Главная страница

Программа


Скачать 129.13 Kb.
Название Программа
Дата 10.02.2016
Размер 129.13 Kb.
Тип Программа



Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

ЦЕНТР ДЕТСКОГО И ЮНОШЕСКОГО ТУРИЗМА И ЭКСКУРСИЙ

ПРОГРАММА

областной профильной смены лагеря-похода с круглосуточным пребыванием для многодетных семей, семей с детьми – инвалидами и приемных семей

Автор проекта:

Сидорова И.В. - педагог-организатор

г. КУЛЕБАКИ

2015 год

Пояснительная записка

Будущее ближе к нам, чем принято думать. Оно рядом - плачет, смеётся, задаёт вопросы, заставляет страдать, радоваться, искать ответы.

Это будущее - наши дети.

На сегодняшний день в Кулебакском районе насчитывается 132 семьи, в которых воспитывается 160 приемных и опекаемых детей. Часто приемным детям трудно адаптироваться в новых для себя условиях жизни в приемных семьях. Чаще всего эти семьи не умеют cамостоятельно организовывать активный совместный отдых детей и родителей, так как родители не имеют опыта по организации досуговых мероприятий. Кроме того, в районе проживают 326 многодетных семей, в которых проживают по 3 и более детей, в том числе и дети с инвалидностью и приемные дети.

Семейный лагерь-поход - это эффективная форма организации летнего отдыха, способствующего развитию творческих способностей взрослых и детей, формированию толерантного сознания членов семей и социально-активной модели поведения.

Организация совместного летнего отдыха в лагере-походе способствует оптимизации детско-родительских отношений, социализации, приобретению навыков здорового образа жизни, созданию единого пространства для отдыха и развития детей в кругу семьи, укрепление, обогащение и оздоровление эмоциональных связей и отношений ребёнка со взрослыми, интеграции семей различных категорий.

Основы духовно-нравственного воспитания закладываются у ребёнка с рождения. Если мы обратимся к тому, как воспитывали ребёнка на Руси, то увидим, что всё нравственное в воспитании шло от дома, от семьи. Испокон века воспитание доброго нрава ребенка, развитие его способности к добродетельной жизни определялось образом жизни матери и отца. Поэтому необходимо помочь родителям осознать, что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные предками. Тот дух, который царит в семье, которым живут родители, близкие - люди, составляющие ближайшее социальное окружение ребёнка, оказывается определяющим в формировании внутреннего мира ребёнка.

Исходя из всего вышесказанного, программа «Лето с рюкзаком» призвана в максимальной мере способствовать решению обозначенных проблем.

Цель программы:

Оказание помощи многодетным семьям, семьям с приемными детьми и детьми с инвалидностью в поисках и обретении ценностей смысла жизни, ориентация их на вечные абсолютные ценности: Человек, Семья, Здоровье, Культура, Мир, Отечество.

Задачи программы:

  • развитие индивидуальности каждого ребенка;

  • приобретение детьми социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни;

  • формирования коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности детей;

  • увеличение числа детей, охваченных организованным досугом;

  • воспитание у детей навыков здорового образа жизни.


Участники программы:

Педагогический и детский коллектив МБОУ ДОД Центра детского и юношеского туризма и экскурсий;

Многодетные семьи, семьи с приемными детьми и детьми с инвалидностью.

Описание программы:

 Принципы организации проектной деятельности:

  • Принцип учёта возрастных и индивидуальных особенностей

Предполагает необходимость постоянного внимания к особенностям формирования личности, своеобразию духовного мира, индивидуальным возможностям с учётом противоречий развития ребёнка.

  • Принцип здорового образа жизни

Обусловлен необходимостью воспитания здорового поколения, формирования у детей социальных навыков, обеспечивающих физическое и психическое здоровье.

  • Принцип сотрудничества

Обусловлен необходимостью структурирования взаимоотношений людей в коллективе. Он означает развитие умения коллективно решать творческие задачи, работать в команде, развитие культуры взаимодействия взрослых и детей, умения высказывать и отстаивать свою точку зрения и уважительно относиться к мнению других.

  • Принцип преемственности, непрерывности, цикличности

Обусловлен комплексным характером его осуществления.

  • Принцип развития самостоятельности и инициативы

Предполагает создание ситуаций для принятия детьми самостоятельных решений и ответственность за их выполнение. Требует активного участия каждого.

  • Принцип единства требований

Создание в коллективе единого воспитывающего влияния на подрастающее поколение на основе единства уважения и требовательности.

Программа предусматривает следующие методы работы:

 · педагогические наблюдения, демонстрация, упражнения;

· проблемные ситуации, игровая коррекция;

· мотивирование и приобщение к действию;

 · убеждение, организация успеха, самовоспитание;

· игротерапия.
Основные этапы реализации программы:

- «Подготовительный» (проведение мероприятий по подготовке лагеря к работе);

- «Основной» (проведение лагеря);

- «Итоговый» (подведение итогов работы по программе).

Механизм реализации программы:

Программа представляет собой систему мероприятий, сгруппированных в тематические блоки, каждый из которых имеет целевую установку. Исходя из этого, участники программы имеют возможность принять участие во всех мероприятиях, либо выбрать для себя наиболее важное, интересное и целесообразное, и тем самым закрепить мотивацию на активную деятельность.



п/п

ТЕМАТИЧЕСКИЕ БЛОКИ


1

Блок «МИР В КОТОРОМ Я ЖИВУ»

Цель: Развитие способности к успешной социализации в обществе

2

Блок – «СЕМЬ – Я»

Цель: Актуализация понятия семейных ценностей

3

Блок – «ЗДОРОВЬЕ – САМЫЙ ЦЕННЫЙ ДАР»

Цель: Формирование навыков здорового образа жизни

4

Блок – «РОДНИК ДУШИ»

Цель: Формирование духовно-нравственных устоев личности

5

Блок – «ПОМНИМ, ХРАНИМ, ДОРОЖИМ!»

Цель: Формирование чувства гражданственности и патриотизма

6

Блок – «Я,ТЫ,ОН,ОНА – ВМЕСТЕ ДРУЖНАЯ СЕМЬЯ»

Цель: Формирование дружеских отношений




Кадровый состав:





Сведения о штатной численности лагеря







Количество (чел.)

Образовательный уровень

по штату

в наличии

высшее

средне-специальное

среднее




Штатная численность лагеря, в том числе:

7 чел.

7 чел.

4 чел.

3 чел.




1.

Педагогические работники

5 чел.

5 чел.

4 чел.

1 чел.




2.

Медицинские работники*

1 чел.

1 чел.




1 чел.




3.

Административно-хозяйственный состав

1 чел.

1 чел.




1чел.




*договор будет заключен перед началом работы лагеря

План дня:

8.00 - 9.00 – подъем, утренний туалет, утренняя линейка

Всем привет! Пора, пора!

Вас приветствуем, друзья!

Все ребята собрались?

На линейку становись!

9.00-9.30 - зарядка, минутки здоровья

«Если хочешь быть здоров»

9.30 -10.00 - завтрак

Все за стол! Узнать пора,

Чем богаты повара!

10.00 -11.00 - познавательный час

«С рюкзаком за знаниями»

11.00 -12.30 – занятия по интересам

«Калейдоскоп идей»

12.30-13.00 - свободное время

«Делу время – потехе час»

13.00 -14.00 – обед

Дружно мы кричим «Ура!»

На обед идти пора!

14.00 -16.00 - час отдыха

К нам приходит тишина,

Засыпает детвора.

16.00 -17.00 – мероприятия по плану

«В кругу друзей»
17.00- 17.30 – полдник

Апельсин, банан, грейпфрут

Все на полднике нас ждут!

17.30 - 18.30 – игровой час

«Копилка игр»

19.30 - 20.30.- ужин

Вот уже в который раз

Повара встречают нас.

20.30 - 21.30 - игра – активатор

«Азбука общения»

21.30 - 22.00 - подготовка ко сну, сон

В 10 вечера отбой.

Попрощаемся с тобой.

  На бочок, и спать давай…

Рано утром не зевай…

22.00-23.00 – посиделки для родителей

План реализации программы



Мероприятие

Сроки проведения

I этап «Подготовительный» (январь – июль 2015г.)

1.

Изучение методических и нормативно-правовых материалов по подготовке и проведению летних семейных лагерей (далее по тексту ЛСЛ)

январь

2.

Изучение методической литературы по теме

«Работа с детьми с нарушением состояния здоровья»

февраль

3.

Разработка программы ЛСЛ «Лето с рюкзаком»

март

4.

Подбор педагогических кадров и обслуживающего персонала для работы в ЛСЛ

март

5.

Обучение и подготовка педагогического коллектива для работы в ЛСЛ

апрель - июнь

6.

Подготовка и проведение «круглого стола» с участниками лагеря ЛСЛ «Лето с рюкзаком»

июль

7.

Детальная разработка программы лагеря

июнь

8.

Организация и проведение набора в ЛСЛ «Лето с рюкзаком»

июнь

9.

Подготовка методической, материально-технической и хозяйственной баз ЛСЛ

май - июнь

II этап «Основной» (июль 2015г.)

1.

Проведение ЛСЛ «Лето с рюкзаком».

20-26 июля

III этап «Итоговый» (июль-сентябрь 2015г.)

1.

Составление итогового отчета о лагере-походе

июль–

сентябрь

2.

Анализ реализации программы

3.

Инвентаризация накопленного положительного опыта по реализации программы

4.

Постановка перспективных целей и задач на новый период

5.

Освещение итогов реализации программы в средствах массовой информации



4. Ожидаемые результаты

Ожидаемые результаты

Показатели эффективности

Источники получения данных

Формирование и подготовка педагогического коллектива для работы в лагере

Уровень подготовки педагогов к работе в лагере

Внутренняя статистика

Разработка тематической программы семейного лагеря

Апробация тематической программы семейного лагеря

Профессиональный анализ

Информационно-методическое и материально-техническое обеспечение лагеря

Объём и степень использования методического и информационного материала.

Материально-техническое обеспечение во время движения по маршруту и во время стоянок

Внешняя и внутренняя статистика

Формирование потребности родителей в активном семейном отдыхе

Проведение «круглого стола» с участниками лагеря «Лето с рюкзаком»

Проведение лагеря «Лето с рюкзаком»

Социологический опрос родителей

Продуктивная совместная деятельность и совместные положительные эмоциональные переживания родителей и детей

Степень позитивного взаимодействия участников лагеря

Обсуждение лагерного дня

Включённое педагогическое наблюдение

Расширение знаний родителей в области детской педагогики и психологии

Проведение игр-активаторов, ролевых игр, диспутов, дискуссий

Отзывы участников

Физическое развитие, оздоровление и закаливание участников лагеря

Проведение спортивных мероприятий, игр и состязаний

Организация режимных «здоровьеразвивающих» моментов

Внешнее и внутреннее наблюдение

Позитивные впечатления участников о лагере и настрой на дальнейшее сотрудничество

Итоговый день «Новые горизонты»

Анкетирование участников

Отзывы участников


План областной профильной смены лагеря-похода с круглосуточным пребыванием для многодетных семей, семей с детьми – инвалидами и приемных семей
1 день – «Я, ты, он, она – вместе дружная семья»

  • Организационный сбор

  • Разбивка палаточного лагеря

  • Формирование отрядов, распределение должностей

  • Церемония открытия лагеря

  • «Я, ты, он, она - вместе дружная семья» - вечер знакомств


2 день – «Семь-Я»

  • «Бодрое утро» - минутка здоровья

  • «Моя семья» - интеллектуально-познавательная игра

  • «У меня есть своя история» - конкурсно - игровая программа

  • Игровой час

  • «Разговор о важном» - игра-активатор


3 день – «Здоровье – самый ценный дар»

  • «За здоровьем с рюкзаком» - минутка здоровья

  • «Робинзонада» - спортивная игра

  • «Туризм-отдых, спорт, познание» - туристско-спортивный марафон

  • Игровой час

  • «Наше здоровье в наших руках» - игра-активатор




  1. день – «Родник души»

  • «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья» - минутка здоровья

  • «Добру откроются сердца» - час нравственности

  • «Человек! Это звучит гордо!» - игра-дискуссия

  • Игровой час

  • «Вредные привычки» - игра-активатор



5 день – «Помним, храним, дорожим»

  • «В здоровом теле – здоровый дух» - минутка здоровья

  • «Мы - патриоты» - военно-патриотическая игра

  • «Помним, храним, дорожим» - тематический вечер

  • Игровой час

  • «Умеем ли мы общаться» - игра-активатор

6 день – «Мир, в котором я живу»

  • «Ты то, что ты ешь» - минутка здоровья

  • «Шаг за шагом» - ценностно-смысловая игра

  • «Мир, в котором я живу» - виртуальное путешествие

  • Игровой час

  • «Умеем ли мы дружить» - игра-активатор

  • «Семейный костер» - церемония закрытия лагеря

7 день - «Мир, в котором я живу»

  • «Россия православная» - экскурсионная поездка в г. Муром

Ожидаемые результаты реализации программы:

Лагерь-поход «Лето с рюкзаком» поможет семьям получить эмоциональную поддержку, что приведет к ощущению собственной ценности, осознанию вечных абсолютных ценностей: Человек, Семья, Здоровье, Культура, Мир, Отечество.

Групповое общение будет способствовать приобретению навыков искреннего, свободного общения. Совместное пребывание родителей и детей на природе, смена обстановки, походные условия, новые впечатления и помощь педагогов должны помочь семьям сплотиться и улучшить взаимопонимание, узнать друг о друге в другом качестве.

В результате и родители, и дети в будущем могут сделать семейной традицией – проводить летнее время в походных условиях, получат массу положительных, незабываемых впечатлений.