Главная страница

Типы речи. Повествование


Скачать 78.57 Kb.
Название Типы речи. Повествование
Дата 29.02.2016
Размер 78.57 Kb.
Тип Урок

Тема урока: Типы речи. Повествование.

Класс: 5

Предмет: русский язык

Тип урока: открытие нового знания

Цель урока: - сформировать представление о типе речи- повествовании,

Задачи:- сформировать умение определять функционально-смысловые типы речи, потребность в самовыражении и самореализации

- развивать умение создавать устные и письменные тексты разных типов речи с учётом замысла, адресата и ситуации общения. -развивать умение работать в парах, планировать свою деятельность, ставить цели своей работы.

Учебник: ФГОС Инновационная школа под редакцией Е.А.Быстровой, Москва, «Русское слово», 2013 г.

Оборудование: компьютер, проектор.

Литература: Тематическое и поурочное планирование к учебнику «Русский язык» для 5 класса под редакцией Е.А. Быстровой / Бабки-

на М.В. — М.: ООО «Русское слово» — учебник, 2011. — 152 с.


Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

I. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности)

Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне




Долгожданный дан звонок, начинается урок. Вы, ребята, повернитесь и друг другу улыбнитесь!

Демонстрируют свое настроение.

Самоопределение, смыслообразование (Л)

Целеполагание (П)

Планирование учебного сотрудничества (К)

II. Актуализация знаний

Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося




1. Проверка домашнего задания: словарный диктант по учебнику.

Заголовок, информация, сочинение, беседа, памятка, компьютер, тысячелетие, трудоемкий, в течение, вопросительный.

Слайд№1-2.
Проблемная ситуация :

2.Сегодня ко мне пришло письмо от одного пятиклассника, который просил о помощи. Он просил рассказать ему о типах речи, определить тип речи данного текста.
За деревней весело играла кошка со своими котятами.

Вдруг откуда ни возьмись – огромный степной орел. Как молния, спустился он с вышины и схватил одного котенка. Но не успел еще подняться, как мать вцепилась уже в него. Хищник бросил котенка и схватился со старой кошкой.

Закипела битва насмерть.

Могучие крылья, крепкий клюв, сильные лапы с длинными, кривыми когтями давали орлу большое преимущество: он рвал кожу кошки и выклевал ей один глаз. Но кошка не потеряла мужества, крепко вцепилась в орла когтями и перекусила ему правое крыло.

Орел покинул поле битвы, а кошка, забыв свои собственные раны, принялась облизывать израненного котенка.
1. — Вспомните, в чем особенность повествования как типа речи ?

Чем будем сегодня заниматься? Какова тема? Знакома она вам? Какова цель урока? Чему вы научитесь? Что повторите?

Слайд№3

2. Сравнение имеющихся знаний с теоретическим мате-

риалом § 11.


Запись словарных слов. Взаимопроверка по учебнику, выставление отметок по критериям учителя (записаны на доске).

Внимательно слушают текст, отвечают на вопросы, размышляют, высказывают свою точку зрения.

Отвечают на вопросы.

Формулируют тему и цели своей работы.
Знакомятся с теорией,сравнивают свои высказывания с теорией.




Анализ объектов с целью выделения признаков; подведение под понятие; целеполагание (П)

Выполнение пробного учебного действия; фиксирование индивидуального затруднения; саморегуляция в ситуации затруднения (Р)

Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К)

III. Проблемное объяснение нового знания

Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися…………..




Работа с теорией учебника, работа с текстом стр. 46.

(слайд№4-5)

1.Завязка действия.

2.Развитие действия.

3.Кульминация.

4.Развязка.

(слайд№6)


Чтение текста, выделение главного ,выяснение основных этапов.

Поиск и выделение информации; синтез как составление целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование; самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера (П)

Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учёт разных мнений (К)

IV. Первичное закрепление

Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления уч-ся; провести коррекцию




1. — Дополните предложенную в упр. 55 схему ≪Построение текста повествования≫ на основе теоретического материала на с. 46 и запишите в тетради.

1. Начало действия.

2. Завязка события.

3. Развитие действия.

4. Кульминация — точка наивысшего напряжения.

5. Развязка события.

6. Итог (концовка).
Физминутка.

А сейчас все по порядку

Встанем дружно на зарядку (руки на поясе).

Руки в сторону согнули,

Вверх подняли, помахали,

Спрятали за спину их.

Оглянулись через правое плечо,

Через левое еще.

Дружно присели,

Пяточки задели,

На носочки поднялись,

Опустили руки вниз.
2. — В соответствии с составленной схемой найдите части повествования в тексте упр. 56.

Простым карандашом обозначьте части повествования в учебнике.
Выпишите в тетрадь в соответствии с каждой частью словосочетания с главным словом — глаголом.

1. Решил еще раз нырнуть в воду.

2. Нащупал какой-то продолговатый предмет.

3. Помчался домой, соскреб печать.

4. Комната наполнилась…

— Каких частей схемы ≪Построение текста повествования≫ не хватает в данном тексте? (5, 6.)
— Выполнение заданий 2

1.наплавалался,нанырялся.

2.вылез,предумал,решил нырнуть,

3.рука нащупала предмет,он схватил и вынырнул.

4.оделся , помчался,вбежал,юркнул.

3(местоимения)

5(повествование) упр. 56.

3. Работа с текстами: определить тип речи, аргументировать ответ, доказать.

4. Самостоятельная работа (упр. 59) по аналогии с заданиями к упр. 56.

Взаимопроверка выполненного упражнения

Читают задание,рассматривают схему, рассуждают, аргументируют ответ.

Выполняют физминутку, читают стихотворение.

Выполняют упр.56,чтение текста. Выделение глаголов из текста. Работа в парах.

Отвечают на вопросы, аргументируют ответ.
Чтение задания, работа с текстом, запись глаголов.
Работают в парах, читают текст, определяют тип речи, доказывают.

Самостоятельное выполнение.

Проверяют соседа, корректируют записи.

Анализ объектов с целью выделения признаков и синтез как составления целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование (П)

Выражение своих мыслей с полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К)

Оценивание усваемого содержания (Л)

Контроль, коррекция, оценка (Р)

V.Итог урока (рефлексия деятельности)

Цель этапа: осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса




Что нового открыли на уроке? Какие трудности возникли? Что удалось легче всего? Чего добились?
Домашнее задание по выбору:

1.упр.57

2.упр.58

3.напишите рассказ о забавном случае, который произошел с вами или с вашими знакомыми.

Пусть каждый день и каждый час

Вам новой добудет,

Пусть добрым будет ум у вас.

А сердце будет умным.

Оценивают свою работу на уроке.


Выбирают домашнее задание по своим силам.

Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П)

Самооценка; адекватное понимания причин успеха или неуспеха в УД; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л)

Выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений (К)

Приложение к уроку русского языка «Типы речи. Повествование».

За что я уважаю моего друга.

Недавно я задумался, за что я уважаю моего друга Димку. И ответил сам себе: за точность. Это очень хорошее качество в человеке – быть точным.

Димка никогда не опаздывает ни на минуту, не заставляет других понапрасну терять время. Он ценит своё время и бережет время всех окружающих.

Если Димка скажет, что сделает что-нибудь, то можно не сомневаться: он обязательно сделает в назначенный срок.

Хорошо, что у меня есть такой друг!

(из сочинения пятиклассника)

Одуванчик.

Я лежал у входа в палатку на животе, положив локти на рюкзак, а подбородок на руки, и смотрел на жёлтый одуванчик. Одуванчик рос прямо передо мной у входа в палатку. У него были зубчатые остро-зелёные листья, а сам он был ярко-жёлтый, ядовитого цвета, потому что он только что распустился. Это был первый весенний одуванчик. На его цветке ползала какая-то букашка… (Ю. Коринец.)

История маленького листочка.

Однажды произошла такая история. Жил-был листочек. Он висел на старом дубе.

На дворе стояла хорошая погода. Он висел и разговаривал с соседним листочком. Тогда ему было всего два дня.

Время шло очень быстро. Началась осень. Листочек стал желтеть.

Однажды поднялся сильный ветер. И листочек полетел. Он летел очень долго. Он поднялся высоко над лесами. Он летел и думал, как упадет в ковер листьев и встретиться с собратьями. И так он летел и летел, но не упал в ковер листьев, а попал ко мне на руку.

Так и закончилась жизнь листочка на дереве и началась новая – в моей книжке, куда я его положил!

(из сочинения пятиклассника)