|
«Конструкция и декор предметов народного быта»
Урок по изобразительному искусству
в 5 классе
Тема: « Конструкция и декор предметов народного быта ».
Тема: « Конструкция и декор предметов народного быта ».
Цель: Формировать навыки передачи единства формы и декора предметов народного
быта.
Задачи:1. Познакомить учащихся с предметами народного быта.
2. Развивать эстетический и художественный вкус, ассоциативно - образное
мышление, творческую и познавательную активность, трудолюбие.
3. Воспитывать любовь к национальному искусству, уважительное отношение к
своим древним корням и памяти предков.
Ход урока:
I.Орг. момент.
II. Актуализация опорных знаний.
Ребята, давайте представим, что мы с вами, путешественники и устав в дороге мы заглянули в крестьянскую избу конца 19 века.
Здесь все как в природе – гармонично и совершенно.
-Вспомните, ребята, как называется передний угол избы?
(Красный)
- Почему он так называется?
(Красный - значит красивый. В углу на полочке стояли иконы, это считалось главным местом в доме. Это духовный центр дома. Самых почетных, дорогих гостей сажали в красный угол, на лавку за стол).
-Правильно, а еще красный угол в крестьянской избе олицетворял что? … (зарю)
-Потолок был подобен чему? … (небесному своду). Пол подобен … (земле).
-А своеобразным материальным центром крестьянского жилища, символом тепла, главным оберегом семьи была… конечно же печь.
- Какую роль играла печь в жизни крестьянской семьи?
Печь кормила, спасала от холода, избавляла от хвори. Печь считали семейным очагом. На ней сушили варежки и валенки. Ребятишки, забравшись на печь, слушали сказки.
-Видим ли мы шкафы для посуды?
Нет. Всю посуду, крестьянскую утварь хозяйка расставляла на верхнюю полку под потолком – половошник.
-Что еще из мебели мы здесь видим?
Широкие лавки, которые прибивались к стенам и полу, на них и сидели и спали.
Детская колыбель, подвешенная к потолку.
-А чем изба украшалась? (Вышитыми полотенцами, скатертью, занавесками, самоткаными половиками.)
-Что еще привлекает ваше внимание в интерьере избы?
(Хозяйка в русской народной одежде прядет пряжу, посуда необычная.)
-Чем она необычная?
(Непохожа на современную, необычная форма посуды, узоры.)
III. Сообщение темы.
Сегодня мы подробнее познакомимся с различными предметами крестьянского быта. Тема нашего урока « Конструкция и декор предметов народного быта ».
IV. Вводная беседа.
Если мы посмотрим на предметы, которые лежат перед вами, то мы видим, что они удобны для пользования и когда - то, были красивы.
- Для кого же создавал эти предметы русский человек?
Конечно для себя, для своих нужд. Значит, невольно он как бы примеривал их к себе, чтобы они соответствовали пропорциям его тела, размеру руки. Так вот размеры и пропорции человеческого тела и служат тем началом, той величиной, которая связывала все творения народного искусства от детской люльки до ковша.
Весло, например, воспроизводит форму, и движение какой части тела? … Конечно руки.
Чаша … Как вы будете пить воду, если у вас нет сосуда? Конечно, вам ничего не останется, как сложить ладони в пригоршню. Таким образом, происходит как бы очеловечивание тех вещей, которые создает крестьянин для себя.
На протяжении всей истории человек создавал предметы, которые обеспечивали его жизнь и его быт. При этом он не просто их создавал, но и стремился к тому, чтобы они были удобными для пользования и красивы, т.е. совершенствовал их конструкцию и декор.
Итак, давайте сейчас смотреть и любоваться предметами быта, о которых мы, современные люди, уже давно забыли.
Смотрите внимательно, потому что - то, что вы увидите, вам пригодится при выполнении задания.
V. Формирование новых знаний.
Презентация.
1. Особое место в доме занимала прялка. Долгими зимними вечерами сидели крестьянки и пряли. Напрясть нитей надо было много, на всю семью.
Прялка состоит из лопасти, ножки, донца, городков и сережек. К лопасти привязывали кудель (пушистый комок шерсти).
2. Прялки украшались резными узорами и росписью с уже знакомыми нам знаками солнца, чудными коньками, диковинными цветами, зверями и птицами.
3. Обратите внимание, что мотив солнца присутствует не только в декоре (украшении), но и в самой конструкции прялки. Сверху это различные выступы- «городки», обозначающие путь солнца по небосводу. Снизу декоративные «серьги» и круглые розетки на ножке означают «ночное, подземное солнце».
4. Вот перед вами сказочно нарядные прялки-красавицы с резными узорами.
Прялка была особенным предметом. Добрый молодец дарил ее в подарок невесте, муж - на память жене, отец - дочери. Прялку-подарок хранили всю жизнь.
5. А вот вырезанные из дерева вальки, которыми выколачивали при стирке белье на реке. Они тоже украшены резными узорами.
6. Это рубель. С помощью этого предмета крестьянки разглаживали льняную ткань. Резные узоры и фигура коня изображают солнце, поднимающееся над землей.
7. Посмотрите, какие прекрасные туеса! В них ягоды могут храниться целый год.
А вот ковши. Прообразы их можно найти в природе. Какой ковш более сильный, строгий по форме? ( С конскими головами).
Я думаю, что вам интересно будет узнать, что ковш с конскими головами как бы олицетворял хозяина дома. Поэтому у него такой мужественный облик, а ковши-утицы – образ доброй хозяйки.
Ковши тоже украшены резьбой и узорами.
9. Резным ковшам мастера могли придавать самую разнообразную форму. На ручках этих ковшей-черпаков мы видим знакомый нам образ коня.
10. Это ковш-наливка. Представьте сколько старания, умения, любви вложил мастер в их создание.
11. В форме уточек, игрушечных кресел вырезали солонки.
-
А вот деревянные ложки. Обратите внимание на необычные резные узоры на ручках . И здесь мы видим образ коня, символы солнца, земли, древо жизни.
13. Деревянные ложки тоже красочно расписывались символическими узорами. На ложках мы видим изображение солнца, сказочных птиц.
Итак, мы с вами рассмотрели различные предметы народного быта. Вы видели, что все они были очень разными по форме, но все одинаково красивы.
-А разве бы они не выполнили своего назначения без росписи и резьбы? Ведь главное назначение этих предметов в том, что бы быть полезными человеку. А откуда у русского человека такая тяга к красоте? Как вы думаете? Давайте порассуждаем.
В доме становится уютнее, когда в нем живут красивые вещи. Красивые предметы поднимают настроение. Когда человек берет в руки красивую вещь, он становится добрее. В жизни крестьянина было так много нужды, что красота как-то скрашивала его жизнь.
Да, ребята, вот видите, оказывается, красота в жизни русского человека была как хлеб насущный, как соль и вода.
VI. Физ.минутка
Отгадайте загадку.
«Стригли, щипали, а после чесали,
Чисто, пушисто к доске привязали».
(Прялка)
-Что это чистое, пушистое к доске привязали? Конечно кудель.
Давайте покажем как девушка – пряха, сидя за прялкой, перебирала пальцами шерсть и скручивала ее в нить. Выше руки поднимаем, нить должна быть длинная, ровная. Работаем пальчиками. Нить тянется сверху – вниз.
Отгадайте еще загадки.
« Утка в реке, хвост в кулаке».
(Ковш)
«Сама не ем, а людей кормлю».
(Ложка)
А теперь все встаньте, мысленно возьмите ковш и ложки и, встав на цыпочки, потянитесь и поставьте на верхнюю полку под потолком избы.
VII. Постановка художественной задачи.
Теперь послушайте задание, которое будете выполнять.
У вас на столах лежат трафареты старинных предметов.
Обратите внимание, что у ковшей нет ручек, вы должны придумать их форму и расписать. Вспомните, какие ковши вы видели в презентации… в виде коня , в виде птицы.
У прялок тоже не хватает некоторых деталей. Дорисуйте сверху городки, серьги или ожерелье и украсьте прялку узорами.
Ребята, которые будут работать с ложками, тоже должны придумать форму ручки, она должна быть выразительной, необычной. Она может быть гладкой, волнистой, заостренной, утолщенной, загнутой на конце.
- Скажите, какими узорами, символами вы будете украшать предметы?
Символами солнца, земли, воды, т.е. солярными знаками. Можно изобразить птицу счастья или коня.
- А что означают эти символы? ( Счастье, радость, богатство.)
VIII. Практическая работа.
Возьмите трафареты, приложите к листу и простым карандашом обведите их. Продумайте и сконструируйте недостающие элементы предметам, а затем нанесите простым карандашом солярные знаки и узоры, потом обведите их фломастерами, маркерами.
Фломастеры, каких цветов вам понадобятся? Какие цвета предпочитали народные умельцы?
(Красный, желтый, коричневый, изредка зеленый, синий, черный.)
Красота росписи достигается вовсе не обилием цвета, а согласованностью ограниченных цветов.
На выполнение задания даю вам 20 минут. Работаем быстро и качественно.
(Звучит русская народная музыка.)
IX. Просмотр и анализ работ.
Теперь посмотрим, что у вас получилось.
Ребята с прялками выходите к доске, покажите свои работы. Молодцы, красивые прялки у вас получились. Садитесь.
Выходите, ребята с ковшами, покажите ковши. Трудно было рисовать ручки для ковшей с образами коней, птиц? Садитесь.
Теперь мастера по росписи ложек, выходите. Молодцы, в таких красочных ложках и еда будет вкуснее. Садитесь.
X. Подведение итогов.
Вот и закончилось наше путешествие в прошлое.
Вы сегодня выступили в роли народных умельцев, раскрашивая предметы народного быта. Вы поняли, что конструировать и создавать декор сложная, но творческая и радостная работа.
Вы, как старые мастера, постарались вложить в свою работу частичку своей души. Но вам надо ваши работы завершить.
Дома вам надо вырезать и приклеить предметы на картон.
Постарайтесь, что бы фон картона сочетался, гармонировал с вашей работой. Это ваше домашнее задание.
На следующем уроке мы еще раз посмотрим ваши завершенные работы и организуем выставку.
На уроке мы не только пытались создавать единство конструкции и декора предметов народного быта, но и прикоснулись к нашим древним корням, к памяти предков.
Надеюсь, что сегодняшний урок способствовал формированию любви и понимания к национальному русскому искусству. А это и была главная цель нашего урока.
Наведите порядок на своем рабочем месте. Всем спасибо. Урок окончен.
|
|
|