|
Пояснительная записка. Актуальность
Пояснительная записка.
Актуальность: Пение наиболее доступное средство развития музыкальности детей любого возраста. При исполнении песен дети развивают: музыкальный слух. Память, чувство ритма, эмоциональную отзывчивость. Через песенное творчество дети глубже воспринимают характер музыкального произведения, развивают нравственное и эстетическое чувство.
Направленность данной программы состоит в развитии музыкальных способностей ребенка. Пение оказывает большую помощь в развитии речи ребенка. При пении приходится выговаривать слова протяжно, нараспев, что помогает в четком произношении отдельных звуков и слов. Пение объединяет детей общим настроением, при исполнении песен дети приучаются к совместной деятельности. Они слышат, что тот, кто торопится или отстает. Нарушает общее стройное ее звучание. Пение способствует развитию и укреплению легких и всего голосового аппарата.
Целесообразность: так как голосовой аппарат ребенка очень хрупкий, непрерывно растет в соответствии с развитием всего организма ребенка. Необходим строго дифференцированный, индивидуальный подход к детям. Голосовые связки тонкие, короткие. Поэтому звук голоса высокий, звук слабый. Звук должен усиливаться верхними резонаторами (полость носа, рта, глотки) и нижними резонаторами (полость трохей, бронхов). У детей грудной резонатор развит слабо, преобладает головной. Поэтому детский голос очень легкий, несильный, но часто звонкий. Резонаторы придают звуку разное звучание. При форсировании звука во время пения у детей развивается неправильное несвойственное им низкое звучание.
Диапазон голоса у детей очень небольшой. При правильной постановке голоса дети к концу года могут:
3 года – ми – си
4 года – ре – си
5 лет – ре – ре
Наиболее легкие, естественные, ненапряженные звуки у детей в пределах фа – си. Нижний звук до звучит напряженно, надо избегать давать его детям.
Отличительная особенность: основные акценты делаются на развитие певческих навыков детей. Часто дети не умеют правильно извлечь слышимый звук. На чистоту интонации детей влияет и застенчивость, слабое внимание. Эти все особенности детей должны компенсировать при использовании специальных приемов. Музыкальные произведения благотворно влияют на психику детей, так как способствуют снятию стресса и расслаблению мускулатуры детей. Возбудимый ребенок может на некоторое время успокоиться и начать делать то. Что и вся группа.
Интеграция: развитие песенных навыков ведет к развитию общего интеллекта ребенка. Идет общее укрепление организма: физическое и интеллектуальное. Правильный психологический настрой на занятиях способствует эмоциональному раскрепощению детей. Идет развитие коммуникативных навыков детей, здоровье сбережение. Игра на музыкальных инструментах способствует развитию мелкой моторики, что непосредственно влияет на интеректуально и физическое развитие детей.
Задачи, ожидаемый результат и способы их проверки:
Расширение диапазона голоса детей в соответствии и их возрастными возможностями.
Появление устойчивого интереса к пению. Развитие общей музыкальности каждого ребенка.
Использование песен в повседневной жизни. Привлечение родителей к разучиванию песен, подбору новых, и тем самым сплотить их для достижения общей цели и установлению доброжелательных отношений внутри коллектива. Пение выразительно, передавая характер и мелодию. Тем самым научить детей слышать выразительные возможности музыкального произведения и стараться их передать самому. Пение в ансамбле, индивидуально, хором.
Использование диагностики. Она проводится 2 раза в год (октябрь и май). Родители могут ознакомиться с ней в индивидуальном порядке. Так же родители могут принять участие в Дне Открытых дверей и отчетном концерте. Предусмотрено участие детей в фестивалях и районных конкурсах.
Мониторинг образовательного процесса.
Цели: выяснить уровень развития музыкального слуха у ребенка.
Степень развитости музыкально – сенсорных способностей ребенка.
Степень освоения материала программы.
Уровень развития певческих данных ребенка.
Эмоциональная отзывчивость ребенка на музыкальное произведение.
Способ проведения мониторинга: проводится в индивидуальном порядке, в музыкальном зале.
Ребенку предлагается спеть знакомую песню самостоятельно.
Прохлопать или сыграть на металлофоне заданный педагогом ритмический рисунок.
Рассказать о характере исполненного преподавателем произведения.
Спеть в сопровождении фортепиано знакомую песню.
Все результаты фиксируются в таблице:
1 балл – большинство компонентов недостаточно развиты.
2 балла – отдельные компоненты недостаточно развиты.
3 балла – соответствует возрасту.
Формы подведения итогов: отчетный концерт, участие в открытых мероприятиях, дне открытых дверей.
Учебно-тематический план.
«Что нам осень принесла». (8 часов)
«Любимые игрушки мальчиков и девочек». (8 часов)
«Пришла зима». (4 часов)
«Скоро Новый год». (4 часа)
«Веселая зима». (4 часа)
«Зимушка зима» (4 часа)
«Защитники страны» (4 часа)
«Весна красна» (4 часов)
«Самая хорошая» (4 часа)
«Кто с нами живет» (4 часа)
«Моя семья» (4 часа)
«Здравствуй, Весна» (4 часа)
«Музыка лета» (4 часа)
ВСЕГО: 60 часа
Приемы обучения:
Показ с пояснениями. Руководитель исполняет, объясняет содержание.
Объяснения без показа.
Игровые приемы. Использование игрушек, картин, костюмов.
Вопросы к детям. Активизирует мышление, внимание.
Оценка качества исполнения детей. В соответствии с возрастом. Помочь детям понять и исправить ошибки.
Формы и режим занятий:
Занятия проводятся с октября по май. Во второй половине дня по 30 мин. Общее количество 60 часов.
|
|
|