|
Урок по теме: «Файлы и файловая система»
Открытый урок по теме: «Файлы и файловая система»
Цели урока:
Обучающая:
познакомить с понятиями файл, его характеристиками, файловая система
Развивающая:
Воспитательная
воспитание информационной культуры учащихся, внимательности, аккуратности, дисциплинированности, усидчивости.
Оборудование:
ПК;
Интерактивная доска
мультимедийный проектор и экран;
презентация;
раздаточный материал;
словарь Ожегова;
новогодняя ель с игрушками;
новогодние открытки (для проведения рефлексии + для «подарков» )
папка (скоросшиватель) с файлами.
План урока:
I. Организационный момент 1 мин
II. Актуализация знаний. Повторение. 7 мин
III. Изучение нового материала 20
IV. Закрепление 8
V. Домашнее задание 2
VI. Итог урока 2 мин
Ход урока
Организационный момент
- Здравствуйте!
К Вам информатика пришла
В мир знаний смело повела
Сегодня свой урок для Вас
Алдынай Андреевна даст
Я рада нашей встречи с Вами
Надеюсь будем мы друзьями
Друг другу смело помогайте
В мир знаний смело Вы шагайте!
II. Актуализация знаний. Повторение. 5 мин
Отгадать кроссворд по теме «Устройство компьютера». Презентация
Откройте тетради, запишите дату и тему урока.
Тема нашего урока: «Файлы. Файловая система».
-Как Вы думаете, что мы будем делать на уроке? Что нового мы узнаем? (учащиеся отвечают)
III. Объяснение нового материала (ведется с помощью презентации)
Посмотрите, что у меня в руках? (учитель показывает папку с файлами)
Что включает в себя папка?
Итак, давайте разберемся, что же такое файл?
Понятие файла является базовым в курсе информатики, поэтому вы четко должны усвоить понятия: файл, имя файла, расширение файла, параметры файла.
Итак, запишем определение файла.
Файл – это поименованная область внешней памяти.
Как вы думаете, сколько находиться на компьютере файлов?
Как же из этого множества мы найдем именно нужный нам файл? (учащиеся отвечают)
Итак, нужно знать полное имя файла и где этот файл находится.
Имя файла состоит из двух частей, разделенных точкой: собственно имя файла и расширение, определяющее его тип (программа, данные и т. д.). Собственно имя файлу дает пользователь, а тип файла обычно задается программой автоматически при его создании.
Расширение – это совокупность трех букв латинского алфавита, задается программой, в которой создан данный файл. Давайте рассмотрим в таблице распространенные типы файлов и соответствующие им расширения.
По типу файла можно судить о том, какого вида данные в нём содержатся: текст, графика, звук или программа.
Символы, которые не может содержать имя файл: (слайд 5)
/ \ : * ? « < > |
Для каждого типа данных есть свой значок.
Давайте подведем итог вышесказанному, имя файла должно включать … (учащиеся отвечают)
Теперь давайте вспомним на Рабочем столе может находится один, два, десять файлов, а если у пользователя тысяча файлов. Как быть?
Вот для этого и была создана файловая система.
Для того чтобы свободно ориентироваться в таком количестве файлов их необходимо организовать или упорядочить. Упорядочиванием файлов на диске занимается файловая структура.
Файловая система - это совокупность файлов на диске и взаимосвязей между ними. Каждый диск имеет логическое имя, обозначается латинской буквой со знаком двоеточия: А: В: - гибкие диски, С: D: Е: - жесткие, оптические диски. Папка (каталог) верхнего уровня для диска является корневой папкой или каталогом, которая обозначается добавлением к имени диска наклоненной влево косой чертой \ (обратного слэша), например С:\.
Файловые структуры бывают одноуровневыми и многоуровневыми (иерархическими).(слайд 15)
У меня есть диск, на котором записаны одни файлы (продемонстрировать). Такая система расположения файлов называется одноуровневой (Одноуровневая файловая система – это простая последовательность файлов)
Примеры одноуровневой файловой системы:
Многоуровневая (иерархическая) система представляет собой систему вложенных папок. В каждой папке могут храниться папки нижнего уровня и файлы. Например, шкаф с выдвижными ящиками для документов.
Для того чтобы найти файл в иерархической файловой структуре необходимо указать путь к файлу. Путь к файлу (слайд 16)начинается с логического имени диска, затем записывается последовательность имен вложенных друг в друга папок, в последней из которых содержится нужный файл. Имена диска и папок записываются через разделитель \.
Путь к файлу вместе с именем файла называют полным именем файла.
Примеры многоуровневой файловой системы (дерево каталогов):
Примеры полных имен файлов: (слайд 17)
C:\Рефераты\Физика\Оптические явления.doc
C:\Рефераты\Информатика\Интернет.doc
C:\Рефераты\Информатика\Компьютерные вирусы.doc
C:\Рисунки\Закат.jpg
C:\Рисунки\ Зима.jpg
Назовите в каждой записи корневой каталог, вложенные папки, имена файлов.
- В чем разница папки и файла, может быть кто-то знает?
Давайте составим полное имя файла.
IV. Закрепление изученного материала
Учащиеся выполняют следующие задания (Используется презентация к уроку)
Ну а теперь проверим, как Вы усвоили новый материал.
Что имя файла должно обязательно включать?
Какие символы нельзя использовать при создании файлов?
Задание 2 учащиеся выполняют по группам.
Итак, текстовые файлы имеют какие расширения?
А графические файлы?
Звуковые файлы имеют расширения…
Задание 3 учащиеся выполняют по группам.
Подведем итог, чем отличается имя папки от файла?
Сейчас мы с Вами выполним практическую работу на компьютере. Пока компьютер включается, я Вам поясню задание.
2.Выполнить задание на компьютере
Практическое задание «Файлы и файловая система»
-
Создать на Рабочем столе папку «Школа»
Сделать правой кнопкой мыши щелчок
Из появившегося меню выбрать пункт «Создать» -- «Папку»
Дать название полученной папке «Школа»
Внутри папки «Школа» создать папку «8 класс».
-
Создать текстовый документ с именем «Информатика».
Сделать правой кнопкой мыши щелчок
Из появившегося меню выбрать пункт «Создать» -- «Текстовый документ»
Дать название полученному документу «Информатика»
Открыть документ Информатика и набрать текст «Файлы и файловая система»
Бланк оценок
Задание 1
|
Задание 2
|
Задание 3
|
Задание4
|
Задание4
|
Практич. работа
|
Итоговая оценка
|
|
|
|
|
|
|
|
Подводим итог теста.
Поднимите руку, кто поставил себе оценку «удовлетворительно», «хорошо», «отлично»
V. Домашнее задание
Выучить определения. Придумать имена файлов. 5 примера.
VI. Итог урока. Рефлексия
Рефлексия
Ученики пересаживаются за столы теоретических занятий, и, просматривая записи в тетради и вспоминая материал урока, ставят себе отметку за весь урок в зависимости от промежуточных результатов и общего понимания изученного материала. Если за каждый этап урока были поставлены «пятерки» и не более одной «четверки», то можно поставить «пять». Далее – в зависимости от имеющихся отметок. Те, у кого нет трех текущих отметок, оценку за урок не ставят, а на следующем уроке получат индивидуальное задание, выполнение которого будет оценено учителем.
После выставления отметок учитель спрашивает учащихся о том, что для них было наиболее трудным на этом уроке, и как они справлялись с трудностями, что они считают наиболее полезным для себя, что наиболее запомнилось.
Выставление отметок в журнал и дневники
Сообщение темы следующего урока
Дополнительные задания:
Задание*
Записать полные имена файлов
Бланк оценок
Зад1
|
Зад2
|
Зад3
|
Зад4
|
Зад5
|
Зад6
|
Зад7
|
Зад8
|
Практич. работа
|
Итоговая оценка
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Бланк оценок
Зад1
|
Зад2
|
Зад3
|
Зад4
|
Зад5
|
Зад6
|
Зад7
|
Зад8
|
Практич. работа
|
Итоговая оценка
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Бланк оценок
Зад1
|
Зад2
|
Зад3
|
Зад4
|
Зад5
|
Зад6
|
Зад7
|
Зад8
|
Практич. работа
|
Итоговая оценка
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Бланк оценок
Зад1
|
Зад2
|
Зад3
|
Зад4
|
Зад5
|
Зад6
|
Зад7
|
Зад8
|
Практич. работа
|
Итоговая оценка
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Бланк оценок
Зад1
|
Зад2
|
Зад3
|
Зад4
|
Зад5
|
Зад6
|
Зад7
|
Зад8
|
Практич. работа
|
Итоговая оценка
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Бланк оценок
Зад1
|
Зад2
|
Зад3
|
Зад4
|
Зад5
|
Зад6
|
Зад7
|
Зад8
|
Практич. работа
|
Итоговая оценка
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Выполнить задание на компьютере
Практическое задание «Файлы и файловая система»
-
Создать на Рабочем столе папку «Школа»
Сделать правой кнопкой мыши щелчок
Из появившегося меню выбрать пункт «Создать» -- «Папку»
Дать название полученной папке «Школа»
Внутри папки «Школа» создать папку «8 класс».
-
Создать текстовый документ с именем «Информатика».
Сделать правой кнопкой мыши щелчок
Из появившегося меню выбрать пункт «Создать» -- «Текстовый документ»
Дать название полученному документу «Информатика»
Открыть документ Информатика и набрать текст «Файлы и файловая система»
Выполнить задание на компьютере
Практическое задание «Файлы и файловая система»
-
Создать на Рабочем столе папку «Школа»
Сделать правой кнопкой мыши щелчок
Из появившегося меню выбрать пункт «Создать» -- «Папку»
Дать название полученной папке «Школа»
Внутри папки «Школа» создать папку «8 класс».
-
Создать текстовый документ с именем «Информатика».
Сделать правой кнопкой мыши щелчок
Из появившегося меню выбрать пункт «Создать» -- «Текстовый документ»
Дать название полученному документу «Информатика»
Открыть документ Информатика и набрать текст «Файлы и файловая система»
Выполнить задание на компьютере
Практическое задание «Файлы и файловая система»
-
Создать на Рабочем столе папку «Школа»
Сделать правой кнопкой мыши щелчок
Из появившегося меню выбрать пункт «Создать» -- «Папку»
Дать название полученной папке «Школа»
Внутри папки «Школа» создать папку «8 класс».
-
Создать текстовый документ с именем «Информатика».
Сделать правой кнопкой мыши щелчок
Из появившегося меню выбрать пункт «Создать» -- «Текстовый документ»
Дать название полученному документу «Информатика»
Открыть документ Информатика и набрать текст «Файлы и файловая система»
|
|
|