|
Методы словарной работы на уроках истории в школе для глухих и слабослышащих обучающихся
МЕТОДЫ СЛОВАРНОЙ РАБОТЫ НА УРОКАХ ИСТОРИИ В ШКОЛЕ ДЛЯ ГЛУХИХ И СЛАБОСЛЫШАЩИХ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Каждый ученик в коррекционной школе должен научиться содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли. В то же время речь детей должна быть живой, непосредственной, выразительной. Большое значение в этом процессе играет активный словарь ученика. Это именно те слова, которые каждый обучающийся, осознанно включает в свои ответы на задания по пр.
На уроках истории преподаватель формирует основные исторические понятия. «Овладение историческими понятиями означает усвоение учащимися наиболее важных специфических признаков исторических фактов, отражение в их сознании исторических событий и явлений…Исторические понятия – это стержень системы научных знаний».
Одной из важной формой работы над историческими понятиями на уроках истории является словарная работа с опорой на учебник. Не только учитель объясняет новые термины-понятия, трудные слова и выражения, но и предлагает подобного рода задания учащимся для самостоятельной работы. С этой целью на уроках ведется так называемый "Свиток времени" - рабочий плакат виде длинной вертикальной ленты, на которую на каждом уроке учащиеся дописывают новые понятия. Для такой работы, используя информационно-коммуникативные технологии, заранее подготавливаются файлы на электронных носителях, содержащие новые термины и наглядные изображения, варианты описания понятий.
Конечно, словарная работа является целой системой по обогащению и развитию речи слабослышащих детей на уроках истории. Это система делится на разделы: объяснение нового словаря, закрепление словаря, включение его в речевую практику, лексические и лексико-стилистические упражнения. Легче всего учащимися усваиваются понятия, отражающие конкретные события истории и имеющие опору на наглядно-чувственный опыт ребенка (например, исторические памятники). [2, с.21] На примере памятника Кириллу и Мефодию в Москве усваиваем такие важные понятия как монумент, письменность, православие, азбука. Сам памятник состоит из постамента и двух статуй - братьев стоящих рядом в полный рост. В руках Мефодий и Кирилл держат главные атрибуты православия - крест и Святое Писание. Придя с религиозной миссией в славянские земли, они совершили великое деяние для развития культуры и науки, которое невозможно переоценить, - составили старославянскую азбуку. Они - это братья, Кирилл и Мефодий. Памятники им стоят по всей России и в городах стран бывшего СССР: Ханты-Мансийске, Самаре, Севастополе, Одессе, Киеве, Мурманске и Москве. С помощью программы Power Point можно создавать презентации с использованием фотографий памятников и описаниями этих объектов. Сами учащиеся могут составить презентацию, овладев навыками работы с этой программой. Готовая продукция позволяет отказаться от всех остальных видов наглядности и максимально сосредоточить внимание учителя на ходе урока.
Понятия, отражающие имущественные социальное положение людей, вызывают затруднения в определении статуса человека. Изучая эти термины на уроках истории, учитель обращается к историческим документам. Чтобы объяснить новые термины «помещик» и «крепостные крестьяне", необходимо поработать с документами о жестоком обращении с крестьянами помещицы Салтыковой.
Разобрав этот документ, учащиеся делают краткий вывод, что имущественное и социальное положение крепостных крестьян и помещиков сильно отличались. Используя, определенные файлы персонального компьютера, учитель наглядно показывает неравное отношение этих социальных категорий.
Определенные сложности вызывают понятия, характеризующие власть, политическое положение людей, общественные отношения. Например, слово «царизм» - царский режим, политический строй монархии во главе с царем. Изучая это историческое понятие необходимо построить генеалогическое дерево династии Романовых, объяснить основные особенности царской власти в России, сделать краткие сообщения о наиболее ярких представителях власти.
Самыми сложными для усвоения являются понятия обществоведческого характера. Эти понятия обладают наиболее высоким уровнем обобщения. Давая определение термину государство, необходимо поработать с разными словарями используя интернет ресурсы и библиотечные издания. И в завершении работы сами учащиеся выводят свое определение с опорой на разные исторические источники.
Список использованной литературы:
1. Методика преподавания истории в средней школе: Учеб. Пособие для студентов пед. Институтов / Под ред. С.А. Ежова и др. М.,1986.
1. Изучение исторического и обществоведческого материала в старших классах вспомогательной школы/Сост. Б.П. Пузанов. М., 1986.
2. Толковый словарь / Сост. Д.Н. Ушаков. М., 2008-2009.
|
|
|