Главная страница

Развитие пространственной ориентировки у детей с нарушением зрения. Составил учитель-дефектолог гбдоу №2


Скачать 93.68 Kb.
Название Развитие пространственной ориентировки у детей с нарушением зрения. Составил учитель-дефектолог гбдоу №2
Дата 13.03.2016
Размер 93.68 Kb.
Тип Документы

Развитие пространственной ориентировки у детей с нарушением зрения.

Составил учитель-дефектолог ГБДОУ № 2

Овчинникова Л.В.

Считается, что зрение дает человеку до 90 % всей информации об окружающем мире. В процессе восприятия окружающего мира с помощью зрения мы узнаем о форме, величине, цвете предметов, их пространственном расположении и степени их удаленности.

Особенности пространственного восприятия детей с нарушением зрения.

  • ограниченные возможности практической ориентировки

  • затруднения в словесных обозначениях пространственных отношений

  • затруднения в выделении объемных предметов, определении расстояния и удаленности.

  • ошибки определения детьми формы, величины, пространственного расположения предметов.

Одной из наиболее актуальных проблем обучения и воспитания детей с нарушением зрения была и остается проблема ориентировки в пространстве.

В понятие пространственной ориентации входит оценка расстояний, размеров, формы, взаимного положения предметов и их положения относительно ориентирующегося.

Пространственная ориентировка осуществляется на основе непосредственного восприятия пространства и словесного обозначения пространственных категорий (местоположения, удаленности, пространственных отношений между предметами).
Многочисленные исследования показали, что дети с нарушением зрения самостоятельно не могут овладеть навыками пространственной ориентировки, а нуждаются в систематическом целенаправленном обучении.
Работа по развитию ориентировки в пространстве ведется тифлопедагогом совместно с другими специалистами:

■ воспитатель закрепляет и совершенствует те способы

и приемы познания окружающего мира, умения ориентироваться в нем, которые сформированы у детей на занятиях тифлопедагога, учит пользоваться этими способами и приемами в самостоятельной деятельности (игровой, учебной, бытовой);

  • инструктор по физкультуре закрепляет умение ориентироваться в пространстве, дополняя зрительное восприятие пространства двигательными ощущениями.

Такие признаки пространства, как глубина, объем, протяженность, расстояние, дети познают в процессе активного передвижения.

■ логопед формирует у детей прочные связи слов, обозначающих пространственные признаки предметов с их чувственным восприятием;

Только при точном использовании ребенком таких обозначений, как: далеко-близко, слева-справа и т. д. можно утверждать, что ребенок относительно адекватно отражает окружающее пространство.

На занятиях любого специалиста все действия детей по выделению пространственных признаков и определению пространственных направлений должны сопровождаться их словесными обозначениями. Именно на основе полисенсорного восприятия пространства, закрепленного в слове, у ребят создается обобщенный образ пространства.

музыкальный руководитель упражняет детей в узнавании местоположения людей, предметов по звуковой характеристике, развивает слуховое восприятие.

С целью развития возможностей слухового анализатора при ориентировке в пространстве рекомендуют проводить такие игры и упражнения, как: «С какой стороны от тебя звучит?», «Найди звучащий предмет», «Узнай по звукам, в каком помещении ты находишься», «Мир вокруг нас в звуках», «В какую сторону от тебя движется звучащий предмет?». Для развития слухового восприятия полезно также учить детей различать по звуку музыкальные и озвученные игрушки в играх и упражнениях «Что звучало?», «Найди игрушку, которая звучала». Требуется не только узнать игрушку по характерному для нее звуку, но и найти ее среди других, обозначить словом ее пространственное расположение (по отношению к другим игрушкам и «от себя»).

Обучение ориентировке в пространстве включает ряд этапов.

Каждый этап представляет серию усложняющихся заданий. Работа начинается с уровня тела, переходя к ориентировке в пространстве «от себя», «от предмета»; на плоскости листа; заканчивается ориентировкой по схеме изображенного пространства.

Этапы обучения ориентировки в пространстве детей с нарушением зрения:

Обучение ориентировке в 3х мерном пространстве.

1 этап на себе. На первоначальном этапе обучаем различать и называть части своего тела. Начинают обучение с выделения симметричных частей тела и обозначение их словами право, лево. Особые трудности дети испытывают при дифференциации правой, левой руки. Формирование этих представлений начинается с называния обеих рук одновременно, в речи подчеркивая различие функций. Далее переходим к формированию понятий о несимметричных частях тела (между, в середине, в центре). При обучении ориентировке на собственном теле используются следующие приемы: зрительно - осязательное обследование ребенком своего тела; рассматривание себя в зеркале; нахождение и называние частей своего тела; соотнесение ребенком частей своего тела с телом другого ребенка; словесное обозначение их пространственного расположения; зрительно -осязательное обследование ребенком куклы: выделение и называние частей ее тела; словесное обозначение их расположения.

Особое внимание уделяется умению детей различать правую и левую стороны «на себе», так как ориентировка именно в этих направлениях является необходимой основой освоения не только своего тела, но и пространства вокруг себя.

2 этап от себя. Формирование ориентировки в пространстве по основным направлениям. Различаемое ребенком направление пространства связывается с представлением о сторонах собственного тела. При развитии ориентировки в пространстве необходимо выделять различные ориентиры (световые, цветовые, звуковые, тактильные) и двигательные ощущения.

Используются задания, в которых необходимо воспроизведение направлений по называнию, самостоятельное обозначение их словами, показ направлений из статического положения. Передвижение в указанном направлении, переход к их различению в процессе ходьбы и бега. Усложнение: увеличение количества предметов, увеличение удаленности предметов от ребенка. Необходимо широко использовать упражнения, требующие дифференцировки основных пространственных направлений в процессе передвижения. В конце игры обязательно требуем от ребенка дать словесный отчет. Усложнение: увеличение площади пространства, увеличение темпа выполнения задания. В обучении детей с нарушением зрения большое внимание следует уделять упражнениям в зрительной оценке расстояний между предметами или удаленности их «от себя». Сложность выполнения подобных заданий заключается в том, что особенности монокулярного зрения не позволяют детям верно определить, насколько удалены предметы, на каком расстоянии от них они находятся. Зрительное восприятие детьми пространства должно уточняться, дополняться их двигательными ощущениями. Например, ребенку предложено внимательно рассмотреть игрушки, расположенные на разном от него расстоянии. Затем он должен дойти до одной игрушки и сосчитать, сколько шагов было сделано. Потом пройти до другой игрушки, также считая шаги, и сравнить, до какой игрушки он сделал больше шагов, а до какой меньше. В этом случае малышу наглядно демонстрируют, что игрушки или предметы, до которых сделано меньше шагов, расположены ближе, а те, до которых сделано больше шагов, - дальше от определенной точки в пространстве (местоположения самого ребенка).

3 этап от предмета. Определение местоположения объектов в пространстве. Дети учатся выделять различные стороны у предметов (верхнюю, нижнюю, переднюю, лицевую, заднюю). Следует обучать дошкольников применять освоенную ими систему отсчета по основным направлениям для определения пространственного положения объектов.

Сначала выбираются задания требующие ориентировки на ограниченной площади, при близком расположении предметов относительно друг друга. Педагог показывает выполнение задания, ребенок выполняет, повторяет действие, после этого ему задаются вопросы. Далее педагог выполняет, какие – либо действия с предметом, а оречевляет ребенок. Предлагаются задания, в которых ребенок занимает активную позицию при размещение игрушек относительно друг друга. При этом активно используется привлечение собственного опыта (поставь кукол также как ты стоишь, когда разговариваешь с мамой, как вы стоите – напротив друг к другу). После этого дети сами выполняют задания, в которых требуется встать в строй или в шеренгу и определить местоположение своих соседей.
4. этап Обучение ориентировке в микропространстве. На занятиях тифлопедагога дети учатся ориентироваться на пространстве стола, фланелеграфа, в клетке и в клеточном поле.

Ориентировка на листе бумаги. Формируется понятие в центре, по середине, справа , слева, сбоку, по верхней, по нижней, по боковой стороне, левые углы, правые углы. левый нижний угол и т.д. Сначала даем детям лист бумаги квадратной формы, не очень большого размера, после этого тренируем детей на полосе листа потом на плоскости круга, используя задание «зрительный диктант».

Ориентировка на листе бумаги в клетку. Подготовительный этап – обучение ориентировки в клетке Знакомство с понятием ряд и столбик (ряд это клетки расположенные слева на право, столбик это клетки расположенные сверху в низ), дети выполняют следующие задания: поставь точку в середине 2 клетки 5 ряда. Обучение выполнения простых графических узоров (повторение узора, чередование узора) Выполнение сложных графических изображений.
5. Обучение ориентировки в пространстве по плану, формирование умения соотносить расположение в пространстве реальных предметов со схемой.

В играх и упражнениях дошкольники учатся располагать предметы так, как указано на схеме; находить их в местах, отмеченных на схеме; обозначать на схеме местоположение реальных предметов. Самостоятельное составление схем и планов пространства - трудная задача для детей с нарушением зрения. Обучение этому требует много времени и практических упражнений.

Хочу представить вам свою систему работы по обучению детей ориентировке по плану и схеме. Мы переходим к этому,

после того как дети ориентируются в клетке, в клеточном поле, могут назвать форму предметов.

Система работы. Обучение ориентировке по плану.

  1. Совместное составление плана расположения предметов (это могут быть: игрушки, посуда, фрукты, овощи) на столе.

Сначала проговорить какой формы стол (квадратный или прямоугольный), назвать в каком углу стоит кастрюля и т.п.

Лист бумаги это стол, какой он формы? (могу дать прямоугольный, когда нужен квадрат и тут же научить как сделать из прямоугольного листа – квадратный).

В верхнем правом углу что стоит, какой геометрической фигурой мы можем заменить этот предмет? Рисуем (можно выкладывать геометрические фигуры, зависит от уровня развития графомоторных навыков).

  1. Самостоятельное расположение предметов соответственно плану (обязательно проговариваем место расположения).

  2. Самостоятельное составление плана. Дети прорисовывают формы предметов, выделяя их расположение.

  3. Совместное составление плана по расположению игрушечной мебели на макете.

Кажется, что это схоже с предыдущей работой, но здесь мы уже подготавливаем детей к восприятию объемного пространства.

Также проговариваем место нахождения мебели и заменяем её на плане геометрическими фигурами.

  1. Самостоятельное размещение игрушечной мебели на макете, соответственно плану.

  2. Самостоятельное составление плана.

  3. Совместное составление плана комнаты. Проговариваем местонахождение окон, дверей, мебели.

  4. Самостоятельное составление плана комнаты.

  5. Составление плана комнаты, кабинета по памяти (подготовительная группа).

Схема.

  1. Совместное перемещение по территории детского сада по схеме. Обязательно проговариваем направления.

  2. Совместное составление схемы движения до кабинета, до детского сада и пр.

  3. Самостоятельное перемещение по территории детского сада по схеме.

  4. Самостоятельное составление схемы движения до кабинета, детского сада.

  5. Составление схемы движения по памяти. (подготовительная группа)

Знакомство детей со схемой происходит еще в младшей группе – это лабиринты (дети просто проходят лабиринты), в средней группе уже называем направления движения. А в старшей группе уже можно начинать работать по предложенному выше алгоритму.

Знания, полученные на занятиях одного этапа, закрепляются на последующих этапах обучения ориентировке в пространстве, а также на занятиях по развитию зрительного восприятия, музыкальных и физкультурных занятиях, на прогулках и в повседневной жизни.

Для обучения детей с нарушением зрения ориентировке в пространстве нужны специальные условия. Перечислю их:

· Повышенный уровень освещенности помещения.

· Применение игрового и дидактического материала, отвечающего определенным требованиям: игрушки должны быть крупными, яркими, передающими характерные признаки реальных предметов; картинки и схемы с четким контуром изображений, без лишних деталей, доступные восприятию детей;

· Ограничение зрительной нагрузки для каждого ребенка

· Учет индивидуальных особенностей.

Приемы, которые необходимо использовать взрослому при проведении этих игр:

Показ ребенку выполнения всего игрового действия.

Подробные и четкие пояснения взрослого по ходу показа игрового действия.

Поэтапное предъявление ребенку отдельных игровых заданий (по мере их выполнения).

Четкие инструкции педагога, доступные пониманию ребенка.

Оказание ребенку помощи различного вида:

а) совместное (частичное или в случае необходимости полное) выполнения действия;

б) повторение словесных инструкций;

в) моральная поддержка, поощрение действий ребенка.

ИТОГ

Успешность овладения детьми различными видами деятельности: предметной, игровой, трудовой, учебной — зависит от высокого уровня развития наглядно-образных представлений, пространственного мышления, ориентировки в пространстве, слабое развитие которых является одной из причин, вызывающих затруднения при обучении письму, счету, рисованию, чтению ( дети испытывают трудности в восприятии образа букв и цифр: элементов, количества элементов, взаимного расположения) .