|
Развитие воображения и речи детей
Консультация для педагогов
"РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ И РЕЧИ ДЕТЕЙ"
В дошкольных образовательных учреждениях важно уделять больше внимание развитию воображения и речи у детей. Игры и этюды для развития воображения необходимо вводить как элемент занятий в разные виды детской деятельности.
Воображение является основой наглядно-образного мышления, позволяющего человеку ориентироваться в ситуации и решать задачи без практических действий. В младшем и среднем дошкольном возрасте преобладает воссоздающее воображение, которое представляет собой создание образов, описываемых в стихах, сказках, рассказах взрослого. Особенности этих образов зависят от опыта ребенка, информации, накопившейся в его памяти, и уровня понимания того, что он слышит от взрослых, видит на картинках. Дошкольники этого возраста верят в образы, возникающие в воображении, почти как в реальные явления. Однако возникающие образы разрознены, не объединяются в целостную картину, зависят от изменяющихся внешних условий, которые каждый раз служат поводом для появления новых.
В старшем дошкольном возрасте активное воображение ребенка приобретает самостоятельность, отделяется от практической деятельности и начинает ее опережать. Вместе с тем оно объединяется с мышлением и действует совместно с ним при решении познавательных задач.
В воображении возникают замысел в форме наглядной модели, схемы воображаемого предмета, явления, события и последующее ее дополнение деталями, придание ей конкретности, отличающей результаты воображения от мыслительной деятельности. Приобретая активный характер, воссоздающее воображение ребенка значительно полнее и точнее, чем раньше, воспроизводит действительность. Ребенок перестает путать действительное и вымышленное, реальное и фантастическое.
Воображение старшего дошкольника может приближаться к творческому воображению взрослого. Однако это творчество «для себя», к нему не предъявляется требование реализуемости, продуктивности. Основа активного воображения старшего дошкольника — сюжетно-ролевая и режиссерская игра. Рождаясь в игре, активное воображение переносится в другие виды деятельности — рисование, конструирование, сочинительство. Можно отметить оригинальность детских замыслов и результатов детского творчества.
Практика показала, что развитие активного воображения у дошкольников хорошо осуществляется с помощью подобранных этюдов, игр-путешествий, игр-импровизаций, психогимнастик. Данные упражнения вызывают у детей неизменный интерес, желание фантазировать, вместе со взрослым переживать воображаемые ситуации, дополнять предлагаемый взрослым образ новыми деталями.
В психогимнастике в основном активизируется невербальное воображение, а в играх и этюдах воображение вербализуется. Это способствует развитию диалогической и монологической речи, звуковой культуры языка, фонематического слуха. В играх много стихов, которые дети не только читают вместе с педагогом, но и обыгрывают, ритмически оформляют. Это, в свою очередь, влияет на память, развитие чувства ритма и темпа.
Эффективность развития воображения повышается, если педагог более детально описывает то, что должны представить и изобразить дети. Например, ребенок быстро принимает игру взрослого, который, «надев» ему на голову воображаемую шапочку, начинает спрашивать, не спадает ли она, впору, не колется, завязаны ли ленточки и т.п. Замечание «Что ты сыплешь мимо тазика!» — заставляет ребенка включиться полностью в воображаемый процесс.
Сравните два варианта вербального сопровождения действий взрослым:
— Дети, сейчас я надену вам на головы шапочки, на которых есть бубенчики. Позвените ими. Как весело они звенят!
Дети, у меня есть волшебные колпачки, которые могут превратить вас в гномиков. Сейчас я каждому подарю такой колпачок.
У Саши колпачок — синего цвета, с вытянутым хвостиком, из мягкой фланельки, с желтыми цветами по всему полю. На кончике хвостика — колокольчик. А звенит он так: «Динь-дон, динь-дон». Голосок у него низкий. Попробуй, Саша, спеть вместе с колокольчиком. Покрути головой, удобно тебе в колпачке? Натяни его на уши, а то упадет. Может, застегнуть на пуговку, чтобы в дороге колпачок не потерялся? Ах, какой красивый, как будто синее небо и поле ромашек!.. Игры предоставляют прекрасную возможность для обогащения словарного запаса, когда действие ребенка педагог сопровождает описанием предметов, явлений, подбирая образные, точные выражения.
Например: «Налей, Ваня, в тесто молока. Лей понемногу, чтобы тесто хорошо размешалось. Молоко теплое, белое, жирное, как сливки. Тесто сразу стало пышным, мягким, к рукам не пристает...» Очень важно взрослому самому в воображении детально видеть то, что он описывает детям, тогда и они это увидят.
Если взрослый будет стоять у воображаемого дерева, не обращая внимания на то, что у него есть верхушка, ствол, ветви, что его можно обойти со всех сторон и на каждой веточке что-то найти, ее можно приподнять, раздвинуть ветки, заглянуть под них и т.п., то в воображении ребенка не создается образ и интереса к игре не будет.
Интересно наблюдать, как дети, сидя на ковре, который превратился в кита в океане, по-настоящему боятся, когда кит «наклоняется» и они могут упасть в воду. Дети крепко держатся друг за друга, эмоционально реагируя. А погружаясь в воображаемое море, сразу зажимают нос пальцами.
Творческая личность невозможна без хорошо развитого воображения. Благодаря ему человек творит, разумно планирует свою деятельность и управляет ею. Почти вся материальная и духовная культура является продуктом воображения и творчества людей. Воображение выводит человека за пределы реальности, напоминает ему о прошлом, открывает будущее. Обладая богатым воображением, он может «жить» в разном времени, что не может себе позволить никакое другое существо в мире.
|
|
|