|
«Мебель. Части мебели, её назначение»
Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим и развитию речи в старшей группе для детей с ЗПР по теме: «Мебель. Части мебели, её назначение»
Цель: повторять обобщающее понятие «Мебель» и ее назначение
Задачи:
Коррекционно-образовательные: продолжать знакомство детей с предметами мебели, учить правильно называть обобщающее понятие «мебель», знакомить с назначением мебели, материалами, учить образовывать прилагательные от существительных, учить отгадывать загадки
Коррекционно-развивающие: развитие пространственной ориентировки, развитие мышления, мелкой моторики, расширение и обогащение словаря
Коррекционно-воспитательные: воспитывать бережное отношение к предметам мебели, уходу за мебелью, учить слушать инструкцию педагога и выполнять предложенные задания.
Оборудование: демонстрационные картинки, изображающие мебель, предметы игрушечной мебели, полоски для фланелеграфа, палочки для выкладывания мебели, картон, раздаточные картинки с мебелью.
Ход занятия
Этапы
|
Деятельность педагога и детей
|
Примечание
|
Организационный момент
|
- Повернитесь и посмотрите, к нам сегодня пришли гости. Сейчас сядет тот, кто ответит на вопрос:
- Что находится вверху? Внизу? Кто стоит справа, слева от тебя? И т.д.
|
Стульчики располагаются полукругом в середине группы. Дети сидят спиной к гостям.
|
Загадки про мебель
|
- Я загадываю загадки, вы внимательно слушаете и постараетесь отгадать:
А) Везде найдёшь предмет ты этот
На нем работать, отдыхать
Удобней, чем на табурете
Его названье как не знать!
Смотри, у этого предмета
Есть спинка, ножки и сиденье
А от тебя я жду ответа
Про что мое стихотворенье? (стул)
Б) По ногам во сне Ванятка
До того задремлет сладко,
Что не хочется вставать
Что за штука я ? (кровать)
- Вам понятно, кто такой Ванятка? (мальчик Ваня)
В) Под крышей четыре ножки.
На крыше суп да ложки (стол)
|
За ширмой находятся предметы-отгадки (игрушечный стол, стул. Кровать). По мере отгадывания предметы выставляются на демонстрационный стол
|
Обобщающее понятие
|
- Назовите одним словом, что это? (мебель)
|
Учитель показывает на отгаданные предметы.
|
Словарная работа
|
Каждый правильно произносит слово «мебель»
|
Учитель добивается правильного произнесения слова
|
Беседа про мебель
|
- Какую мебель вы еще знаете? (шкаф, тумбочка табурет и др.)
- Назовите, какая мебель находится у нас в группе? (шкаф, стол – столы, стулья и т.д.)
- Еще раз, что вы сейчас называли7 (мебель)
|
По мере называния мебели детьми педагог выставляет демонстрационные картинки на мольберте
|
Части мебели и ее назначение
|
- Что это? (стол)
- Что есть у стола, какие части? (4 ножки, столешница)
- Для чего нужен стол?
Аналогично называют части стула, кровати, шкафа.
|
Демонстрируется игрушечная мебель
|
Рассказ учителя и образование прилагательных от существительных
|
- Мебель изготавливают на мебельной фабрике.
- Из чего делают мебель? (из дерева)
- Мебель из дерева какая? (деревянная)
- Делает ее столяр, затем с фабрики мебель везут в специальные магазины. Какие? (мебельные магазины) И там продают людям.
Вопросы детям: Кто делает мебель?
- Где изготавливают мебель?
- Из чего делают?
- Куда развозят?
|
Педагог следит за правильным употреблением слов в речи детей
|
Физкультминутка
|
А) Пальчиковая гимнастика:
Стул Ножки, спинка и сиденье – вот вам стул на удивленье (2 раза, сначала с правой, затем с левой рукой)
Стол У стола четыре ножки; Сверху крышка, как ладошка.
Б) Общеразвивающая
Мы играем на гармошке
Громко хлопаем в ладошки
Головой слегка качаем
Руки кверху поднимаем.
Наши ручки хлоп-хлоп.
Наши ножки топ-топ
Вниз ладошки опускаем
Отдыхаем, отдыхаем.
|
Педагог следит, чтобы все дети старались повторить четко движения и слова
|
Выкладывание фигур из палочек
|
- сейчас мы попробуем выложить предметы мебели из палочек.
-выкладывать будем слева-направо, спинки у всех прямые, красивые.
Учитель выкладывает на фланелеграфе стол, дети смотрят, угадывают предмет, затем самостоятельно каждый у себя на столе выкладывает по образцу. Аналогично выкладываются стул и кровать
|
После физминутки дети берут свои стульчики и рассаживаются за столы.
В ходе самостоятельного выполнения детьми учитель ходит, проверяет и помогает детям.
|
Игра «Назови ласково»
|
По выложенным картинкам поиграем в игру «Назови ласково»
- У меня большой стол, а у вас маленький…столик
- Стул - …
- Кровать - …
Шкаф, полка, диван.
Палочки сложили в коробочки. Картон отодвинули на край стола и взяли картинки.
|
|
Итог
|
- У каждого картинка, на которой нарисована мебель. Вы называете ее и для чего она нужна?
- Что вы сейчас назвали? (мебель)
- Из чего делают?
- Для чего нужна? (чтобы было удобно)
- Что делали сегодня?
- Что больше всего понравилось?
- Все работали хорошо, занятие окончено. Попрощайтесь с нашими гостями.
|
Каждый ребенок называет свою картинку и ее назначение.
|
|
|
|