Главная страница

Реформа общеобразовательной и профессиональной школ поставила перед всей системой просвещения новые задачи совершенствования учебного процесса и воспитания подрастающего поколения


Скачать 75.53 Kb.
Название Реформа общеобразовательной и профессиональной школ поставила перед всей системой просвещения новые задачи совершенствования учебного процесса и воспитания подрастающего поколения
Дата 09.03.2016
Размер 75.53 Kb.
Тип Документы

Введение.

Реформа общеобразовательной и профессиональной школ поставила перед всей системой просвещения новые задачи совершенствования учебного процесса и воспитания подрастающего поколения.

Неотъемлемая составляющая школьной жизни – физическое воспитание учащихся, которое нельзя полностью осуществить только на уроках. Необходима и самостоятельная работа. Комплексной программой физического воспитания предусмотрена такая задача как формирование навыков и умений самостоятельных занятий физической культурой. Практика убеждает, что в решении данной задачи особое место занимают домашние задания. Именно в процессе подготовки к ним, каждодневно выполняя их, ученики получают нужные знания, приобретают умения и навыки.

Ценность домашних заданий очень высока. В силу различных причин (стеснение, боязнь, неуверенность) многим ученикам нужно выполнить отдельные элементы и действия в домашней обстановке, в привычных условиях. Кроме того, самостоятельное приобретение знаний, умений и навыков есть процесс саморазвития, самовыражения, наконец, самоутверждения, дающий большой положительный эффект.

Выполнение домашних заданий по физической культуре, как и по любому другому предмету – органическая часть учебного процесса. Психологи, например, рассматривают задания на дом как обязательный компонент подхода к разучиванию нового материала, а часть и как основу для создания проблемной ситуации. В нашем предмете - это положение также непременно остается в силе. Разница заключается лишь в том, что ученики пополняют самостоятельно своя знания не в теории, а практически выполняя определенные физические упражнения. Например, на очередной серии уроков учитель намечает разучивание, предположим, низкого старта (по программе 4 класса). Чтобы успешно начать его разучивание, ученики должны обладать определенным уровнем силы мышц рук и ног – для эффективного отталкивания. Поэтому предварительно повторяются специальные упражнения, укрепляющие мышцы рук и ног (сгибание и разгибание рук в упоре лежа; приседания на одной ноге, левой и правой; многоскоки через невысокие 30 см – препятствия).

Таким образом, основная цель, преследуемая заданиями на дом, - способствовать успешному выполнению требований учебной программы. Это значит – содействовать развитию двигательных качеств, освоению техники движений, формированию осанки. Но самое главное, задания на дом содействуют морально-волевому и физическому совершенствованию детей, воспитывают не только интерес, но и органическую потребность к регулярным занятиям физическими упражнениями.Общую, конечную цель, достижению которой должно способствовать регулярное выполнение домашних заданий по физической культуре, для успешной работы необходимо конкретизировать, то есть четко определить конкретные задачи по возрастам (по классам).

Полное представление о них дают учебные программы для 1-11 классов: по освоению техники двигательных действий, формированию осанки и исполнительской культуры движений, комплексному развитию двигательных качеств.

Задачи по освоению техники в каждом классе целесообразно обоснованно ограничить, исходя из следующих соображений. Известно, что объем образовательных задач достаточно велик, а учебное время на уроке и внеурочное время ученика имеет определенные границы. Поэтому важно вычленить самые значительные задачи. Одной из них является освоение наиболее сложных по координации двигательных действий, которые в тоже время оказывают наибольшее воздействие на физическое совершенствование школьников в целом. К таким двигательным действиям относятся прыжки, метания, бег, лыжные ходы. При этом важно подбирать такие упражнения, выполнение которых способствовало бы и развитию определенных физических качеств (наиболее активно проявляемых в данном двигательном действии).

Главная задача домашних заданий на основе формирования у школьников умения самостоятельно заниматься – укрепление здоровья, повышение уровня физического развития и двигательной подготовленности.

Содержание и методика домашних заданий

Основу самостоятельных занятий физической культурой и спортом составляют физические упражнения «Президентские состязания» целью которого является всестороннее гармоничное развитие подрастающего поколения, сохранение на долгие годы крепкого здоровья и творческой активности.

При определении содержания конкретных домашних заданий нужно руководствоваться следующими принципами: отбора материала, определения материала, ознакомления с методикой, доведения до сознания учеников.

Принцип отбора материала предусматривает как общие, так и индивидуальные задания. Индивидуальные составляются с учетом физических и психических особенностей конкретных детей. Например, при общем задании научиться выполнять кувырок вперед для слабых учеников индивидуальным задание будет повторение перекатов вперед- назад, а для сильных – два кувырка вперед подряд.

Принцип определения материала подразумевает выявление трудностей, с которыми могут встретиться дети дома и средств их предупреждения, профилактики травм.

Принцип ознакомления учеников с методикой домашнего задания соблюдается с целью ориентировки детей. Необходимо разъяснять, зачем нужно данное задание, как его выполнять дома, на что обращать внимание.

Принцип доведения до сознания учащихся необходимости выполнения домашних заданий подразумевает определенный порядок в работе учителя: на уроке отводить специальное время для разъяснения задания, давать их при полном внимании всего класса; добиваться, чтобы задания на дом были поняты всеми учениками.

Методика сообщения домашних заданий должна быть направлена на то, чтобы учащиеся имели четкое представление о содержании задаваемых на дом упражнений, дозировки, условиях, обеспечивающих безопасность их выполнения, знали, как контролировать и оценивать предполагаемые упражнения с точки зрения соблюдения правильной техники, в какой последовательности повторять упражнения, могли рационально организовать места занятий и т.п.

Для достижения этой цели учитель должен придерживаться следующих рекомендаций: если упражнения домашних заданий сравнительно несложные, можно ограничиться объяснением и показам. В том случае, когда упражнения более сложные, желательно заранее подготовить карточки с описанием задаваемого на дом, а при наличии учебного пособия сослаться на соответствующую страницу и номер задания или поделать упражнение в классе и указать на типичные ошибки.

Предлагать учащимся домашние задания можно в зависимости от сложности, конкретного содержания урока и т.п. в любой части урока. Например, комплексы утренней гимнастики целесообразнее задавать во вводной части урока; упражнения, связанные с развитием двигательных навыков, качеств – в основной части, когда учащиеся работают над развитием этих качеств; упражнения, направленные на овладение техникой двигательных навыков, можно задавать и в заключительной части, тогда это будет также способствовать и сосредоточению внимания ребят, постепенному снижению нагрузки, а также лучше запомнятся школьникам.

Успешное выполнение домашних заданий учениками зависит прежде всего от дающего эти задания, то есть от работы учителя физической культуры, его способностей, опыта, творческих качеств. Сложность предмета « Физическая культура» в плане создания и воплощения в жизнь общей, единой для всех системы домашних заданий заключается в многообразии природных условий, материальной базы, подготовленности учащихся, климатических и региональных особенностей, национальных традиций и многих других факторов. Поэтому существует много различных систем домашних заданий.

Начинать практиковать домашние задания надо в начальной школе и делать это лучше с 1 класса. Таким образом, младшие школьники сразу же приучаются к регулярным занятиям физическими упражнениями, прочнее осваивают учебный материал, среди них практически исчезают отстающие. Немаловажным обстоятельством для внедрения домашних заданий, с самого начала обучения учащихся в школе является возможность привлечь в помощь родителей: в начальных классах сделать это значительно легче, чем в средних. На первой же встрече с родителями педагог разрабатывает для отцов и матерей своих учеников совместную программу действий. Осуществляя ее, родители напоминают детям о необходимости выполнять дома заданные упражнения. Именно напоминают, но ни в коем случае не принуждают. В этом возрасте дети не уклоняются намеренно от движений, они могут лишь случайно забыть о заданиях. Принуждая их, наказывая, можно очень быстро отбить у младших школьников охоту заниматься физическими упражнениями. На первых порах учитель не оговаривает количество повторений упражнений общеразвивающей направленности.

Пусть каждый из ребят занимается в свое удовольствие: сколько кому хочется. Детей сложно увлечь отдаленной целью: «Будешь делать наклоны, станешь гибким» или « отжимание от стены поможет тебе развить силу рук». Наши задачи для детей абстрактны. Они способны в младшем возрасте воспринимать лишь то, чего реально можно достичь в самое ближайшее время на одном занятии, а еще лучше – сию же минуту. Помогает увлечь их и сам процесс выполнения чего-либо. На первых порах привлекательным моментом для самых маленьких школьников является подсчет. Им интересно сосчитать, сколько они сделали, например, наклонов, подскоков, сгибаний и разгибаний рук. Родители записывают в тетради со слов детей количество упражнений за день.

Со своей стороны, учитель не упускает случая, чтобы поинтересоваться на уроке, как идут дела с домашними заданиями. Надо спрашивать школьников, кто сколько раз вчера отжался, прыгнул, наклонился и т.п. нет ничего страшного в том, что ребенок ошибется подсчетах – не это ведь главное. Также не следует разжигать ажиотажа вокруг количества повторений. Ведь подсчет лишь повод, чтобы привлечь внимание ребят к домашним занятиям физической культурой. Позже, а также при выполнении упражнений подготовительных и подводящих, будет уже другое отношение к дозировке и у учеников, и у учителя.

В содержание заданий на дом для учеников начальных классов включаются упражнения: общеразвивающие, физкультминутки, на осанку; подводящие и подготовительные в беге, прыжках, метаниях. Комплексы общеразвивающих упражнений для учащихся начальных классов состоят из упражнений игрового и имитационного характера, имеющих свои названия типа: « Вырастим большими», « Медведь», « Самолет», « Дровосек» и т.п. Все задания даются на дом только после освоения их на уроках.

Важной работой для учителя является составление карточек-инструкций одновременно и для родителей, дети которых учатся в 1-3 классах и для учащихся, например:

Карточка-инструкция № 1

Класс 3-й. Раздел программы «Гимнастика»

Задача: Научить выполнять « мост» из положения лежа на спине.

Рекомендации: Прилежно и аккуратно выполняй задание и тогда, когда на тебя не смотрит учитель. Повтори упражнения: наклоны туловища, повороты туловища в сторону из разных исходных положений – стоя, сидя, лежа. Затем, при выполнении задания не забудь о следующем: не опирайся на голову и не наклоняй ее вперед: не сгибай сильно руки и ноги: тяжесть тела на руки и ноги распределяй равномерно.

В 4-6 классах в задания включаются комплексы упражнений утренней гигиенической гимнастики и отдельные упражнения на осанку, на укрепление основных мышечных групп, на развитие гибкости, ловкости, выносливости, а также специальные упражнения для освоения техники движений в сочетании с развитием двигательных качеств, наиболее отчетливо проявляющихся при обучении конкретным видам двигательных действий. Например, при выполнении раздела кроссовой подготовки ведущим является смешанное передвижение (ходьба, бег) или медленный бег на определенную дистанцию (согласно учебной программе ).

В 7-11 классах остаются средства для овладения правильными движениями в сочетании с воздействием на двигательные качества, наиболее отчетливо проявляющиеся при освоении намеченных двигательных действий. Отдельные же упражнения, направленные на развитие определенных двигательных качеств, заменяются комплексами, выполняемыми по методу круговой тренировки.