|
Программа
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
ЦЕНТР ДЕТСКОГО И ЮНОШЕСКОГО ТУРИЗМА И ЭКСКУРСИЙ
ПРОГРАММА
областной профильной смены лагеря-похода с круглосуточным пребыванием для многодетных семей, семей с детьми – инвалидами и приемных семей
Автор проекта:
Сидорова И.В. - педагог-организатор
г. КУЛЕБАКИ
2015 год
Пояснительная записка
Будущее ближе к нам, чем принято думать. Оно рядом - плачет, смеётся, задаёт вопросы, заставляет страдать, радоваться, искать ответы.
Это будущее - наши дети.
На сегодняшний день в Кулебакском районе насчитывается 132 семьи, в которых воспитывается 160 приемных и опекаемых детей. Часто приемным детям трудно адаптироваться в новых для себя условиях жизни в приемных семьях. Чаще всего эти семьи не умеют cамостоятельно организовывать активный совместный отдых детей и родителей, так как родители не имеют опыта по организации досуговых мероприятий. Кроме того, в районе проживают 326 многодетных семей, в которых проживают по 3 и более детей, в том числе и дети с инвалидностью и приемные дети.
Семейный лагерь-поход - это эффективная форма организации летнего отдыха, способствующего развитию творческих способностей взрослых и детей, формированию толерантного сознания членов семей и социально-активной модели поведения.
Организация совместного летнего отдыха в лагере-походе способствует оптимизации детско-родительских отношений, социализации, приобретению навыков здорового образа жизни, созданию единого пространства для отдыха и развития детей в кругу семьи, укрепление, обогащение и оздоровление эмоциональных связей и отношений ребёнка со взрослыми, интеграции семей различных категорий.
Основы духовно-нравственного воспитания закладываются у ребёнка с рождения. Если мы обратимся к тому, как воспитывали ребёнка на Руси, то увидим, что всё нравственное в воспитании шло от дома, от семьи. Испокон века воспитание доброго нрава ребенка, развитие его способности к добродетельной жизни определялось образом жизни матери и отца. Поэтому необходимо помочь родителям осознать, что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные предками. Тот дух, который царит в семье, которым живут родители, близкие - люди, составляющие ближайшее социальное окружение ребёнка, оказывается определяющим в формировании внутреннего мира ребёнка.
Исходя из всего вышесказанного, программа «Лето с рюкзаком» призвана в максимальной мере способствовать решению обозначенных проблем.
Цель программы:
Оказание помощи многодетным семьям, семьям с приемными детьми и детьми с инвалидностью в поисках и обретении ценностей смысла жизни, ориентация их на вечные абсолютные ценности: Человек, Семья, Здоровье, Культура, Мир, Отечество.
Задачи программы:
развитие индивидуальности каждого ребенка;
приобретение детьми социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни;
формирования коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности детей;
увеличение числа детей, охваченных организованным досугом;
воспитание у детей навыков здорового образа жизни.
Участники программы:
Педагогический и детский коллектив МБОУ ДОД Центра детского и юношеского туризма и экскурсий;
Многодетные семьи, семьи с приемными детьми и детьми с инвалидностью.
Описание программы:
Принципы организации проектной деятельности:
Принцип учёта возрастных и индивидуальных особенностей
Предполагает необходимость постоянного внимания к особенностям формирования личности, своеобразию духовного мира, индивидуальным возможностям с учётом противоречий развития ребёнка.
Принцип здорового образа жизни
Обусловлен необходимостью воспитания здорового поколения, формирования у детей социальных навыков, обеспечивающих физическое и психическое здоровье.
Обусловлен необходимостью структурирования взаимоотношений людей в коллективе. Он означает развитие умения коллективно решать творческие задачи, работать в команде, развитие культуры взаимодействия взрослых и детей, умения высказывать и отстаивать свою точку зрения и уважительно относиться к мнению других.
Принцип преемственности, непрерывности, цикличности
Обусловлен комплексным характером его осуществления.
Принцип развития самостоятельности и инициативы
Предполагает создание ситуаций для принятия детьми самостоятельных решений и ответственность за их выполнение. Требует активного участия каждого.
Принцип единства требований
Создание в коллективе единого воспитывающего влияния на подрастающее поколение на основе единства уважения и требовательности.
Программа предусматривает следующие методы работы:
· педагогические наблюдения, демонстрация, упражнения;
· проблемные ситуации, игровая коррекция;
· мотивирование и приобщение к действию;
· убеждение, организация успеха, самовоспитание;
· игротерапия.
Основные этапы реализации программы:
- «Подготовительный» (проведение мероприятий по подготовке лагеря к работе);
- «Основной» (проведение лагеря);
- «Итоговый» (подведение итогов работы по программе).
Механизм реализации программы:
Программа представляет собой систему мероприятий, сгруппированных в тематические блоки, каждый из которых имеет целевую установку. Исходя из этого, участники программы имеют возможность принять участие во всех мероприятиях, либо выбрать для себя наиболее важное, интересное и целесообразное, и тем самым закрепить мотивацию на активную деятельность.
№
п/п
|
ТЕМАТИЧЕСКИЕ БЛОКИ
|
1
|
Блок «МИР В КОТОРОМ Я ЖИВУ»
Цель: Развитие способности к успешной социализации в обществе
|
2
|
Блок – «СЕМЬ – Я»
Цель: Актуализация понятия семейных ценностей
|
3
|
Блок – «ЗДОРОВЬЕ – САМЫЙ ЦЕННЫЙ ДАР»
Цель: Формирование навыков здорового образа жизни
|
4
|
Блок – «РОДНИК ДУШИ»
Цель: Формирование духовно-нравственных устоев личности
|
5
|
Блок – «ПОМНИМ, ХРАНИМ, ДОРОЖИМ!»
Цель: Формирование чувства гражданственности и патриотизма
|
6
|
Блок – «Я,ТЫ,ОН,ОНА – ВМЕСТЕ ДРУЖНАЯ СЕМЬЯ»
Цель: Формирование дружеских отношений
|
|
Кадровый состав:
|
Сведения о штатной численности лагеря
|
|
|
Количество (чел.)
|
Образовательный уровень
|
по штату
|
в наличии
|
высшее
|
средне-специальное
|
среднее
|
|
Штатная численность лагеря, в том числе:
|
7 чел.
|
7 чел.
|
4 чел.
|
3 чел.
|
|
1.
|
Педагогические работники
|
5 чел.
|
5 чел.
|
4 чел.
|
1 чел.
|
|
2.
|
Медицинские работники*
|
1 чел.
|
1 чел.
|
|
1 чел.
|
|
3.
|
Административно-хозяйственный состав
|
1 чел.
|
1 чел.
|
|
1чел.
|
|
*договор будет заключен перед началом работы лагеря
План дня:
8.00 - 9.00 – подъем, утренний туалет, утренняя линейка
Всем привет! Пора, пора!
Вас приветствуем, друзья!
Все ребята собрались?
На линейку становись!
9.00-9.30 - зарядка, минутки здоровья
«Если хочешь быть здоров»
9.30 -10.00 - завтрак
Все за стол! Узнать пора,
Чем богаты повара!
10.00 -11.00 - познавательный час
«С рюкзаком за знаниями»
11.00 -12.30 – занятия по интересам
«Калейдоскоп идей»
12.30-13.00 - свободное время
«Делу время – потехе час»
13.00 -14.00 – обед
Дружно мы кричим «Ура!»
На обед идти пора!
14.00 -16.00 - час отдыха
К нам приходит тишина,
Засыпает детвора.
16.00 -17.00 – мероприятия по плану
«В кругу друзей»
17.00- 17.30 – полдник
Апельсин, банан, грейпфрут
Все на полднике нас ждут!
17.30 - 18.30 – игровой час
«Копилка игр»
19.30 - 20.30.- ужин
Вот уже в который раз
Повара встречают нас.
20.30 - 21.30 - игра – активатор
«Азбука общения»
21.30 - 22.00 - подготовка ко сну, сон
В 10 вечера отбой.
Попрощаемся с тобой.
На бочок, и спать давай…
Рано утром не зевай…
22.00-23.00 – посиделки для родителей
План реализации программы
№
|
Мероприятие
|
Сроки проведения
|
I этап «Подготовительный» (январь – июль 2015г.)
|
1.
|
Изучение методических и нормативно-правовых материалов по подготовке и проведению летних семейных лагерей (далее по тексту ЛСЛ)
|
январь
|
2.
|
Изучение методической литературы по теме
«Работа с детьми с нарушением состояния здоровья»
|
февраль
|
3.
|
Разработка программы ЛСЛ «Лето с рюкзаком»
|
март
|
4.
|
Подбор педагогических кадров и обслуживающего персонала для работы в ЛСЛ
|
март
|
5.
|
Обучение и подготовка педагогического коллектива для работы в ЛСЛ
|
апрель - июнь
|
6.
|
Подготовка и проведение «круглого стола» с участниками лагеря ЛСЛ «Лето с рюкзаком»
|
июль
|
7.
|
Детальная разработка программы лагеря
|
июнь
|
8.
|
Организация и проведение набора в ЛСЛ «Лето с рюкзаком»
|
июнь
|
9.
|
Подготовка методической, материально-технической и хозяйственной баз ЛСЛ
|
май - июнь
|
II этап «Основной» (июль 2015г.)
|
1.
|
Проведение ЛСЛ «Лето с рюкзаком».
|
20-26 июля
|
III этап «Итоговый» (июль-сентябрь 2015г.)
|
1.
|
Составление итогового отчета о лагере-походе
|
июль–
сентябрь
|
2.
|
Анализ реализации программы
|
3.
|
Инвентаризация накопленного положительного опыта по реализации программы
|
4.
|
Постановка перспективных целей и задач на новый период
|
5.
|
Освещение итогов реализации программы в средствах массовой информации
|
4. Ожидаемые результаты
Ожидаемые результаты
|
Показатели эффективности
|
Источники получения данных
|
Формирование и подготовка педагогического коллектива для работы в лагере
|
Уровень подготовки педагогов к работе в лагере
|
Внутренняя статистика
|
Разработка тематической программы семейного лагеря
|
Апробация тематической программы семейного лагеря
|
Профессиональный анализ
|
Информационно-методическое и материально-техническое обеспечение лагеря
|
Объём и степень использования методического и информационного материала.
Материально-техническое обеспечение во время движения по маршруту и во время стоянок
|
Внешняя и внутренняя статистика
|
Формирование потребности родителей в активном семейном отдыхе
|
Проведение «круглого стола» с участниками лагеря «Лето с рюкзаком»
Проведение лагеря «Лето с рюкзаком»
|
Социологический опрос родителей
|
Продуктивная совместная деятельность и совместные положительные эмоциональные переживания родителей и детей
|
Степень позитивного взаимодействия участников лагеря
|
Обсуждение лагерного дня
Включённое педагогическое наблюдение
|
Расширение знаний родителей в области детской педагогики и психологии
|
Проведение игр-активаторов, ролевых игр, диспутов, дискуссий
|
Отзывы участников
|
Физическое развитие, оздоровление и закаливание участников лагеря
|
Проведение спортивных мероприятий, игр и состязаний
Организация режимных «здоровьеразвивающих» моментов
|
Внешнее и внутреннее наблюдение
|
Позитивные впечатления участников о лагере и настрой на дальнейшее сотрудничество
|
Итоговый день «Новые горизонты»
|
Анкетирование участников
Отзывы участников
|
План областной профильной смены лагеря-похода с круглосуточным пребыванием для многодетных семей, семей с детьми – инвалидами и приемных семей
1 день – «Я, ты, он, она – вместе дружная семья»
Организационный сбор
Разбивка палаточного лагеря
Формирование отрядов, распределение должностей
Церемония открытия лагеря
«Я, ты, он, она - вместе дружная семья» - вечер знакомств
2 день – «Семь-Я»
«Бодрое утро» - минутка здоровья
«Моя семья» - интеллектуально-познавательная игра
-
«У меня есть своя история» - конкурсно - игровая программа
Игровой час
«Разговор о важном» - игра-активатор
3 день – «Здоровье – самый ценный дар»
«За здоровьем с рюкзаком» - минутка здоровья
«Робинзонада» - спортивная игра
«Туризм-отдых, спорт, познание» - туристско-спортивный марафон
Игровой час
«Наше здоровье в наших руках» - игра-активатор
день – «Родник души»
«Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья» - минутка здоровья
«Добру откроются сердца» - час нравственности
«Человек! Это звучит гордо!» - игра-дискуссия
Игровой час
«Вредные привычки» - игра-активатор
5 день – «Помним, храним, дорожим»
«В здоровом теле – здоровый дух» - минутка здоровья
«Мы - патриоты» - военно-патриотическая игра
«Помним, храним, дорожим» - тематический вечер
Игровой час
«Умеем ли мы общаться» - игра-активатор
6 день – «Мир, в котором я живу»
«Ты то, что ты ешь» - минутка здоровья
«Шаг за шагом» - ценностно-смысловая игра
«Мир, в котором я живу» - виртуальное путешествие
Игровой час
«Умеем ли мы дружить» - игра-активатор
«Семейный костер» - церемония закрытия лагеря
7 день - «Мир, в котором я живу»
«Россия православная» - экскурсионная поездка в г. Муром
Ожидаемые результаты реализации программы:
Лагерь-поход «Лето с рюкзаком» поможет семьям получить эмоциональную поддержку, что приведет к ощущению собственной ценности, осознанию вечных абсолютных ценностей: Человек, Семья, Здоровье, Культура, Мир, Отечество.
Групповое общение будет способствовать приобретению навыков искреннего, свободного общения. Совместное пребывание родителей и детей на природе, смена обстановки, походные условия, новые впечатления и помощь педагогов должны помочь семьям сплотиться и улучшить взаимопонимание, узнать друг о друге в другом качестве.
В результате и родители, и дети в будущем могут сделать семейной традицией – проводить летнее время в походных условиях, получат массу положительных, незабываемых впечатлений.
|
|
|