|
Урок литературы в 10 классе Анализ эпизода «В салоне Анны Павловны Шерер» (по роману-эпопее Л. Н. Толстого «Война и мир»)
Урок литературы в 10 классе
Анализ эпизода
«В салоне
Анны Павловны Шерер»
(по роману-эпопее Л.Н.Толстого «Война и мир»)
Подготовила:
учитель русского языка и литературы
Карпенко Н.А.
Вечер Анны Павловны был пущен.
Веретена с разных сторон равномерно и не
умолкая шумели.
Л. Толстой
Приличьем стянутые маски…
М. Лермонтов
Цель: Определить отношение автора романа к нормам жизни высшего света и каким образом он это выражает.
Задачи:
Вспомнить элементы сюжета и их роль в произведении.
Выяснить, с какой целью петербургская знать собиралась в столичных салонах.
Поразмышлять о значении французской и русской речи в романе.
Учить работать с художественной деталью, посредством которой автор характеризует своего героя.
Уяснить суть метода «срывания всех и всяческих масок».
Определить художественные приемы, с помощью которых Толстой выражает свое отрицательное отношение к героям.
Ход урока.
Элементы сюжета. Завязка романа.
- Здравствуйте, ребята.
Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с романом-эпопеей Л. Н. Толстого «Война и мир» и побываем в самом знаменитом петербургском салоне 1805 года, где собиралось великосветское общество, - салоне Анны Павловны Шерер.
Наша ЦЕЛЬ: определить отношение автора к нормам жизни высшего света и каким образом он это выражает.
Задачи:
Выяснить, с какой целью петербургская знать собиралась в столичных салонах;
-
Определить значение французской и русской речи в романе;
Поговорим о посетителях салона и постараемся уяснить суть метода «срывания всех и всяческих масок», который Л.Н.Толстой применяет в своем романе-эпопее;
Выясним, с помощью каких художественных приемов Л.Н.Толстой выражает свое отношение к героям.
- Но сначала давайте вспомним, почему это произведение относится к такому эпическому жанру, как роман-эпопея. Какие жанры эпоса вы знаете? Чем они отличаются?
- Как обычно строится произведение? Какие элементы сюжета обязательно есть в художественном произведении?
- С какого эпизода начинается роман-эпопея «Война и мир»? (С описания салона А.П.Шерер).
- К какому элементу сюжета можно отнести этот эпизод?
- Как вы думаете, какое значение имеет завязка для произведения? Вспомните примеры завязок в других произведениях? («Бесприданница» - приезд Паратова)
- Почему именно этот эпизод считается завязкой всего романа?
Запись в тетради:
На вечере у А.П.Шерер, завязываются все нити романа. Разговоры в салоне лиц, близких к царскому двору, позволяют включиться в политическую атмосферу эпохи, потому что именно в июле 1805 года происходит разрыв дипломатических отношений с Францией, отсюда завязывается и основа сюжета романа – конфликт с Наполеоном. Здесь, в салоне, зарождаются основные проблемы романа: красота истинная и ложная, общение, любовь, патриотизм, проблема возможности мира во всем мире.
- Что представляет собой салон?
- Кому принадлежит салон, с описания которого начинается роман-эпопея «Война и мир»? Напомните, пожалуйста, кто такая – Анна Павловна Шерер?
(Фрейлина и приближенная императрицы Марии Федоровны).
- Кто такая фрейлина?
- Давайте вспомним, кто в 1805 г. в России был императором? Кто такая Мария Федоровна?
- Значит, в салоне фрейлины императрицы собиралась вся петербургская знать.
Итак, салон уж начался!
Анализ эпизода.
Анна Павловна Шерер.
- Напомните мне, кто является хозяйкой салона?
- Откуда гости узнали о вечере? Как ведет себя Анна Павловна на своем званом вечере?
- В чем заключается смысл её жизни? Смысл её жизни заключается в содержании своего салона. Она обладает всеми качествами, чтобы быть успешной светской дамой.
Василий Курагин.
- Кто был первым гостем?
- Кто же такой В.Курагин, какой пост он занимает? ()
- Как он одет?
- Каким тоном говорит Василий Курагин с Анной Павловной? Какова его речь?
- Как встречает его Анна Павловна? Почему она в самом начале их разговора упоминает о том, что Генуя и Лукка – поместья фамилии Бонапарте?
- Кого Анна Павловна называет Антихристом? Почему?
- Почему именно сейчас, в июле 1805 года, речь зашла о войне с Наполеоном?
- Какую роль отводит Анна Павловна России в этой войне?
- Как она относится к императору?
- Чего больше всего боятся великосветские вельможи? (революции)
- Кто такой Новосильцев? Какова его заслуга?
- Какова же настоящая цель приезда Василия Курагина? (Определить Ипполита первым секретарем в Вену)
- Когда Василий заговорил об истинных намерениях? (После того, как А.П. закончила свою пламенную речь об императоре и начала рассказывать о приглашенных на вечер.)
- О чем это говорит? (О том, что князя Василия абсолютно не интересует судьба России и тем более гости Анны Павловны. Его интересует только судьба его детей, т.к. от этого зависит и его материальное положение).
- Как отзывается отец о своих детях?
- На ком предлагает Анна Павловна женить Анатоля?
- Как отреагировал Василий Курагин на ее предложение?
- Как Анна Павловна хочет провернуть это дельце? (Поговорить об этом с Лизой Болконской)
- Василий Курагин и Анна Павловна за спиной решают судьбы людей, забывая о чести и достоинстве.
Василий Курагин в погоне за выгодой готов на все. Цель – попытаться пристроить сыновей: Ипполита («спокойного дурака») в посольство в Вене и Анатоля («беспокойного дурака») женить на богатой невесте.)
Гости: Элен, Лиза, Ипполит, Мортемар (эмигрант из Франции из-за революции), аббат Морио (итальянец).
- Какой обряд должны были совершать все гости салона? (приветствования тетушки). Зачем? Так было принято: жить не своим умом, а на старших глядя.
Лиза.
- Описание Лизы.
Пьер.
- Описание Пьера.
- Как приняла его Анна Павловна?
- Чем отличался Пьер от остальных гостей салона?
- Как Пьер ведет себя в салоне?
- Какое определение Пьеру дает Анна Павловна (человек, не умеющий жить).
- Как ведет себя во время вечера Анна Павловна?
Элен.
- Описание Элен.
Андрей Болконский.
- Описание князя Андрея.
- Почему ему было скучно в этом обществе?
- Как общество относится к князю? (Он на равных правах, его уважают и боятся, он может позволить себе «щурясь» оглядеть общество. Но они для него чужие.)
Почему спустя полтора года после свадьбы Андрею надоела жена?
- Кому в этом салоне был рад Андрей? Почему?
- У кого живет Пьер в Петербурге? Почему? Зачем князю Василию нужен Пьер? (Чтобы умирающий отец Пьера граф Кирилл Владимирович Безухов оставил Курагину часть наследства в честь заботы о внебрачном сыне).
Анна Михайловна Друбецкая.
- Кто такая А.М. Друбецкая? Женщина из знатного дворянского, но разорившегося рода. Под началом её отца когда-то делал при дворе первые шаги князь Василий Курагин.
- Зачем на этот вечер приехала А.М. Друбецкая?
- Как она себя ведет? (Сидит рядом с никому неизвестной тетушкой и выжидает удобного случая, чтобы поговорить с Василием Курагиным о переводе её сына Бориса в гвардию, а затем – в адъютанты к Кутузову.)
- Кто в салоне защищает Наполеона, высказывая собственное мнение?
- С кем он спорит?
- Кто на него нападает? (Мортемар, Анна Павловна, Лиза, Ипполит)
- Когда все набросились на Пьера, кто выручил его?
- Как уходит Пьер?
3. Значение французской речи в романе.
– С какой целью Толстой вводит в роман французский язык? (Почему в русском романе так много французского текста?) (Это подчёркивает незнание героями родного языка.
Французский язык есть средство характеристики знати с её антинациональной ориентацией. Простым использованием то русского, то французского языка Толстой проявляет своё отношение к описываемому. Слова Пьера, хотя он, несомненно, великолепно владеет французским языком и более привык к нему за границей, Толстой приводит только по-русски. Реплики князя Андрея тоже приведены, в основном, по-русски, за исключением двух случаев: князь Андрей, войдя в салон, по-французски отвечает на вопрос Анны Павловны, заданный по-французски, и по-французски же цитирует речь Наполеона.
Как правило, там, где описывается ложь или зло, в роман врывается французский язык, позднее, немецкий язык.)
4.Авторское отношение к нормам жизни светского общества
Светские вечера, сплетни, богатство, балы – это все, чем живет великосветская знать Петербурга. Толстому противно все, что здесь происходит. Все здесь – фальшь, маска, скрывающая эгоизм, равнодушие ко всему, кроме собственных интересов. Все здесь происходит подобно спектаклю в театре. Почти каждый скрывается под маской, которую хотят видеть на нём окружающие, каждый делают не то, что хочется, а то, что нужно делать. Их речи, жесты, слова определяются правилами светского поведения. Цель их жизни – быть богатыми и знаменитыми. Во всем этом Толстой видел мертвое начало, ведь эти герои не изменяются на протяжении всего романа.
Приемы, которые использует Толстой для изображения панорамы жизни светского общества:
Приём сопоставления.
Прием противопоставления.
2. «Срывание всех и всяческих масок».
Домашнее задание:
Прочитать 7-17 главы.
Анализ эпизода «Именины Наташи Ростовой».
|
|
|