План-конспект занятия по истории
с использованием интерактивной системы голосования VOTUM
по теме: «Древнейшие люди».
Учитель: Гусева Анна Владимировна
ОУ: МОУ «СОШ №12» г. Магнитогорска
Учебник: Вигасин А.А. История Древнего мира 5 класс М.: Просвещение 2011г.
Цель: Сформировать понимание учащихся о том, что способность людей трудиться поставила древнейших людей в более выгодное положение по сравнению с другим животным миром, помогла выжить.
Задачи:
-
Продолжить формирование умений пересказывать содержание текста учебника, работать с ним, анализировать.
Работать с исторической картой.
Уместно употреблять исторические термины, объяснять их значение.
Развитие познавательного интереса учащихся;
-
Воспитание чувства сопричастности к человеческой истории, уважения и интереса к истории в целом.
Формировать умение работать с новыми компьютерными технологиями, типа системы голосования VOTUM.
Понятия и термины: прародина, первобытные люди, орудие труда, рубило, палка-копалка, дубина, охота, собирательство.
Тип урока: комбинированный.
Формы работы: индивидуальная и групповая работа.
Оборудование и материал: компьютер, проектор, интерактивная система голосования VOTUM, карта мира, таблица по теме: «Теория происхождения человека от обезьяны», гипсовая копия головы древнего человека. Карточки для проверки д/з. Документальный фильм по теме: «Овладение огнем» - 3 мин.
Ход урока
I. Орг.момент
II. Проверка д/з
1 Карточка.
Как ученые узнают о жизни людей в далеком прошлом?
Вспомогательные слова: археолог, артефакты, исторический источник.
2 Карточка (с римскими цифрами)
Напишите арабскими цифрами: X, V, XII, XIX, III вв.
Какой век составляет 137 г., 1721 г., 313 г., 1550 г., 76 г.
Фронтальная беседа с классом по вопросам:
Дайте определение понятию «Всеобщая история».
Как называется первая часть Всемирной истории?
Что изучает История Древнего Мира?
Проверка карточки №1 вслух.
III. Изучение нового материала
Итак, мы выяснили, что с помощью археологии и других важнейших исторических источников ученые получают научную информацию о прошлом. Изучение Истории Древнего мира мы начнем со знакомства с жизнью первобытных людей.
Просмотр презентации «Древнейшие люди» с последовательным анализом слайдов по плану:
Облик наших далеких предков.
Орудия труда
Собирательство и охота
Овладение огнем
У всех народов мира есть свое настоящее и прошлое. Каждый человек хочет знать, откуда взялись и как жили его предки. Знание истории помогает людям жить. Какие теории происхождения человека на земле вы знаете? Согласно научным данным первобытные люди появились на Земле около 2 млн. лет назад. Люди произошли от обезьян, от тех, что давно вымерли, а их кости сохранились в Земле.
Смотрите стр.8-9 учебника: иллюстрации
На кого похожи изображенные на иллюстрациях люди? – на обезьян
По каким признакам вы это определили? – осанка, лицо.
Посмотрите, у меня на столе стоит гипсовая копия головы древнего человека: Какие внешние особенности древнейшего человека от современного человека вы можете назвать?
Продолжаем работать с иллюстрациями учебника: Во что одет древнейший человек?
Как вы думаете, что делает человек, который сидит на камне?
- делает орудие труда – чтение пункта учебника об изготовлении орудия труда древнейшим человеком.
Вывод по прочитанному: Умение изготавливать орудия труда – гл. отличие человека от обезьяны.
Посмотрите, что делают люди около деревьев?- собирают плоды, выкапывают корешки
Так, кроме изготовления орудий труда древнейший человек занимался собирательством.
См. стр. 9. что делают эти люди? – охотятся
Какие орудия охоты вы видите на иллюстрации учебника? – деревянные копья, дубины.
- рассказ о способах охоты.
Расселение первобытных людей в северных районах
Почему люди смогли выжить в холодных странах?
- огонь, одежда (звериные шкуры), жилище (пещеры, землянки, шалаши из веток деревьев, костей и шкур животных) СМ. СТР. 13
Где брали кости и шкуры? – охота
ВЫВОД:
ОХОТА И СОБИРАТЕЛЬСТВО – ГЛАВНЫЕ ЗАНЯТИЯ ДРЕВНЕЙШЕГО ЧЕЛОВЕКА
Как вы думаете, человек смог «приручить» огонь?
Просмотр фильма о том, как люди овладели огнем
А зачем нужен огонь? – пища, тепло, защита.
Упражнение: Положите карандашик между ладошками и сильно разотрите. Что вы чувствуете? Так если настойчиво и продолжительно тереть сухие деревянные палочки друг о друга, то можно получить огонь. Это было очень трудно, поэтому огонь берегли в очаге, дежурный поддерживал его, если огонь гас, то виновника наказывали очень жестоко, его изгоняли из племени.
Основные понятия темы записаны в тетрадь:
Человеческое стадо – первый коллектив людей.
Орудия труда – это то, чем человек работает.
Присваивающее хозяйство – хозяйство, при котором человек пользуется тем, что дает природа.
IV. Закрепление изученного с помощью интерактивной системы голосования VOTUM. учащим предлагается оценить занятие по следующим вопросам ( используется режим «Опрос» системы VOTUM):
Регистрация пультов учащихся. Учащим предлагается ответить на следующие вопросы (используется режим «Опрос» системы VOTUM):
Упражнение «ДА – НЕТ»
Древние люди появились более 1 млн.л.т.н.
-
У древних людей руки свисали ниже колен
Они ходили прямо
Жили древние люди стадами
Люди умели разговаривать
-
Древние люди жили в холодных странах
Люди занимались охотой и собирательством.
V. Подведение итогов урока. Выставление оценок за урок.
VI. Домашнее задание.
Параграф 1 учебника.
Выучить определения основных понятий урока.
Рабочая тетрадь с печатной основой: задания №1, 2, 3.
|