|
Логоритмическое занятие для детей с фонетико-фонематическими нарушениями речи
Логоритмическое занятие для детей с фонетико-фонематическими нарушениями речи
Основная задача в комплексном психолого-логопедическом, педагогическом и лечебно-оздоровительном воздействии на детей с речевыми расстройствами – формирование, развитие и коррекция функциональной речевой системы с учётом особенностей личности и поведения. Занятия по логопедической ритмике оказывают большую помощь в системе коррекционного обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическими нарушениями речи. Специальные логоритмические и музыкально-двигательные занятия способствуют: - развитию и коррекции двигательной сферы; - сенсорных способностей; - устранению речевого нарушения и социальной реабилитации. Специально подобранные вокально-артикуляционные и музыкально-двигательные упражнения, игры, песни и стихи, несложные танцы, элементарное музицирование на шумовых инструментах помогают решить следующие задачи: -оздоровительные: укрепляют костно-мышечный аппарат; развивают правильную осанку, походку, грацию движений; - образовательные: способствуют усвоению теоретических знаний в метроритмике, музыкальной культуре, развивают музыкальное восприятие; - воспитательные: развивают чувство ритма, способности ощущать в музыке, движении и речи ритмическую выразительность, воспринимать музыкальные образы; умение проявлять свои художественно-творческие способности; личностные качества каждого ребёнка; - коррекционные. Всё это содействует умственному, нравственному, эстетическому и трудовому воспитанию. Основной принцип такого обучения – тесная связь слова, движения и музыки.
Содержание занятий изменяется по мере поэтапного усложнения речевого материала. Сюжетно-тематическая организация позволяет каждому ребёнку чувствовать себя комфортно и уверенно. Для достижения наибольшей результативности необходимы: - тесный контакт логопеда и музыкального руководителя; - знание особенностей развития детей с речевой патологией; - психомоторного и речевого уровня развития каждого ребёнка; - знание характерных особенностей типа нервной деятельности и поведения каждого ребёнка. При планировании занятий важно учитывать равномерное распределение психофизической нагрузки, пользуясь рекомендациями Минобразования РФ (письмо от 14.03.2000 №65/23-16 «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке детей дошкольного возраста в организованных формах обучения»). Представленное занятие «Зимой» в подготовительной к школе группе построено в соответствии с современными подходами к воспитанию и направлено на формирование целостного восприятия пространства и времени, решение коррекционных задач.
Тема занятия: «Зимой»
Цель: развивать координацию движений под музыку. Задачи Коррекционные: - оздоравливать психику: воспитывать уверенность в своих силах, выдержку, волевые черты характера; - закреплять навыки речи с движением; - совершенствовать общую и мелкую моторику; - развивать длительность, плавность речевого выдоха; - дифференцировать основные параметры движений артикуляционной моторики; - произвольно формировать определённые мимические позы. Образовательные: - развивать музыкальные способности в процессе музыкальной деятельности (пения, слушания, игры на музыкальных инструментах и т.д.); - творческую активность во всех доступных детям видах музыкальной деятельности; - произвольность внимания, концентрацию и переключаемость внимания; - закреплять знания в области метроритмики( чувства ритма, определение длинных и коротких звуков). Воспитательные: - воспитывать личностные качества, чувство коллективизма, умение соблюдать правила выполнения упражнений; - формировать правильную осанку, походку, грацию движений.
Ход занятия
Вводная часть Дети входят в зал. Логопед По извилистой дорожке С вами мы гулять пойдём, Постарайтесь так пройти, Чтоб с дорожки не сойти.
Звучит музыка. Дети выполняют под музыку движения. Шагают под «Марш» Ф.Надененко. Бегают под лёгкую музыку. Ходят, поднимая колени, под музыкальный отрывок из русской народной мелодии. Упражнение на внимание Логопед
Быстрокрылы и легки, Сказочной зимой. Что за чудо-мотыльки Кружат над тобой?
(Снежинки.) Правильно, снежинки. Скажите, а какие бывают снежинки? Дети отвечают. Звучит «Вальс» (муз. А.Гречанинова). Дети выполняют под музыку движения. Бегают по кругу. Кружатся вокруг своей оси. Машут руками. Плавно опускаются на корточки.
Упражнения на регуляцию мышечного тонуса Логопед. Посмотрите, как много снега намела метель, какие красивые снежки у нас получились. (Раздаёт детям снежки.) Звучит муз. Ф.Флотова «Жмурки». Дети выполняют под музыку движения. Кладут снежок на голову, руки на пояс и идут по кругу спокойным шагом. Снимают снежок, кладут рядом с собой и бегают по кругу друг за другом. Повторяют 2 раза. Игра «Снежок» на развитие чувства ритма Звучит русская народная мелодия. Дети встают в круг со снежками и передают их из рук в руки под музыку. Динамическая пауза «Зимняя прогулка»(речь с движениями) Логопед Очень холодно зимой. Мы пойдём гулять с тобой, Я надену шубку, Я надену шапку. А потом красивые, Тёплые, пушистые Крошки-рукавички На ручки натяну. И хотя мы маленькие, Мы наденем валенки.
Дети выполняют соответствующие движения по тексту. Слушание музыки П.И.Чайковского «Январь. У камелька» Логопед и дети слушают музыку, затем беседуют. Упражнение на развитие дыхания Логопед. Ребята, подойдите к зеркалу и встаньте лицом ко мне. К вам на ладошку села снежинка. Сейчас мы будем её сдувать. На раз – вдыхаем, на два – задерживаем дыхание, на три- непрерывно, длительно, плавно выдыхаем. Дети повторяют 3-4 раза с чередованием выдоха слабый-сильный. Логопед следит за тем, чтобы губы у детей были трубочкой, щёки не надувались. Упражнение на развитие дикции (дифференциация звуков по звонкости – глухости) Логопед. А теперь повернёмся к зеркалу, положим руки на горлышко и изобразим, как воет ветер.
Что делает горлышко? (Поёт.) В-в-в. Как фыркает кот? Ф-ф-ф. Что делает горлышко? (Молчит.) Как дрожат от холода? В-в-в. Как фыркает ёжик? Фыр-фыр. Упражнение на развитие мимических движений Логопед. Скажите словами, как воет ветер? (Сердито.) Дети показывают. Как дрожат от холода? (Удивлённо.) Как фыркает кот? (Грустно.) Как фыркает ёжик? (Радостно.) Игра «Ритмическое эхо» на развитие речеслухового восприятия Звучит аккомпанемент. Логопед. Вы узнали попевку? Давайте её пропоём. Попевка «Белый снег» Выпал снег, белый снег, Всюду шум, всюду смех. Я с горы полечу, Вдоль реки покачу, Я кричу, я смеюсь, Я пурги не боюсь.
А сейчас возьмём металлофон и палочки, будем петь попевку, проигрывая ритм. Дети отстукивают ритм. Звучит песня «Русская зима». Упражнение на развитие мелкой моторики «Мы рисуем снеговика» Под музыку дети «рисуют» (обводят) аппликацию снеговика круговыми движениями каждым пальцем, начиная с мизинца правой и левой руками, проговаривая слова. Снеговик, снеговик, Ты к жаре не привык. Ты пузатый коротышка, У тебя не нос, а шишка. Упражнение на релаксацию, аудиозапись «Зимняя песенка» А.Варламова
Дети вместе с логопедом выполняют спокойные, плавные движения, уходят из зала «змейкой», взявшись за руки.
Используя новые технологии, и оценивая результативность проводимой работы, можно сделать вывод о том, что систематическое проведение логоритмических занятий – необходимая составная часть коррекционной работы с детьми с фонетико – фонематическими нарушениями речи.
|
|
|