|
Ф. М. Достоевский
Ф.М.Достоевский:
-
И зачем я сочинил такую историю, так не идущую в обыкновенный разумный дневник, да ещё писателя? А ещё обещал рассказать преимущественно о событиях действительных! Но вот в том-то и дело, мне всё кажется и мерещится, что всё это могло случиться действительно.
Социально-экономические, общественно-политические факторы в России 60-х гг. XIXв.
-
1861 –отмена крепостного права
-
1864 – судебная реформа
-
Денежный кризис (Шиль «Куда делись наши деньги?»)
-
Рост пьянства
-
Рост нищеты
-
Кризис религиозной веры
Послушаем героя романа «Преступление и наказание»
-
«…задуманное им – «не преступление» (I,VI)
-
«хотел помочь матери»,
-
«если б я только зарезал из того, что голоден был… то я бы теперь счастлив был»,
-
«я хотел Наполеоном сделаться, оттого и убил»
-
«я ведь только вошь убил, …бесполезную, гадкую, зловредную»
-
«смогу ли я переступить или не смогу!» (V.IV)
Теория Раскольникова
-
III,гл.V «люди, по закону природы, разделяются вообще на два разряда: на низший (обыкновенных), то есть, так сказать, на материал, служащий единственно для зарождения себе подобных, и собственно на людей, то есть имеющих дар или талант сказать в своей среде новое слово. Первый - …они обязаны быть послушными… Второй разряд, все преступают закон… если надо, для своей идеи, перешагнуть хотя бы и через кровь, то он внутри себя может, по-моему, дать себе разрешение перешагнуть через кровь.»
Елисеев Г.З. //«Современник» за февраль 1866 г.
-
Студент университета, очень бедный молодой человек, перебивающийся кое-как, решается убить одну старуху-ростовщицу, чтобы поживиться её деньгами. Он совершенно убеждён в том, что убив старуху, ни для чего не годную в сем мире, он не совершит никакого преступления, а, пожалуй, совершит ещё некоторого рода подвиг.
К.Костин// Новый русский базар. – 1867. - №2
-
Герой нового романа Достоевского – нравственный урод. Конечно, уроды могут быть очень интересны, тем не менее они не должны быть героями романа, точно так же, как уголовное дело не должно быть его основанием.
А.С.Суворин //«Русский инвалид» 1867.- № 63 4/16 марта
-
Раскольников вовсе не тип, не воплощение какого-нибудь направления, какого-нибудь склада мыслей, усвоенных множеством. …Раскольников как явление болезненное подлежит скорее психиатрии, чем литературной критике.
А.С.Суворин // «Санкт-Петербургские ведомости» 12 марта 1867
-
Г-н Достоевский в романе своём… вывел… образованного убийцу, который решается на преступление из каких-то филантропических видов… Очевидно, убийца г-на Достоевского, Раскольников, - лицо совершенно фантастическое, ничего общего не имеющее с действительностью…
Страхов Н.Н. в статье «Наша изящная словесность» /Март 1867 г./
-
Автор взял нигилизм в самом крайнем его развитии, в той точке, дальше которой уже некуда идти.
-
Преступление не есть действие, характеристическое для личности Раскольникова…ему просто довелось перенести на себе преступление; можно сказать, что оно с ним случилось… Раскольников есть истинно русский человек именно в том, что дошёл до конца, до края дороги, на которые его завёл заблудший ум.
Д.И.Писарев в статье «Борьба за жизнь» 1867 год
-
Герои г.Достоевского, обыкновенно больные, изломанные субъекты, падшие в борьбе за существование, но это люди, взятые им из действительной жизни, продукты болезненных настроений в обществе и суровой его обстановки.
-
Волынский А. в очерке «Раскольников» в 1897 году
-
Раскольников хотел сделаться героем в самоновейшем смысле слова. Тут за много лет теориями Ницше веет… Достоевский, как никто другой, опередил свою эпоху и дал образчик чистейшего русского демонизма, который измерил до глубины.
К.И.Тюнькин в статье «Крах недоконченной идеи» //Вершины: Книга о выдающихся произведениях русской литературы. – М.:Дет.лит., 1983
-
Мир страшен, принять его, примириться с ним –невозможно, противоестественно, равносильно отказу от жизни. Но Раскольников, дитя своего …трагического времени, не верит и в возможность тем или иным способом залечить социальные болезни, изменить нравственный лик человечества. …Остаётся одно – отделиться, стать выше мира, выше его обычаев, его морали, переступить вечные нравственные законы (не говоря уже о законах формальных, временных),… оторваться от «тяжести земной»
Б.Н.Тихомиров в статье «Преступление, наказание и – воскресение Родиона Раскольникова»//Достоевский Ф.М. Преступление и наказание. – СПб.: Азбука-классика, 2005.
-
…Бесспорно, без теоретических построений преступления, конечно, тоже не было бы: он его не мог бы и не смог совершить. Но в судьбе Раскольникова вначале была не «теория», не «идея» – вначале была боль. …Неизбывная любовь к людям переживается героем как бремя, как крест, от которого он – безнадёжно – пытается освободиться. Безнадёжно – потому что это его природа, это он сам, самый глубокий корень его человеческой сути. Корень и его преступления, и его наказания – одновременно.
Г.М.Фридлендер в статье «Ф.М.Достоевский и его наследие»//Достоевский Ф.М. Собр.соч. В тт. Т.1. – М.: Наука, 1988
-
Раскольников – человек бесстрашной, острой мысли, огромной внутренней правоты и честности – не терпит никакой лжи и фальши, а собственная его нищета широко открыла его ум и сердце страданиям миллионов. Не желая мириться с нравственными устоями того мира, где богатый и сильный безнаказанно господствует над слабым и угнетённым и где тысячи молодых жизней гибнут, задавленные нищетой, Раскольников убивает жадную, отталкивающую старуху-ростовщицу. Ему кажется, что этим убийством он бросает вызов всей той рабской морали, которой люди подчинялись испокон века, - морали, утверждающей, что человек всего лишь бессильная вошь. Но убийство обнаруживает, что в самом Раскольникове скрывалась …гордая мечта о господстве над «тварью дрожащей».
Ф. М.Достоевский:
-
Моя мысль, что мир надо переделать, но что первый шаг в том, чтоб начать непременно с себя.
Ф.М. Достоевский:
-
«Возлюбить человека, как самого себя, по заповеди Христовой, - невозможно. Закон личности на Земле связывает. Я препятствует. Между тем высочайшее употребление, которое может сделать человек из своей личности, из полноты развития своего Я, - это как бы уничтожить это Я, отдать его целиком всем и каждому безраздельно, беззаветно. Человек беспрерывно должен чувствовать страдание, которое уравновешивается райским исполнением закона, то есть жертвой. Тут-то и равновесие земное. Иначе Земля была бы бессмысленна.»
Некоторые определения
-
Мораль – нравственные нормы поведения, отношений с людьми, а также сама нравственность. /Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка
-
Закон – общеобязательное и непреложное правило. /Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка
-
Нравственность – внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами / Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка
-
Автор презентации – учитель ГОУ №28 Луговая В.В.
|
|
|