|
Критерии успешного урока по изо
Критерии успешного урока по ИЗО
Обеспечение высокого качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования современных образовательных технологий, в том числе информационных технологий
В своей педагогической деятельности в образовательный процесс обучения я включаю инновационные образовательные технологии формирующие и развивающие у учащихся универсальные учебные действия.
Считаю, что именно эти технологии обеспечивают высокий результат моей профессиональной деятельности. За годы работы в школе я пришла к выводу, что делаю правильно, работая в системе развивающего образования (интеграция обязательного и дополнительного школьного образования), где каждый урок должен давать воспитывающий эффект через чёткую организацию познавательной деятельности, требовательность и творческую взаимопомощь, привитие любви и уважения к предмету, использование воспитательных возможностей специфики предмета.
Стараюсь создать условия для формирования целостной системы знаний по предмету, стимулирующие мотивацию деятельности в школьном коллективе на моих уроках:
комфортная учебная и рабочая среда;
благоприятный психологический климат;
формирование совместимых рабочих групп для делового сотрудничества;
творческая атмосфера, поддержка новых идей учеников и инновационных проектов;
независимость инновационной деятельности ученика от моего внешнего давления;
целесообразный подбор и расстановка учеников в соответствии с их возможностями и способностями;
постоянное стимулирование изобретательности ученика.
Внедрение информационных технологий в образовательный процесс .
Объем информации в современном мире увеличивается очень быстро, и поток ее обрушивается на ребенка, который с трудом может ему противостоять. И поэтому в настоящее время каждый учитель все чаще задает себе вопросы: чему учить и как учить. Общеизвестно, что эффективность обучения находится в прямой зависимости от уровня активности ученика в этом процессе.
Наилучший результат дает применение ИКТ сразу в нескольких направлениях.
Во-первых, это непосредственное применение в учебном процессе.
Во-вторых, это применение ИКТ для организации самостоятельной работы учащихся на уроках ИЗО и черчения.
В-третьих, применение для обеспечения познавательного досуга (использование развивающих игр, электронных энциклопедий и т.д.).
Наиболее оптимальная реализация функций урока возможна при применении презентаций, созданных учителем, и через самостоятельную работу учащихся по выполнению презентаций.
Можно выделить следующие типы уроков с использованием презентаций:
лекции (помогают дать сложный материал учащимся);
уроки-иллюстрации по темам, где существует необходимость ярких зрительных образов;
уроки - наглядные пособия, помогающие создавать учащимся подобные работы самостоятельно.
Учащиеся самостоятельно на уроках – семинарах или при подготовке дома выполняют:
Индивидуальные творческие задания, оформленные в виде презентации с последующей их демонстрацией.
Презентации - сопровождение при защите реферата.
Презентации - «конечный продукт» проектной деятельности на уроке.
Выполнять тестовые задания.
Я применяю компьютерные тесты на разных этапах урока, чаще на этапе закрепления знаний.
Лучший образовательный эффект от применения ИКТ достигается в предметном обучении тогда, когда они используются в сочетании с другими активными методами и технологиями обучения.
Не менее значим и метод проблемного обучения, применяемый мной на уроках изобразительного искусства в целях развития творческих способностей обучающихся. По Г.К. Селевко «Проблемные методы – это методы, основанные на создании проблемных ситуаций, активной познавательной деятельности учащихся, состоящей в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализацию знаний, анализа, умение видеть за отдельными фактами явление, закон…:
Ставя учебную проблему, я выслушиваю все варианты и переопределения.
Не только ученик, но и я (по мнению ребенка) не знаю ответа на поставленный вопрос: «Как получить коричневую краску?». И я, и ученик ищем ответ на этот вопрос. Не только ученик, но и я заранее не знаю, какие «сюрпризы» возникнут в ходе урока, и чем они закончатся.
Никогда не забываю о том, что при построении проблемных уроков необходимо соблюдать дидактические принципы:
научность и доступность,
систематичность и последовательность,
сознательность и активность учащихся при решении данной проблемы.
Проблемные ситуации могут создаваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении, закреплении, контроле.
Моя задача: создать на уроке проблемную ситуацию, направить учащихся на ее решение, организовать поиск решения, т.е. поставить ребенка в позицию субъекта своего обучения, в результате чего у него образуются новые знания, он овладевает новыми способами действия.
Проблемное обучение для меня – это процесс развивающего обучения, включение учащихся в творческую деятельность.
Так же в своей работе использую метод проектов, который позволяет индивидуализировать учебный процесс, дает возможность проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности. Проекты выполняются по различным тематикам по выбору самих учащихся: архитектура, скульптура, дизайн, декоративно-прикладное искусство.
В проект входит небольшая самостоятельная исследовательская работа, теоретическое обоснование проблемы. Ребята защищают свои проекты перед классом, защищают практическую, художественную ценность.
Метод проектов позволяет сохранить и развить индивидуальность, потенциальные возможности ребенка.
Личностно-ориентированный и деятельный подход в обучении учащихся необходим мне для воспитания и развитие ребят с учетом их индивидуальных особенностей:
возрастных, физиологических, психологических, интеллектуальных;
образовательных потребностей, ориентацию на разный уровень сложности программного материала, доступного ученику;
выделение групп детей по знаниям, способностям;
распределение детей по однородным группам: успеваемости, способностям, профессиональной направленности;
отношение к каждому ребёнку как к уникальности.
Использовать игровые технологии в учебном процессе возможно с детьми любого возраста. Эмоциональные и игровые приемы являются необходимыми элементами в решении познавательных, воспитательных задач в обучении изобразительному искусству в школе. Игра – хороший стимул в достижении успеха. Урок может стать незабываемым путешествием в мир сказки или «На другую планету», дать возможность не только сильным, но и слабым ученикам проявить свой творческий потенциал. Игра влияет на развитие познавательной активности. Она таит в себе огромное нравственное начало, так как делает труд радостным, творческим и увлекательным. Игра на уроке помогает мне быстро вовлечь всех участников в деятельность, вызывает эмоциональный настрой, что способствует установлению тесного контакта с учениками, располагает к активной работе.
С помощью дидактических игр "На развилке трех дорог", "Волшебные ковры" я учу пятиклассников эмоциональному восприятию цвета. Цвета добра и зла, радости и уныния должны быть различными.
Прием перевоплощения применяю на разных уроках. Например, на уроке "Эти забавные животные" даю задание: "Вообрази себя кошкой, вспомни, как она двигается, мурлычет, ласкается. Проделай то же самое". "Представь себя космонавтом, который встретился с инопланетянами". "Представь себя богатырем, который попал в царство Добра или Зла. Какие сказочные герои живут там? Какие животные, птицы, насекомые обитают? Какими красками можно изобразить царство Добра и царство Зла?". Перевоплощаясь в разные образы, дети становятся "артистами" и перестают чувствовать себя скованно. Их рисунки получаются более "живыми".
Игры в "Кляксографию" помогают развивать глазомер, координацию и силу движений, фантазию и воображение. Они всматриваются в кляксы и с большим удовольствием превращают их в птиц, зверушек, рыб, сказочных героев. С помощью трубочки для коктейля кляксу можно превратить в икебану. Способом выдувания кляксы превращаются в стебли, цветы, ветки, сучки.
Большой популярностью пользуются у ребят дидактические игры: "Выставка картин", "Найди ошибку", "Похоже-непохоже", "Радость или грусть", "Экзамен художника Тюбика". С помощью компьютерных игр: "Тихо, идет экзамен!", "Интерактивные тесты" по видам и жанрам изобразительного искусства учащиеся обобщают знания, приобретенные на уроках ИЗО.
На уроках ИЗО я реализую проектную, поисково-исследовательскую, индивидуальную, групповую и консультативную деятельность учащихся. Эта работа помогает развивать способности учеников к отбору и анализу информации, использованию новейших компьютерных технологий. Защита творческих проектов, написание рефератов, участие в научно-практических конференциях, семинарских занятиях, диспутах, дискуссиях, конкурсах и экскурсиях обеспечивает оптимальное решение проблемы развития творческих способностей учащихся, а также подготовку их к осознанному выбору профессии.
|
|
|