|
Типы речи. Повествование
Тема урока: Типы речи. Повествование.
Класс: 5
Предмет: русский язык
Тип урока: открытие нового знания
Цель урока: - сформировать представление о типе речи- повествовании,
Задачи:- сформировать умение определять функционально-смысловые типы речи, потребность в самовыражении и самореализации
- развивать умение создавать устные и письменные тексты разных типов речи с учётом замысла, адресата и ситуации общения. -развивать умение работать в парах, планировать свою деятельность, ставить цели своей работы.
Учебник: ФГОС Инновационная школа под редакцией Е.А.Быстровой, Москва, «Русское слово», 2013 г.
Оборудование: компьютер, проектор.
Литература: Тематическое и поурочное планирование к учебнику «Русский язык» для 5 класса под редакцией Е.А. Быстровой / Бабки-
на М.В. — М.: ООО «Русское слово» — учебник, 2011. — 152 с.
Деятельность учителя
|
Деятельность обучающихся
|
УУД
|
I. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности)
Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне
|
|
Долгожданный дан звонок, начинается урок. Вы, ребята, повернитесь и друг другу улыбнитесь!
|
Демонстрируют свое настроение.
|
Самоопределение, смыслообразование (Л)
Целеполагание (П)
Планирование учебного сотрудничества (К)
|
II. Актуализация знаний
Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося
|
|
1. Проверка домашнего задания: словарный диктант по учебнику.
Заголовок, информация, сочинение, беседа, памятка, компьютер, тысячелетие, трудоемкий, в течение, вопросительный.
Слайд№1-2.
Проблемная ситуация :
2.Сегодня ко мне пришло письмо от одного пятиклассника, который просил о помощи. Он просил рассказать ему о типах речи, определить тип речи данного текста.
За деревней весело играла кошка со своими котятами.
Вдруг откуда ни возьмись – огромный степной орел. Как молния, спустился он с вышины и схватил одного котенка. Но не успел еще подняться, как мать вцепилась уже в него. Хищник бросил котенка и схватился со старой кошкой.
Закипела битва насмерть.
Могучие крылья, крепкий клюв, сильные лапы с длинными, кривыми когтями давали орлу большое преимущество: он рвал кожу кошки и выклевал ей один глаз. Но кошка не потеряла мужества, крепко вцепилась в орла когтями и перекусила ему правое крыло.
Орел покинул поле битвы, а кошка, забыв свои собственные раны, принялась облизывать израненного котенка.
1. — Вспомните, в чем особенность повествования как типа речи ?
Чем будем сегодня заниматься? Какова тема? Знакома она вам? Какова цель урока? Чему вы научитесь? Что повторите?
Слайд№3
2. Сравнение имеющихся знаний с теоретическим мате-
риалом § 11.
|
Запись словарных слов. Взаимопроверка по учебнику, выставление отметок по критериям учителя (записаны на доске).
Внимательно слушают текст, отвечают на вопросы, размышляют, высказывают свою точку зрения.
Отвечают на вопросы.
Формулируют тему и цели своей работы.
Знакомятся с теорией,сравнивают свои высказывания с теорией.
|
Анализ объектов с целью выделения признаков; подведение под понятие; целеполагание (П)
Выполнение пробного учебного действия; фиксирование индивидуального затруднения; саморегуляция в ситуации затруднения (Р)
Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К)
|
III. Проблемное объяснение нового знания
Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися…………..
|
|
Работа с теорией учебника, работа с текстом стр. 46.
(слайд№4-5)
1.Завязка действия.
2.Развитие действия.
3.Кульминация.
4.Развязка.
(слайд№6)
|
Чтение текста, выделение главного ,выяснение основных этапов.
|
Поиск и выделение информации; синтез как составление целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование; самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера (П)
Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учёт разных мнений (К)
|
IV. Первичное закрепление
Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления уч-ся; провести коррекцию
|
|
1. — Дополните предложенную в упр. 55 схему ≪Построение текста повествования≫ на основе теоретического материала на с. 46 и запишите в тетради.
1. Начало действия.
2. Завязка события.
3. Развитие действия.
4. Кульминация — точка наивысшего напряжения.
5. Развязка события.
6. Итог (концовка).
Физминутка.
А сейчас все по порядку
Встанем дружно на зарядку (руки на поясе).
Руки в сторону согнули,
Вверх подняли, помахали,
Спрятали за спину их.
Оглянулись через правое плечо,
Через левое еще.
Дружно присели,
Пяточки задели,
На носочки поднялись,
Опустили руки вниз.
2. — В соответствии с составленной схемой найдите части повествования в тексте упр. 56.
Простым карандашом обозначьте части повествования в учебнике.
Выпишите в тетрадь в соответствии с каждой частью словосочетания с главным словом — глаголом.
1. Решил еще раз нырнуть в воду.
2. Нащупал какой-то продолговатый предмет.
3. Помчался домой, соскреб печать.
4. Комната наполнилась…
— Каких частей схемы ≪Построение текста повествования≫ не хватает в данном тексте? (5, 6.)
— Выполнение заданий 2
1.наплавалался,нанырялся.
2.вылез,предумал,решил нырнуть,
3.рука нащупала предмет,он схватил и вынырнул.
4.оделся , помчался,вбежал,юркнул.
3(местоимения)
5(повествование) упр. 56.
3. Работа с текстами: определить тип речи, аргументировать ответ, доказать.
4. Самостоятельная работа (упр. 59) по аналогии с заданиями к упр. 56.
Взаимопроверка выполненного упражнения
|
Читают задание,рассматривают схему, рассуждают, аргументируют ответ.
Выполняют физминутку, читают стихотворение.
Выполняют упр.56,чтение текста. Выделение глаголов из текста. Работа в парах.
Отвечают на вопросы, аргументируют ответ.
Чтение задания, работа с текстом, запись глаголов.
Работают в парах, читают текст, определяют тип речи, доказывают.
Самостоятельное выполнение.
Проверяют соседа, корректируют записи.
|
Анализ объектов с целью выделения признаков и синтез как составления целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование (П)
Выражение своих мыслей с полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К)
Оценивание усваемого содержания (Л)
Контроль, коррекция, оценка (Р)
|
V.Итог урока (рефлексия деятельности)
Цель этапа: осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса
|
|
Что нового открыли на уроке? Какие трудности возникли? Что удалось легче всего? Чего добились?
Домашнее задание по выбору:
1.упр.57
2.упр.58
3.напишите рассказ о забавном случае, который произошел с вами или с вашими знакомыми.
|
Пусть каждый день и каждый час
Вам новой добудет,
Пусть добрым будет ум у вас.
А сердце будет умным.
Оценивают свою работу на уроке.
Выбирают домашнее задание по своим силам.
|
Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П)
Самооценка; адекватное понимания причин успеха или неуспеха в УД; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л)
Выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений (К)
|
Приложение к уроку русского языка «Типы речи. Повествование».
За что я уважаю моего друга.
Недавно я задумался, за что я уважаю моего друга Димку. И ответил сам себе: за точность. Это очень хорошее качество в человеке – быть точным.
Димка никогда не опаздывает ни на минуту, не заставляет других понапрасну терять время. Он ценит своё время и бережет время всех окружающих.
Если Димка скажет, что сделает что-нибудь, то можно не сомневаться: он обязательно сделает в назначенный срок.
Хорошо, что у меня есть такой друг!
(из сочинения пятиклассника)
Одуванчик.
Я лежал у входа в палатку на животе, положив локти на рюкзак, а подбородок на руки, и смотрел на жёлтый одуванчик. Одуванчик рос прямо передо мной у входа в палатку. У него были зубчатые остро-зелёные листья, а сам он был ярко-жёлтый, ядовитого цвета, потому что он только что распустился. Это был первый весенний одуванчик. На его цветке ползала какая-то букашка… (Ю. Коринец.)
История маленького листочка.
Однажды произошла такая история. Жил-был листочек. Он висел на старом дубе.
На дворе стояла хорошая погода. Он висел и разговаривал с соседним листочком. Тогда ему было всего два дня.
Время шло очень быстро. Началась осень. Листочек стал желтеть.
Однажды поднялся сильный ветер. И листочек полетел. Он летел очень долго. Он поднялся высоко над лесами. Он летел и думал, как упадет в ковер листьев и встретиться с собратьями. И так он летел и летел, но не упал в ковер листьев, а попал ко мне на руку.
Так и закончилась жизнь листочка на дереве и началась новая – в моей книжке, куда я его положил!
(из сочинения пятиклассника)
|
|
|