|
Конспект урока по технологии для учащихся 5 класса Тема урока: «Выбор и обоснование проекта на основе грелки -игрушки на чайник». Цели: Обучающая
Конспект урока по технологии для учащихся 5 класса
Тема урока: «Выбор и обоснование проекта на основе грелки –игрушки на чайник».
Цели:
Обучающая:
Ознакомить учащихся с понятием «проект»,
-
методами поиска новых решений,
формирование умений находить способы решения проблемы,
определиться с обоснованием и выбором темы проекта.
Воспитывающая:
воспитание настойчивости,
наблюдательности.
Развивающая
развитие мышления учащихся,
познавательных способностей,
информационной и коммуникативной компетентности.
Оборудование: образцы пояснительных записок, образцы творческих проектов, выполненные учащимися школы, таблица по этапам выполнения проекта
Программа «Технология» под редакцией В.Д. Симоненко. Тема подраздела программы «Проектирование и изготовление изделий из ткани».
Учебник: В.Н..Правдюк. и др. Технология. – М.: Вентана – Граф, 2013.
Методы: объяснительно-наглядный, частично-поисковый, метод фокальных объектов, метод морфологического анализа, метод мозговой атаки
Ход урока
1. Актуализация знаний и умений. Развитие регулятивных УУД (самооценки)
На уроках вы приобретали технологические знания и технологические умения.
-Что вы научились делать? (научились готовить, шить фартук и т.д.)
Было изготовлено изделие из ткани – фартук, при производстве которого был пройден путь от замысла модели до её реального осуществления. Мы учились действовать по инструкционной карте и следовать указаниям учителя. Попробуем дать самооценку своим умениям. Если вы считаете, что вы полностью овладели умением, то ставим за показатель 2 балла, если овладели частично, то – 1 балл. Если затрудняетесь в оценке, то 0 баллов.
Учитель зачитывает показатели критерия «технологические умения», учащиеся оценивают:
1. умения осуществлять поиск необходимой информации в области кулинарии и обработки ткани
2. умения выполнять ручные стежки и строчки, вышивку,
3. выполнять влажно – тепловые работы
4. выполнять машинные работы,
5. конструировать и моделировать швейное изделие,
6. проектировать и изготавливать швейное изделие,
7. проводить первичную и тепловую обработку продуктов, приготавливать блюда по рецептам
8. разрабатывать и оформлять интерьер.
Максимальное количество баллов – 16. При сумме 10-16 баллов, вы многому научились.
2. Целеполагание. Введение понятия « учебный проект». Формирование личностных УУД (действие смыслообразования).
- Как вы считаете, смогли бы вы изготовить какое-либо небольшое изделие из ткани своими руками?
- Подумаем, какие и для чего могут быть эти изделия? (прихватки, игольницы, подушки, салфетки, грелки-игрушки на чайник, для подарка, для украшения дома и т.п.)
-Хотелось бы вам попробовать самим сделать такое изделие?
- Для этого мы будем заниматься с вами учебным проектированием.
-Где вам встречается слово «проект»? Что же такое проект?
Слово «проект» - (от лат, projection - брошенный вперед) - это замысел, план, совокупность документов для создания какого-либо объекта; прототип, идеальный образ предполагаемого или возможного объекта, состояния.
У нас проекты учебные, т.е. мы еще будем при этом учиться чему-то новому.
Проект – самостоятельная, творчески завершенная работа учащихся, выполненная под руководством учителя.
- Скажите – фартуки, которые вы шили, чем отличались друг от друга? Каждый сам придумывал себе модель, выбирал ткань? Таким образом, фартук – это тоже проект. Итак, работает наш «Дом моделей».Учащиеся демонстрируют свои модели фартуков, называя модель и делая небольшое описание отделки и формы фартуков.
Определим, какие этапы выполнения проекта вы осуществляли при изготовлении фартука. Составляется последовательность изготовления фартука из карточек, расположенных на доске :
1. Изучение исторических сведений о фартуках.
2.Конструирование.
3.Определение назначения фартука, его отделки, формы деталей.
4.Моделирование.
5. Выбор ткани. Определение себестоимости.
6. Раскрой деталей.
7.Обработка деталей.
8.Соединение деталей.
9. Окончательная обработка фартука.
10. Контроль и самооценка.
3. Обоснование выбора темы проекта. Работа в группах. Используется метод «мозговой атаки». Формирование познавательных УУД (общеучебных).
Работа над проектом начинается с определения потребности в каком-либо изделии или услуге. Запишем на доске все возможные области применения наших сил, возможные предметы быта, какие могут быть изготовлены. Работа идет по группам. На обсуждение дается 5 минут. Каждая группа записывает самые невозможные и возможные предложения на доске. Проводится «мозговая атака». Рассматриваются все предложения от всех учащихся. Они являются «генераторами идей».
После записи всех предложений надо отобрать возможные, для этого все мы – «эксперты». Производится обсуждение возможности выполнения такого проекта. После обсуждения для проектирования отобраны несколько тем: изготовление прихваток, мягких игрушек, грелок – игрушек на чайник. Каковы варианты решения каждой темы. Этим занимаются конструкторы и дизайнеры. Заслушаем сообщения об этих профессиях.
4. Создание разнообразия вариантов, моделей изделий с помощью методов морфологического анализа. Формирование познавательных УУД (логических).
Для разработки моделей наших проектов мы используем методы решения конструкторско-технологической задачи: метод морфологического анализа. Разберем сущность метода морфологического анализа. Выбирается группа основных признаков и для каждого из них подбираются возможные варианты решения. Варианты решения удобно представить в виде таблицы. Составим пример таблицы для изготовления грелки - игрушки (учащиеся заполняют таблицу):
Признаки
|
Возможные варианты
|
1
|
2
|
3
|
4
|
1.Материал грелки - игрушки
|
Шелк
|
Шерсть
|
Ситец
|
Драп
|
2.Отделка
|
Вышивка
|
Аппликация
|
Тесьма
|
Объёмная форма
|
3.Форма грелки - подушки
|
Круг
|
Квадрат
|
полуовал
|
Треугольник
|
4.Технология
|
Из лоскутов ткани
|
Комбинирование ткани
|
Из одного материала
|
Из частей (из двух разных )
|
5.Отделка края
|
Кружево
|
Тесьма и кисти
|
Обвязка
|
Помпоны
|
Таким образом можно определить, какую грелку – игрушку мы выберем для изготовления проекта. Составьте свой вариант с описанием. Этот анализ называется дизайн – анализ объекта.
5. Закрепление. Практическая работа: Группам учащихся составить таблицу для прихватки.
В центре находится название объекта, по сторонам элементы исследования, которые должен продумать ученик:
материал, технология изготовления, отделка, цвет, форма, размер.
Вопросы по окончании работы:
С каким методом проектирования познакомились на этом уроке?
Какую роль играет метод морфологического анализа в создании проекта?
|
|
|