|
«Роль пейзажа в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»
Урок литературы в 10 классе.
Тема: «Роль пейзажа в романе Л.Н. Толстого «Война и мир».
Цели:
Выяснить, какова роль пейзажа в романе «Война и мир»;
-
Развивать умения анализировать текст, прививать внимательное отношение к слову;
Развивать креативное мышление, воспитывать любовь к природе.
Оборудование: выполненные учащимися иллюстрации «Ночь в Отрадном», «Встреча с дубом», «Под небом Аустерлица», аудио Бетховен «Лунная соната».
Сообщение темы, цели (выяснить роль пейзажа в романе)
Мотивация
- Зачем нам это нужно?
(Чтобы лучше понять идейный замысел писателя)
Толстой страстно любил природу и умел показать в своих произведениях ее красоту. Обратите внимание на чувство меры и художественный такт писателя в творческом применении пейзажа. Он не злоупотребляет картинами природы и умеет находить им место в повествовании.
Постановка проблемы.
- Мы должны будем ответить на вопрос, для чего автор вводит картины природы в эпизоды, которые будут вами представлены.
Сообщения учащихся по группам.
Зачитывание отрывка;
Анализ эпизода;
Вывод по проблеме (Записывается в тетрадях)
Анализируются эпизоды:
-
Образ (мотив) неба в романе. Вывод: природа помогает героям найти свое место в жизни, открыть ее смысл.
Ночь в Отрадном (отрывок читается наизусть на фоне «Лунной сонаты» Бетховена). Вывод: только положительные герои умеют ценить красоту природы, пейзаж помогает понять их внутренний мир.
-
Первая встреча с дубом (Андрей Болконский): а) Чтение отрывка наизусть; б) реализация индивидуального задания (лингвистический анализ текста); в) Вывод: пейзаж оттеняет психологическое состояние героев, сходство жизни природы с жизнью человека.
-
Вторая встреча с дубом: а) Художественный пересказ; б) Лингвистический анализ текста; в) Вывод: Толстой показывает сходство жизни природы с судьбой человека.
Охота в Отрадном. Вывод: природа возбуждает силы в человеке, ей созвучно настроение людей.
-
Зимняя лунная ночь. Вывод: пейзаж отражает настроение героев, гармонирует с ним.
Бородинское поле. Вывод: картины природы противопоставлены картине поля битвы. Ярче показан ужас войны, отношение автора к ней.
Партизаны в лесу. Вывод: природа созвучна деятельности героев.
Дополнительные вопросы:
- укажите ключевые слова.
- какие слова несут эмоциональную нагрузку?
-
Вывод по проблеме урока: пейзаж помогает понять события и эпизоды, поступки и переживания героев. Он играет важную роль в раскрытии авторского замысла.
Итог урока.
Рефлексия.
Выставление мотивированных оценок.
Домашнее задание. Любимые страницы романа (у каждого они свои) проанализировать по плану анализа эпизода. Сделать иллюстрацию (по желанию).
|
|
|