|
«Отыскание части от целого и целого по его части»
Тема урока: «Отыскание части от целого и целого по его части»
Тип урока: Изучение нового материала
Цель:
Образовательная: формирование умений и навыков на нахождение части от целого и целого по его части.
Воспитательная: формирование интереса к предмету, воспитание чувства коллективизма, ответственности за результаты своей работы.
Развивающая: умение сопоставлять и сравнивать, делать самостоятельные выводы.
Ожидаемые результаты:
Ход урока.
-
Отправляемся в кругосветное путешествие вместе со знаменитым мореплавателем прошлого – первооткрывателем новых земель, Христофором Колумба. Он совершил выдающиеся географические открытия. Однако первооткрывателей было значительно больше. На протяжении ряда веков на лошадях и верблюдах, морских судах, а где и просто пешком они совершили столько путешествий, что для их изображения потребовалось бы не одна карта. (слайд 2). Христофор Колумб предпринял 4 исследовательских экспедиций.
1 путешествие: Мы вместе с Христофором Колумба отправляемся в путь.
Итак 1492 год. Христофор Колумб отправляется в первую экспедицию, вывел корабли из гавани г. Парос-де-ла-Фронтера. Он снарядил 3 судна – «Санта-Мария» (флагман), «Пинта» и «Нинья». В команду вошло всего 90 человек. (слайд 3)
Разминка:
Этапы
1 задания
|
Деятельность учителя
|
Деятельность учащихся
|
1.
|
Разбивает учащихся на группы
|
Рассаживаются на группы.
|
2.
|
Раздача заданий по группам.
|
Обрабатывают полученную информацию.
|
3.
|
Контроль за ходом работы групп.
|
Активный поиск решения.
|
Задания:
1 группа:
Задание
|
Ответ
|
Найдите половину числа 48.
|
|
Чему равна треть числа 60?
|
|
Найдите четверть часа.
|
|
Чему равна половина метра ?
|
|
Найдите восьмую часть 80.
|
|
2 группа:
|
Задание
|
Ответ
|
1.
|
Найдите 1/2 от 48.
|
|
2.
|
Найдите1/3 от 60.
|
|
3.
|
Найдите 1/4 часа.
|
|
4.
|
Найдите1/2метра?
|
|
5.
|
Найдите 1/8 от 80.
|
|
3 группа:
|
Задание
|
Ответ
|
1.
|
Сколько граммов в половине килограмма?
|
|
2.
|
Сколько сантиметров в четверти метра?
|
|
3.
|
Найдите треть часа.
|
|
4.
|
Сколько граммов в пятой части килограмма?
|
|
5.
|
Сколько минут составляет десятая часть часа?
|
|
4 группа:
|
Задание
|
Ответ
|
1.
|
Найдите ½ килограмма.
|
|
2.
|
Найдите 1/4 метра.
|
|
3.
|
Найдите 1/3 часа.
|
|
4.
|
Найдите 1/5 часть килограмма.
|
|
5.
|
Найдите 1/10 часа?
|
|
Ребята 1и 2, 3 и 4 групп сверяют свои ответы (Слайд 4 и 5)и выясняют, что дробь и половина означает одно и тоже.
Ребята! Что чаще мы употребляем в повседневной жизни или половина?
На пути экспедиции было много препятствий. Стали появляться пучки зеленых водорослей. Постепенно их становилось все больше. Чтобы преодолеть это препятствие, нужна ваша помощь.
-
Этапы
2 задания
|
Деятельность учителя
|
Деятельность учащихся
|
2.
|
Раздача заданий по группам.
|
Обрабатывают полученную информацию.
|
3.
|
Контроль за ходом работы групп.
|
Активный поиск решения.
|
4.
|
Проверяет, опираясь на слайд 6.
|
По результатам ответов, соответствующие заданиям, составляют картинку.
|
Задания оформляются в виде лото. Открытки с заданиями «Америка», «Остров Гаити», «Багамские острова» и «Куба» разрезаются на кусочки. Учащиеся решают задания и сопоставляют верные ответы. В результате должны получится картинки.
Задания для групп: 1)Выразите в минутах: а) половину часа; б) треть часа; в) четверть часа; г) долю часа; д) долю часа; е) долю часа.
2) Выразите в часах: а) 1 минуту; б) 3 минуты; в) 18 минут; г) 25 минут; д) 10 минут: е) 15 минут.
3) Какую часть года составляет: а) 1 месяц; б) 4 месяца; в) 6 месяцев; г) 7 месяцев; д) 12 месяцев; е) 18 месяцев?
4) Выразите в метрах: а) 1 дм; б) 2 дм; в) 4 дм; г)5 дм; д) 7 дм; е) 9 дм.
С этим заданием вы справились. Экспедиция это странное водное пространство прошла за три недели. Сопоставляя верные ответы с номером задания вы узнаете, что в ходе экспедиции было открыто. Была «открыта» «Америка», «Остров Гаити» (Эспаньола), «Багамские острова», «Куба».
2 путешествие. 1493 год – В ходе экспедиции осуществлено полное покорение Эспаньолы. Проложен наиболее удобный морской путь в Вест-Индию. Открыты Малые Антильские острова, Виргинские острова, острова Пуэрто-Рико, Ямайка.
Испанцы высадились на западном берегу большого острова Пуэрто-Рико.
В 1494 — Колумб совершил поход внутрь острова. Тем временем в городе Изабелле из-за жары испортилась большая часть съестных припасов, и Колумб решил оставить на острове часть кораблей и людей, а остальных отправить в Испанию.
3 задание по группам:
Задача 1: Христофор Колумб оставил на острове 5 кораблей, что составило 1/3 часть всех кораблей. Сколько было всего кораблей ?
Задача 2: Всего было 15 кораблей. Христофор Колумб оставил на острове 1/3 часть. Сколько кораблей было оставлено?
Задача 3: Христофор Колумб оставил на острове 500 человек, что составило 1/5 часть всех членов команды. Сколько было всего людей на корабле?
Задача 4: Всего на корабле было 2500 человек. Христофор Колумб оставил на острове 1/5 часть. Сколько людей оставил на острове?
Ответьте на вопросы: (слайд 9)
Какая величина принята за целое в каждой задаче?
-
В какой из задач эта величина известна, а в какой - нет?
В какой из задач требуется найти часть от целого, а в какой – целое по его части?
Ребята! Скажите пожалуйста, какова тема урока? Учащиеся от каждой группы отвечают на вопросы. Тему урока и решение записывают в тетрадь.
3 путешествие: На третью экспедицию средств удалось найти немного, и с Колумбом отправилось лишь шесть небольших кораблей и около 300 человек команды.
Во время третьей экспедиции были открыты острова… Чтобы узнать какие острова были открыты, надо выполнить следующее задание. (Тринидад и Тобаго).
4 задание: Вычислить и заполнить таблицу.
1 и 2 группам:
Найдите: Н. от 51; А. от 33; И. от 72;
Д. от 16; Р. от 24; Т. от 35.
3 и 4 группам:
Найдите число, если
Б. его равны 36; Т. его равны 16; О. его равны 45;
А. его равны 8; Г. его равны 24.
Сверяют свои ответы (слайд 10)
Вывод:
В каких из заданий находили часть от целого и целое по его части?
Учащиеся делают вывод и записывают в тетрадь правило. (слайд 11)
Итог урока.
Домашнее задание §20. (слайд 12)
а) составить две задачи на нахождение целого по его части.
б) составить две задачи на нахождение части от целого.
|
|
|