Родительское собрание
для родителей будущих
первоклассников ( май )
« Психологическая готовность
к школе» (некоторые аспекты)
Поступление в школу – переломный момент в жизни ребёнка. Это переход к новому образу жизни и условиям деятельности, новым взаимоотношениям со взрослыми и сверстниками. Типичные особенности физического и психического развития позволяют активно подготавливать их к учению в школе. Ребёнок становится более развитым физически : в течение 7-го года жизни вес тела увеличивается до 3,5 -5 кг, а рост до 10 см. Происходит дальнейшее развитие в. н. д., повышается работоспособность. Движения становятся более координированными и точными, развиваются тонкие движения кисти и пальцев рук, что помогает овладеть письмом. Восприятие становится более целенаправленным, ребёнок может подчинить восприятие окружающих предметов и явлений определённой цели, конкретной задаче, развивается произвольное преднамеренное запоминание, умение воспроизводить усвоенное.
Важным условием готовности ребёнка к школе является его общее состояние. Даже если ребёнок хорошо развит физически и интеллектуально, но при этом подвержен частым простудам, имеет серьёзные хронические заболевания, учиться в школе ему будет трудно .Начальный этап обучения ребёнка в школе сопровождается определённым стрессом, при этом здоровье, если оно слабое, может ухудшиться. Задача родителей за время, оставшееся до начала учёбы, организовать закаливание ребёнка, пройти профилактическое лечение хронических заболеваний, укрепить нервную систему, исправить некоторые недостатки и привычки поведения. Всё это надо делать, посоветовавшись со своим врачом.
Успешность обучения в большой степени зависит от желания учиться. Мотивы и желания помогут ребёнку быстрее адаптироваться в условиях новых требований. Желание и мотив – разные вещи. Мотив- это то, ради чего ребёнок хочет ходить в школу: внешняя атрибутика (форма, портфель) ,новая социальная роль (ученик) , желание порадовать хорошими оценками близких людей. Но хорошо, когда у ребёнка сформирован учебный мотив (хочу много знать, хочу научиться читать и писать, узнать много интересного). Мотив познавательного характера имеет решающее значение. Всем известно, что ребёнок лучше усваивает то, что ему интересно, в чём испытывает потребность. Познавательный мотив нужно формировать как можно раньше: общее положительное отношение к школе, развитие познавательных интересов, любознательность - помогут формированию учебного мотива. Но мотивы не проявляются и не формируются изолированно один от другого, мотивы неустойчивы, могут меняться, поэтому нужно постоянно поддерживать интерес детей к учёбе. Ваша задача постоянно поддерживать этот интерес, вселять уверенность в собственные возможности, помогать преодолевать трудности, которые могут снизить интерес и желание учиться.
Формирование мотивов неразрывно связано с развитием волевых качеств: настойчивости, выдержки, дисциплины, самостоятельности. Часто ребёнок знает, что этого делать нельзя, но сила желания заглушает в нём разумность, а ребёнок 7-летнего возраста должен уметь управлять своим поведением и при решении учебных задач и при взаимоотношениях с одноклассниками и учителями. Если ребёнок до школы научился выбирать самостоятельно игры, по пустякам не ссориться с товарищами, то вы можете быть спокойны, что и в школе ребёнок найдёт чем занять себя на перемене, в Г П Д и дома, если вдруг остался один.
Дети, не приученные к самостоятельности, требуют помощи буквально во всём: на уроке, в столовой, гардеробе.
Самостоятельный ребёнок легко переносит период перехода от дошкольного к школьному образу жизни. Самостоятельный ученик, получив задание, сразу приступает к его выполнению, не ждёт подсказки или одобрения. В новой ситуации он не теряется, спокоен, легко включается в учебную деятельность. Для этого, готовясь к поступлению в школу, ребёнок должен иметь постоянное поручение, обязанности (уход за цветком, животным, мытьё посуды и т. д.), должен уметь занять себя, не обращаясь постоянно за помощью к взрослым, владеть навыками самообслуживания. (Исключить гиперопеку).
Дети, посещающие д/с , более научены навыкам общения, чем домашние. Такие качества, как умение себя сдерживать, не перебивать других при разговорах, не стремиться всегда быть первым в игре нельзя воспитать в узком кругу семьи. Общительность, дружелюбие, уступчивость, сдержанность, внимательность, желание прийти на помощь - помогут ребёнку влиться в новый коллектив, легче пережить адаптивный период .Неумение общаться часто приводит к конфликтам с товарищами, что усиливает стрессовое состояние, а это приводит к потере интереса, нежеланию посещать школу, неуспешности в обучении.
Готовность ребёнка к школе в области умственного развития включает несколько взаимосвязанных сторон. Ребёнку, поступающему в 1-й класс необходим определённый запас знаний об окружающем мире, о предметах и их свойствах, о явлениях живой и неживой природы, о людях, их труде, моральные нормы поведения, ориентация в пространстве и времени, дни недели, месяцы года, Ф.И.О. свои и родителей, дату рождения, адрес, телефон и т. д. Общий кругозор также важен для обучения в школе. Есть время и прекрасные возможности занятья этим (музеи, театры, экскурсии, жизнь на даче, природе) – всё это источник повышения интеллектуального развития ребёнка. Необходимо развивать у ребёнка интеллектуальный интерес, познавательную активность, побуждая его отвечать на вопросы взрослых, самому задавать их, наблюдать, делать выводы и умозаключения.
Наибольшие трудности испытывают те дети, которые имеют недостаточный объём знаний и навыков и те, которые проявляют интеллектуальную пассивность, т. е. отсутствие желания и привычки думать. Важно сформировать готовность к произвольной организации своей познавательной деятельности, т. е. должен научиться выполнять учебную задачу даже тогда, когда и не очень интересно. Развитие внимания, памяти, воображения. Речи - важное условие успешного учения. До поступления в 1-й класс дети должны научиться умению связно, последовательно, понятно для окружающих описать предмет, картину, событие, передать ход своих мыслей, объяснить то или иное событие. ( Игры: кто придумает больше слов, Что изменилось, найди сходство и отличие, пересказ м/ф, и т.д.)- способствуют развитию не только речи. Ребёнок, владеющий речью, лучше понимает речь взрослого, быстрее усваивает инструкции, задания, лучше усваивает учебный материал .
Усвоение научных знаний невозможно без развитого логического мышления. Это не значит, что ваш ребёнок д. б. вундеркиндом, что все эти психические процессы у него уже д. б. сформированы, но предпосылки этих черт к началу учебного года уже должны быть Ч то? Где? Когда? Почему?- эти вопросы должны задавать не только дети , но и вы им.
А для того, что бы ваши дети были подготовлены к школе, нужно быть предельно внимательными к ним, объективно оценивать их возможности, их достижения, недостатки и постараться помочь им психологически быть готовыми к обучению в школе.
Поступление в школу – переломный момент в жизни ребёнка. Это переход к новому образу жизни и условиям деятельности, новым взаимоотношениям со взрослыми и сверстниками.
Типичные особенности физического и психического развития детей позволяют активно подготавливать их к учению в школе. Ребёнок становится более развитым физически( в течение 7-го года жизни его рост увеличивается до 10 см., а вес на 3,5-5 кг).Происходит дальнейшее развитие в.н. д. , повышается работоспособность.
Движения становятся более координированными и точными, развиваются тонкие движения кисти и пальцев рук, что позволяет овладеть навыком письма.
Восприятие становится более целенаправленным, развивается преднамеренное запоминание, умение воспроизводить усвоенное.
Важным условием готовности ребёнка к школе является его общее состояние
|