Главная страница

Личность, мы делаем его послушным исполнителем воли любого лидера


Скачать 302.04 Kb.
Название Личность, мы делаем его послушным исполнителем воли любого лидера
Дата 27.02.2016
Размер 302.04 Kb.
Тип Документы


Введение
Ведущей целью современного образования становится воспитание личности, способной к само проектированию и саморазвитию, к свободному определению себя в профессии, в обществе, в культуре. Но все достижения в профессиональной сфере ничто, если отсутствует тот стержень, на который нанизываются все личностные качества индивидуума - нравственность. Вот почему актуальна тема воспитания нравственности.

Формирование основ личности связано с воспитанием нравственных качеств, творческих особенностей и раскрытием индивидуальности ребенка.

Учитель является программистом человеческого сознания. Наделив

школьника знаниями, но не воспитав в своем ученике нравственно богатую

личность, мы делаем его послушным исполнителем воли любого лидера.

Национальная доктрина образования одной из ключевых задач

провозглашает воспитание молодого поколения в духе высокой нравственности.

Педагог, занимающийся нравственным воспитанием, никогда не обойдет следующих постулатов: он сам должен являться примером нравственного поведения, быть личностью. Выбор ученика должен опираться не только на логику и расчет, но и на его собственные чувства и эмоции.

Эстетическое воспитание обеспечивает комплексный подход к развитию личности, оно неразрывно связано с трудовым и нравственным воспитанием. Оно пронизывает все сферы жизнедеятельности человека: и глубину его мышления, и тонкость чувств, характер избирательности и установок, и т.д.
Цель методической разработки: обобщить методы и приемы, применяемые с целью формирование нравственно - эстетических черт личности у детей школьного возраста на уроках станковой композиции в детской художественной школе.

Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

  1. Изучить состояние проблемы нравственного воспитания учащихся в психолого-педагогической литературе;

  2. Обобщить методы и приемы, применяемые с целью формирование нравственно - эстетических черт личности у детей школьного возраста на уроках станковой композиции

3. Изучить влияние уроков композиции на изменение уровня нравственно - эстетических черт личности детей.

Глава 1 Нравственно-эстетическое воспитание в современной художественной школе
1.1 Парадигма нравственного воспитания
Обращаясь к справочной литературе, можно описать воспитание как «процесс систематического и целенаправленного воздействия на духовное и физическое развитие личности в целях подготовки ее к производственной, общественной и культурной деятельности. Тесно связано с образованием и обучением». Несмотря на дальнейшее идеологическое продолжение, с таким определением сложно спорить. Поэтому попытаемся его понять.

Следует сразу отделить два различных понятия - воспитание как процесс и воспитание как результат. Часто говорят, что кто-либо хорошо или плохо воспитан, получил такое или иное воспитание, подразумевая под этим суммарный результат, полученный в результате воспитательного процесса (тут воспитание смыкается с понятием образования). Но в воспитании решающее значение имеет не достигаемая цель, а способ ее достижения.

Человек подвергается воспитанию с самого рождения и всю последующую жизнь. Хотя сила этого воспитательного воздействия, естественно, изменяется в зависимости от возраста, социального положения и статуса и так далее.

Педагогика как наука о воспитании на текущий момент имеет в своем арсенале четыре парадигмы, согласно которым осуществляется воспитательный процесс - педагогическую, андрологическую, акмеологическую и коммуникативную. Каждая из них находит свое применение в определенных условиях.

Необходимо выделить смысл воспитания при применении каждой парадигмы. При этом под смыслом понимается тот результат, который реально достигается в результате применения парадигмы, а не планируемый результат, который хотелось бы видеть.

Что же собственно является результатом воспитания? Так как в процессе воспитания происходит формирование определенных отношений индивида с окружающим его обществом, допустимо будет сказать, что результатом воспитания является личность. Под личностью здесь понимается совокупность социально значимых особенностей конкретного человека. Смысл воспитания, таким образом, это воспитание такой личности, которая бы гармонично влилась бы в общество.

Воспитание - целенаправленная, содержательная деятельность педагога, содействующая максимальному развитию личности ребенка, его социализации и привитию навыков самовоспитания (направлено на потребностно - волевую сферу личности).

Цель воспитания - всестороннее и гармоничное развитие, создание условий, оказание педагогической поддержки во всестороннем развитии.

Напомним основные составляющие понятия «воспитание», чтобы проследить их в нравственно - эстетическом воспитании ребенка.

Принципы, на которые опирается воспитатель:

- целенаправленность,

- связь с жизнью,

- доступность,

- учет индивидуальности и возраста,

- последовательность,

- опора на положительное,

- гуманизация.

Особенности воспитательного процесса:

1. Целенаправленность (цель учителя равна цели ученика) - сотрудничество, взаимодействие.

2. Многофакторность (семья, друзья, школа, СМИ, ТВ)

3. Длительность.

4. Непрерывность.

5. Комплексность (единство целей, задач, содержания, форм и методов).

6. Двусторонность.

Самовоспитание - сознательная, целенаправленная, самостоятельная деятельность, ведущая к возможно более полной реализации, развитию и совершенствованию личности.

Процесс воспитания (психологическое) - процесс интериоризации т.е. перевод ребёнка из одного состояния в другое (из внешних отношений во внутреннее состояние личности, которое проявляется в убеждениях).

Воспитание - формирование отношений и качеств личности.

Отношения - переживание и выражение определённых связей, которые устанавливаются между личностью и другими людьми, а так же различными сторонами окружающего мира, которые затрагивают сферу потребностей, знаний и убеждений.

Качества личности - закрепившиеся и ставшие привычными отношения, которые определяют устойчивость поведения человека в постоянно изменяющихся обстоятельствах.

Система формирования личностных качеств:

1. Формирование потребности и выработка определенного качества.

2. Организация активной познавательной деятельности по освоению сущности данного качества.

3. Практическое формирование умений поступать так, а не иначе.

4. Развитие способности к проявлению волевых усилий.

Содержание воспитания - система знаний, убеждений, навыков, качеств и черт личности, устойчивых привычек поведения, которыми должен овладеть учащийся в соответствии с поставленными целями и задачами.

Задачи воспитания:

1) нравственное развитие личности;

2) формирование патриотизма и гражданственности;

3) развитие самосознания личности;

4) формирование трудовых и жизненных навыков;

5) формирование ответственного поведения;

6) формирование здорового образа жизни;

7) развитие эмоциональной сферы личности ребенка;

8) развитие чувства прекрасного;

9) развитие экологического сознания.

Если воспитание - целенаправленная, содержательная деятельность педагога, содействующая максимальному развитию личности ребенка, его социализации и привитию навыков самовоспитания, то нравственное воспитание - формирование нравственно цельной личности (нравственные нормы, убеждения, отношения, чувства, поведение).

Содержанием нравственного воспитания являются:

1) моральное воспитание - формирование нравственного сознания, воли, чувств);

2) этическое воспитание (правила хорошего тона, культура поведения);

3) патриотическое воспитание (любовь к Родине, ответственность за Родину); 4) национальное воспитание (чувство национального достоинства, национальной гордости)

5) политическое воспитание (уважение к закону, демократии);

6) экологическое воспитание (защита окружающей среды).

Критерием успешного нравственного воспитания личности служат сформированные отношения - нравственные переживания и выражения моральных связей, которые устанавливаются между личностью и социумом, а так же различными сторонами окружающего мира, за которые личность, по ее убеждению, несет ответственность.

Различают следующие уровни сформированности нравственного воспитания:

1. до-моральный уровень - выполнение нравственных и моральных норм из страха наказания;

2. конвенциальный - …не потому, что с нравственными и моральными нормами согласны, а потому, что хотят быть приняты в референтной группе, где эти нормы соблюдаются;

3. автономный - нравственные и моральные нормы выполняются из-за осмысления их и принятия.

Таким образом, сформированность нравственных знаний выражается через принятие общечеловеческих ценностей и специфическое переживание этих отношений и чувств.

Отечественная традиция нравственного воспитания коренится в трудах таких педагогов и психологов как В.В. Розанов, К.П. Победоносцев, С.А. Рачинский, М.Н. Катков. Одним из основателей парадигмы нравственного воспитания детей был и К.Д. Ушинский.

Так, в педагогической теории К.Д. Ушинского основополагающей стала идея народности воспитания - признание творческой силы народа в историческом процессе и его права на полноценное образование. Идея народности Ушинского предполагала развитие инициативы общественности в организации и управлении школьным делом. С этих же позиций Ушинский выступал за всеобщее обязательное обучение детей обоего пола на родном языке.

Воспитание Ушинский рассматривал как "создание истории". Предметом воспитания является человек, и если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях. Педагогика, организуя процесс целенаправленного ("преднамеренного") воспитания, использует достижения наук о человеке, которые Ушинский называл "антропологическими", - философии, политэкономии, истории, литературы, психологии, анатомии, физиологии и др.

Антропологическая позиция Ушинского позволила ему решать на высоком научном уровне фундаментальные педагогические проблемы, особенно в области дидактики. Связи с педагогикой наук, в которых изучается природа человека, наиболее полно раскрыты им в труде "Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии" (1868-69).

В развитии человека решающую роль Ушинский отводил исторической преемственности человеческих поколений. Воспитание, утверждал он, помогает новым поколениям идти по дороге в будущее, действуя заодно с другими общественными силами. Цель воспитания - формирование активной и творческой личности, что предполагает и подготовку к труду, умственному и физическому, как высшей форме человеческой деятельности.

В понимании Ушинского нравственности и нравственного воспитания также отразилась идея народности. Считая роль религии в формировании общественной морали положительной, он в то же время выступал за автономность науки и школы. В нравственном воспитании Ушинский отводил одно из главных мест патриотизму. Его система нравственного воспитания исключала авторитарность, строилась на силе положительного примера, на "разумной деятельности ребёнка", требовала развития активной любви к человеку.

Ушинский разработал цельную дидактическую систему. В ней раскрыты принципиальные вопросы отбора содержания образования, его приспособления к особенностям детского возраста. Ушинский дал анализ психологических механизмов внимания, интереса, памяти, воображения, эмоций, воли, мышления, путей их учёта и развития в процессе обучения.

Дидактика Ушинского является теорией организации учителем познавательной деятельности детей, в которой первостепенное внимание уделяется развитию трудолюбия, интереса к науке и физическому труду, возбуждению активности и самостоятельности детей в процессе сознательного учения. Ушинский ставил перед педагогом задачу "учить учиться" и помочь воспитаннику найти своё место в жизни.

В содержании общего образования Ушинский отводил большое место естественно - научному образованию, а в постановке преподавания гуманитарных предметов в средней школе выступал против односторонней классической его ориентации. Значительное внимание Ушинский уделял родному языку в школе. Так, в книги для первоначального классного чтения "Детский мир и хрестоматия" (1861) и "Родное слово" (1864) он, кроме отрывков из художественных произведений родной литературы и устного народного творчества, включил т.н. деловые статьи, дававшие сведения по природоведению, географии и истории страны.

Ушинский утвердил в русской дидактике принцип единства обучения и воспитания. Ведущая роль в этом принадлежит учителю, в формировании личности которого Ушинский возлагал надежды на педагогическую литературу и специальную систему подготовки.
1.2 Эстетический компонент в воспитании учащихся.
Воспитание как педагогическое явление означает целенаправленную, систематическую и планомерную передачу подрастающему поколению системы научных знаний, умений и навыков.

Эстетическое воспитание - целенаправленное, систематическое воздействие на личность с целью ее эстетического развития, то есть формирования творчески активной личности, способной воспринимать и оценивать прекрасное в природе, труде, общественных отношениях с позиций эстетического идеала, а также испытывать потребность в эстетической деятельности.

Искусство - ядро и основное средство эстетического воспитания, которое осуществляется с помощью эстетических аспектов различных форм деятельности, несущих в себе эстетическое содержание.

Эстетическое воспитание тесно связано со всеми сторонами воспитания. Взаимосвязь эстетического и нравственного воспитания и развития раскрывается тем, что этические и эстетические представления связаны с положительными и отрицательными переживаниями человека.

Например, та радость, которая охватывает человека при восприятии красоты, очень похожа на чувство гордости при совершении нравственного поступка. Напротив, отвращение и презрение вызывают не только безобразные поступки, но и их образное отражение в том или ином виде искусства.

Воспитательная сила искусства и заключается в том, что оно заставляет человека глубоко переживать самые разнообразные чувства: восторга и негодования, грусти и радости, тревоги и умиротворения, любви и ненависти и соответственным образом относиться к подобным явлениям в реальной жизни.

Велико воспитательное значение всех видов искусства в формировании основ патриотизма: дети проникаются любовью к родной природе, родному краю, городу, гордятся результатами труда своих родителей, постепенно приобщаются к понятию Родины.

Эстетическое воспитание тесно связано с трудовым. Превращая тот или иной материал в полезную вещь, человек радуется, чувствуя свои возрастающие силы.

«Радость труда … немыслима без чувствования красоты, но здесь красота не только то, что получает человек, но, прежде всего то, что он создает. Радость труда - красота бытия” - говорил В.А. Сухомлинский.

В процессе художественно-творческой деятельности совершенствуется память, особенно зрительная и музыкальная. Так, в рисовании дети отражают то, что хранится в их зрительной памяти.

В процессе эстетической и художественной деятельности совершенствуются мыслительные операции: синтез, анализ, сравнение, развиваются умственные способности, умение планировать свою деятельность. Это содействует умственному развитию, которое, в свою очередь, обеспечивает полноценное эстетическое воспитание ребенка.

«Вообще под эстетическим воспитанием надо разуметь не преподавание какого-то упрощенного детского искусства, а систематическое развитие органов чувств и творческих способностей, что расширяет возможности наслаждаться красотой и создавать ее. Трудовое и научное образование, лишенное этого элемента, было бы обездушенным, ибо радость жизни в любовании и творчестве есть конечная цель и труда, и науки” - говорил А.В.Луначарский.

Содержание эстетического воспитания включает в себя формирование знаний, умений и навыков, воспитание эстетических чувств, вкусов, интересов.

Осваивая окружающую действительность и искусство, у детей формируются знания о прекрасном. Под руководством взрослых дети осваивают основные эстетические критерии возвышенного и низменного, трагического и комического и т.д. Через произведения искусства: стихи, песни - у детей закрепляется знание о прекрасном, дети овладевают эстетической оценкой: прекрасного или некрасивого, уродливого, безобразного. Осваивают и категорию смешного, и комического. В комизме отражаются противоречия между старым и новым, между должным и реально существующем.

В содержание эстетического воспитания входит и формирование элементарных знаний о художественной литературе: русской и зарубежной. Дети приобретают знания о фольклоре, стихах, рассказах.

Наряду с усвоением знаний в содержание эстетического воспитания входит и приобретение эстетических навыков и умений. В музыкальной деятельности дети овладевают навыками слушания музыки; в изобразительной деятельности - умение наблюдать за явлениями и предметами окружающего мира, замечать индивидуальные свойства и общие.

Также в содержание эстетического воспитания входит развитие у детей самостоятельности в творчестве, когда ребенок сам что-то создает, проявляя при этом свою инициативу и раскрывая свои интересы и потребности.

По выражению А.С. Макаренко, инструментом прикосновения к личности, этим способом, с помощью которого совершается целенаправленное педагогическое воздействие на сознание и поведение воспитанников является метод.

Основными методами, которые используются в эстетическом воспитании являются:

Наблюдение за окружающей действительностью; сюда входит и рассматривание иллюстраций, картин, и простые наблюдения за природой, за снежинками, за облаками и т.д.

Также большое значение имеют беседы и рассказы, в них ребенок может высказать свое мнение.

Развитие самостоятельных действий - воспитатель предлагает найти способ решения намеченного задания или собственного замысла.

Включение в трудовое воспитание - учить детей познавать красоту труда.

Таким образом, эстетическое воспитание играет большую роль в воспитании высокообразованного, культурного и нравственного человека, обеспечивает комплексный подход к развитию личности, и проявляется это в его отношении к людям, к труду, к искусству, к жизни.

Методы эстетического воспитания помогают воспитать такого человека, и направлены на обучение думать, искать, пробовать и находить решение.

Таким образом, в свете понятийного аппарата воспитания эстетическое воспитание - процесс формирования у детей эстетической культуры, способностей восприятия и понимания прекрасного в искусстве и жизни.

Цель эстетического воспитания -- формирование эстетической культуры личности, которая включает в себя такие компоненты как:

1) Эстетическое восприятие (способность увидеть в искусстве и жизни прекрасное) - как отражение принципа воспитания «опора на положительное»;

2) Эстетические чувства (эмоциональные состояния) - способность эмоционально сопереживать процессу творчества;

3) Эстетические потребности (нужда в общении с прекрасным);

4) Эстетические вкусы (способность оценивать произведения искусства и т.д.) 5) Эстетические идеалы (представления о совершенной красоте).

Задачи и содержание эстетического воспитания: формирование эстетических вкусов, чувств, потребностей, знаний, идеалов, выработка художественно-эстетических умений, творческих способностей. Задачи эстетического воспитания тесно связаны с нравственным воспитанием -- формированием доброты, гуманизма, справедливости и пр.

Эстетическое воспитание реализуется, прежде всего, на уроках литературы, музыки, изобразительного искусства, в работе кружков, студий, группах художественной самодеятельности, театрах.

Показателями успешности эстетического воспитания является наличие 5 компонентов в переживаниях и мировоззрении личности.

Формирование личности ребенка, воспитание у него правильного отношения к окружающему - сложный процесс, в основе которого лежит правильное, гармоничное развитие чувств.

Чувство - особая форма отношения человека к явлениям действительности, обусловленная их соответствием или несоответствием потребностям человека.

«Ничто ни слова, ни мысли, ни даже поступки наши не выражают так ясно и верно нас самих и наши отношения к миру, как наши чувствования: в них слышен характер не отдельной мысли, не отдельного решения, а всего содержания души нашей и ее строя” - говорил К.Д.Ушинский.

Особую группу чувств составляют высшие чувства: эстетические, нравственные и интеллектуальные.

Формирование эстетических чувств начинается с раннего детства. Дошкольный возраст - это период первоначального фактического складывания личности. Дети дошкольного и школьного возраста с большим желанием строят замки и крепости из снега, мокрого песка или кубиков, забивают гвозди, с не меньшим старанием рисуют карандашами, красками или мелом. Родители должны всегда поддерживать, а не тормозить эти естественные потребности детей.

Воспитание у детей устойчивого интереса к труду, желание понять красоту окружающего мира начинается именно в семье. Ребенок еще только научился сидеть, сделал первые шаги - и уже в этом возрасте можно закладывать основы эстетического воспитания.

К концу младшего дошкольного возраста ребенок может переживать элементарные эстетические чувства и состояния. Их вызывает красивая, мелодичная и спокойная музыка (типа колыбельной), веселая песня, бодрый марш. Ребенок радуется красивому банту на голове, любуется чем-то блестящим: украшенной елкой, брошкой и т.д. В этих переживаниях сначала отчетливо выступает прямая подражательность взрослому, в виде сопереживания. Ребенок повторяет за мамой: ”Как красиво!” Поэтому, общаясь с маленьким ребенком, взрослые должны подчеркивать эстетическую сторону предметов, явлений и их качеств словами: «какой красивый красный мяч», «как нарядно одета кукла» и так далее.

Очень быстро дети начинают и сами отличать явно некрасивое, дисгармоничное от мелодичного, гармоничного, особенно в воспринимаемых звуках.

Поведение взрослых, их отношение к окружающему миру, к ребенку становится для малыша программой его поведения, поэтому очень важно, чтобы дети видели вокруг себя как можно больше доброго и красивого. В этом возрасте родители своим примером могут воспитать у ребенка любовь к чистоте и порядку. Очень важно уже в этот период обращать внимание детей на красоту окружающего мира в самых доступных ее проявлениях. Взрослые должны научить своего ребенка радоваться хорошей постройке товарища, красивому букету, нарядно одетой кукле - все это будет прививаться при непосредственном влиянии мамы и папы.

Оценочное отношение взрослых сказывается и на формировании эстетических чувств детей. Общий эмоциональный тон (некрасиво поет, нравится), характерный для младших дошкольников, сменяется у старших более определенными и дифференцированными эстетическими оценками: ”Какая грустная музыка, даже хочется плакать”, ” Какая безобразная шляпа, как горшок”.

Подрастая, ребенок попадает в новый коллектив - детский сад, который берет на себя функцию организованной подготовки детей к взрослой жизни. Вопросы эстетического воспитания в детском саду начинаются с тщательно продуманного оформления помещения. Все, что окружает ребят: столы, пособия - должно воспитывать своей чистотой, аккуратностью и чистотой.

Еще одним из главных условий является насыщенность здания произведениями искусства: картинами, художественной литературой, музыкальными произведениями. Ребенок с раннего детства должен быть окружен подлинными произведениями искусства. Большое значение в эстетическом воспитании детей дошкольного возраста имеет народно декоративно-прикладное искусство. Воспитатель должен знакомить детей с изделиями народных мастеров: дымковскими игрушками, резьбой по дереву, вышивкой и другими, тем самым прививая ребенку любовь к Родине, к народному творчеству, уважение к труду.

Эстетическое воспитание должно вызывать активную деятельность дошкольника. Важно не только чувствовать, но и создавать нечто красивое. Обучение, которое целенаправленно осуществляется в детском саду, направлено также и на развитие эстетических чувств, поэтому большое значение имеют такие систематические занятия, как музыкальные, ознакомление с художественной литературой, рисование, лепка и аппликация. Эстетические чувства развиваются на занятиях изобразительной деятельностью, особенно если воспитатель учит детей подбирать формы, цвета, составлять красивые орнаменты, узоры и т.д.

Также одним из важнейших средств эстетического воспитания является природа - вечный источник разнообразных эстетических переживаний. Живая природа воздействует на малыша, вызывая у него эмоциональный отклик, поэтому на экскурсиях, прогулках взрослые должны обращать внимание детей на своеобразие красок природы, учить слышать «живой» голос леса, поля. Прогулки должны создавать у детей радостное настроение. Необходимо дать воспитанникам почувствовать удовольствие от пребывания на природе: прохладно, поют птицы, шумят деревья. Совместное рассматривание с детьми понятных детям проявлений красоты в природе, ярко выраженное восхищение взрослого при виде маленькой пушистой собачки, красивой лужайки, заходящего солнца вызывают у ребенка соответствующие эмоциональные переживания и постепенно формируют у него дифференцированное отношение к окружающему, понимание красивого. Малыш начинает потом уже и сам выделять в окружающем наиболее красивые явления: “посмотрите, какие красивые цветы несет дядя!”

Формирование первых эмоционально-эстетических оценок, воспитание художественного вкуса во многом зависит от игры. Общеизвестно влияние художественных игрушек на эстетическое воспитание детей. Примером служат народные игрушки: матрешки, веселые дымковские свистульки и другие.

Рассматривая следующий этап жизни человека - младший школьный возраст, можно отметить, что ребенок уже имеет представление о красоте. Поэтому в школе происходит дальнейшее совершенствование уже имеющихся эстетических чувств и вкусов.

В период младшего школьного возраста создаются благоприятные условия для дальнейшего развития эстетических чувств детей, воспитание эстетического вкуса.

Глава 2 Методы и приемы, применяемые в педагогической практике с целью формирование нравственно - эстетических черт личности у детей школьного возраста на уроках станковой композиции
2.1 Основные методики, проведения уроков композиции в детской художественной школе, влияющие на нравственно-эстетическое развитие учащихся
Методы воспитания - это способы профессионального взаимодействия воспитателя и воспитанника, направленные на решение образовательно - воспитательных задач.

Приёмы воспитания - элементы методов воспитания (пример: беседа - метод, реплики, мимика - приём).

Средства воспитания - различные виды деятельности (игровая, трудовая), совокупность произведений материальной и духовной культуры, которую привлекают для педагогической работы.

Существует несколько способов классификации методов воспитания. Приведем классификацию методов воспитания по Г.И. Щукину:

А) Методы формирования сознания личности.

Б) Методы организации деятельности и формирования поведения.

В) Методы стимулирования деятельности и поведения.

Г) Методы контроля, самоконтроля.

(А) К методам формирования сознания личности (их цель - формирование убеждения) относятся рассказ, объяснение, беседа, лекция, дискуссия, диспут, пример.

(Б) К методам организации деятельности и формирования поведения относятся упражнение, приучение, создание воспитательных ситуаций, требования, инструктаж, демонстрация.

(В) К методам стимулирования деятельности и поведения относятся наказание, поощрение, соревнование, познавательная игра.

(Г) К методам контроля, самоконтроля относятся педагогическое наблюдение, беседа, психологические опросники.

Так, пример как метод воспитания формирует сознание школьников, которое постоянно ищет опору в конкретных образах. Этому поиску содействует явление подражательности, которое служит психологической основой примера.

Подражание - это не слепое копирование, оно формирует у детей действия нового типа, как совпадающие в общих чертах с идеалом, так и оригинальные. Путем подражания у школьника формируются социально - нравственные цели личностного поведения.

Младший школьник обычно выбирает себе в подражание готовые образцы, воздействующие на него внешним примером.

Подражание у подростков сопровождается более или менее самостоятельными суждениями, носит избирательных характер.

В юности подражание существ перестраивается, становится более сознательным и критичным, опирается на акт внутренней переработки воспринимаемых образов.

В механизме подражания выделяют 3 этапа:

1. В результате восприятия конкретного действия у школьника появляется субъективный образ этого действия, желание поступать так же.

2. Возникает связь между примером и последующими действиями.

3. Происходит синтез подражания и самостоятельных действий.

Только тот поступок заслуживает подражания, который совершен авторитетным и уважаемым человеком.

Трудно формировать эстетические идеалы, художественный вкус, когда человеческая личность уже сложилась. Эстетическое развитие личности начинается в раннем детстве. Чтобы взрослый человек стал духовно богатым, надо обратить особое внимание на эстетическое воспитание детей дошкольного и младшего школьного возраста. Б.Т. Лихачев пишет: "Период дошкольного и младшего школьного детства является едва ли не самым решающим с точки зрения эстетического воспитания и формирования нравственно-эстетического отношения к жизни". Автор подчеркивает, что именно в этом возрасте осуществляется наиболее интенсивное формирование отношений к миру, которые постепенно превращаются в свойства личности. Сущностные нравственно-эстетические качества личности закладываются в раннем периоде детства и сохраняются в более или менее неизменном виде на всю жизнь.

Нельзя или, по крайней мере, чрезвычайно трудно научить юношу, взрослого человека доверию к людям, если его в детстве часто обманывали. Трудно быть доброму тому, кто в детстве не приобщился к сочувствию, не пережил детскую непосредственную и потому неизгладимо сильную радость от доброты к другому человеку. Нельзя вдруг во взрослой жизни стать мужественным, если в дошкольном и младшем школьном возрасте так и не научился решительно высказывать свое мнение и смело поступать.Конечно, течение жизни что-то меняет и вносит свои коррективы. Но именно в дошкольном и младшем школьном возрасте эстетическое воспитание является основой всей дальнейшей воспитательной работы.

Одной из особенностей младшего школьного возраста является приход ребенка в школу. У него появляется новый ведущий вид деятельности - учеба. Главным человеком для ребенка становится учитель. «Для ребят в начальной школе учитель - самый главный человек. Все для них начинается с учителя, который помог преодолеть первые трудные шаги в жизни...». Через него дети познают мир, нормы общественного поведения. Взгляды учителя, его вкусы, предпочтения становятся их собственными. Из педагогического опыта А.С. Макаренко известно, что общественно значимая цель, перспектива движения к ней, при неумелой постановке перед детьми оставляют их равнодушными. И наоборот. Яркий пример последовательной и убежденной работы самого педагога, его искренняя заинтересованность и энтузиазм легко поднимают детей на дела.

Следующая особенность эстетического воспитания в школьном возрасте связана с изменениями, происходящими в сфере познавательных процессов школьника.

Например, формирование эстетических идеалов у детей, как части их мировоззрения, сложный и длительный процесс. Это отмечают все педагоги и психологи, упомянутые выше. В ходе воспитания жизненные отношения, идеалы претерпевают изменения. В отдельных условиях под влиянием товарищей, взрослых, произведений искусства, жизненных потрясений идеалы могут претерпевать коренные изменения.

«Педагогическая суть процесса формирования эстетических идеалов у детей с учетом их возрастных особенностей состоит в том, чтобы с самого начала, с раннего детства, формировать устойчивые содержательные идеальные представления об обществе, о человеке, об отношениях между людьми, делая это в разнообразной, изменяющейся на каждом этапе новой и увлекательной форме", - отмечает в своей работе Б.Т. Лихачев.

С младшего школьного возраста происходят изменения в мотивационной сфере. Мотивы отношения детей к искусству, красоте действительности осознаются и дифференцируются. Д.Б. Лихачев отмечает в своей работе, что к познавательному стимулу в этом возрасте добавляется новый, осознанный мотив. Это проявляется в том, что "…одни ребята относятся к искусству и действительности именно эстетически. Они получают удовольствие от чтения книг, слушания музыки, рисования просмотра фильма. Они еще не знают, что это и есть эстетическое отношение. Но в них сформировалось эстетическое отношение к искусству и жизни. Тяга к духовному общению с искусством постепенно превращается для них в потребность.

Другие дети общаются с искусством вне собственно эстетического отношения. Они подходят к произведению рационалистически: получив рекомендацию прочитать книгу или посмотреть фильм, они читают и смотрят их без глубокого постижения сути, лишь для того, чтобы иметь о нем общее представление". А бывает, что читают, смотрят или слушают из престижных соображений. Знание педагогом истинных мотивов отношения детей к искусству помогает сосредоточить внимание на формировании подлинно эстетического отношения.

Чувство красоты природы, окружающих людей, вещей создает в ребенке особые эмоционально-психические состояния, возбуждает непосредственный интерес к жизни, обостряет любознательность, мышление, память. В раннем детстве ребята живут непосредственной, глубоко эмоциональной жизнью. Сильные эмоциональные переживания надолго сохраняются в памяти, нередко превращаются в мотивы и стимулы поведения, облегчают процесс выработки убеждений, навыков и привычек поведения. В работе Н.И. Киященко довольно четко подчеркивается, что "педагогическое использование эмоционального отношения ребенка к миру - один из важнейших путей проникновения в детское сознание, его расширения, углубления, укрепления, конструирования". Он также отмечает, что эмоциональные реакции и состояния ребенка являются критерием действенности эстетического воспитания. "В эмоциональном отношении человека к тому или иному явлению выражается степень и характер развитости его чувств, вкусов, взглядов, убеждений и воли".

Таким образом, школьный возраст - это особенный возраст для эстетического воспитания, где главную роль в жизни школьника играет учитель.

Пользуясь этим, умелые педагоги способны не только основать прочный фундамент эстетически развитой личности, но и посредством эстетического воспитания заложить подлинное мировоззрение человека, ведь именно в этом возрасте формируется отношение ребенка к миру и происходит развитие сущностных эстетических качеств будущей личности. Помимо воздействия на ребенка средств окружающей действительности, эстетическое воспитание осуществляется целенаправленно в художественной школе.

По словам Д.К. Ушинского каждый предмет в школе может эстетически воспитывать: «в любом предмете есть более или менее эстетический элемент». Любой предмет, будь то математика, физкультура, природоведение вызывает в школьнике определенные эмоции посредством своего материала. Чтобы стать средством эстетического воспитания учителю достаточно творчески подойти к предмету своей науки, пробудить творческий интерес к нему школьников. «Многие естественнонаучные понятия (гармония, пропорция, мера симметрия и другие) имеют непосредственное эстетическое содержание. Можно рассматривать пропорциональность различных прямоугольников, гармонические колебания, формы кристаллов, типы математических доказательств, физические, химические и математические формулы, - во всех этих случаях можно обнаружить красоту и гармонию, то есть проявление эстетического». Кроме того, опытные педагоги отмечают, что «объяснение нового естественнонаучного термина и одновременное определение в нем эстетического элемента является одним из способов развития познавательной активности школьников. Процесс обучения приобретает для школьников привлекательные черты, абстрактный научный термин становится понятным. Все это способствует развитию интереса к самому предмету».

Таким образом, средства и формы эстетического воспитания весьма разнообразны . Эстетически воспитывает буквально все, вся окружающая нас действительность. В этом смысле к важным источникам эстетического опыта детей относится и искусство, так как: "Искусство является наиболее концентрированным выражением эстетического отношения человека к действительности и поэтому играет ведущую роль в эстетическом воспитании".

В школе встреча детей с произведениями искусства происходит в основном на уроках художественного цикла (литературе, музыке, изобразительном искусстве). Эти же предметы и являются основными в системе эстетического воспитания. Они играют решающую роль в формировании у детей эстетических идеалов, их художественного вкуса, эстетического отношения к действительности и искусству.

В своей сущности предметы художественного цикла, именно как предметы школьного обучения, являются собирательными, обобщающими, интегративными, комплексными. Они представляют собой сложное единство самого искусства, его теории и истории, навыков практического творчества.

В школе преподают не искусство: не литературу, музыку, изобразительное искусство, как таковые, а учебные предметы по искусству, решающие задачи всестороннего развития и воспитания школьников, объединяющие в себе элементы собственно искусства, науки о нем и навыки практической деятельности.

Станковая композиция как комплексный предмет объединяет познание самих художественных произведений, элементы искусствознания, теории изобразительной деятельности, освоение навыков практического изображения, изобразительной грамоты и творческого самовыражения.

Третий учебный предмет художественного цикла - История искусств. Следует иметь в виду, что этот предмет знакомит учащихся не только с живописью, графикой и скульптурой, составляющими группу изобразительных искусств, но также с архитектурой и декоративным искусством. Среди существующих искусств пять перечисленных занимают особое место. «Произведения изо, декоративного искусства, архитектуры зримы, вечны, они создают эстетическую среду, окружающую человека дома, на работе, в общественных местах. Это городские архитектурные ансамбли, парки, интерьеры, монументальные произведения живописи и скульптуры, предметы декоративного искусства, технические сооружения, которые воздействуют на человека повседневно, независимо от наличия у него эстетических потребностей».

В содержание предмета «Станковой композиции» вводится одновременно восприятие и изучение произведений изобразительного искусства, освоение изобразительной грамоты, развитие творческого отношения к действительности и детское художественное творчество.

Занятия изобразительным искусством развивают умение видеть, наблюдать, дифференцировать, анализировать и классифицировать эстетические явления действительности. Они формируют эстетическое чувство, умение любоваться красотой реальной действительности и произведений искусства. Они делают человека художником.

Станковая композиция дает детям развитие психических свойств, умение творчески и эстетически подходить к решению жизненных задач.

Программа формулирует следующие задачи преподавания станковой композиции: развитие понимания явлений окружающей действительности; формирование практических навыков художественной деятельности; систематическое и целенаправленное развитие зрительного восприятия, чувства цвета, композиционной культуры, пространственного мышления, фантазии, зрительного воображения и комбинаторики, умение выражать в отчетливых образах решение творческих задач (иллюстрации, конструирование); воспитание активного эстетического отношения к действительности и искусству, умения практически применять художественные способности в процессе трудовой, учебной и общественной деятельности.

Таким образом, главная цель уроков композиции а так же истории искусства, - духовно обогатить ребенка, научить проникновению в эстетическую сущность произведения искусства.

Таким образом, учитывая эстетическую сущность самого искусства и то, что именно программы по предметам художественного цикла ставят перед собой задачи эстетического развития ребенка, можно сделать вывод, что в рамках программы ДХШ искусство является основным средством эстетического воспитания. Эта мысль также отмечается в работах Б.М. Неменского, Б.Т. Лихачева, А.И. Бурова и других педагогов по эстетическому воспитанию.


Заключение
Проблема эстетического воспитания довольно полно разработана в отечественной и зарубежной литературе. Это позволило нам провести тщательный анализ литературы по этой проблеме и сделать следующие выводы.

Эстетическое воспитание действительно занимает важное место во всей системе учебно-воспитательного процесса, так как за ним стоит не только развитие эстетических качеств человека, но и всей личности в целом: ее сущностных сил, духовных потребностей, нравственных идеалов, личных и общественных представлений, мировоззрения.

Все эти качества в человеке развиваются под воздействием различных факторов. Воспитательное значение имеет и природа, и труд, и окружающая нас действительность: быт, семья, межличностные отношения, - все, что может быть прекрасным. Как основной носитель прекрасного, искусство также является средством эстетического воспитания.

Воздействие эстетических явлений жизни и искусства на личность может проходить как целенаправленно, так и спонтанно. В этом процессе огромную роль играет школа, особенно школа с эстетической направленностью - художественная.Из своего опыта мы можем, сказать, что познавательный интерес к искусству у школьников довольно велик, а наличие интереса - это первое из условий успешного воспитания. Кроме того, материал по искусству обладает большим эмоциональным потенциалом, будь то музыкальное произведение, литературное или художественное. Именно сила эмоционального воздействия является путем проникновения в детское сознание, и средством формирования эстетических качеств личности. Средства искусства, используемые в учебно-воспитательном процессе на уроках композиции, являются эффективным средством повышения уровня нравственно - эстетического воспитания школьников.

Опытные педагоги, зная это, способны посредством искусства воспитать подлинные эстетические качества личности: вкус, способность оценивать, понимать и творить прекрасное. Однако на практике мы столкнулись с тем, что учителя мало пользуются искусством в целях эстетического развития ребенка, уделяя больше времени и сил развитию практических навыков. Это недопустимо, так как без ориентации на подлинные духовные и художественные ценности, эстетическое воспитание и развитие личности будет неполноценным. На наш взгляд, реализуя полноценное эстетическое воспитание ребенка в младшем школьном возрасте, учитель обеспечивает в будущем становление такой личности, которая будет сочетать в себе духовное богатство, истинные эстетические качества, нравственную чистоту и высокий интеллектуальный потенциал.
Литература
1. Абрамова Т.С. Практическая психология./ Учебник для вузов. - Екатеринбург: Деловая книга, 1999.

2. Агапитова Ю.П. Методическая разработка занятия ИЗО «Душа человека и ее отражение в искусстве». // Фестиваль 1-е сентября, № 4, 2004.

3. Богданова О.С. Содержание и методика этических бесед с младшими

школьниками. - М.: 1998.

4. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.: Просвещение, 1998.

5. Божович Л.И. Общая характеристика детей младшего школьного возраста. - М.: Педагогическая книга, 1994.

6. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2000.

7. Проблемы формирования личности. Избранные труды./ Под редакцией Д.И. Эльконина. - Воронеж: 1995.

8. Ворожейкина Н.И., Виноградова Н.Ф., Заяц Д.В. Наша Родина и современный мир. Беседы о России. - Смоленск: 1999.

9. Выготский Л.С. Педагогическая психология /Под редакцией В.В. Давыдова/.- М.: 1991.

10. Выготский Л.С. Проблемы общей психологии. Собрание сочинений в 6 томах, Т.2, - М., Педагогика, 1982.

11. Давыдов В.В. Психологический словарь. - М., Педагогика, 1983.

12. Карпов И.А. Азбука нравственного воспитания. - М.: 1979.

13. Кузнецова Л.В. Гармоничное развитие личности младшего школьника. - М.: 1988.

14. Левитов Н.Д. Детская и педагогическая психология. - М.: 1994.

15. Лихачев Б.Т. Избранные труды. - М.: Аст, 1999.

16. Логинова В.И. Дошкольная педагогика. - М.: 1988.

17. Макаренко А.С. Избранные педагогические труды. - М.: Педагогическая книга, 1982.

18. Мухина В.С. Возрастная психология. - М., Академия, 2000.

19. Неменский Б.М. Эстетическое воспитание. - М.: Искусство, 1985.

20. Немов Р.С. Психология. В 3-х томах. Т. 3. - М.: Просвещение, 1999.

21. Психология. Словарь. /Под общей редакцией Петровского А.В., Ярошевского М.Г. - М.: 1990.

22. Советский энциклопедический словарь/Гл. Ред. Прохоров А.М. - 3-е изд. - М.: Сов. энциклопедия, 1985.

23. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. - М.: 1974.

24. Ушинский К.Д. О народности в общественном воспитании // Ушинский К.Д. Избранные педагогические произведения. - М.: 1968.

25. Фокин Ю.Г. Общие сведения о дидактике высшей школы. Курс лекций. - М.: Высшая школа, 1996.