|
«Экономические аспекты проектной деятельности учащихся»
Курсы повышения квалификации учителей экономики и технологии
Доклад: «Экономические аспекты проектной деятельности учащихся»
Автор: Ускова Елена Владимировна, учитель технологии,
МОУ «Железногорская СОШ №3»
Г. Иркутск
2012
Содержание
Метод проектов в школьных дисциплинах 3
Классификация проектов по содержанию 4
Возможные направления проектной деятельности в других образовательных областях 4
Использование проектной деятельности при изучении подраздела
«Семейная экономика» 5
Экономическое обоснование творческого проекта 6
Вывод 8
Литература 9
Метод проектов в школьных дисциплинах
Метод проектов - это то дидактическое средство, которое способствует формированию навыков целеполагания, и позволяет учащимся находить оптимальные пути достижения сформулированных целей при соответствующем руководстве со стороны педагога. Он применяется и при коллективной, и при индивидуальной работе учащихся.
При дидактически правильном использовании метода в полной мере реализуется развивающая и воспитывающая составляющие учебного процесса. Формирование устойчивого интереса у учащихся к данной форме учения является обязательной педагогической задачей, решаемой учителем. Навыки ученического самоуправления, формируемые и совершенствуемые при коллективных формах деятельности, создают предпосылки для максимального использования умственных способностей каждого учащегося, позволяют проявить ему свою неповторимую индивидуальность на отдельных этапах деятельности. При этом учащиеся самоопределяют круг возможных проблем для индивидуального и для коллективного решения возникающих проблем. Целесообразно знакомить учащихся и с индуктивными, и с дедуктивными способами разрешения проблем. Решение проблем методом восхождения от абстрактного к конкретному может рекомендоваться как более предпочтительное. Установление различных аналогий тоже является эффективным средством поиска принципиально новых решений.
При использовании метода проектов возникает явно выраженное противоречие между необходимостью повышать общеобразовательный уровень учащихся и их личными потребностями и интересами. Допустимо разрешать учащимся выбирать задания, моделирующие интересующие их жизненные ситуации, но при обязательном условии согласования целей проектной деятельности со структурой образовательной программы.
Учитель может включать разделы основ проектирования в содержание любых образовательных курсов, которые он преподает. Содержание проектных заданий следует согласовать с тематикой разделов изучаемого курса. В соответствии со спецификой преподаваемого курса педагог может предложить учащимся специальные проектные задания, связанные с тематикой «Обслуживающего труда» и других видов трудовой деятельности.
В общеобразовательных учреждениях имеется возможность смоделировать в обобщенном виде производственные отношения нового века и показать место и роль проектного творчества и личности в социуме. Педагогически эффективно моделировать такие ситуации, которые будут побуждать школьников к созданию новых технических, технологических и социальных решений, внедрение которых принесет ощутимую пользу, в том числе и материальную, непосредственно самим учащимся, школе и другим организациям. Такая постановка вопроса очень актуальна в современных экономических условиях.
В учебном заведении «Технология» - интегративная образовательная область, синтезирующая научные знания из математики, физики, химии и биологии и показывающая их использование в работе промышленности, энергетики, связи, сельского хозяйства, транспорта и в других направлениях деятельности человека.
«Технология» - область учебного плана, развивающая навыки решения проблем посредством проектирования и изготовления изделий и систем. Проектирование и
изготовление - единый процесс, являющийся основополагающим в образовательной области.
Цель любого проекта направлена на изменение окружающей человека искусственной среды.
Классификация проектов по содержанию:
1. Интеллектуальные. Описание модернизированных, оригинальных новых технологий обработки материалов, продуктов, почвы; программы для ЭВМ; дизайнерские разработки учебных, жилых и производственных помещений и т.п.
2. Материальные. Изготовление инструментов, приспособлений, бытовых устройств, средств малой механизации и автоматизации, учебно-наглядных пособий.
3. Экологические. Очистка загрязненных производственных помещений, лесных и лесохозяйственных угодий, водоемов; сбор и использование вторичного сырья для изготовления объектов труда учащимися.
4. Сервисные. Сбор, оформление и представление информации; обслуживание и ремонт оборудования, ремонт и благоустройство жилья.
5. Комплексные, включающие интеллектуальные, материальные, экологические и сервисные составляющие.
Возможные направления проектной деятельности в других образовательных областях
Русский язык – разработка версий визитных карточек;
– оформление текста писем;
– оформление деловых бумаг.
Физика – усовершенствование уже имеющихся и разработка новых приборов.
Информатика – сравнение программ
Химия – кулинария, косметология.
Изобразительное искусство – разработка товарного знака, цветоведение в психологии
рекламы и имиджа.
География – проекты маршрутов экскурсий, экологические проекты.
История – экскурсии по историческим местам (в том числе возможны услуги гостиничного бизнеса как за деньги, так и за интерес, то есть возможность прямого общения с жителями других городов и стран);
– история костюма, интерьера, предметов быта в приложении к современному дизайну (проектирование изделий с местным или национальным колоритом, что будет способствовать патриотическому воспитанию и укреплению межнациональных связей);
– народные косметические средства;
– создание современных причесок на основе национальных.
Обществознание (социология) – маркетинговые исследования: сфера услуг, банковские услуги, целевые группы (например, чтобы сделать вывод, каких кружков и факультативов не хватает в школе), пиар (воздействие на имидж ученика, класса или всей школы).
Следует обратить внимание на то, что приведенная тематика проектов, в основном, направлена на повышение интеллектуализации трудового образования, на стимулирование любознательности, на установление межпредметных связей. Именно поэтому ожидаемое выполнение проектов носит интегративный характер, включающий материализацию идей и предложений.
Творческие проекты могут выполняться для школы, дома, досуга, в виде заказов предприятий (фирм).
Использование проектной деятельности при изучении подраздела «Семейная экономика».
Как правило, в 5-7 классах учащиеся выполняют творческие проекты по декоративно-прикладному творчеству и кулинарии, так как эти направления являются базовыми, и вызывают повышенный интерес у самих учащихся, но нужно помнить, что проекты должны усложняться постепенно, по мере того как учащиеся переходят из класса в класс.
Подраздел «Семейная экономика» для учащихся является новым, поэтому его изучение в рамках предмета «Технология» должно вызывать только интерес и желание продолжать изучать экономику в целом как науку. И потому на технологов ложится большая задача, так как именно им предоставлено право первыми ввести учащихся в экономическую науку. И совершенно правильно, что это изучение начинается с основ домашней экономики.
Выбор темы творческого проекта является сложным моментом для ученика, поэтому учителю важно ориентировать его на такие вопросы, которые позволяют охватить, возможно, большой круг вопросов по программе предмета, а так же учесть интересы учащихся и степень их подготовленности.
Подраздел «Семейная экономика» как нельзя, кстати, подходит для этой цели.
Выявление проблемы проектирования, маркетинговые исследования, расчет себестоимости проекта, рекламирование изделия – это те составляющие творческого проекта, которые напрямую перекликаются с темами экономического раздела технологии. С помощью проектной деятельности дети способны применить и углубить знания, полученные в области подраздела «Семейная экономика».
Окружающий нас мир ставит множество проблем, требующих решений. Они связаны в основном с неудовлетворенными потребностями человека или общества. Для учителя очень важно помочь учащимся найти проблемы, которые вызовут их интерес и желание самостоятельно искать решение.
В качестве такой помощи можно предложить уже составленный учителем «Банк идей» для проектирования в области «Семейная экономика».
Банк идей
Расчет себестоимости продукции, выращенной на приусадебном участке.
Использование компьютерных программ для ведения семейного бюджета.
Разработка варианта ведения домашней книги учёта доходов и расходов.
Составление коллекции этикеток различных товаров.
Разработка варианта ведения предпринимательской деятельности с использованием приусадебного участка.
Сравнение компьютерных программ, используемых для ведения семейного бюджета.
Составление алгоритма действий покупателя при выборе какого-либо товара.
Пути экономии электрической энергии.
Оформление интерьера жилого помещения.
Использование декоративных растений для оформления интерьера.
Оснащение рабочего места для ремонта и отделки помещений.
Экологическая безопасность при выполнении ремонтно-отделочных работ.
Анализ рекламы современной бытовой техники.
Выбор способа совершения покупки.
Продвижение продукта труда на рынок.
Фуршетные фантазии.
Чаепитие – дело важное.
Лоскутная мозаика, или новая жизнь маминого платья.
Гармонизация пространства по Фэн-шуй.
Обзор русского народного календаря.
Очаг как отражение уклада жизни россиян.
Роль пирогов в традиционных русских праздниках.
Процесс активного мышления – двигатель бизнеса.
Одежда успеха.
Общение с иностранцами. Быт, нравы разных народов.
Приёмы и визиты в деловом мире.
Вручаем презенты.
Визитки. Деловые письма.
Умение говорить и слушать.
Декоративное украшение окон.
Декоративное оформление столовой.
Использование компьютерных программ для вышивания.
Преобразование иллюстрации или фотографии в рисунок для вышивания с помощью компьютерных программ.
Астрология растений.
Технология и экология.
В современных экономических условиях нельзя упускать из виду проблему формирования у учащихся предприимчивости, в том числе и на уроках проектного творчества. Школьникам вполне по силам усвоить знания об основополагающих тенденциях социального развития общества и его потребностях, направлениях развития техники и технологий, сфер и видов социальной деятельности. Овладение некоторыми из современных поисковых методик, в частности функционально-стоимостным анализом, способствует развитию навыков оценки экономической эффективности результатов творческой деятельности. Это прямой путь к формированию способностей работать в новых экономических условиях. Наилучшим образом проблема формирования у учащихся предприимчивости решается через проектную деятельность, связанную с изучением «Семейной Экономики».
Экономическое обоснование творческого проекта.
Перед тем как что-либо изготовить, надо взвесить, во что обойдется предлагаемая работа. Какая будет выгода или убыток? Ответы на эти вопросы дают экономические расчеты. Таким образом, необходимо учить школьников поступать рационально, проявлять предприимчивость, находчивость, смекалку, чтобы изготовить полезную вещь с минимальными материальными затратами, из недорогих материалов (или даже из их отходов, "утиля", обрезков) и, вместе с тем, наделив ее целым рядом достоинств.
В проспекте творческого проекта в данном разделе необходимо дать:
- обоснование расхода необходимых материалов, средств, энергии для изготовления изделия;
- определение себестоимости изготавливаемого изделия;
- определение цены изделия, предполагаемых прибыли и сроков реализации (в случае, если проект изготавливался с целью реализации, для организации производства).
- мини-маркетинговое исследование для определения возможных способов реализации изделия, бизнесплан, рекламу (или рекламный проспект изделия), товарный знак изделия (услуги). Выбор рынка для реализации проекта;
- планирование использования отходов. (Например, остатки ткани после раскроя можно использовать для изготовления кухонной прихватки, декоративной грелки на чайник, сумки для ванной, изготовленных с помощью лоскутной техники, или для выполнения аппликации и пр.)
В содержании пояснительной записки проекта есть экономические категории, следовательно, учащимся никак не обойтись без интеграции экономических и технологических знаний. Так как учащиеся начинают выполнять проекты по технологии с 5 класса, то возникает необходимость знакомить их с экономическими понятиями в самой упрощенной форме, помогать выполнению экономических расчетов.
Раздел экономическое обоснование включает в себя расчет стоимости материалов, амортизацию оборудования и расчет стоимости коммунальных услуг. Таким образом, учащиеся определяют себестоимость проектного продукта. Сравнивая себестоимость полученного изделия или услуги с ценой подобного на рынке, ученики определяют экономическую выгоду, то есть предполагаемую прибыль. Расчёт себестоимости позволяет оценить экономическую выгоду проекта.
Себестоимость - это действительная стоимость, вложенная производителем в изготовление. Это один из основных показателей хозяйственной деятельности, рационального использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов.
В упрощенном виде себестоимость изделия можно представить в виде формулы:
С=МЗ+Роп+А,
где С – себестоимость изделия (продукции, товара, услуг)
МЗ – материальные затраты на производство
Роп – расходы на оплату труда
А – амортизационные отчисления на восстановление основных производственных фондов (амортизация – это перенос стоимости основных фондов на вновь созданный продукт).
Материальные затраты (МЗ) считаются по формуле:
МЗ=Ц1+ Ц2+ Ц3,
где Ц1 – цена, затраченная на приобретение необходимых материалов
Ц2 – цена затрат на электроэнергию для освещения во время выполнения изделия
Ц3 – цена затрат на электроэнергию за время выполнения изделия на оборудовании.
К амортизационным отчислениям (Ао) относятся расходы на амортизацию инструментов Ао1 (полное списание инструментов производится через 5 лет) и амортизационные отчисления оборудования Ао2 (составляют 10% в год от их стоимости; срок эксплуатации станков – 10 лет).
Расходы на оплату труда (Роп) не учитываются, так как работа выполняется не наемными работниками, а автором проекта.
При подсчёте себестоимости возможен учёт коммунальных услуг (Ук), а также других затрат (Здр). В этом случаи они так же могут быть уточнены при подсчёте себестоимости.
Необходимо стремиться к максимально возможному снижению себестоимости проекта.
Любой процесс технологического творчества должен завершаться защитой учащимися своего решения с позиций его эффективности и экономичности.
Особое внимание заслуживает оценка результатов проектной деятельности. Во избежание противоречий в процессе практической деятельности над проектом можно учитывать рейтинговую отметку, которая ближе к объективной и в сумме равна следующему: самооценка + оценка учителя + средняя по группе (каждый слушатель при защите проекта ставит оценку выступающему, оценки суммируются и делятся на количество учащихся).
Умение проектировщиков самостоятельно оценивать свой труд, а также динамику рейтинговых оценок, получаемых за выполнение проекта, является важным показателем диагностики развития человека.
Вывод.
Таким образом, метод проектов как педагогическая технология включает в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов. Выполнение проекта дает возможность ученику проявить себя индивидуально или в группе, раскрыть свой творческий потенциал, попробовать свои силы, приложить свои знания и умения, принести пользу, создав оригинальный продукт и публично показать достигнутый результат. Для учителя метод проектов - это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет объединить практическую и умственную деятельность обучаемых, создает условия для творческой самореализации детей, повышает мотивацию к учению, способствует развитию интеллекта, самостоятельности, ответственности, умений выявлять проблему, ставить цели, планировать собственную деятельность, принимать решения, критически оценивать результаты.
Литература
gymnasia-school.edu.ru›66…tvorcheskij-proekt.html
uroki.net›doctrud/doctrud23.htm
nsportal.ru›Школа›Экономика›…-proekt-po-ekonomike…
academy.cross-kpk.ru›bank/6/008/Lekcsiay3_4.html
do.gendocs.ru›docs/index-141870.html…
revolution.allbest.ru
|
|
|