Главная страница

«Формирование у детей младшего школьного возраста толерантного отношения к другим народностям, их истории и культуре»


Скачать 203.52 Kb.
Название «Формирование у детей младшего школьного возраста толерантного отношения к другим народностям, их истории и культуре»
Дата 05.04.2016
Размер 203.52 Kb.
Тип Конкурс

МБОУ «БОЛЬШЕКАЛМЫКСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

КИРЕЕВСКИЙ РАЙОН

«Заочный муниципальный конкурс в области педагогики, воспитания и работы с детьми младшего школьного возраста в контексте требований ФГОС второго поколения»

Проект

Тема : «Формирование у детей младшего школьного возраста толерантного отношения к другим народностям, их истории и культуре»
Терёхина Елена Николаевна,

учитель начальных классов

МБОУ «Большекалмыкская средняя

общеобразовательная школа»
2012 год

Цели проекта:

-развивать коммуникативные умения учащихся;

-способствовать укреплению единства класса;

-учить строить дружеские отношения с представителями других народностей.

Задачи:

-обобщение знаний учащихся по формированию «межкультурной компетенции»;

-формирование у детей толерантного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

-отработка методических приёмов по воспитанию в детях доброжелательности, любви и уважению друг к другу.

Этапы реализации проекта

  1. Разработка программы «Моя Родина».

  2. Классификация этнокультуроведческой лексики по тематическим группам на уроках русского языка и во внеурочное время.

  3. Подбор количественных характеристик этнического характера для уроков математики.

  4. Разработка и проведение воспитательных мероприятий, направленных на формирование толерантности.

  5. Составление диагностики и анализ полученных результатов о сформированности уважительного отношения к другим народностям, их обычаям и культуре.

  6. Практические рекомендации по формированию толерантности.

«Смысл человеческой жизни- быть источником

света и тепла для других людей. Быть сознанием

Вселенной и совестью человечества»

С.Л.Рубинштейн

Проблема воспитания толерантности актуальна для такой многонациональной страны, как Россия, особенно в последние десятилетия. Вследствие возрастающей миграции населения школы России стали многонациональными, в них обучаются «дети разных народов», которые должны научиться уважать эту разность или, по крайней мере, относиться к ней толерантно. Понятие «толерантность» тесно связано с понятием «межкультурная компетенция», является её составной частью, поскольку толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание многообразие языков и культур, существующих в мире. Успешность формирования толерантного сознания и межкультурной компетенции основана на формировании уважения, интереса к истории, обычаям, традициям, вероисповеданию, фольклору своего и других народов.

В моём, 4-ом классе, 70 % учащихся приехали из стран Ближнего зарубежья. В процессе формирования межкультурной компетенции, воспитания в детях толерантности, я использовала, прежде всего, реализацию культуроведческого аспекта – познание культуры русского народа в диалоге культур. «Диалог – это беседа, взаимный разговор. В диалоге «встречаются» русская культура и культура других народов. Они как бы ведут беседу. Каждая культура открывает свои новые стороны и в то же время раскрывает то общее, что объединяет культуры разных народов и людей, говорящих на разных языках.»(2,66)

Ведь как верно заметил российский философ и педагог В. С. Библер в конце XX в. «… культура способна жить и развиваться (как культура) только на грани культур, в одновременности, в диалоге с другими целостными культурами». Для народов России, Украины, Узбекистана нынешнее время является по существу, временем нового исторического самоопределения, эпохой выбора независимого, самостоятельного пути. В этих условиях крайне важно сохранить общее духовное пространство, поддерживать постоянный диалог между представителями культур наших народов. Все эти факторы я учитываю в воспитательной работе. На уроках и во внеклассной работе применяю на практике различные методы и приёмы включения регионального материала в структуру уроков, практических занятий, классных часов и др. Это работа с региональной ономастикой, использование текстов поэтов и писателей или авторов, биографически связанных со страной, откуда приехал ребёнок.

Я убедилась, что младшие школьники способны с помощью анализа, сравнения грамотно воспринимать события жизни, различные явления. Так, во время беседы «Моя Родина» учащиеся отмечали: люди добрые, приветливые, смекалистые, умные, доброжелательные, готовы помочь; много открытий, изобретений; особые песни, музыка; природа красивая, богатая; много разных народов живут в России, мы вместе с другими народами выиграли войну, очень страшную, вообще наши народы побеждали вместе, сообща. Я разработала программу «Моя Родина» для учащихся начальной школы.

Фрагмент программы «Моя Родина».

Что такое Родина? Почему человек любит свою Родину? Как выражает свою любовь? Флаг и герб Родины. Особенности края, отличающие его от других мест. Достопримечательности. Труд, быт людей. Культурные учреждения. Экскурсии по историческим местам своего края.

Знаменитые люди родного края. Как сегодня трудятся мои земляки? Зачем человек трудится? Ценности, которые человек создаёт в процессе труда. Профессии, значение которых возросло в последние годы. Профессии родителей.

Города России. Москва- столица Р Ф, крупнейший культурный центр. Достопримечательности Москвы.

Конституция- главный закон России. Права граждан России. Жизнь разных народов России.

На уроках русского языка отбираю разнохарактерный по содержанию материал, включающий сведения о традициях, обычаях, обрядах, праздниках народов. Данный подход нацелен на овладение учащимися начальных классов основ народной культуры. Ребята с удовольствием принимают участие по сбору тематических групп. Нами предпринята попытка классификации этнокультуроведческой лексики по следующим тематическим группам:

Группа

Русский

Узбекский

Украинский

1.Название архитектурных сооружений и их частей

Кремль, терем, хоромы, палата, светлица, изба

Айван (дом с открытой террасой), балахан (надстройка), сура (дом из глины), чайхона

Хороми, палата, свитлиця

2.Наименование утвари

Печь, сундук, икона

Дастархан (скатерть), пахта

Пичь, скриню, икона

3.Название транспортных средств передвижения


Тройка, сани

Караван

Трийка, сани

4.Наименования продуктов питания и традиционных блюд

Сбитень, расстегай, щи, блины

Плов, кием(сироп из фруктов и овощей), самса, манты

Борщ, збитень, млинци

5.Названия сословий и чинов

Боярин, стрелец, казак, князь, стольник

Сарты, хан, тат

Стрилиць, козак, боярин

6. Название музыкальных инструментов

Гусли, балалайка

Сурнайя, карнайя, бубен, дойра, рубаб

Гусли, балалайка

7.Названия музыкальных форм, исполнителей и танцев

Частушка, хоровод, песенник, запевала

(Уйинчи) танец, (халк уйинлари) народный танец

Частивка, писняр, заспивувач

8.Жанры устного народного творчества

Загадка, сказка, пословица, поговорка

Плач, «Лапар», «Яр – Яр», купкари

Казка, присливя, приказка

9.Формы речевого этикета

Батенька, матушка, братишка, сестрёнка

Опа (мама) и др.

Батенько, матушка, бритик, сестричка

10.Название праздников и связанных с ними обычаев и обрядов

Рождество, Крещение, Масленица, Прощёное воскресение

Навруз, Рамазан(Рамадан), Курбан

Риздво, Хрещення, Масниця, Прощена недиля

Изучение этнокультуроведческой лексики позволяет повысить речевую культуру школьников, создаёт условия для выработки навыков самостоятельной работы, формирует интерес к языкам, создаёт условия для принятия и правильного понимания многообразия языков и культур, учит младших школьников толерантно относиться к другим народностям.

На уроках математики в силу специфики предмета включаю количественную характеристику этноса, обогащаю и закрепляю уже приобретённые ранее знания учащихся. При обучении математике, учитывая возрастные особенности детей младшего школьного возраста, включаю сведения этнического характера в виде присказок, поговорок, загадок, считалок, отражающих многовековую мудрость народов, их обычаи и быт.

Так, при изучении чисел 1-5 использую загадки и пословицы:

Русские

Узбекские

Украинские

Один за всех и все за одного;

Один в поле не воин;

Один день год кормит;

Бог любит Троицу;

Изба без четырёх углов не ставится.

Крылатое существо молоко даёт, четырёхногое сушество яйца несёт (летучая мышь и черепаха);

Сотни голов овец на одной привязи (виноград)

Меж двумя зубами застряла свинья (пила);

Четыре четырки, две растопырки, седьмой вертун. (корова).



Воспитательные мероприятия , направленные на формирование толерантности у младших школьников

Классный час

«В дружбе – сила»

Цели: расширить знания о взаимоотношениях людей, о дружбе; развивать речь и мышление; воспитывать доброжелательность.
Ход классного часа
Классный руководитель. Ребята, сегодня у нас очень интересная и серьёзная тема классного часа. А о чём мы будем говорить, вы узнаете, когда разгадаете кроссворд:

1.Хозяин лесной

Просыпается весной,

А зимой под вьюжный вой

Спит в избушке ледяной.

2.Одной ручкой всех встречает, а другой провожает.

3.В лесу у пня беготня, народ рабочий- весь день хлопочет.

4.С неба – звездой, в ладошку – водой.

5.Стоит Антошка на одной ножке.

6.Из горячего колодца через нос водица льётся.


Д

Р

У

Ж

Б

А


Какое слово получилось из выделенных букв?

Итак, тема нашего классного часа «В дружбе – сила».Сегодня мы будем обсуждать несколько очень серьёзных вопросов:

*Как вы понимаете слово «дружба»?

*Кто такой «друг»?

*Кто может быть другом?

*У кого есть «настоящий» друг, друзья?

*Что значит «дружить»?

*Как вы думаете, есть ли определённые правила, законы дружбы?

(Вместе с детьми выводятся законы дружбы, записываются на доске и в дневниках.

Законы дружбы

1.Один за всех, и все за одного.

2.С хорошим другом веселей при удаче, легче в беде.

3.Не спорь с другом по пустякам и не ссорься.

4.Не ябедничай, лучше сам поправь.

5.Не зазнавайся, если у тебя что-то очень хорошо получилось. Не сердись и не падай духом, если у тебя что-то не получилось.

6.Помоги друзьям в беде.

7.В разговоре, в игре не будь грубым, не кричи.
Существует много законов дружбы, но это- основные. Если вы будете соблюдать эти правила, то станете настоящими друзьями.

(Чтение повести Захида Халила «Здравствуй, Джиртан!»

-А как вы понимаете «дружба народов»?

Заключение

Дружба-это когда люди хотят быть вместе, когда они интересуют друг друга, доверяют друг другу. Наличие друзей означает, что ребёнок эмоционально здоров. Для совсем маленьких детей, если они растут среди взрослых вне детского коллектива, «другом» может стать любимая игрушка. Дружба возможна только при соблюдении определённых законов, важнейшими из которых являются уважение прав друг друга, умение признавать свои ошибки, обязательность, отсутствие споров о вкусах, терпимость и справедливая критика.

Ну а главное, в чём наша сила?

Дети. Сила в дружбе.

Классный воспитатель. Верно, ребята!

Шире круг, шире круг!

Музыка зовёт

Всех друзей, всех подруг

В шумный хоровод.

(Проводится песня-игра «Дружат дети всей земли» сл.В.Викторова, муз. Д. Львова-Компанейца)

Шире круг, шире круг!

Музыка зовёт.

(Дети делают несколько шагов от центра круга назад.)

Всех друзей, всех подруг

В шумный хоровод.

(Идут по кругу вправо.)

Дружат птицы в вышине,

Дружат рыбы в глубине.

(Останавливаются. Поднимают вверх руки, плавно покачивают ими, наклоняются.)

Дружит с небом океан,

Дружат люди разных стран.

(Кладут руки на плечи друг другу и стоят на месте, покачиваясь в такт музыке.

Дружат солнце и весна,

Дружат звёзды и луна!

(Берутся за руки, идут влево по кругу)

Дружат в море корабли,

Дружат дети всей земли.

(Сходятся к центру, держась за руки, поднимают их вверх.)

Шире круг, шире круг!

Музыка зовёт

Всех друзей, всех подруг

В шумный хоровод.

( «Змейкой» выходят из класса.)




Классный час

«Беженцы в России »

Цели. Формировать и развивать гуманное отношение, чувство альтруизма к людям, нуждающимся в помощи; познакомить учащихся с терминами "беженцы", "толерантность"; выявить уровень (диагностика) толерантности с помощью теста; воспитывать чувства доброты и милосердия, отзывчивости и сострадания к человеку.

Формы работы. Игровая: групповая и индивидуальная; игра "Странные гости".

ХОД УРОКА

Занятие начинается с ролевой игры "Странные гости". Несколько человек из класса, переодетые в мусульманскую одежду, стучатся и входят в класс. Класс представляет собой Дворец милосердия.

Гости рассказывают о том, как в их замечательной и красивой сказочной стране начались раздоры между злыми волшебниками, и разразилась такая буря, что земля затряслась, дома рухнули. Каждый день гремит гром, сверкает молния, которая убивает жителей этой страны. Поэтому, чтобы их не постигла эта страшная участь, они вынуждены были собрать свои семьи и бежать куда глаза глядят. Так они попали в нашу волшебную страну.

Гости. Нас в вашей стране называют беженцами. Нам нужна помощь, и поэтому мы пришли к вам во Дворец милосердия.

Здесь представители Дворца милосердия (остальные ученики) предлагают гостям присесть, отдохнуть, выпить чаю. А сами члены Дворца милосердия собрали консилиум, на котором решали вопросы относительно гостей.

Игра проводится в виде эстафеты: весь класс делится на две команды. У каждой команды несколько воздушных шариков, в которых находятся вопросы, записанные на бумаге. Чья команда правильно ответит на все вопросы, та и побеждает

Учитель. Беженцы, кто они такие?

Дети. Люди, которые вынуждены были покинуть свою страну по причине угрозы их здоровью и жизни.

У. Почему им необходимо оказать помощь?

Д. Многие из них не знают русского языка – они не могут объясниться.

– У беженцев нет крова – им негде жить.

– Им нечего кушать, так как у них нет денег и они не могут купить себе еду.

– У них нет работы, чтобы обеспечить свою семью.

– Их детям негде учиться.

– Если они больны, то никто не может оказать им первую медицинскую помощь.

У. Беженцы, какие они?

Д. Такие же люди, как и мы, у которых должен быть свой дом, где они живут со своими семьями.

– У некоторых есть дети, они другой национальности.

У. Почему им необходимо оказывать помощь?

Д. Мы должны быть милосердны друг к другу. Сострадать и оказывать помощь, если человек в беде.

– Может случиться так, что в нашей стране будет разруха и нам некуда будет бежать, негде будет укрыться от беды. А люди из другой страны нам помогут.

У. Члены Дворца милосердия узнали, кто такие эти странные гости. Они из другой страны, другой национальности, другого вероисповедания, но им нужна помощь. И совет решает очень важный вопрос, зашифрованный на доске.

– Вопрос расшифровать трудно, и дело, которое мы должны делать, помогая другим, тоже очень трудное.

Чтобы ответить на этот вопрос, члены Дворца милосердия должны составить реестр (перечисление) оказываемой помощи.

Ребята могут продолжить свои мысли. Совет Дворца милосердия объясняет гостям, что на это нужно неимоверно много денег, сил и времени, но так как страна наша добрая, то волшебники, обычные люди и Дворец милосердия помогут вам, чем могут.

Далее Совет Дворца милосердия выдвигает свои требования к гостям:

• уважать и ценить людей нашей страны;

• жить среди нас и принимать законы нашей страны;

• быть трудолюбивыми, благодарными и честными жителями;

• помогать всем, нуждающимся в помощи.

Для совета выдвигается еще одна задача. Какими качествами должен обладать человек, который стремится оказать помощь? Предлагается "колесо волшебных слов", которое надо прочитать.

Д. Доброта, милосердие, сострадание, отзывчивость, помогать в беде…

У. Принятие людей таковыми, каковы они есть + все эти качества + терпение, уважение их чувств и интересов – это все называется толерантностью.

Проводится проверка, толерантны ли члены Совета Дворца милосердия и насколько!

Предлагается поднять карточки с ответами на вопросы.

• Вызывают ли у вас неприязнь люди другого цвета кожи?

• Легко ли вам найти контакт с людьми другой национальности, веры?

• Примите ли вы предложение человека, который вам неприятен, но его предложение лучше вашего?

• Как вы отреагируете на то, если вас попросили помочь, а у вас нет времени?

Совету Дворца милосердия и гостям предлагается вместе нарисовать символ толерантности.

Подводится итог занятия

У. Что значит быть толерантным по отношению к людям, нуждающимся в помощи?

Д. Быть терпимым к людям, которые вынуждены покинуть свою землю, свой дом.

Классный час

"Стремись творить добро".

Цели. Дать возможность детям поразмышлять над милосердием, проявлением доброты к окружающим, проявлению доброты и уважения к другим народам, инвалидам, нуждающимся; сформировать понятия "толерантность", "беженцы", "милосердие", "добро"; воспитать культуру человеческих отношений.

ХОД УРОКА

I. Беседа

Учитель. Ребята! Вы, наверное, заметили, что у нас в школе на первом этаже есть плакаты с названием "Толерантность".

Слово учитель записывает на доске.

– Что же это такое?

Толерантность – терпимость к чужому мнению, вероисповеданию, поведению, культуре, политическим взглядам, национальности, то есть это проявление терпимости, понимания и уважения к личности другого человека независимо от каких-либо отличий.

Культура межчеловеческих взаимоотношений предполагает доброжелательность в отношении к окружающим, умение считаться с интересами и вкусами других людей.

В наши дни ситуация в мире очень неспокойная: войны в Чечне, в Афганистане, в Израиле... Поэтому очень много людей – мирных жителей этих стран – оказались беженцами, вынужденными переселенцами, жертвами национальных конфликтов. Эти люди вынуждены бежать из своей страны, таким людям нужна помощь. Кров для бездомных – наш долг. Сейчас в Россию приезжают беженцы из Казахстана, Узбекистана, Грузии, Киргизии, Азербайджана, Афганистана, Латвии, Эстонии, Чечни, Дагестана. Эти люди – мирные жители, и они не виноваты в проведении той политики, которая приводит к национальным войнам и розни.

Вы знаете, что причинами войн являются нетерпимость друг к другу, ссоры, предрассудки, злость, зависть, а также деньги – желание обогащаться и устанавливать мировое господство, подчинять более слабые страны и народы и эксплуатировать зависимых. Так всегда было в истории.

Но страдает простой, ни в чем не повинный народ. Сегодня беда коснулась этих людей (беженцы из стран, где идут войны). Завтра беда может коснуться нас. С какими трудностями сталкиваются сегодня беженцы?

Трудностей много: негде жить, негде работать, нет денег, нет одежды, нет пищи, болезни, национальная нетерпимость, равнодушие окружающих людей и унижение. Поэтому мы, если мы еще остаемся людьми, должны проявлять милосердие.

На доску вывешиваются по очереди плакаты с названиями терминов "милосердие", "благотворить", "добро", дается устное пояснение.

– Милосердие – это сочувствие, любовь на деле, готовность делать добро каждому, мягкосердечность.

Благотворить – значит делать добро, помогать бедным, инвалидам, беженцам, старым людям.

Добро – все, что честно и полезно, все, чего требует от нас долг человека.

Худо тому, кто добра не делает никому; в ком добра нет, в том и правды мало. А что такое доброе дело? Это то, что дарит радость другому человеку. Нужно проявлять живой, искренний интерес к окружающим людям, ведь у каждого из нас свои проблемы, мечты, стремления. О том же говорит и Библия: "Относись к другому как к самому себе, люби ближнего своего как самого себя". Ведь все люди, независимо от расы, национальности, культуры, обычаев, положения, возраста, пола, – все одинаковы.

Дейл Карнеги – американский специалист в области человеческих взаимоотношений – говорит: "Любой глупец может критиковать, осуждать, выражать недовольство – и большинство глупцов так и делают, но для того чтобы проявить внимание и быть снисходительным, требуется сильный характер и самообладание. Вместо того чтобы осуждать людей, проявлять к ним нетерпение, постарайтесь их понять и принять". Заратустра сказал: "Делать добро другим – не обязанность. Это радость, ибо улучшает здоровье и увеличивает счастье".

Китайская пословица говорит: "Ароматом роз всегда веет от руки, которая их дарит". Подумайте над значением этих слов. Делай добро! Это принесет больше счастья, больше удовлетворения! Именно так ставили вопрос о добре все великие философы с начала истории человечества – Конфуций, Платон, Аристотель, Сократ...

Драйзер восхищался одной заповедью Христа, заповедью о служении другим: "Для того чтобы Он (человек) мог получить хоть какую-то радость на отведенном ему коротком отрезке пути, он должен думать – как улучшить положение не только для себя, но и для других. Если мы собираемся улучшить положение для других, то нам надо спешить. Время уходит. По этому пути я пройду всего лишь один раз. Так пусть я сейчас совершу какой-нибудь достойный поступок или проявлю доброту. Пусть я не отлажу и не упущу случая это сделать, ибо по этому пути я никогда больше не пройду".

II. Работа с афоризмами

Детям розданы карточки, на которых записаны афоризмы. Каждый ребенок читает свой афоризм и пытается его объяснить. Учитель в случае необходимости ему помогает.

Афоризмы для работы

1. "Истинное сострадание начинается только тогда, когда, поставив себя в воображении на место страдающего, испытываешь действительно сострадание". (Л.Толстой)

2. "...Чем достойнее человек, тем большему числу существ он сочувствует". (Ф.Бэкон)

3. "Сострадание правит миром". (Древнеиндийский афоризм)

4. "Кто полон милосердия, непременно обладает мужеством". (Конфуций)

5. "Милосердие состоит не только в вещественной помощи, сколько в духовной поддержке ближнего. Духовная же поддержка прежде всего не в осуждении ближнего, а в уважении его человеческого достоинства". (Л.Толстой)

6. "Владеть собой настолько, чтобы уважать других, как самого себя, и поступать с ними так, как мы желаем, чтобы с нами поступали, – вот что можно назвать человеколюбием". (Конфуций)

7. "Стоит лишь верить в человека больше, чем это обыкновенно бывает, чтобы вызвать наружу все лучшие стороны его характера". (С.Смайлс)

8. "Чтобы поверить в добро, надо начать его делать". (Л.Толстой)

9. "Кто ищет зла, к тому оно приходит". (Соломон)

III.Тестирование

У. А сейчас мы с вами проведем игру. Она позволит определить, насколько вы толерантны. В нашей школе учатся разные ребята: толстые, тонкие, большие, маленькие, в очках и без очков, разных национальностей, девочки и мальчики. Почему мы иногда посмеиваемся друг над другом? Мы не обязаны любить всех. Однако все люди имеют право достойно жить на планете и не страдать от презрения и оскорблений. И каждый из нас неповторим и значим. Быть толерантным – значит уважать других со всеми их физическими и религиозными различиями. Это означает быть внимательными к другим, не зацикливаться на установившихся стереотипах. Обращать внимание на то, что нас разъединяет. Толерантность позволяет нам оставить в нашем сердце больше места для наших друзей.

Тест. "Проверь себя, проявляешь ли ты толерантность"

1. Ким плохо одет...

! Это неважно.

? Ты подсмеиваешься над ним.

2. Том питается не так, как ты, по причине своей религии...

! Ты говоришь, что он выглядит смешно.

? Ты просишь, чтобы он объяснил это.

3. Цвет кожи у Джо отличается от твоего...

! Ты стремишься лучше узнать его.

? Ты говоришь: "Все люди твоего цвета кожи – это нули".

4. Пожилая женщина медленно идет…

? Ты отталкиваешь ее, чтобы обогнать.

! Ты помогаешь ей и придерживаешь дверь.

5. Ты – мальчик, тебя ставят рядом с девочкой...

? Ты говоришь, что все девочки – нули.

! Ты разговариваешь с ней.

6. Ты – девочка, тебя ставят рядом с мальчиком...

? Ты говоришь, что все мальчики – нули.

! Ты разговариваешь с ним.

7. На твоих глазах на кого-то нападают...

! Ты пытаешься защитить его.

? Ты делаешь вид, что ничего не замечаешь.

8. К тебе подходит ребенок-инвалид...

! Ты естественным образом разговариваешь с ним.

? Ты отходишь от него и не знаешь, что сказать.

– Выбери правильный ответ, сосчитай кружки.

Дети считают.

– Если одни кружки, ты проявляешь большую толерантность. Прекрасно! Ты уверен в себе, можешь выразить свое мнение. И ты понял, что твоя свобода заканчивается там, где начинается свобода других.

Если от 3 до 7 кружков, ты не очень толерантен. Ты недостаточно уверен в себе для того, чтобы делиться и выражать свое мнение, однако, ты добрый и со временем у тебя получится.

У тебя менее 3 кружков: ай-ай-ай! Ты совсем не толерантен! Если ты попытаешься лучше понять себя, какой ты есть, то мог бы стать более счастливым!

IV. Итог

У. Что мы вынесли из сегодняшнего занятия?

Дети работают с терминами, записанными на доске: "толерантность", "беженцы", "война", "милосердие". Они отвечают, что это такое, как они поняли значения слов.

– Что вы поняли, что вы уяснили для себя? Что запомнилось? Что стало открытием в себе?

Дети отвечают, высказывают свое мнение, что запомнили.

– Из всего вами сказанного можно сделать вывод: необходимо в жизни проявлять доброжелательность к окружающим, делать добро, уметь считаться с интересами других, проявлять уважение к другим народам, чем можем помогать друг другу, близким, друзьям, нуждающимся в помощи.

Диагностика

Как, известно, диагностика как специфический вид педагогической деятельности выступает непременным условием эффективности воспитательного процесса. Диагностика определяет относительный уровень развития ребёнка, выявляет изменение уровней и те новообразования, которые в нём происходят. Известный психолог С.П.Рубинштейн считал, что «изучать детей, воспитывая и обучая их, с тем, чтобы воспитывать и обучать, изучая их, - таков путь единственно полноценной педагогической работы и наиболее плодотворный путь познания психологии детей»

Занимаясь исследованием по выявлению уровня сформированности толерантности у учащихся и уделяя особое внимание нравственному развитию младших школьников, я разработала комплекс диагностических методик.

  1. «Если бы ты был волшебником».

Ребятам предлагаю назвать три желания, которые они хотели бы исполнить. Анализ ответов выполняется по следующей схеме: для себя, для других ( для близких, для людей вообще)

  1. «Загадай желание».

Рассказываю детям, что есть такое поверие: если увидишь, как падает звезда и успеешь загадать желание, оно обязательно исполнится. «Представьте себе, что вы видите падающую звезду. Какое желание вы бы загадали?»

Для ребят 4-го класса использую анкету «Мои желания».Из списка разных желаний предлагаю выбрать «свои» желания: стать известным в школе, стране, мире; иметь много друзей; приносить радость близким людям, стать богатым; каждый день есть мороженое и т.п. Список желаний предлагаю ребятам продолжить самим.

  1. «Радости и огорчения»

а.) Ребятам предлагаю ответить на вопрос: «Как ты думаешь, что радует, а что огорчает твоего друга?

б.) Лист бумаги делится пополам. Каждая часть имеет свой символ: солнце и тучу (день и ночь). Дети в соответствующей части листа записывают радости и огорчения.

Анализ результатов диагностики показал:

100% учащихся хотят иметь много друзей;

90% пожелали бы съездить с другом на его родину, познакомится ближе с культурой и историей страны;

90% учащихся огорчает, когда их одноклассников дразнят;

100% учащихся включили самостоятельно в список «Мои желания» мечту: «Хочу, чтобы все жили на планете мирно и никогда не расставались со своими друзьями».

Ребята приготовили и оформили выставку рисунков «Мы одна семья», фотовыставку: «История и культура моей родины».Выполнили презентации по теме: «В дружбе сила».Родители организовали чаепитие.

Полученные результаты дали представление о сформированности у детей уважительного отношения к истории, культуре других народов, толерантности .