|
Коррекционно-развивающая работа педагога-психолога в социально-психологическом сопровождении воспитанников детского дома
Коррекционно-развивающая работа педагога-психолога в социально-психологическом сопровождении воспитанников детского дома
Гилева Т.А.
г.Новокузнецк, МКОУ «Детский дом № 5», педагог-психолог
Шихова Т.Ю.
г.Новокузнецк, МКОУ «Детский дом № 5», педагог-психолог
В нашем детском доме воспитываются дети в возрасте от 3 до 15 лет, оставшиеся без попечительства родителей. Эти дети имеют непростые показатели в своем анамнезе и уже с первых лет жизни несут в себе патологию, которую определили условия их жизни до поступления в детский дом. Почти все воспитанники попали в детский дом после длительного пребывания в доме ребенка, крайне неблагоприятной семье, на улице. Многие дети до поступления в детский дом пережили смерть или исчезновение родителей, пренебрежение своими основными нуждами, побои, голод, многие еще и несли ответственность за братьев и сестер.
Кроме того, по данным медицинского обследования среди детей-воспитанников детского дома нет ни одного практически здорового. Проблемы медицинского характера обусловлены патологическими отклонениями в состоянии здоровья детей, связанными с различной патологией, родовыми травмами. Почти у всех детей отмечаются признаки невротизации, у части – выраженные неврозы, обусловленные психическими травмами, связанными с неблагополучиями в бывшей семье и потерей родителей. Большинство детей, поступающих в детский дом, отстают в психическом развитии и имеют диагноз «Задержка психического развития».
В результате, дети детского дома отличаются, с одной стороны, отягощенной и часто не вполне ясной наследственностью, а с другой стороны, ярко выраженным депривационным синдромом.
Наиболее характерные черты депривационного синдрома – тревожность, депрессия, страх, интеллектуальные расстройства, которые появляются вследствие лишения или ограничения возможностей удовлетворения жизненно важных потребностей.
Формирование личности депривационного ребенка протекает на фоне выраженного чувства тревоги, которая порождается прекращением эмоциональной связи с матерью в раннем детстве. Соответственно и развитие такого ребенка приобретает все более отчетливый дисгармоничный характер, формируется, так называемый, безэмоциональный тип личности. Такие дети отличаются вялостью эмоционального поведения, неумением вступать в значимые отношения со взрослыми и сверстниками. Они вплоть до подросткового возраста затрудняются в понимании эмоционального состояния другого человека, в «чтении» чужих эмоций. Нарушение эмоциональных контактов приводит к тому, что такие дети чувствуют себя слабее других, у них развивается низкая самооценка, чувство неполноценности. Их основным переживанием является кажущаяся враждебность мира по отношению к ним.
Все перечисленные проблемы препятствуют социализации воспитанников детского дома, их интеграции в современное общество. Поэтому основным путем оказания помощи дезадаптированным детям-сиротам должен быть путь последовательной социальной интеграции их в нормально развивающуюся среду сверстников.
Существуют два подхода к пониманию сущности социализации, различающиеся представлениями о человеке и его роли в процессе собственного развития. Так, одни исследователи указывают, что содержание процесса социализации определяются заинтересованностью общества в том, чтобы его члены успешно овладели общественными ролями, могли участвовать в производственной деятельности, создавали прочную семью, были законопослушными гражданами и т.д. Это характеризует человека как объект социализации.
Другой подход связан с тем, что человек становится полноценным членом общества, выступая не только объектом, но и субъектом социализации. Как субъект, он усваивает социальные нормы и культурные ценности общества в единстве с проявлением своей активности, саморазвития, самореализации в обществе, то есть не только адаптируется к обществу, а активно участвует в процессе социализации, влияет на самого себя и свои жизненные обстоятельства [4]. Второй подход более подходит современному гуманистическому направлению.
Основным способом реализации этого подхода в условиях детского дома является, на наш взгляд, организация психолого-педагогического сопровождения.
Сопровождение – это взаимодействие сопровождающего и сопровождаемого, направленное на разрешение жизненных проблем развития сопровождаемого, причем носителем проблемы развития в каждом конкретном случае выступает и сам ребенок, и его родители, и педагоги, и ближайшее дружеское окружение ребенка [2].
В этом процессе взаимосвязаны все структурные подразделения детского дома, в том числе и психологическая служба.
Задача педагога-психолога – с первых шагов пребывания ребенка в детском доме направлять свою деятельность на преодоление имеющихся у ребенка дефектов психического развития, что должно обеспечиваться соответствующей диагностической и коррекционной работой. В отличие от общеобразовательной школы в поле зрения психолога детского дома попадает каждый ребенок.
Еще в период адаптации ребенка к условиям детского дома педагог-психолог выявляет особенности его эмоционального состояния, социальных контактов, активности в разных видах деятельности и специфики поведенческих реакций. Изучаются документы воспитанника: сведения о его социальном статусе, воспитании до помещения в детский дом, анамнез развития, медицинские показатели развития, сопутствующие диагнозы, проводятся регулярные наблюдения за процессом адаптации. Все эти формы работы позволяют составить предварительный прогноз дальнейшего развития ребенка, подобрать методы и способы воспитательно-образовательного воздействия в соответствии с его индивидуальностью.
Дальнейшее сопровождение ребенка предполагает углубленное изучение его особенностей с применением диагностических методик, выявляющих уровень интеллектуального, личностного, эмоционального развития. На основе полученных данных подбираются коррекционно-развивающие методы, и разрабатывается воспитательно-образовательный маршрут воспитанника детского дома.
Для работы с детьми-сиротами бывает трудно найти подходящие методы коррекции и развития. Те практические материалы, которые успешно используются психологами в школе с домашними детьми, не всегда подходят для детей с задержками в психическом развитии. Воспитанники детского дома порой просто не понимают смысл некоторых игр и упражнений, низкий уровень интеллектуального развития не позволяет им справляться с большинством заданий. Поэтому коррекция развития более эффективна в индивидуальной работе или в малых группах, когда есть возможность варьирования упражнений с учетом специфики усвоения материала и темпа учебно-познавательной деятельности.
При построении системы помощи детям с задержкой интеллектуального развития мы используем методы, основанные на системе базовых составляющих психического развития [6]. Первая группа методов формирует произвольную регуляцию психической активности: дыхательные упражнения, самомассаж, растяжки, релаксации, техники формирования темпа и ритма деятельности, приемы формирования программирования и контроля, методы формирования внимания, преодоления двигательных стереотипов и т.д. Ко второй группе методов, развивающих пространственно-временные представления, относятся упражнения на освоение телесного и внешнего пространства, пространственные схемы и диктанты, упражнения на формирование обобщающей и понятийной функций мышления, на формирование внутреннего плана действий, на развитие различных видов памяти и т.д. Следующая группа методов, направленных на аффективную организацию поведения и сознания: психогимнастика, техники и приемы саморегуляции эмоционального состояния, метод направленного воображения и т.д.
Кажется, что интеллектуальные задания необходимы депривированным детям больше всего и приоритет в работе следует отдать развитию мышления, речи, памяти, внимания. Но на практике выходит, что пока не выявлены и не разрешены некоторые личностные проблемы ребенка, не будет положительного результата и в его успеваемости. Страхи, обиды, подавленные переживания тормозят развитие детской психики. Поэтому в первую очередь психолог выявляет травмирующий фактор и работает с ним. Но так как психотравмы у детей связаны в основном с ранними этапами развития, носят порой продолжительный характер и усугубляются социально-психологической депривацией, то коррекционная психологическая работа в этом направлении требует больших временных затрат. Ситуацию усложняет и отсутствие стандартных программ работы с такими детьми. Психологу приходится каждый раз создавать такую программу самому или адаптировать программы работы с домашними детьми, часто изменяя их почти полностью.
В настоящее время в детском доме созданы коррекционно-развивающие программы, которые учитывают основные проблемы развития детей-сирот: низкое самосознание, неустойчивость самооценки, тревожность, агрессивность, эмоциональную и личностную незрелость, социальную пассивность, низкий социальный интеллект. В процессе реализации программ решаются задачи:
-
формирование умений узнавать основные эмоции, осознавать свои чувства, находить в трудных ситуациях силы внутри самого себя;
формирование основных категорий образа «Я» (общие сведения о себе, образ тела, половая идентичность, направленность, интересы и убеждения, личностное время, личностные качества, способности, самоценность);
развитие навыков адекватного межличностного взаимодействия со сверстниками;
формирование способности к прогнозированию и планированию своего поведения;
формирование позитивного самоотношения и самопринятия;
-
снижение уровня тревожности, связанной со школой, формирование внутренней позиции ученика, развитие адаптивных механизмов при поступлении в первый класс и при переходе в среднее звено школы;
повышение мотивации в выработке жизненных целей и их достижении;
помощь в построении жизненной и профессиональной перспективы, выстраивание отношений с противоположным полом, уточнение модели собственной семьи.
Конечно, психологическое сопровождение воспитанника детского дома не ограничивается только психологической коррекцией и развитием. Эффективность воздействий зависит от включения в систему работы психопрофилактические, психоконсультативные мероприятия, направленных на организацию психологической развивающей среды. Одним из ключевых моментов построения качественной системы сопровождения детей-сирот выступает сотрудничество и ценностно-смысловое единство в действиях всех специалистов детского дома.
Результативность психологической деятельности проявляется в повышении у воспитанников детского дома стрессоустойчивости, снижении тревожности, усиления активной жизненной позиции, проявлении пластичности при изменении социально-ролевых позиций, улучшении психологического микроклимата в группах.
Список литературы:
Быков А.В., Шульга Т.И. Психологическая служба в учреждениях социально-педагогической поддержки детей и подростков. – М.: изд-во УРАО, 2004.
Комплексное сопровождение и коррекция развития детей-сирот: социально-эмоциональные проблемы / Под ред. Л.М. Шипициной, Е.И. Казаковой. – СПб.: Речь, 2000.
Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Психология сиротства. 2-е изд. – СПб.: Питер, 2005.
Розум С.И. Психология социализации и социальной адаптации человека. – СПб.: Речь, 2006.
Семаго М.М., Семаго Н.Я. Организация и содержание деятельности психолога специального образования. – М., 2005.
Семаго М.М., Семаго Н.Я. Типология отклоняющегося развития: Модель анализа и ее использование в практической деятельности / Под общ. Ред. М.М. Семаго. – М.: Генезис, 2011.
Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза: Учебное пособие. – 2-е изд. – М.: Генезис, 2002.
Фурманов И.А. Психология депривированного ребенка: пособие для психологов и педагогов / И.А. Фурманов, Н.В. Фурманова. – М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2004.
|
|
|