушечке с краской и наносит оттиск на лист бумаги. Для получения другого цвета меняется и мисочка и печатка.

Рисование тычком жесткой полусухой кистью. Ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускаем. Можно заполнить весь лист, контур или шаблон. Эту технику я использую, если надо нарисовать что-нибудь пушистое или колючее. Например, темы: «Мои любимые домашние животные», «Елочка пушистая, нарядная», «Веселый снеговик», «Ежик».

Оттиск поролоном. Этот вид техники очень подходит при изображении животных, так как передает фактурность пушистой поверхности объекта, а также для выполнения цветных фонов в разных композициях. Поролоном можно как размазывать краску по бумаге, так и примакивать по поверхности листа.

Программа составлена на возрастную группу 3-4 лет, в количестве 10 человек и рассчитана на год обучения.

Периодичность занятий – один раз в неделю во вторую половину дня. Длительность занятий: вторая младшая группа -10-15 минут. Занятия кружка начинаются с сентября и заканчиваются в мае.

Форма организации детей на занятии: групповая.

Ожидаемый результат:

  • самостоятельно использовать нетрадиционные материалы и инструменты, владеть навыками нетрадиционной техники рисования и применять их;

  • самостоятельно передавать композицию, используя технику нетрадиционного рисования;

  • выражать свое отношение к окружающему миру через рисунок;

  • давать мотивированную оценку результатам своей деятельности;

  • проявлять интерес к изобразительной деятельности друг друга.


В Программе разработан механизм диагностики качества

образовательного процесса, который позволяет отследить уровень освоения

воспитанниками теоретической и практической части Программы, динамику

роста умений и навыков. С этой целью используются адаптированная

диагностическая методика Волегова Н.Р. (Методическая разработка

нетрадиционной техники изобразительной деятельности как способ развития детей дошкольного возраста)


Уровни развития художественных способностей детей дошкольного

возраста

Разделы

Уровни развития

Низкий

Средний

Высокий

Техника работы

с материалами

Ребенок не знаком

с

нетрадиционными

техниками

рисования

Дети знакомы с

необходимыми

навыками

нетрадиционной

техники

рисования и

умеют

использовать

нетрадиционные

материалы и

инструменты, но

им нужна

незначительная

помощь.

Самостоятельно

используют

нетрадиционные

материалы и

инструменты.

Владеют

навыками

нетрадиционной

техники

рисования и

применяют их.

Оперируют

предметными

терминами.

Предметное и

сюжетное

изображение

Ребенок не

передает

характерные

признаки объектов

и явлений, не

пользуется

средствами

выразительности

Передает общие,

типичные,

характерные

признаки

объектов и

явлений.

Пользуются

средствами

выразительности.

Обладает

наглядно-образным

мышлением. При

использовании

навыков

нетрадиционной

техники

рисования

результат

получается

недостаточно

качественным

Умеет передавать

несложный

сюжет, объединяя

в рисунке

несколько

предметов,

располагая их на

листе в

соответствии с

содержание

сюжета. Умело

передает

расположение

частей при

рисовании

сложных

предметов и

соотносит их по

величине.



Диагностика проводится два раза в год: в начале учебного года

(первичная – сентябрь) и в конце учебного года (итоговая – май). Результаты

обследования заносятся в разработанную таблицу-матрицу.



Ф.И.ребенка

Техника работы

с материалами

Предметное и сюжетное

изображение




сентябрь

май

сентябрь

май

















В диагностической таблице используется следующее обозначение:

высокий уровень - В, средний - С, низкий - Н.

На основе полученных данных делаются выводы, строится стратегия

работы, выявляются сильные и слабые стороны, разрабатываются технология

достижения ожидаемого результата, формы и способы устранения

недостатков.

Тематическое планирование
Сентябрь

№ п/п

Тема организованной образовательной деятельности

Техника

Оборудование

1.

«Мой любимый дождик»

Рисование пальчиками

- листы светло-серого цвета с наклеенными тучками разной величины;

- синяя гуашь в мисочках,

- салфетки,

- зонтик для игры;

- магнитофон.

2.

«Рябинка»

Рисование ватными палочками

- гуашь красного цвета в баночках;

- незавершенные композиции «Ягодки на веточках», подготовленные заранее воспитателем;

- игрушка – птичка.

3.

«Осенние листочки»

Рисование ватными палочками

- силуэты березы;

- гуашь желтого цвета;

- салфетки.

4.

«Мухомор»

Рисование пальчиками

- вырезанные из белой бумаги мухоморы с раскрашенной в красный цвет шляпкой;

- гуашь белого цвета;

- чашечки;

- салфетки;

- иллюстрации мухоморов.

Октябрь

п/п

Тема занятия

Техника

Оборудование

1.

«Ласковый котенок»

Рисование поролоном

- листы бумаги с нарисованным силуэтом котенка;

- игрушка котенок;

- гуашь белого, черного, оранжевого цвета в чашечках;

- салфетки;

2.

«Вышла курочка гулять свежей травки пощипать»

Рисование поролоном

- силуэты курочек;

- гуашь желтого цвета.

3.

«Яблочные компоты в баночках»

Оттиск печатками из картофеля


- вырезанные из бумаги силуэты банок разного размера;

- гуашь красного и желтого цвета в чашечках;

- салфетки;

- банки с вареньем;

- чайные ложки.

4.

«Ёжик»

Рисование жёсткой полусухой кистью

- силуэты ежиков;

- гуашь коричневого цвета.

Ноябрь

п/п

Тема занятия

Техника

Оборудование

1.

«Путешествие по Дубне на автобусе»

Оттиск картофеля

- заготовки автобуса без колес;

- гуашь синего и зеленого цвета.

2.

«Звездочки на небе»

Рисование пальчиками

- листы бумаги темно-синего цвета с аппликацией - крыши домов;

- гуашь желтого цвета в чашечках;

- салфетки;

- иллюстрации с ночным звездным небом;

3.

«Наряды для наших кукол»

Рисование ватными палочками

- вырезанные из бумаги силуэты платьев;

- куклы;

- гуашь разноцветная в чашечках;

- салфетки;

4.

«Воздушные шарики»


Оттиск печатками картофеля

- листы бумаги с изображением клоуна;

- гуашь красного, желтого, зеленого, синего цвета.


Декабрь

п/п

Тема занятия

Техника

Оборудование

1.

«Снегопад»

Рисование ватными палочками

- листы светло-голубого цвета;

- белая гуашь в плошках,

- салфетки.

2.

«Пушистая

ёлочка»

Рисование жесткой полусухой кистью

- силуэты елочек;

- зеленая гуашь в плошке,

- салфетки,

- магнитофон

3.

«Ёлочные шары»

Рисование пробками

- гуашь красного, желтого, синего цвета;

-магнитофон.

4.

«Шапка Деда Мороза»


Рисование пальчиками

- заготовки Деда Мороза;

-гуашь синего и красного цвета;

- магнитофон.

Январь

п/п

Тема занятия

Техника

Оборудование

1.

«Зайка»

Рисование жесткой полусухой кистью

- листы бумаги голубого цвета с нарисованным силуэтом зайчика;

- гуашь белого цвета;

- чашечки;

- салфетки;

- магнитофон.

2.

«Рукавички для мамы»

Рисование пальчиками (кружочки и полоски)

- заготовки рукавичек;

- гуашь красного, желтого, синего, зеленого цвета.

3.

«Зернышки для воробышков»

Рисование ватными палочками

- листы с изображением воробышков;

- гуашь желтого цвета.

4.

«В январе много снега во дворе (сугробы)»


Оттиск поролона

- листы бумаги голубого цвета;

- гуашь белого цвета;

- силуэты санок.


Февраль

п/п

Тема занятия

Техника

Оборудование

1.

«Снеговик»

Рисование жесткой полусухой кистью


- листы голубого цвета с изображением снеговиков;

- гуашь белого цвета.

2.

«Украсим

галстук

для папы»

Рисование ватными палочками (полоски)


- силуэты галстуков;

- гуашь синего и зеленого цвета.

3.

«Чашка для дедушки»

Рисование пробками

- силуэты чашек;

- разноцветная гуашь.

4.

«Бусы

для куклы

Кати»

Рисование пальчиками

- листы бумаги с нарисованной линией – нитка для бус;

- кукла Катя;

- гуашь разноцветная;

- чашечки для краски;

- салфетки.

Март

п/п

Тема занятия

Техника

Оборудование

1.

«Веточка мимозы»

Рисование пальчиками

- листы бумаги с веточками мимозы;

- гуашь желтого цвета;

- чашки для краски;

- салфетки;

- магнитофон.

2.

«Весёлые матрёшки»

Рисование ватными палочками

- образцы матрешек; бумажный силуэт матрешки;

- красная, желтая, синяя гуашь;

- салфетки.

3.

«Забавный щенок»

(потешка «Баю –баю-баю-бай…)

Рисование жесткой полусухой кистью

- силуэты животных;

- гуашь коричневого цвета.

4.

«Медвежонок проснулся»

Рисование поролоном

- листы с изображением медвежат;

- гуашь коричневого цвета.


Апрель

п/п

Тема занятия

Техника

Оборудование

1.

Солнышко

(коллективная работа)

Рисование ладошками

- лист ватмана с нарисованным посередине жёлтым кругом;

- гуашь жёлтого цвета в плошке.

2.

«Волшебный дождик»

Рисование свечой

-листы бумаги с уже нанесёнными свечой рисунками;

- тушь синего цвета.

3.

«Украсим крылья бабочки»

Рисование колпачками от фломастеров

- силуэты бабочек;

- гуашь красного, желтого, зеленого, синего цвета;

- магнитофон.

4.

«Носит одуванчик желтый сарафанчик»

Рисование пальчиками

- листы бумаги светло-зеленого цвета;

- гуашь желтого цвета в чашечках;

- салфетки;

- магнитофон

Май

п/п

Тема занятия

Техника

Оборудование

1.

«Теремок»

Рисование поролоном

- шаблоны вырезанных домиков – теремков;

- гуашь жёлтого цвета;

- настольный театр «Теремок».

2.

«Цветочная поляна»

Рисование пробками

- листы бумаги;

- силуэты бабочек.


3.

«Травка»

Рисование ладошкой

- листы бумаги;

- силуэты жучков, бабочек.

4.

«Божьи коровки на лужайке»

Рисование ватными палочками

- вырезанные и раскрашенные божьи коровки без точек на спинках;

- чёрная гуашь в мисочках;

- ватман;

- салфетки.

Список литературы

  1. Лыкова Л.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий. Методические рекомендации. Младшая группа. – М.: КАРАПУЗ_ДИДАКТИКА, 2008.

  2. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий / Под ред. Р.Г.Казаковой. – М.: ТЦ Сфера, 2005.

  3. Шклярова М. Рисуйте в нетрадиционной технике! // Дошкольное воспитание. – 1995. - №11. – С. 14 – 19.