|
Консультация для воспитателей «Обучение детей старшего дошкольного возраста творческому рассказыванию по картинам»
Консультация для воспитателей
«Обучение детей старшего дошкольного возраста творческому рассказыванию по картинам»
Среди всех видов связной монологической речи творческое рассказывание является наиболее сложным. Современная педагогика называет творческими такие рассказы детей, в которых ими придуманы, вымышлены определенные образы или действия. Подобные рассказы составляются на основе детского воображения, которое, по данным психологов, предполагает значительную аналитико – синтетическую деятельность мозга.
С шестого года жизни воображение дошкольника постепенно приобретает все более активный характер, превращаясь из механически воспроизводящего действительность в творческое. При развитии у детей творческого воображения важно, чтобы оно не превращалось в пустое фантазирование, которое оценивается как отрицательное качество, поэтому, придумывая с ребенком истории, у него при необходимости следует спрашивать: «Могло ли такое произойти в жизни?» Если малыш, нагромождая фантазии одна на другую, теряет сюжетную нить, полезно остановить его, а затем предложить свои варианты развития событий на выбор. Подобным образом на этапе планирования рассказа у детей формируется критическое мышление.
Помимо создания замысла, рассказывание по воображению предполагает установлению логической последовательности задуманных событий и явлений; их запоминание, а затем воспроизведение; отбор необходимых языковых средств; связное, полное, выразительное изложение рассказа. Навык творческого рассказывания для будущих школьников очень важен, так как на нем будут строиться ответы учеников у доски, их рассуждения, доказательства, написание сочинений, изложений.
Сегодняшние дети привыкли к сильным впечатлениям от красочных игрушек, ярких, динамичных мультфильмов, поэтому стало бесспорным мнение Ф.А. Сохина, считавшего, что словесное творчество лучше всего проявляется под влиянием или в процессе эмоционального всплеска, поэтому для картин необходимо подбирать такие сюжеты, которые вызывали бы у детей яркую эмоциональную реакцию, побуждали к размышлению, стимулировали воображение, способствовали заинтересованному общению ребенка и взрослого, отражали интересное событие или конфликтную ситуацию. А из психологии известно, что разрешение противоречит – самый надежный стимул творческого мышления.
Использование картин в качестве наглядной опоры предполагает работу по 10 видам творческого рассказывания в порядке возрастания сложности:
Составление рассказа с добавлением последующих событий.
Составление рассказа с заменой объекта.
Составление рассказа с заменой действующего лица.
Составление рассказа с добавлением предшествующих событий.
Составление рассказа с добавлением предшествующих и последующих событий.
Составление рассказа с добавлением объекта.
Составление рассказа с добавлением действующего лица.
Составление рассказа с добавлением объектов и действующих лиц.
Составление рассказа с изменением результата действия.
Составление рассказа со сменой времени действия.
Работа по обучению каждому виду творческого рассказывания состоит из 6 этапов:
Анализ содержания картины.
Установление места действия, времени действия свойств объектов и предметов, целей действия каждого персонажа, причинно – следственных связей между объектом и явлением.
Активизация психических процессов, необходимых для творческого рассказывания.
Составление исходного рассказа по картине.
Цель данного этапа – на доступном материале выработать, закрепить, либо улучшить у ребенка навык составления связного рассказа, чтобы затем перенести этот навык на творческий рассказ. Благодаря наличию наглядной опоры в виде сюжетной картины, ребенку проще составить исходный рассказ, чем творческий.
Планирование творческого рассказа.
От успеха работы на данном этапе зависит достижение главной цели по воспитанию навыков творческого рассказывания. Эта работа заключается:
В трансформации сюжета в соответствии с видом творческого рассказывания;
Обсуждение замысла;
В выборе зачина, кульминации, развязки (начала, середины, конца истории).
Составление «предикативной цепочки» (перечень глаголов, соответствующих последовательно разворачиваемым действиям и называемых ребенком с целью составления программы, плана развернутого высказывания);
Построение плана изложения (можно в графическом варианте);
-
В установлении объекта для прямой речи;
Придумывание заголовка к рассказу.
Составление творческого рассказа с учетом всех необходимых языковых средств.
Качество речи при составлении творческого рассказа определяется наличием: точных слов, образных сравнений, грамотных, четких предложений, связей предложений и частей рассказа, выразительности, интонирования, акцентирования наиболее значимых слов, плавности речи, фонетической четкости каждой фразы.
Прежде всего следует уточнить слова, с которых ребенок начнет рассказ (Однажды как – то раз….). Уточнить слова для связи предложений (потом, теперь, в это время), имена детей.
В случаях, когда ребенок не может составить творческий рассказ, педагог зачитывает ему образец. После ребенок воспроизводит его самостоятельно.
Анализ и оценка творческого рассказа.
Для ребенка очень важны такт, корректность, доброжелательность оценки педагога.
Умение составлять творческие рассказы по картинам самостоятельно, соблюдая при этом все необходимые нормы (грамотность, структуру, целостность) есть по определению А.М. Леушиной «высшее достижение речевого развития дошкольника».
|
|
|