Главная страница

Методическая разработка по русскому языку конспект урока «подготовка к написанию изложения, близкого к тексту»


Скачать 146.63 Kb.
Название Методическая разработка по русскому языку конспект урока «подготовка к написанию изложения, близкого к тексту»
Дата 10.02.2016
Размер 146.63 Kb.
Тип Методическая разработка


МАОУ «Авторский лицей Эдварса №90»

Методическая разработка по русскому языку

КОНСПЕКТ УРОКА «ПОДГОТОВКА К НАПИСАНИЮ ИЗЛОЖЕНИЯ, БЛИЗКОГО К ТЕКСТУ» (5 КЛАСС)

Курушиной Маргариты Викторовны,

учителя высшей квалификационной категории

Ульяновск

2014

ПОДГОТОВКА К НАПИСАНИЮ

ИЗЛОЖЕНИЯ, БЛИЗКОГО К ТЕКСТУ (5 КЛАСС)
Цели урока:

  1. Развивающая цель: создать условия для формирования ученика как субъекта учебной деятельности: способствовать овладению регулятивными, познавательными и коммуникативными учебными действиями.

  2. Обучающая цель: совершенствовать умение создавать на основе исходного текста собственное высказывание, используя композиционные и языковые средства исходного текста в соответствии с коммуникативной задачей и идейным замыслом автора.

  3. Воспитательная цель: формировать ценностное отношение к произведениям искусства, к красоте окружающего мира.


Оборудование урока: компьютер, интерактивная доска, презентация, орфографический и толковый словари, магнитная доска, иллюстрации к уроку, карточка.
Технологические особенности: личностно-ориентированная, проблемно-диалогическая технологии. . Использование современных образовательных технологий: проблемно-диалогической технологии, ИКТ, технология здоровьесбережения (двигательная физминутка, дозировка заданий, своевременная смена видов деятельности учащихся, соответствие возрастным особенностям и нормам СанПин)

Характеристика темы: данный урок является седьмым в разделе «Повторение изученного», первым в теме по развитию речи и предполагает продолжение деятельности на втором уроке (написание изложения)
Предполагаемые результаты урока по формированию универсальных учебных действий:

Личностные УУД:
-внутренняя позиция школьника;
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;
-ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;
-самоанализ и самоконтроль результата;
-способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
Познавательные УУД:
-поиск и выделение необходимой информации;
-применение методов информационного поиска;
- способность и умение учащихся производить простые логические действия ( анализ, сравнение).
Коммуникативные УУД:
-формирую умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать; умение работать в парах, учитывая позицию собеседника; организовать и осуществить сотрудничество с учителем и сверстниками.
Регулятивные УУД:
-контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном;
-коррекция;
-оценка.

Общая подготовленность класса:

-         умение детей работать в парах;

-         умение детей работать в группах;

-         умение слушать друг друга и фронтально взаимодействовать;

-         умение самооценивать себя и взаимооценивать друг друга.

Включенность детей в учебную деятельность и общий уровень ее сформированности в классе.

Планируемые результаты: 
предметные: 

Ученик научится 

  • совершенствовать умение создавать на основе исходного текста собственное высказывание

  • использовать композиционные и языковые средства исходного текста в соответствии с коммуникативной задачей и идейным замыслом автора.

Ученик получит возможность научиться



  • выбирать языковые средства в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи; 

  • участвовать в диалоге, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве 




личностные: 

ученик 
·       проявляет учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу 
·       понимает причины успеха в учебной деятельности 
 

Универсальные учебные действия: 
регулятивные   

  ученик 
·       определяет цель деятельности на уроке с помощью учителя; 
·       учится работать по плану; 

познавательные    ученик 
·       делает выводы о результате совместной работы класса и учителя; 
·       составляет алгоритм под руководством учителя; 
коммуникативные   ученик 
·       слушает и понимает речь других; 
·       договаривается и приходит к общему решению в совместной деятельности с одноклассниками, в том числе в ситуации столкновения интересов.

Методы обучения:  наглядный, словесный, исследовательский,      проблемно-поисковый

Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, групповая, работа в парах.


Каждый этап урока нацелен на достижение определённого результата:

Этап

Результат

Форма достижения

Организационный этап

Цель: Создание условий для осознанного вхождения учащихся в пространство деятельности на уроке.

Готовность к деятельности, положительная эмоциональная направленность.

самостоятельная работа

Актуализация знаний

Цель: Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания»

Актуализация изученных способов действий, развитие мыслительных операций.

исследовательская деятельность 
разноуровневые  задания

Постановка учебной задачи

Цель: Мотивация к пробному учебному действию, выявление и фиксация затруднений в индивидуальной деятельности каждого.

Фиксация во внешней речи причины затруднения. 
Формулировка учебной задачи как темы   урока

проблемный вопрос 
предположение 
работа в тетрадях

Беседа:

Цель:Организация коммуникативного взаимодействия для построения нового способа действия.

Сформулированное правило, представленное в громкоречевой форме и графической .

исследовательская деятельность 
инструкция 
целеполагание 
предъявление результата 
схемы-модели правил

чтение, наблюдение, сравнение, анализ, диалог, монолог, слушание

групповая работа

взаимопроверка 
самопроверка

работа с текстом

Рефлексия

Цель: Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка деятельности

Зафиксированное учебное действие, оценка собственной деятельности.




 

 

 


Технологическая карта урока


п/п

Этапы урока

Оформление доски, слайд

Действия учителя

Действия учащихся



Организационный момент





Создаёт рабочий настрой, проверяет готовность к уроку

Включение в структуру урока.

Рассуждение по определению вида деятельности



Целеполагание, мотивация

screenshot_2.png.jpgscreenshot_3.jpgscreenshot_2.jpg

screenshot_1.jpg


Побуждение учащихся к рассуждению о целеполагании урока

Определение целей урока, необходимых в структуре основной деятельности видов работы



Установка на слушание

screenshot_4.jpg


Акцентуализация внимания учащихся на слушание

Определение основных видов деятельности при слушании, целеполагание



Чтение текста учителем

screenshot_6.jpg

Выразительное чтение текста

Слушание текста. Работа по выполнению предварительно заданной установки



Беседа по тексту с элементами речеведческого анализа

screenshot_5.jpg

Выявление первичного уровня понимания текста

Определение темы, идеи, художественных особенностей текста



Словарно-орфографическая работа


screenshot_7.jpg

Работа по ознакомлению детей с этимологией слова

Работа по определению однокоренных слов, составлению словосочетаний со словарным словом



Анализ языковых особенностей текста

screenshot_8.jpg

Мотивация на самостоятельную деятельность учащихся по определению выразительны средств языка

Самостоятельная деятельность учащихся по карточкам с последующей проверкой и самооценкой



Физкультминутка




Организация класса на тематическую физкультминутку

Выполнение физкультминутки



Беседа о произведениях искусства



screenshot_11.jpg


screenshot_13.jpg


screenshot_21.jpg


screenshot_23.jpg


screenshot_27.jpg


screenshot_18.jpg


screenshot_28.jpg


screenshot_10.jpg


screenshot_9.jpg


И другие слайды



Побуждение к рассуждению учащихся о музыке и живописи в жизни человека, о степени их необходимости

Самостоятельные рассуждения, умозаключения



Составление плана текста

screenshot_29.jpg

Мотивация учащихся на составление плана текста. Организация повторения изученного.

Работа в парах по составлению плана текста с последующей самопроверкой после обсуждения



Предупреждение ошибок

1)орфографических

2)пунктуационных

screenshot_30.jpg

screenshot_32.jpgscreenshot_31.jpg



Организация учащихся на предупреждение ошибок, мотивация к самоорганизации деятельности учащихся и умению определить цель деятельности

Самостоятельная индивидуальная работа и работа в парах с последующей проверкой, самопроверкой и самооценкой



Повторное чтение текста учителем

screenshot_6.jpg

Повторное чтение текста

Работа над черновиком изложения



Рефлексия





Самоанализ урока учщимися (Ворчун, Хранитель времени, Оптимист, Аналитик)

Ход урока

I. Организационный момент

– Здравствуйте, ребята! Сегодня, как вы видите, я раздала вам тетради по развитию речи. Нам предстоит работать в них в течение двух часов. Как вы думаете, какой вид работы нас ожидает? (Или сочинение, или изложение.) Да, это будет изложение.

II. Целеполагание

– Для чего мы учимся писать изложение? (Чтобы развивать память, чтобы узнавать новые слова, чтобы учиться красивой и грамотной русской речи.)

– Какие разновидности изложений вы знаете? (Сжатое, подробное, близкое к тексту.)

– Сегодня мы будем писать изложение, близкое к тексту. В чём особенность этого вида изложения? (Изложение, близкое к тексту, предполагает не только полную передачу содержания текста, но и сохранение его языковых особенностей.)

– Сформулируйте цель урока. (Слушаем варианты детей.)

– Что нужно сделать, чтобы подготовиться к изложению, близкому к тексту?  (Послушать текст, понять его тему и идею; составить план; проанализировать языковые особенности текста; предупредить ошибки.)

III. Установка на слушание

– Текст, с которым мы будем с вами работать, называется «Поэма о сирени». Ребята, как вы думаете, о чём будет идти речь в тексте изложения? (Слушаем варианты детей.)

– Сейчас я прочитаю текст. Вы будете слушать. С какой целью? (Чтобы определить тему и идею текста.)

IV. Чтение текста учителем
Поэма о сирени

Кто не знает сирени? Кто не держал в руках её благоухающих букетов? Радостное восхищение вызывают эти белые и лиловые цветы, звёздами лепестков украшающие наши сады... Цветы сирени очень мелки и в одиночку совсем невзрачны. И всё-таки она прекрасна.

Прекрасна, когда разливает вокруг волшебное благоухание весны. Прекрасна, когда стоит в тихой задумчивости, словно олицетворяя пробудившуюся природу. Прекрасна, когда красота объединённых в гроздьях лепестков оттеняется тёмно-зелеными листьями.

Именно этой красоте посвятил художник М. Врубель одну из лучших своих картин – «Сирень». Он показал её летней ночью, переливающейся волшебными лиловыми и фиолетовыми оттенками, окружившей хрупкую незнакомку с печальным лицом.

Есть много других работ, посвящённых сирени: «Бабушкин сад» В. Поленова, многочисленные произведения художника П. Кончаловского. Велико обаяние жемчужины весны. Композитор Рахманинов тонко передал его в своём известном романсе «Сирень». 

Трудно описать все сорта сирени. Душистая и разноцветная, то белая, как снег, то голубая, как незабудки, то розовая, как утренняя заря…

Каждый сорт – это целая поэма. (Из книги Б. Лавренюка «Встреча с цветами»)[1]

V. Беседа по тексту

– Какое задание нужно было выполнить? (Определить тему и идею текста.)

– О чём текст? (О сирени.) Сформулируйте идею текста. (Сирень прекрасна.)

– Почему «Поэма о сирени»? Ведь это прозаическое произведение. (Произведение проникнуто духом поэзии, здесь очень много поэтических средств выразительности.)

– Как вы понимаете слова «благоухание», «благоухающие»? А обаяние?

Словарно-орфографическая работа

– Кто знает этимологию слова сирень? Давайте рассмотрим её. (Сирень – от лат. сиринга – трубка, свирель. Растение называется так потому, что его прямые ветки имеют толстую сердцевину, которую легко выдавить, после чего ветка становится полой, как трубка.) Подберите однокоренные слова. (Сиреневый.)

Раздаётся текст изложения каждому ребёнку.

VI. Анализ языковых особенностей текста

– Нам предстоит найти выразительные средства языка, которые использует автор текста. Какие выразительные средства языка вы знаете? (Слушаем варианты детей.) Итак, найдите изобразительно-выразительные средства, которые использует автор, и определите их роль в тексте. Задание выполняйте самостоятельно. В качестве помощника используйте ваши карточки.

Карточка – помощник для учащихся (дублируется на слайде):

Выразительные средства языка: олицетворение, метафора, эпитет, сравнение, анафора, риторический вопрос.

– Поставьте себе предварительную самооценку за это задание. (Дети поднимают сигнальные карточки самооценки.)

– Проверим, как вы справились с этим заданием.

– С какой целью мы анализировали языковые особенности текста?

Физкультминутка.

Игра «Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три, фигура сирени на месте замри».

«Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три, фигура поэта на месте замри».

VII. Беседа о произведениях искусства

– Знаете ли вы названные в тексте картины? А музыкальное произведение? Скажите, а когда легче запомнить и воспроизвести текст – когда говоришь о знакомых или незнакомых произведениях? (Когда говоришь о знакомых произведениях.)

Давайте посмотрим на картины, о которых говорится в тексте Бориса Лавренюка. (Слайды (на них картины) под музыку В.А. Моцарта.)

– Это всего лишь малая часть прекрасных полотен, на которые вдохновила авторов благоухающая сирень.

– Прослушайте два произведения и скажите, какое из них – романс Рахманинова, где музыка говорит о сирени. На основании чего вы сделали такой вывод? Называются авторы произведений: П. И. Чайковский «Фея Сирени» и С.В. Рахманинов «Сирень».

VIII. Составление плана текста

– Что будем делать дальше? (Нужно составить план.) Для чего нам понадобится план? (Чтобы ничего не забыть, чтобы быть последовательными.) Сначала вспомним, какие разновидности плана мы знаем? (Простой, сложный, цитатный.)

– Посмотрите на план, который представлен на доске. (На доске дан план текста с пропусками):

I. Цветы сирени.

II.

III. «Каждый сорт – это целая поэма».

– Что надо сделать? (Нужно озаглавить вторую часть плана.)

Примерный план (на доске после ответов детей):

I. Цветы сирени.

II. Сирень в музыке и живописи.

III. «Каждый сорт – это целая поэма».

IX. Предупреждение ошибок

  1. орфографических

– На слайде представлены слова: благоухание, невзрачный, тёмно-зелёный, фиолетовый, лиловый, обаяние. Запишите в тетрадь, запомните написание этих слов.

– Посмотрите на следующий слайд: прекрас(?)ный, незабу…ки, посв…тить (своё произведение), о(т,тт)енок. Сформулируйте задание. (Нужно списать, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки, и объяснить написание слов.)

– Проверим. (Ученики комментируют с места.)

  1. пунктуационных

– (Работа в парах.) Задания:

  1. Найти в тексте предложения с однородными членами.

  2. Найти в тексте сложные предложения.

  3. Найти в тексте предложения со сравнительными оборотами.

  4. Найти предложение, где подлежащее и сказуемое выражено существительными.

– Проверяем. (Ответы появляются на слайде презентации.)

– С какой целью мы выполняли задание по орфографии и пунктуации? (Чтобы не было ошибок в тексте изложения.)

X. Повторное чтение текста учителем

– Что нам нужно ещё сделать, чтобы лучше запомнить произведение? (Прочитать его ещё раз).

Учитель читает текст.

Ученики приступают к написанию черновика изложения.

Литература

  1. Лавренюк Б. Поэма о сирени // Лавренюк Б. Встреча с цветами [Электронный ресурс]. URL: http://detskiysad.ru/sadovod/vstrecha.html (дата обращения: 15.04.2014).